Основные
государственные законы заложили основы новой политической системы, впоследствии
получившей название третьеиюньской монархии. Сами Основные законы выделялись
особой юридической силой. Для их изменения устанавливался особый порядок, они
могли быть пересмотрены только по инициативе императора, в текст законов нельзя
было внести коррективы в порядке чрезвычайного законодательства. Законы
утверждали основы правового положения подданных, регулировали порядок
образования, построения и деятельности государственных органов, служили базой
для текущего законодательства. Основные государственные законы 1906 г.
являлись конституцией. Таковыми они рассматривались как представителями власти,
так и либеральными историками государственного права.
На
содержании Основных законов 1906 г. отразились теория и практика
государственного права зарубежных стран. Первый проект Основных законов,
подготовленный в самом начале 1906 г. государственной канцелярией почти
буквально воспроизводил соответствующие тексты прусской, бельгийской, а частью
и японской конституции 1899 г. Но в последующих редакциях соотношение
между «национально-бытовыми» и европейскими компонентами изменилось в пользу
первых и, прежде всего, в части расширения прерогатив императорской власти за
счет полномочий законодательных учреждений.
Основные
законы отличались и неясностью формулировок в отношении ряда норм, регламентировавших
деятельность Государственной Думы. Текст основных законов был крайне
неопределенен в трактовке понятия сессии. Например, говорилось о том, что «продолжительность
ежегодных занятий Государственного Совета и Государственной Думы и сроки перерыва
их занятий в течение года определяются указами Государя Императора». Без
ответа оставался вопрос о том, сколько может быть сессий в течение года. И
краткосрочные, и длительные перерывы в деятельности Думы объявлялись указами
императора в одних и тех же выражениях. Упущена была в Основных законах и
норма, регулировавшая порядок прекращения деятельности Думы в связи с
истечением пятилетнего срока ее полномочий. Неурегулированным законодательством
остался и вопрос о преемственности законодательных работ различных созывов
Думы.
Конечно,
противоречия и недостатки Основных государственных законов Российской империи
1906 г. были порождены не только «ограничительной тенденцией», но и
новизной проблем, с которыми столкнулась политическая элита, и вынужденной поспешностью,
с которой проводились преобразования.
Таким
образом, можно сделать выводы, что в России установилась дуалистическая
монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное
разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной
монархии, при явном преобладании первых.
Глава 2. Роль
основных законов Российской империи 23 апреля 1906г. в историко-правовой науке.
2.1.Основные
законы 23 апреля 1906г. – первая Конституция России.
Основные
государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906
г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг., и
ставший конституцией Российской Империи на последнем этапе ее существования.
Отечественное
законодательство конца XIX - начала XX веков носило авторитарный характер, хотя
прослеживается явная тенденция к демократизации последнего. Нормативные
правовые акты 1905 - 1906 годов по праву можно назвать неписаной Конституцией России.
Разумеется, она не содержит всего перечня вопросов, которые в современной
отечественной науке относят к конституционному урегулированию, но, тем не
менее, она содержит основополагающие нормы государственного и общественного
регулирования.
Конституция России
1905 - 1906 годов явила собой пожалуемую
конституцию, которую Николай II самостоятельно, правда, под давлением
первой революции 1905 года, «пожаловал» населению России. Данная
конституция, как говорилось ранее, заложила основные принципы
государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел
пренебрегать. Свод «Основных государственных законов» был подготовлен и
накануне открытия I Государственной Думы
утвержден Николаем II.
Содержание Основных
законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Например,
в них впервые были закреплены некоторые права и свободы человека, а также общие
направления политики государства, что, в целом, существенно отличает конституционный
акт от
других
нормативно-правовых актов.
Особая,
устроженная форма их принятия впервые возводила их на место, несвойственное
ранее никаким законам Империи. До того существовал естественный для
самодержавной государственности принцип, что при столкновении законов действует
более поздний. Основные Государственные Законы 1906 года, став первой
конституцией в истории нашей страны, совместили, опять же впервые,
монархический элемент верховной власти с демократическим в лице Государственной
Думы и с корпоративным в лице Государственного Совета. Новая система явилась
проявлением органического развития российского государственного правопорядка.
Конституция
России 1906 г. была так называемой октроированной, то есть жалованной
конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал
часть своих прав народному собранию. Но юридические свойства конституции не
зависят от способа её принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма
солидное, основательное нормативно-правовое образование (она состояла из 11
глав и 124 статей), охватившее все основополагающие государственно-правовые
институты. У Основных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно
было лишь в особом законодательном порядке (император мог только выступить с
инициативой пересмотра, но не мог воспользоваться ею без согласия
Государственной думы).
Впервые в своей
истории основные законы, которые, как известно, издавались с 1832 г.,
провозгласили права и гражданские свободы. Российским подданным, превратившимся
в граждан, конституционно гарантировались неприкосновенность личности и
законность юридического преследования (ст. 30 — 32), неприкосновенность жилища
(ст. 33), свобода выезда за пределы государства (ст. 34), неприкосновенность
собственности (ст. 35), свобода собраний, слова и печати (ст. 36–39).
Каково же было
положение основных звеньев верховной власти в России по Основным законам 1906
г.?
Правовое
положение императора определяла ст. 4, которая предоставляла ему «верховную
самодержавную власть». Однако теперь эта власть не признавалась неограниченной,
как это было ранее. Закон гласил, что «государь император осуществляет
законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной
думой» (ст. 7).
Самодержавная
власть мыслилась как гарант целостности Российского многонационального
государства, которое ст. 1 объявляла «единым и нераздельным». Русский язык
признавался общегосударственным в армии, на флоте и в «государственных и
общественных установлениях». Употребление местных языков и наречий в этих
установлениях регулировалось особыми законами.
По традиции особа
государя объявлялась «священной и неприкосновенной». Прерогативой императорской
власти становилась законотворческая деятельность: «почин по всем предметам
законодательства» ( инициатива) и утверждение законов.
Но законы, не
принятые Госсоветом и Госдумой, считались отклоненными. Император мог издавать,
в соответствии с законами, указы «дай устройства и приведения в действие
различных частей государственного управления» и повеления, «необходимые для
исполнения законов» (подзаконные акты).
Император
оставался также верховным руководителем «всех внешних сношений Российского
государства», объявлял войну, заключал мир и международные договоры.
Конституция оставила за ним право быть «державным вождем», то есть
главнокомандующим армии и флота. Император мог издавать указы и повеления относительно
дислокации войск, переведения их на военное положение, обучения их, прохождения
службы чинами армии и флота и «всего вообще относящегося до устройства
вооруженных сил и обороны Российского государства» (ст. 14).
Прерогативой
императора было объявление в стране военного и исключительного (чрезвычайного)
положения, чеканка монеты и определение ее внешнего вида. Он ведал назначением
и увольнением высших чиновников, жаловал титулы, ордена и другие
государственные отличия, а также права состояния. Имущества, составлявшие
личную собственность императора, и имущества, находящиеся в собственности
царствующего императора (не подлежащие разделу, передаче по наследству и другим
видам отчуждения), освобождались от платежа налогов и сборов.
Осуществляемой от
имени государя императора признавалась Основными законами судебная власть в
России. За ним сохранялось право помилования осужденных, смягчения наказаний и
общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением дел и освобождением
их от суда и наказания.
По английскому
принципу «контрасигнатуры» подпись императора под указами перед опубликованием
скреплялась подписью председателя Совета министров или соответствующего
министра (ст. 26). За императором сохранялась также право абсолютного вето
(роспуска) в отношении Госдумы.
Государственная
дума вместе с Государственным советом наделялась законодательными правами.
Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе
принадлежала и законодательная инициатива: «возбуждение предположения об отмене
или изменении действующих и издании новых законов», за исключением Основных
государственных законов, инициатива пересмотра которых оставалась за
императором. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса должны
были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законодательные
предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после
одобрения или отклонения им – к императору, который выносил окончательное
решение.
Основные законы
предоставили Госдуме также компетенцию утверждения бюджета («государственной
росписи») страны. Однако Дума не могла при этом исключать или сокращать расходы
по государственным долгам и другим государственным обязательствам. Она не
получила права обсуждать расходы императорского двора и императорской фамилии,
чрезвычайные расходы в военное время и возможные сверхсметные расходы на войну,
государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке
верховного управления».
Депутаты
Государственной думы избирались населением на пять лет в создаваемых согласно
избирательного закона округах, тайным голосованием. Дума проверяла полномочия
своих членов. При нарушении процедуры выборов по решению Сената могло быть
назначено переизбрание.
Государственная
дума созывалась указами императора два раза в год (весенняя и осенняя сессии).
Для рассмотрения обсуждаемых в ней вопросов действовало общее собрание Думы и
образовывались комиссии и комитеты. Во главе Думы стояли выборный Председатель
и два его товарища, избиравшиеся на один год. Секретарь Думы и его товарищи
избирались на весь срок полномочий Думы ( 5 лет).
Депутаты
считались независимыми от народа и обладали депутатской неприкосновенностью.
Член Госдумы мог подвергнуться ограничению свободы лишь по распоряжению
судебной власти (хотя допускались и административные аресты депутатов).
Оговаривалось и то, что для ограничения свободы депутата необходимо согласие
Думы. Депутат терял свои права только по решению Думы и при наличии законных к
тому оснований (преступление, утрата ценза) или при переходе в иностранное
подданство. Депутаты Думы получали во время сессии от государства «суточные»
(по 10 рублей в день), кроме них выдавались деньги на дорогу, проживание и
отопление. Выделялись комнаты в общежитии (одна на 4 человек).
Заседания общего
собрания Думы были публичными, на них допускались посторонние люди и пресса
(кроме депутаций), однако по постановлению общего собрания могли назначаться и
закрытые заседания. На заседания комиссий и комитетов не допускался никто.
Государственный
совет в Основных законах 1906 г. отличался от задуманного ранее. Он
действительно оставался верхней, аристократической палатой представительного
собрания, а его полномочия и порядок работы были аналогичны думским. Но
Госсовет комплектовался теперь на иных условиях. Только половина его состава
(раньше весь состав) назначалась императором, другая половина избиралась сроком
на 9 лет, при обновлении 1/3 состава каждые три года. Выборные члены избирались
через Синод от духовенства православной церкви (3 от черного и 3 от белого), от
губернских земских собраний (по одному от каждого), от дворянских обществ
(всего 18 членов), от Академии наук и университетов (6 членов), от
промышленности (тоже 6 членов) и торговли (12 человек).
Законопроекты,
рассмотренные в Государственном совете как результат его законодательной
инициативы, поступали в Госдуму, а затем к императору для окончательного
решения.
Поскольку целых 3
звена: Госдума, Госсовет и император – должны были утвердить закон, прежде чем
он вступит в силу, устанавливалась система взаимных сдержек (заимствованная из
австрийской конституции). При неутверждении хотя бы одним звеном закон считался
отклонённым. В этой системе было рациональное зерно. Она мешала властям
преследовать свои эгоистические цели. Но она и создавала подчас непреодолимые
преграды на пути закона.
Предвидя
возможные коллизии в принятии законов при системе взаимных сдержек,
законодатель ввел в Основные законы статью 87, которая давала право
правительству (Совету министров) и императору в перерывах между сессиями
Госдумы издавать при необходимости чрезвычайные указы. Эти указы следовало
затем утверждать Думой и Госсоветом. Акт, не внесенный на обсуждение в Госдуму,
терял свою силу после ближайшей думской сессии. Но эти указы не могли
затрагивать Основные законы, порядок выборов в обе палаты и их статус. При
частых конфликтных ситуациях с Госдумой правительство Николая II нередко
прибегало к принятию таких чрезвычайных указов.
Близкая по духу
консервативным конституциям Японии, Пруссии, Австрии, российская конституция
1906 г. явилась выражением компромисса между новым и старым порядками. Несмотря
на свою незрелость, она достаточно ярко знаменовала собой переход государства
от самодержавного к конституционному правлению. Исследователи полагают, что
именно ей российское общество обязано той политической свободой, которой ему
удалось ненадолго воспользоваться (в перерыве между двумя революциями).
2.2. Недостатки
Основных законов Российской империи 23 апреля 1906 г.
По поводу оценки Основных Законов Российской империи 23 апреля 1906 г в
историко-правовой и исторической литературе длительное время шли дискуссии о
том, можно ли этот документ рассматривать как конституцию. Высказывалось
мнение, что это вообще не конституция или, если и конституция, то фиктивная.
Как это часто практикуется в дуалистических монархиях, механизм сдержек и
противовесов между различными ветвями власти был построен в сторону усиления
прерогатив исполнительной власти. Император имел права абсолютного вето в
отношении законопроектов, одобренных Государственным советом и Государственной
Думой. Государственный совет и Государственная Дума, со своей стороны не имели
практически никаких полномочий в отношении исполнительной власти, за
исключением права запроса к министрам и другим чиновникам.
Императору
принадлежала государственная власть. Он не только глава государства, но и глава
исполнительной власти. Он назначал всех важных чиновников госаппарата, имел
право издавать в порядке управления указы и повеления. В его исключительной
компетенции находились вопросы внешней политики, в том числе объявления войны и
заключения мира, руководство вооруженными силами, а также право объявлять в
стране в целом или в отдельных местностях военное или чрезвычайное положение.
От его имени действовали суды, и он же назначал судей. Ему принадлежало право
помилования и амнистии.
Император
назначал премьер-министра, министров и других должностных лиц. Правительство
было ответственно перед царем, а не перед Думой.
Указом царя
определялись их ежегодные созывы и продолжительность работы, он мог досрочно
распустить Думу, назначить новые выборы и время их созыва, во время перерывов в
работе Думы император по представлению Совета министров мог издавать указы,
имеющие силу законов. Правда, в течение 2-х месяцев после возобновления занятий
Думы указы необходимо было внести на обсуждение в Думу, или они теряли свою
силу. Именно в таком чрезвычайном порядке учреждаются военно-полевые суды и
принимается указ о столыпинской аграрной реформе.
Страницы: 1, 2, 3
|