Основные социально-педагогические институты и факторы развития личности
Запорожский
Государственный Университет
ÐÅÔÅÐÀÒ
студентки физического факультета
Горенко
Оксаны Александровны
Основные
социально-педагогические
институты
и факторы
развития
личности
Запорожье
СОДЕРЖАНИЕ
I.
Введение.
3
II.
Факторы социализации.
4
1.
Макрофакторы:
4
а) космос,
планета, мир;
4
б)
страна;
6
в)
общество;
7
г)
государство.
7
2.
Микрофакторы:
8
а)
семья;
8
б)
религиозные организации; 10
в)
общество сверстников; 10
г)
средства массовой коммуникации. 13
3.
Социально-педагогические институты. 15
III.
Выводы. 16
ВВЕДЕНИЕ
В
обыденной жизни мы говорим о воспитании детей, имея в виду влияние на них
родителей, родственников, учителей и других взрослых. Если эти влияния
оказываются не эффективными, то начинают искать виновных: плохих товарищей,
“вредные” кинофильмы и телепередачи, неквалифицированных учителей. Нередко
говорят и о плохой наследственности. И все это вполне справедливо.
Ребенок,
появляясь на свет, обладает определенными задатками и предрасположенностями.
Причем долгое время многие ученые утверждали, что и то и другое всегда имеет
знаки плюс и только от воспитания зависит, разовьются они или нет. Теперь наука
предоставила нам достаточно серьезных оснований быть значительно менее
оптимистичными. Получены довольно убедительные данные о том, например, что
часть людей рождается предрасположенными к наркомании, алкоголизму, даже
противоположному поведению. Другое дело, что такая предрасположенность не
фатальна. Станет человек, например, наркоманом или нет, зависит от того, как
сложится его жизнь, начиная уже с младенчества.
Зависит
это и от воспитания, то есть, как мы уже сказали, целенаправленного влияния на
ребенка, подростка, юношу. Но в значительной мере то, каким станет человек,
какие его задатки и склонности разовьются, а какие заглохнут, какие личностные
качества он приобретет, зависит от многочисленных обстоятельств его жизни. От
того, какие люди встретятся на его пути и как сложатся его отношения с ними. От
того, какой географической, природной, социальной среде он будет расти, как
будет с ней взаимодействовать. От того, насколько активно сам человек будет
стремиться выстроить свое взаимодействие с окружающим миром, взаимоотношения с
людьми. То есть от того, как будет идти его развитие — физическое, психическое,
эмоциональное, интеллектуальное, социальное.
Процесс
развития человека во взаимодействии с окружающим его миром получил название
социализация.
Термин
“социализация”, хотя он широко употребляется, не имеет однозначного толкования.
Прежде
были распространены два подхода к его пониманию — психоаналитический и интеракционистский.
В психоаналитической традиции социализация понимается как вхождение изначально
асоциального или антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее
условиям. В русле интеракционизма она трактуется как процесс и следствие межличностного
взаимодействия людей.
Теперь
все чаще социализацию определяют как двусторонний процесс. С одной стороны,
индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему
социальных связей, а с другой — в процессе социализации он активно воспроизводит
систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Таким образом,
этот подход акцентирует внимание на том, что человек в процессе социализации не
только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные
обстоятельства, на окружающих людей.
Процесс
и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний
конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то
мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам.
Однако сплошь и рядом мы встречаем людей, полностью социализированных,
фактически растворившихся в социуме, не готовых и не способных к той
активности, которая нужна для противостояния среде, воздействия на нее.
Насколько это противоречие будет велико, связано во многом с тем типом
общества, в котором развивается человек, с типом воспитания — как характерным
для общества в целом. так и свойственным конкретным учебно-воспитательным
учреждениям, родителям, учителям.
II.
ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В
науке есть разные подходы к выделению факторов социализации и к их
классификации.
Все
факторы социализации условно можно объединить в две группы. Первая —
макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих
людей. Это космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство. Вторая
— микрофакторы, в которых происходит социализация больших или меньших групп
людей, выделяемых по различным признакам. Это те институты социализации, с
которыми человек непосредственно взаимодействует (семья, школа, общество
сверстников).
1.
МАКРОФАКТОРЫ
Рассмотреть
макрофакторы социализации важно, как минимум, по трем причинам.
Во-первых,
потому что они играют вполне реальную роль в становлении подрастающих
поколений. Именно они определяют то, что “дитя человеческое” в разных уголках
земного шара — в Европе и на Новой Гвинее, в Мехико и в чукотском стойбище —
растет и развивается по некоторым общим законам.
Во-вторых,
потому что их характеристика может стать еще одним, пусть крохотным, шагом в
преодолении изоляционистского сознания, свойственного нашему обществу а также
сделать еще один прорыв в идеологии педоцентризма, убежденности во
всемогуществе воспитания, что свойственно, но побоимся сказать, большинству
людей.
В-третьих,
их характеристики сегодня необходимо брать в расчет, разрабатывая научно
обоснованные программы социализации подрастающих поколений в целом, конкретные
целевые установки в сфере воспитания, а также его содержание, в частности.
Космос,
планета, мир. Одним из самых существенных изменений в процессе
социализации, происшедших за последние десятилетия, стало то, что в нем
относительно самостоятельную и довольно важную роль стали играть глобальные
факторы — мир, планета, космос.
Наша
планета значительно “уменьшилась”, что явилось следствием развития транспорта и
средств коммуникации. Это делает ее фактором социализации конкретного человека
не только благодаря тому, что наши современники много путешествуют, что большие
потоки людей мигрируют из страны в страну, с континента на континент. Главное
то, что средства коммуникации позволили большим массам людей “не сходя с места”
видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым “раздвинулись”
границы действительности, которую может познать человек.
Естественно,
что следствием этого явились изменения в его восприятии жизни. Планы,
устремления, мечты детей, подростков, юношей стали формироваться, ориентируясь
не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения,
но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными,
существенно обогащают потенциальные возможности человека, расширяют его
социально-культурные представления.
Социализация
подрастающих поколений сегодня происходит и под влиянием тех мировых,
планетарных процессов, которые набрали силу относительно недавно, —
экологических, демографических, экономических, военно-политических. В наши дни
судьба каждого человека существенно зависит от общего состояния дел на нашей
планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономики и политики.
Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается
на условиях жизни (и следовательно, в одних его частях больше, в других —
меньше). Глобальные политические процессы, влияя на распределение валового
национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства,
социальных инвестиций, потребления и накопления, непосредственно определяют
условия жизни людей с младенчества и до старости.
Воздействуют
эти процессы и непосредственно на подрастающие поколения, на их сознание и
поведение, на отношение к действительности. Атомная угроза сыграла далеко не
последнюю роль в том, что значительная часть подростков и юношей стала
ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности,
желания, стремления, на ценность жизни “здесь и теперь” (сама по себе такая
ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится
единственной). Аналогичное влияние оказали и экологические проблемы.
Роль
макрофакторов социализации, о которых идет речь, необходимо иметь в виду,
определяя цели и содержание воспитания. В течение ряда десятилетий они
учитывались только в негативном аспекте. Утверждалось, что экологические,
ядерные и другие планетарные проблемы нас не затрагивают. В результате
складывалась, в первую очередь у подрастающего поколений, психология жителей
осажденной крепости. Формировались изоляционистское, оборонное сознание и
ксенофобия, которая удивительным образом сочеталась с государственным и
бытовым сервилизмом по отношению к тем же иностранцам.
Совершенно
очевидно, что сегодня, когда произошли кардинальные и стремительные изменения
во внутренней и внешней политике страны, необходимо включать в педагогическое
целеполагание формирование и развитие у детей, подростков, юношей планетарного
сознания, отношения к нашей планете как к общему дому. Содержательная сторона
такого сознания определяется человеческими ценностями.
А
теперь о космосе. Он, безусловно, должен рассматриваться как макрофактор,
оказывающий наиболее глобальное и практически не изученное влияние на
социализацию человеческого индивида.
Огромная
популярность астрологов, экстрасенсов, колдунов, ясновидящих и прорицателей,
распространение гороскопов и иных предсказаний, конечно, не случайны. Представляется
вполне вероятным, что постепенно непонятные нам зависимости характера и
жизненного пути человека от неких космических сил и обстоятельств могут стать
вполне реальными факторами целенаправленного воспитания личности, одной из
основ индивидуального подхода к человеку.
Страна.
В повседневной жизни понятия “страна” и “государство” обычно употребляются как
синонимы. Но на самом деле эти понятия обозначают различные реалии, каждая из
которых играет роль в процессе социализации подрастающих поколений.
Страна
— понятие главным образом географическое. Это территория, выделяемая по
географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы.
Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может
находиться под властью другой страны (то есть быть колонией или подопечной
территорией).
Природно-климатические
условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние
на жителей и их жизнедеятельность. Географические условия влияют на плотность
населения, рождаемость, распространение тех или иных видов труда, на состояние
здоровья людей, некоторые болезни. Так, климат влияет на активность человека:
слишком жаркий парализует энергию, слишком холодный отвлекает часть энергии на
борьбу за поддержание существования. Геофизические условия принуждают людей к
преодолению объективно существующих трудностей или облегчают их труд и
хозяйственное развитие. Имеет значение и то, располагает ли страна хорошими
почвами, естественными дорогами, запасами сырья. Конечно же, роль этих
обстоятельств не фатальна, особенно в наше время. например, расположенная в
пустыне Саудовская Аравия стала экспортером пшеницы, а наша страна, обладающая
крупнейшими на планете черноземными землями, — ее импортером.
Таким
образом, нельзя говорить об однозначной и однонаправленной зависимости между
географической средой, природно-климатическими условиями и
социально-экономическими процессами, культурным развитием страны, а тем более —
социализацией подрастающих поколений. Природно-географические условия — всего
лишь своеобразные “рамки” процесса социализации. Не играя в нем самостоятельной
роли, они в совокупности с другими факторами определяют некоторые его
специфические особенности. Но в целом страна — очень существенный макрофактор
социализации, ибо последняя протекает в контексте той культуры, которая
складывалась здесь веками.
Каждая
страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании ее
жителей, представляет совокупность различающихся между собой территорий — регионов.
Регионы
страны в большей или меньшей степени отличаются друг от друга не только
природно-климатическими условиями, но и особенностями экономики, мерой
урбанизированности, а главное для нас - культурными особенностями. Нередко
специфична речь жителей — от использования отдельных особых слов и выражений и
незначительных особых слов и выражений и незначительных нюансов в выговоре до
диалекта, существенно отличающегося от основного языка. Различаются обычаи,
традиции, народные праздники и приметы, фольклор, быт, элементы архитектуры и
интерьера жилищ. Естественно, что все это накладывает свой отпечаток на
социализацию детей, подростков, юношей в каждом регионе.
Общество
— понятие в основном политико-социологическое. Оно характеризует совокупность
сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых
составляют семья, классы, сословия, профессиональные, возрастные и иные
номинальные и реальные группы, а также государство. То есть общество
представляет собой целостный организм со своей экономической и социальной
структурами, идеологией, культурой, организм, который обладает определенными
способами регуляции жизнедеятельности людей.
В
зависимости от исторического пути, достигнутого уровня и перспектив развития в
обществе складывается идеал человека, формируется определенный тип личности.
они, с одной стороны, определяют содержание, формы, стиль социализации
подрастающих поколений, а с другой — являются ее результатом.
Государство
— понятие политико-юридическое. Оно характеризует совокупность взаимосвязанных
учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и
финансовые органы, суд), осуществляющих управление обществом, является звеном
политической системы общества, обладающим властными функциями.
В
качестве фактора социализации государство можно рассматривать как минимум в
двух аспектах.
С
одной стороны, оно является таковым постольку, поскольку политика, идеология,
социальная практика, для него характерные, создают для граждан определенные
условия жизни, в которых и происходит социализация. Дети, подростки, юноши,
более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно
усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так — в еще большей
мере — и реализуемые в социальной практике. Как известно, декларируемые и
реально действующие нормы полностью никогда не совпадают, а в определенные
периоды могут быть даже противоположными.
Страницы: 1, 2
|