Меню
Поиск



рефераты скачать Общественные объединения в РФ

Общественные объединения в РФ

БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


Юридический факультет

Кафедра государственного и административного права



Курсовая работа


Тема:

 «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


По дисциплине: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО


Выполнила: студентка

Группа №1, курс II

Гражданско-правовая специализация

Кузьмина Н.М.


Проверил преподаватель:

К.ю.н. Кузнецов И.А.

Дата защиты:

«___»____________2006г.


Оценка: «___»__________



УФА – 2006г.

РЕЦЕНЗИЯ

(оценка-отзыв)

1.                 Главные вопросы рецензируемой работы:

_____________________________________________________________

2.                 Соответствие содержания работы обозначенной теме:

_____________________________________________________________

3.                 Полнота и логичность изложения:

_____________________________________________________________

4.                 Степень самостоятельности:

_____________________________________________________________

5.                 Использование источников:

_____________________________________________________________

6.                 Обоснование выводов и предложений:

_____________________________________________________________

7.                 Уровень научной грамотности:

_____________________________________________________________

8.                 Другие достоинства и недостатки:

_____________________________________________________________

9.                 Общие выводы (предполагаемая оценка)

_____________________________________________________________



Рецензент к.ю.н., доц. Кузнецов И.А.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Конституционно-правовой статус общественных объединений

1.1. История развития общественных объединений в России и их правовой регламентации

1.2. Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации

ГЛАВА II. Правовое регулирование общественных объединений в Российской Федерации

2.1. Понятие, организационно-правовые формы и виды общественных объединений

2.2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений

2.3. Права, обязанности и ответственность общественных объединений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ


Принятие Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепило восприятие Россией общедемократических ценностей и ориентиров социально-политического и экономического развития.

Люди привыкли к свободе слова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав. В этом смысле Конституция вошла в жизнь каждого россиянина.

На сегодня в Российской Федерации зарегистрировано несколько тысяч общественных объединений, с помощью которых граждане, выражают и осуществляют свои законные  интересы: политические, экономические, хозяйственные, культурные и иные.

Основа правового статуса общественных объединений закреплена Конституцией Российской Федерации (далее Конституция РФ), а именно в статьях 13 и 30 (далее ст. 13 и 30).

Более развернутая правовая регламентация общественных объединений содержится в Федеральном законе «Об общественных объединениях», также существуют специальные законы об отдельных видах общественных объединений: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г.; «О политических партиях РФ» от 11 июля 2001г.  и другие.

Но, несмотря на подробную законодательную регламентацию порядка создания, деятельности, ликвидации, прав и обязанностей членов общественных объединений, данные отношения вызывают не мало  сложностей,  о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.

Исследование правового регламентирования общественных объединений в свете последних потрясших Россию лет преобразований является наиболее важным и актуальным.

Данная тема очень широко и разносторонне освещена в научной правовой  литературе. Многие известные авторы: Авакьян С.А., Калинин Н.И., Лапаева В.В. и другие, - посвятили свои научные работы исследованию  положения и развития общественных объединений в России, потому что интерес к данному правовому институту на протяжении еще  многих лет будет возрастать  и оставаться наиболее  значимым.

Целью данной курсовой работы является извлечение из норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, посвященного правовому регулированию общественных объединений, того смысла, который был  заложен в них законодателем, а также раскрытие противоречий законодательной регламентации данного правового института для извлечения способов устранения данных недоработок.

Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе необходимо тщательно и подробно изучить правовую  регламентацию общественных объединений РФ.

Без исследования судебной практике невозможно полностью и достоверно отразить основные недоработки законодательного регулирования и проблемы регулирования общественных объединений в РФ.

Соблюдение и применение основополагающих конституционных норм в жизни имеет исключительное значение в становлении демократии, правового государства и гражданского общества в нашем государстве.

Стремление глубже и полнее разобраться в развивающихся  процессах нашего общества, предопределило выбор темы моей курсовой работы.

ГЛАВА 1. Конституционно-правовой статус общественных объединений

1.1. История развития общественных объединений в России и их правовой регламентации.


Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.  Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст.30 Конституции РФ)[1].

Право на объединение закреплялось в Основном законе страны и ранее, Конституция СССР 1977г. определяла роль общественных организаций как важной составной части политической системы[2]. Однако, в государстве, где существовала лишь одна правящая Коммунистическая партия о фактическом соблюдении права на объединение не приходится. В стране с одной правящей партией не нужны были равные ей по статусу, способные противостоять оппозиционные объединения. Поэтому не осуществлялось законодательной регламентации порядка их образования. Все общественные объединения  в значительной мере были огосударствлены, действовали под руководством КПСС без какой-либо законодательной основы, руководствуясь лишь своими уставами.

Конституция СССР 1977г. прямо закрепляла господство одной идеологии, которая официально называлась марксистско-ленинской, хотя фактически была скорее сталинской. В преамбуле этой Конституции излагались многие положения этой идеологии, прославлялось руководство КПСС, было подчеркнуто, что высшей целью Советского государства является построение "бесклассового" коммунистического общества и что народ якобы принимает Конституцию, "руководствуясь идеями научного коммунизма". Статья 6 этой Конституции констатировала, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является "вооруженная марксистско-ленинским учением" КПСС, определяющая генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР и т.д. В ряде статей провозглашалось, например, что существующая в СССР единая система народного образования служит, в частности, "коммунистическому воспитанию... молодежи" (статья  25); что СССР проводит "ленинскую" политику мира (статья 28); что гражданам гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества (ст. 47), а также предоставляется право объединяться в общественные организации (статья 51), как и другие права - только "в соответствии с целями коммунистического строительства" и т.п. Аналогичные положения содержались и в Конституции РСФСР 1978г[3].

Идеологические преследования официально не одобряемых направлений и их представителей в науке (философов-идеалистов, обществоведов-немарксистов, генетики, кибернетики и др.), в искусстве (художественная литература, живопись и др.), в религиозной жизни в той или иной степени осуществлялись постоянно, временами достигая большого размаха и сопровождаясь жесткими репрессивными мерами.

При этом сам принцип идеологического многообразия, давно и прочно вошедший в повседневную жизнь всех демократических стран, монопольная господствующая идеология представляла как нечто антинародное, рассчитанное на обман масс и манипулирование ими, а не как естественное отражение объективно существующего в обществе многообразия интересов, взглядов, позиций.

Установление идеологического однообразия, т.е. исключительного господства одной идеологии, встречается нередко, хотя сами идеологии могут различаться между собой довольно существенно. Итальянский фашизм, германский национал-социализм, в ряде стран исламский фундаментализм и др., как и сталинщина, непримиримые к другим идеологиям, несовместимы с идеями демократического правового государства.

С началом реформирования в 90-х годах прошлого века, когда идея – создание демократического правового  государства, гражданского общества - начала воплощаться в жизнь, признание принципа многопартийности стало необходимо и естественно. Одним из первых шагов на этом пути стала отмена ст.6 Конституции СССР, закреплявшей роль КПСС как ядра политической системы советского общества. Статьи, гарантировавшие гражданам СССР свободу научного, технического и художественного творчества только «в соответствии с целями коммунистического строительства» (ст. 47), а политических прав и свобод – «в целях укрепления и развития социалистического строя» (ст.50) были сохранены. Таким образом, единственной официально признаваемой оставалась идеология марксизма, а без идеологического многообразия не может быть многообразия политического.

9 октября 1990г. был принят Закон «Об общественных объединениях»[4]. Верховным Советом РСФСР 18 декабря 1991 г. было принято постановление «О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе». В нем закреплялось, что законодательство СССР об общественных объединениях (в том числе о политических партиях, профессиональных союзах) применяется в РФ постольку, поскольку оно не противоречит ее законодательству и общепризнанным нормам международного права.  

Принятая в 1993г. Конституция Российской Федерации закрепила принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны, тем самым исключив возможность существования в России государственной или обязательной идеологии и сделав возможным становление и развитие политической системы страны.


1.2. Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации.


Часть 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации  устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя России принцип идеологического многообразия, а также - в части 2 и 5 - пределы его осуществления, в которых оно не вступает в резкое противоречие с другими демократическими принципами Конституции.

Принцип идеологического многообразия может быть правильно понят, исходя из точного понимания обоих образующих это понятие слов. Идеология обычно определяется как система юридических, политических, экономических, этических, экологических, художественных, а также религиозных идей, воззрений, понятий, связанная прямо или косвенно с практической жизнедеятельностью людей и ее оценкой. Это система направленных на сохранение, частичное изменение или коренное преобразование теми или иными способами общественного и государственного строя, как правило, закрепляемого в Конституции и иных законах. Многообразие (плюрализм) в сфере идеологии означает право каждого человека, группы людей, их объединений: свободно развивать свои воззрения и научные теории идеологического характера; распространять и защищать их с помощью всех существующих технических средств; активно работать также над практическим осуществлением своих идей путем разработки программных документов, законопроектов, представления их на рассмотрение общественных и государственных органов, участия в поддержке и реализации уже принятых этими органами предложений и т.д[5].

Часть 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации  содержательно связана с рядом других конституционных предписаний. Это статья 14 и 28, устанавливающие религиозное многообразие и свободу совести, статьи 29, предоставляющая каждому свободу мысли и слова, поиска, получения, производства и распространения информации, гарантирующая свободу массовой информации, статьи 44, гарантирующая каждому свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества.

Установление в Конституции принципа идеологического плюрализма является одним из важных демократических достижений народа России.

Часть 2 статьи  13 Конституции РФ устанавливает правило, органически связанное с содержанием части 1. Признание идеологического многообразия, строго говоря, означает запрещение признания какой-либо идеологии государственной и общеобязательной. Как и часть 1, часть 2 этой статьи содержательно связана со статьей 14, 28-30, 44 Конституции РФ и др.

Правило части  2 относится к любым идеологиям (либерализм, социал-демократизм, религиозно-демократические и религиозно-социальные, национально-демократические доктрины и др.)

Предусмотрены Конституцией и исключения, относящиеся к тем идеологиям, которые пытаются обосновывать запрещаемые ею действия. О таких действиях и запретах говорится в части 5 этой статьи и в ряде других статей. Это, например, запрещение захватывать власть (часть 4 статьи 3 Конституции РФ), нарушать права и свободы человека и гражданина (статья 2, 17-63 Конституции РФ и др.).

Но убеждения, взгляды граждан свободны, и никто не должен быть подвергнут каким бы то ни было преследованиям, ограничениям прав за свои убеждения, каковы бы они ни были. Наказуемы могут быть только действия, прямо запрещенные законом.

Часть 3 статьи 13 Конституции РФ посвящена некоторым практическим последствиям идеологического многообразия, имеющим большое общественное и, в частности, конституционно-правовое значение. Речь идет о том, что в России признается политическое многообразие и многопартийность. Политическое многообразие означает наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности - в агитации за или против определенных течений, программ, законопроектов и т.п. в политической жизни, за или против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдумы, и т.д. Важнейшую роль в политической деятельности играет ее организационная часть - создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, примыкающих к партиям или самостоятельно стремящихся к осуществлению конституционно допустимых политических целей. Главной формой политического многообразия является многопартийность. Многопартийность пришла на смену однопартийной системе, недемократичность которой очевидна[6].

В последние годы идеологическое и политическое многообразие и в значительной мере выражающая их многопартийность становятся все более устойчивой органической частью общественно-политической жизни России. Юридическому закреплению этого достижения российской демократии служит включение этих положений данной статьи в основы конституционного строя, играющие центральную роль в Конституции и изменяемые - в случае необходимости - в особо сложном порядке. Это, как и соответствие данных конституционных положений принципам и нормам международного права, позволяет надеяться на необратимость установления и развития плюрализма в политической жизни России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.