Физическое
воспитание мыслится в целом как непрерывный процесс, охватывающий все основные
периоды жизни.
Функциональные и
структурные изменения, происходящие в организме вовремя и в результате занятий
физическими упражнениями, обратимы, то есть они претерпевают обратное развитие
в случае прекращения занятий. Достаточно относительно небольшого перерыва, как
начинается угасание возникших условно-рефлекторных связей, снижение
достигнутого уровня функциональных возможностей и даже регресс некоторых
морфологических показателей (уменьшение удельного веса активной мышечной ткани,
нежелательные изменения ее структурных компонентов, и т.д.).
Поэтому понятно,
что оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том
случае, если процесс физического воспитания непрерывен – в том смысле, что он
не имеет перерывов, приводящих к неоправданным утратам. Такая непрерывность
обеспечивается определенной системой чередования нагрузок и отдыха.
Повторяемость
и вариативность. В процессе физического воспитания ярко выражен момент повторяемости:
повторяются не только отдельные упражнения, но и последовательность их в
занятиях, а также – в определенных чертах – и последовательность самих занятий
на протяжении недельных, месячных и других циклов. Без многократных повторений
невозможно сформировать и упрочить двигательные навыки. Повторения не менее
необходимы и для того, чтобы обеспечить долговременные приспособительные
перестройки морфо-функционального порядка, на базе которых происходит развитие
физических качеств, закрепить достигнутое и создать предпосылки дальнейшего
прогресса.
Однако если
ограничиваться лишь повторением (понимая под этим стереотипное воспроизведение
пройденного), то рано или поздно это приведет к косности приобретенных навыков
и приостановит развитие физических способностей. Поэтому повторяемость – только
одна из черт рационального построения процесса физического воспитания. Столь же
существенное значение имеет противоположная черта – вариативность, то есть
широкое видоизменение упражнений и условий для их выполнения, динамичность
нагрузок и разнообразие методов их применения, обновление форм и содержания
занятий. Проблема оптимального сочетания этих противоположности (повторяемости
и вариативности) должна быть постоянно в поле зрения специалиста физического
воспитания при построении системы занятий.
Последовательность
занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания. Проблема оптимальной
последовательности занятий теснейшим образом связана с проблемой доступности.
Ведь, намечая путь следования в процессе физического воспитания, надо исходить
прежде всего из возможностей занимающихся и закономерностей их развития, идти
от того, что посильно на данном этапе, к тому, что становится доступным на
следующем, и т.д.
Доступность,
таким образом, обусловливает последовательность. Но проблема последовательности
не сводится к проблеме доступности, поскольку на каждом данном этапе
физического воспитания возможны различные пути следования, причем все они могут
быть посильными. Каким же из них лучше всего идти? В ответе на этот вопрос и
заключается решение проблемы оптимальной последовательности.
Последовательность
занятий и упражнений зависит от многих конкретных условий, в том числе от
особенностей контингента занимающихся, от общей направленности занятий на том
или ином этапе физического воспитания, от величины применяемых нагрузок и
особенностей их динамики и т.д. Учесть всю совокупность этих условий и
применительно к ним выбрать наиболее целесообразный путь, разумеется, не
просто.
Этот принцип
выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе
физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более
трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности
связанных с ними нагрузок.
Необходимость
регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. Физическое воспитание, как и
всякий процесс, находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от
занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом – повышение
сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия.
Переход в
процессе физического воспитания от одних форм двигательной деятельности к
другим, все более сложным, необходим в первую очередь для выполнения
образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя, естественно, приобрести
достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходимо вместе
с тем и как условие дальнейшего совершенствовать приобретенные ранее умения и
навыки. Не менее важно и то, что в процессе освоения разнообразных двигательных
координцаий, в результате преодоления возникающих при этом трудностей
(«двигательных задач»), развивается сама способность координировать,
преобразовывать и безгранично совершенствовать двигательную деятельность.
Наряду с
усложнением форм двигательной деятельности в процессе физического воспитания
должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Это более всего диктуется
закономерностями развития таких физических качеств, как сила, быстрота и
выносливость.
Степень
положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических
упражнений, пропорциональна (в определенных физиологических границах) объему и
интенсивности нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия – в том числе
если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление, - то чем
больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки;
чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления.
Следует
подчеркнуть также значение прочности приобретаемых навыков и адаптационных
перестроек, лежащих в основе развития физических качеств. Переход к новым,
более сложным и трудным, упражнениям должен происходить по мере закрепления
формируемых навыков и приспособления к нагрузкам.
Волнообразные
колебания нагрузок – недельной, месячной, годовой – являются как бы фоном, на
который накладывается и прямолинейная, и ступенчатая формы их динамики.
Использование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на
различных этапах физического воспитания.
Вполне очевидно,
что действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода
(способа) его применения. Специфические методы физического воспитания
неотделимы от физических упражнений. Но никакое обучение и воспитание не
мыслится без методов, связанных с применением всеобщих педагогических средств –
слова и сенсорно-образных воздействий, причем в процессе физического воспитания
эти методы приобретают свои особенности. Учитывая это, следует охарактеризовать
в целом как специфические, так и другие методы, органически включаемые ы
процесс физического воспитания.
В методах этого
типа – о чем говорит уже их наименование – деятельность занимающихся
организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:
§
В твердо
предписанной программе движений (заранее обусловленный состав движений, порядок
их повторения, изменения и связи друг с другом);
§
В
возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу
упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и строго
установленном порядке чередования их с фазами нагрузки;
§
В
создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями
занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий,
использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических
устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки,
контролю за ее воздействием и т.д.).
Смысл такой регламентации заключается
в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных
умений, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие
физических качеств, способностей.
Методы строго
регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, применение
которых зависит в первую очередь от содержания занятий и этапов (периодов),
последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания.
Несмотря на все
достоинства и разнообразие методов строго регламентированного упражнения, в
них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий в процессе
физического воспитания, предполагающая возможно полное упорядочивание действий
занимающихся и условий их выполнения. В определенных ситуациях не менее
существенное значение имеет и иная методическая линия, связанная с игровым и
соревновательным методами.
значение игры как
многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу
физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах
истории и развиваясь вместе с культурой общества, игра служила и служит
удовлетворению различных потребностей – в самопознании и внешнем
контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении, и т.д.
Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является
одним из основных средств и методов воспитания.
Понятие игрового
метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т.е. то, что
отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности
занимающихся, руководства ею и другим педагогическим существенным признакам) от
других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с
какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или
элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе
любых физических упражнений при условии, конечно, что они поддаются организации
в соответствии с особенностями этого метода.
Игровой метод в
физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты.
«Сюжетная
организация». Деятельность играющих организуется в соответствии с образным или
условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается
достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере
случайного изменения ситуации. Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется
из окружающей действительности с образным отражением тех или иных прикладных
действий и жизненных отношений, либо специально создается, исходя из
потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия
играющих.
Разнообразие способов
достижения цели. Возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не
связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные
пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию
поведения, но не предопределяют жестко конкретные действия.
Широкая
самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе,
находчивости, ловкости. В силу отмеченных особенностей игровой метод
предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач,
причем постоянное и внезапное изменение ситуаций по хожу игры обязывает решать
эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных
способностей.
Моделирование
напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность.
В большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической
напряженности, воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые
отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной
команды), так и по типу соперничества (между «противниками» в парных и
командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и
разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и
содействует яркому выявлению этических качеств личности.
Игровой метод в
силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического
воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного
воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного
совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В
наибольщей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как
ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность,
инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма
действенным для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины
и других нравственных качеств личности.
Соревнование (или
состязание), подобно игре, относится к числу широко распространенных
общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и
стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни. Естественно, что
конкретный смысл соревнований при этом различен.
Соревновательный
метод в процессе физического воспитания используется как в относительно
элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о
нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия (способ
стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений,
включенных в данное занятие); во-вторых – об относительно самостоятельной форме
организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им
состязания).
Основная
определяющая черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях
упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое
достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.
Фактор
соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и
проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые
результаты пропорционально уровню достижений, признание общественной значимости
достижений, «отсев» менее сильных при многоступенчатых
соревнованиях-первенствах и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический
«фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может
способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях состязаний, как правило, более
значительны, чем при внешне аналогичных несоренвновательных нагрузках.
Во время
состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей
мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно
действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно
направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этими
отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед
целым коллективом за достижение соревновательной цели – победы.
Соревновательный
метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию)
предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения.
Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для
сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях
унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива (группы, класса
и т.п.). Но она всегда так или иначе присутствует при использовании
соревновательного метода. В спорте же унификация закрепляется едиными правилами
состязания, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм
состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует
деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется
в решающей мере логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое
достижение. Поэтому соревновательный метод предоставляет относительно
ограниченные возможности для точного дозирования нагрузки и непосредственного
руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что в данном отношении
он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами
строго регламентированного упражнения. (Если соревнуются в играх, то
соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают).
Соревновательный
метод применяется при решении разнообразных педагогических задач – воспитании
физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и
способностей рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с
другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее
высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать
их наибольшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода
и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативности,
решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности,
самообладания, самоотверженности и др. необходимо, однако. Помнить, что фактор
соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не
только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного
честолюбия, тщеславия и т.п.). поэтому соревновательный метод оправдывает свою
роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического
руководства.
Слово и
организованная «чувственная информация» (направленная демонстрация реальных
явлений или их образных отображений), как известно, составляют основу общепедагогических
методов обучения и воспитания. Они широко используются и в процессе физического
воспитания.
Практически все
основные стороны деятельности пелагога в процессе физического воспитания
связаны с использованием слова: посредством слова сообщают знания, активизируют
и углубляют восприятия, ставя задания, формируют отношение к ним, руководят их
выполнением, анализируют и оценивают результаты, направляют поведение
воспитуемых. Слово играет в то же время необходимую роль в осмыслении,
самооценке и саморегуляции действий воспитуемыми. В зависимости от этих
многообразных функций слова пользуются теми или иными методами его применения.
Общепедагогические
методы – дидактический рассказ, беседа, обсуждение и т.д. – приобретают в
физическом воспитании, как правило, более лаконичную форму, чему в немалой
степени способствует специальная гимнастическая и спортивная терминология.
Непосредственно в процесс занятий физическими упражнениями включаются
преимущественно те словесные методы, которые позволяют сохранять высокую
моторную плотность занятий и органически связывать слово с движением. К ним
относятся, в частности:
Инструктирование – точное, емкое словесное
объяснение задания, техники изучаемых действий или тренировочных упражнений,
правил их выполнения и т.д. Это один из основных методов, применяемых на
различных этапах физического воспитания.
Сопроводительные
пояснения –
лаконичные комментарии и замечания, которыми сопровождают демонстрацию
наглядных пособий и натуральных объектов или пользуются по ходу выполнения
упражнений занимающимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или
подчеркнуть те или иные стороны движений.
Указания и
команды –
специфические формы речевого воздействия, отличающиеся особой лаконичностью и
повелительным наклонением. Они принадлежат к числу основных способов
оперативного управления деятельностью занимающихся. Указания используются и с
целью предварительного инструктирования, постановки и уточнения заданий.
Словесные
оценки –
общепринятые или специальные категории речевого одобрения либо неодобрения.
Наряду со своим основным значением – быть мерой достигнутых успехов – они могут
играть и роль одного из способов текущей коррекции действий: оценивая действия
занимающихся по ходу выполнения заданий, преподаватель тем самым сообщает,
согласуются ли они с намеченным образцом, и соответственно направляет
дальнейшие усилия.
Словесные
отчеты и взаиморазъяснения – устная информация, которую дают занимающиеся по требованию
преподавателя или по собственной инициативе, стараясь по возможности точно и
кратко сформулировать свои представления о полученном задании либо о
выполненном упражнении. Для преподавателя это один из основных источников
информации об эффективности педагогического процесса. Вместе с тем эти методы
имеют существенное значение как способ организации и углубления восприятий,
представлений и понятий, складывающихся в процессе физического воспитания, а
также как один из способов самооценки и самоконтроля.
«Самопроговаривание»,
самоприказы
и другие основанные на внутренней речи методы самообучения и самовоспитания.
Метод «самопроговаривания» часто заключается в описании с помощью внутренней
речи общей картины предстоящих двигательных действий либо отдельных сторон их.
Метод самоприказов также основан на использовании связей между словом и
движением, но внутренняя речь (в форме произносимых про себя отдельных фраз и
слов-приказов) непосредственно включена в процесс выполнения двигательных
действий как фактор самоуправления этим процессом.
Сенсорные методы
основаны на наглядности. Наглядность в физическом воспитании понимается широко:
как опора на свидетельства всех органов чувств, благодаря которым достигается
контакт с действительностью (использование зрительных, двигательных,
зрительно-двигательных и других ощущений и восприятий). Обеспечивая наглядность
в таком широком смысле, применяют целый комплекс методов, основанных на прямом
либо опосредованном восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон,
характеристик, условий выполнения и т.д. эти методы можно условно подразделить
по преимущественному назначению на следующие группы.
Методы
натуральной и опосредованной демонстрации. К ним относится прежде всего
методически организованный показ самих упражнений (в целом или по элементам,
замедленно или в обычном темпе).
Демонстрация
наглядных пособий типа рисунков, схем, фотографий, контурограмм и т.п., где
воссоздаются отдельные фазы двигательных действий, те или иные характеристики
движений и условий их выполнения. Это самые давние традиционные виды
опосредованной демонстрации.
Предметно-модельная
и макетная демонстрация - демонстрация, например, элементов техники физических
упражнений с помощью муляжей-моделей человеческого тела или металлических
моделей системы «тело гимнаста – снаряд».
Кино- и
видеомагнитофонная демонстрация. Одно из важнейших достоинств этого вида
демонстрации состоит в возможности воссоздавать движения в динамике, в том
числе и в замедленном темпе и вместе с тем выделять для анализа отдельные фазы.
Избирательно-сенсорная
демонстрация, т.е. воссоздание отдельных параметров движений с помощью
аппаратурных устройств, позволяющих воспринять зрительно или на слух эти
параметры. Так, например, для формирования представлений о необходимой частоте
движений ее воссоздают с помощью метронома и акустической аппаратуры
(акустическая демонстрация) или посредством световых электросигналов
(светосигнальная демонстрация).
Методы
направленного «прочувствования» движений. Хорошо известно, что чрезвычайно
важную роль в управлении движениями играют проприорецепторы самого
двигательного аппарата. Мышечные ощущения, поначалу мало определенные,
уточняются в процессе освоения двигательных действий и занимают, в конечном
счете, ведущее место в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную
основу двигательных навыков. Чтобы содействовать этому, прибегают к методам
«прочувствования» движений с практической апробацией их в специально созданных
условиях.
Методы
ориентирования. Это введение в обстановку действия предметных или символических
ориентиров (мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с разметкой,
разграничительных линий в зале и т.д.), которые указывают направление,
амплитуду и форму траектории движений, току приложения усилий. Тем самым они
делают более предметными внешние проявления усилий.
Методы
лидирования и текущего сенсорного программирования. Это относительно новая
группа методов начала развиваться ускоренными темпами в связи с прогрессом
электроники и техники изготовления автоматических устройств, которые могут
применяться в физическом воспитании.
Есть все основания
считать, что по мере дальнейшего внедрения в физическое воспитание идей
кибернетики, бионики, теории информации в их творческом педагогическом
преломлении, равно как и современных научно-технических достижений, произойдет
качественный скачок во многих разделах методики физического воспитания.
1.
Виленский
М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания
студентов педагогических специальностей. – М.:Высшая школа, 1989;
2.
Матвеев
Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991;
3.
Теория и
методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общ.
ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976.
Страницы: 1, 2
|