Меню
Поиск



рефераты скачать Общие закономерности переходных экономик и особенности их осуществления в различных странах

Общие закономерности переходных экономик и особенности их осуществления в различных странах

Институт Международного Права и Экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Общие закономерности переходных экономик и особенности их осуществления в различных странах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Выполнила:                      


                   Проверил:                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва

 

 


Содержание:


Введение............................................................................................. 3


Глава 1. Сравнение стран по периодам развития.............................. 5

1.1   От плановой экономики к рыночной...................................... 5

1.2   Результаты развития бывших социалистических стран......... 7


Глава 2. Два типа преобразований плановой экономики.................. 8


Глава 3. Инфляция в переходной экономике: специфика происхождения и способы преодоления..................................................................................... 11


Глава 4. Особенности Российской экономики  в условиях перехода к рыночному хозяйству.......................................................................................................... 14

4.1. Анализ Российской переходной экономики в целом............. 14

4.2. Природа Российской инфляции в переходной экономике.... 20


Заключение....................................................................................... 27

Литература........................................................................................ 28



Введение


В конце столетия в России и странах Восточной Европы (ВЕ) начался резкий переход к рыночной экономике. Старая структура общества и общественных отношений разрушена, а на ее остатках возводится новая. Очевиден тот факт, что плановая экономика  не смогла удовлетворить потребности современного общества, ее “эффективность” не позволяла стране не только сохранить  ведущие позиции в мировом сообществе, но и обеспечить нормальные  условия жизни для своих граждан, в связи с чем и возникла потребность в реконструкции системы. 

Переход от плановой системы к рыночной не может произойти мгновенно. Поэтому во всех рассматриваемых странах  мы можем охарактеризовать тип экономики при переходе к рынку как “переходная экономика”. Легко выделить особенные черты такой системы и увидеть, что все они присутствуют в настоящее время в нашей стране:

временный и промежуточный характер,

неоднородность,

неустойчивость.

Наиболее подробно в этой работе рассмотрен пример российской экономики. Россия 90-ых - страна с переходной экономикой. Доказать это не сложно, мы видим, что процесс смены систем идет, и это позволяет нам говорить, что через некоторое время он прейдет к своему логическому финалу.

 В экономике страны еще можно уловить пережитки развитого социализма, хотя уже можно говорить о преобладании рыночных отношений, но еще не развитых, поэтому мы называем еще нашу экономику смешанной. И на конец, мы видим, что процесс перехода идет крайне неравномерно, скачкообразно и неустойчиво, изменяя курс в зависимости от обстоятельств или политики (политиков).

Но путь реформ, по которому пошла  Россия, это только один из возможных путей развития и трансформации; на историческом примере других стран мы можем увидеть, что трансформации, имеющие одну цель и схожую базовую модель, могут быть проведены различными методами. 

В этой работе рассмотрены особенности переходной экономики в России и странах Восточной Европы и проведен  ряд сравнений по различным показателям между этими странами.


Глава 1. Сравнение стран по периодам развития

1.1        От плановой экономики к рыночной


Для большинства  социалистических стран стартовым уровнем для рассмотрения среднегодовых темпов экономического роста был избран 1950 год, в начале которого, в основном, было завершено послевоенное восстановление экономик СССР, стран Центральной и Восточной Европы. В качестве конечного рубежа, завершившего этот период социалистического развития, можно считать годы накануне отказа от социалистической экономики и с начала перехода к рыночным экономическим реформам.

       Для бывшего СССР этим годом стал 1991год, для стран ВЕ - 1989год.

       К 1955 году в большинстве   бывших социалистических стран показатели душевого ВВП относительно среднемирового уровня  по сравнению с 1950 годом практически не изменились.

       Затем, в 1956 - 1958 годах в СССР и многих  европейских странах экономический рост существенно улучшился.   В СССР - от 101 до 116%, в ВЕ  - с 95 до 108% среднемирового уровня.

В конце  60-х  - первой половине 70-х годов произошло значительное замедление экономического роста в СССР, хотя его темпы еще превышали среднемировые.

       К 1976 году  СССР достиг самого высокого относительного уровня экономического развития - 118% среднемирового показателя, после чего его позиции уже только ухудшались. В последнем году существования СССР (1991год) производство ВВП на душу населения (98.9%) было ниже и среднемирового и советского показателя (101.4%).

        Таким образом, результатом сорокалетнего периода мирного развития социализма стало ухудшение положения СССР по отношению и к мировому уровню в среднем и к  занимающему им месту в 1950 году. Экономический кризис 90-х годов лишь усугубил отставание всех постсоветских стран от среднемирового уровня.

       В европейских социалистических странах опережающий по сравнению со Среднемировым показателем экономический рост продолжался дольше, чем в СССР, - до 1984 года. Однако он во многих странах прекратился во второй половине 80-х годов. Тем не менее показатели уровня экономического развития  (относительно среднемировых)  европейских социалистических стран в 1989году оказались лучше их показателей 1950-го года, а в ряде случаев (в ГДР, Болгарии, Чехословакии) - и их показателей 1984года. Тяжелый экономический кризис 90-х годов привел к дальнейшему ухудшению их положения. В то же время преодоление  его наиболее острой фазы и возобновление экономического роста позволили ряду стран (Болгарии, Польше, Румынии, Словении, Хорватии и Восточной Германии) достигнуть показателей, по крайней мере, не хуже тех с которых они стартовали в 1950 году.

       Проанализируем динамику ВВП бывших социалистических стран в период переходной экономики.  Страны с переходной экономикой характеризуются крайне не равномерной динамикой макроэкономических показателей. По темпам прироста ( или спада ) производства ВВП  можно выделить группу стран, для  которых  на первом этапе трансформации была характерна своеобразная  “макроэкономическая яма”[1]: значительное снижение объемов ВВП в 1990 -1992гг. и последующий резкий спад и выход в 1993 - 1994гг ( в Польше - уже в 19912г.) на траекторию роста.  К этой группе относится Польша, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Венгрия, с несколько менее уверенным выходом из “ямы” - Болгария, Румыния, Эстония, Литва, Латвия и Армения.

       Своеобразной динамикой ВВП обладает Югославия. Первоначально эта динамика схожа с динамикой ВВП  Закавказских республик (нарастание углубления спада). Но затем происходит внезапный перелом от спада в 27,7%  к экономическому росту1. В этом отношении динамика ВВП в Югославии более всего схожа с динамикой ВВП в Армении, но в последней переход к экономическому росту не связан с финансовой стабилизацией. В отличие от других стран ЦВЕ, Югославия обеспечила экономический рост не через 2-4 года после начала программы финансовой стабилизации, а практически  сразу с началом проведения этой программы. 


1.2        Результаты развития бывших социалистических стран


       За последние годы в мировой экономике произошли существенные изменения, приведшие к значительному перераспределению экономических сил между странами и регионами.

К концу 1997 года  в большинстве стран бывшего СССР прекратился длинный экономический спад  и возобновился рост. Исключения составили Россия, Украина и Молдавия.

Тем не менее производство ВВП в постсоветских странах за период 1990 - 1996 гг. уменьшилось на 47%, а их совокупный удельный вес в мировой экономике снизился с 6,1% в 1989г. до 2,7% в 1996г. В России этот показатель снизился с 3,7 до 1,8%.

За это же время показатели ВВП на душу населения сократились в 1,5 - 4 раза и во всех странах опустились ниже среднемирового уровня.

Экономический рост в странах ВЕ продолжается пятый год, хотя темпы и устойчивость положительной динамики существенно различаются по странам. По сравнению с 1989г. доля этого региона в мировом ВВП снизилась с 2,7 до 1,9%.

 


Глава 2. Два типа преобразований плановой экономики.


Реформы в Восточной Европе и в России, в сущности, очень похожи: используются одни и те же инструменты (приватизация, либерализация цен и так далее), предпринимаются схожие меры по выходу из кризиса социально-экономической системы. Основные различия в проведении реформ выявляются не из-за принципиально различных методов реформирования, а из-за той базы, на которой начались реформы,  которая  и является трансформируемой. Необходимо отметить, в чем состоят эти различия:

·        структура собственности;

·        уровень либерализации цен в стране;

·        степень либерализации повседневной жизни граждан;

·        количество (качество) рыночных элементов в дореформенной экономике.

·        направленность  экономики страны и ее зависимость от других    социалистических стран;

·        проникновение в экономику  и ее связь со странами развитого капитализма;

Естественно существуют и другие различия, здесь были перечислены несколько основных. 

Страны Восточной Европы имели гораздо более открытые и свободные экономики, их нельзя конечно назвать рыночными, но элементы рынка присутствовали здесь и были достаточно значимы для экономик этих стран. Это определило то, что в этом регионе реформы начались гораздо раньше, чем в СССР, а главное, имели более приближенные к конечному результату базовые условия. В таблице 1 показано,  насколько различны были эти условия   между социалистическими странами (в качестве примера взята доля государственного сектора в добавленной стоимости).


Таблица 1

доля государственного сектора в добавленной стоимости[2]

Страна

Доля (%)

СССР

96,0

Чехословакия

97,0

Польша

81,7

Венгрия

73,6


Цифры, приведенные в таблице, показывают нам, насколько экономика страны зависела от государственной системы распределения ресурсов. Если сравнить эти данные с нынешним положение в этих странах, то можно проследить четкую тенденцию: чем выше была доля государственного сектора в добавленной, тем тяжелее проходят реформы в данной стране.[3]

Для анализа исходной базы можно взять и другие показатели, например, доля регулируемых цен.  Итог, сравнения других показателей будет  приблизительно таким же, как и в рассмотренном нами примере.

Можно выделить два основных сценария развития реформ в бывших социалистических странах.

Рисунок 1. Два сценария кризиса[4]

 а)       









б)






На рисунке 1 схематически изображены два процесса развития кризиса:  рисунок а) характерен для стран, где до реформ были относительно развиты рыночные отношения (Польша, Венгрия, Словакия, Чехия); рисунок б) - для стран с экономикой, где практически не было признаков рынка (Россия, Украина и другие).

Итак, нам удалось доказать главную идею данной работы: вектор преобразования переходной экономики зависит от исходной точки, в которой начались реформы. Мы можем выделить общие черты для бывших социалистических стран в 80-х годах, мы можем предположить, какими они будут  после завершения реформ - вновь выделив общие черты. Но у каждой страны экономика, может быть незначительно, но отличалась от других, но  именно это и определяло ход реформ в данной стране, делая процесс трансформации сугубо индивидуальным, не похожим на аналогичные процессы в соседних странах.




Глава 3. Инфляция в переходной экономике: специфика происхождения и способы преодоления.


        Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования, или либерализация цен.

       Чтобы лучше понять специфики российской инфляции необходимо кратко рассмотреть реформу цен в России. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991года, однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит(31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости и особо важные материальные ресурсы. Однако, и оставаясь под контролем государства, эти цены выросли в 3-5раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае резко(в 6раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля.  Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу (таблица 2).

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.