Меню
Поиск



рефераты скачать Организация производственного процесса на предприятии

Операции подразделяются на виды по определенным признакам:

А) по назначению: основные и вспомогательные.

При основной операции предмет обработки меняет свои формы, размеры и качест­венные характеристики, при вспомогательной — этого не происходит. Вспомогательные операции лишь обеспечивают нормальное протекание и выполнение основных операций. В основе организации производственного процесса лежит рациональное сочетание во времени и пространстве всех основных и вспомогательных операций.

Предприятие заинтересованно в том, чтобы в процессе производства преобладали основные операции, и уменьшалось количество обслуживающих и вспомогательных опе­раций.

Б) в зависимости от вида и назначения продукции, степени технической осна­щенности и основного профиля производства различают: ручные, машинно-ручные, машинные и аппаратные операции.

Ручные операции выполняются вручную с использованием простого инструмента (иногда механи­зированного), например ручная окраска изделий, слесарная обработка, наладка и регулировка механизмов.

Машинно-ручные операции осуществляются при помощи машин и механизмов, но при непосредственном участии рабочих (например, перевозка грузов на автомобилях, обработка деталей на станках с ручным управлением).

Машинные операции выполняются без участия или при ограниченном участии рабочих. Выполнение техноло­гических операций может осуществляться при этом в автоматическом режиме, по уста­новленной программе лишь под контролем рабочего.

Аппаратные операции протекают в специальных агрегатах (трубопроводах, колоннах, в термических и плавильных печах и др). Рабочий ведет общее наблюдение за исправностью оборудования и показаниями приборов и вносит корректировку в режимы работы агрегатов в соответствии с установ­ленными правилами и стандартами.

Правила и формы выполнения рабочих операций приведены в специальной технической документации (картах производственных операций, инструкциях, операционных графиках). Часто производственные операции непосредственно, связываются не с обра­боткой изделия, а с организацией рабочего места и разделяются по отдельным рабочим профессиям и видам оборудования. Последнее разделение характерно для единичного и мелкосерийного производства в промышленности, а также для строительных объектов и транспорта. В таком случае рабочему выдается чертеж на изделие или, допустим, путевой лист для перевозки груза. Согласно инструкции по организации и уровню квалификации, рабочий, получивший задание, должен знать порядок выполнения операции. Нередко при выдаче рабочему задания на выполнение той или иной технологической операции ему пе­редается я техническая документация, в которой содержится описание основных парамет­ров обрабатываемого изделия и задачи выполнения данной операции, в том числе:

•     начальные и конечные характеристики изделия до и после обработки;

•     последовательность выполнения операций;

•     необходимое оборудование, инструмент и приспособления;

•     режим обработки изделия;

•     дозировка компонентов;

•     используемые контрольно-измерительные приборы и их нормативные показа­ния;

•        штучное время (время, необходимое для выполнения одной операции на одном изделии).

Специалисты по организации производства рекомендуют дополнительно сообщать рабочим:

•     назначение обрабатываемого изделия;

•     срок поставок готовой продукции, ее себестоимость и цену;

•  полные затраты (по элементам) на выполнение операции.

Дополнительные сведения помогают персоналу осознанно работать в интересах всего предприятия, а не вслепую, добиваясь результата только на своем рабочем месте.

Для целей технического нормирования операции разделяются на приемы и трудо­вые движения.

Рабочие приёмы - это замкнутый цикл рабочих движений, представляющих закон­ченную элементарную работу одного исполнителя. Для осуществления рабочего приема рабочий должен провести определенные трудовые движения и действия.

Рабочее движение - элементарное, простейшее действие рабочего в процессе труда (поднять, опустить руку, наклониться, выпрямиться). Движение характеризуется или при­косновением рабочего к предмету труда, или изменением отдельных частей тела рабочего в пространстве. Анализ трудовых движений проводят с целью установления более рацио­нальных приемов путем устранения непроизводительных движений и проектирования наилучшего порядка их выполнения.

Проведенные исследования позволяют составить структуру производственного процесса на предприятии. Структура производственного процесса - это соотношение различных элементов в их общем объеме.

Основные принципы организации производственных процессов

Принципы рационализации процессов должны охватывать весь довольно сложный комплекс производственных и управленческих, правовых, экономических, информацион­ных, мотивационных и психологических аспектов организации производства. В связи с этим, расширим перечень принципов рационализации процессов, придадим ему ком­плексность.

Таблица 3.

Принципы рационализации процессов.

Наименование принципа

Сущность принципа

Результативность принципа

Условия реализации принципа

1. Правовая регламентация производственных и управленческих процессов

Экономико-правовая регламентация производственных и управленческих процессов нормативными актами различного уровня и видов:

1)система нормативных документов международного уровня (ООН и др.);
2)системы (кодексы) законов по гражданскому, административному, хозяйственному, уголовному и другим выдам права;

3)нормативные акты исполнительной власти (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств);

4)нормативные акты исполнительной власти субъектов Федерации и местных органов управления;

5)приказы, распоряжения, стандарты организации.

Реализация принципа позволит организации участвовать в международной кооперации, внедрять мировые достижения в управлении, снижать субъективизм в управлении.

Для реализации принципа необходимо разработать комплект нормативных актов различного уровня иерархии (лучше, начиная с международного), регламентирующих правовые аспекты производственных и управленческих процессов.

2. Совершенствование системы менеджмента организации

Система менеджмента организации – система достижения конкурентоспособности управляемых объектов, состоящая и внешнего окружения и внутренней структуры (подсистемы научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем). При анализе уровня конкурентоспособности стран МВФ отмечен низкий уровень системы управления в России.

Совершенствование системы менеджмента организации с применением рассмотренных ранее системного, воспроизводственно-эволюционного и других подходов позволит повысить качество и эффективность системы управления за счет снижения неопределенности, повышения организованности и других факторов. В системном подходе первичным является внешнее окружение системы, а ее внутренняя структура – вторичным.

Для реализации принципа персоналу организации необходимо пройти курс обучения по «Системе менеджмента», «Принципам и методам управления», «Стратегическому маркетингу», «Разработке управленческих решений», «Управлению конкурентоспособностью» и другим дисциплинам. Знания и мотивы – главные инструменты достижения цели.

3. Применение научных подходов к процессам

К научным подходам относятся системный, структурный, маркетинговый, вопроизводственно-эволюционый, функциональный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный, оптимизационный, директивный, поведенческий, ситуационный и др.

Применение научных подходов к разработке и реализации управленческих решений в области организации производства позволит повысить организованность и эффективность производственных и управленческих процессов, экономно использовать ресурсы и повысить качество выпускаемой продукции.

Для реализации принципа руководству необходимо организовать обучение персонала этим научным подходам, контролировать и стимулировать их применение.

4. Обеспечение инновационного характера развития организации

Развитие на основе разработки новшеств (патентов, ноу-хау) и их внедрения (т.е. инновации) ради улучшения деятельности в любой сфере, получения технического, экономического, социального эффекта и др. Процессы по инновациям должны быть приоритетными.

Наряду с предыдущими принципами соблюдения данного принципа ведет к переходу организации из разряда отстающих в разряд конкурентоспособных. В промышленно развитых странах на долю научно-технического прогресса приходится 85-95% прироста ВВП

Для реализации принципа необходимо активизировать инновационную деятельность (начиная с системы образования и формирования государственной инновационной политики). Средства от продажи сырья и инвестиции должны прежде всего направляться в разработку новшеств и их внедрение.

5. Ориентация процессов на качество

Качество любых объектов (товаров, работ, услуг, документов, процессов) является приоритетным фактором конкурентного преимущества организации.

Позволяет повысить конкурентоспособность управляемых объектов (на первом уровне дерева конкурентоспособности находятся качество объекта, его цена, затраты в сфере потребления и качество сервиса в соотношении 4:3:2:1.

Для реализации принципа необходимо:

1)из состава показателей качества вывести показатели ресурсоемкости;

2)разработать системы показателей качества различных объектов;

3)увязать проблему качества с другими проблемами по вертикали и горизонтали;

4)обучить персонал системе обеспечения качества.

6. Обеспечение адаптивности производственных и управленческих процессов

Приспособление компонентов производственных и управленческих процессов к изменениям параметров внешнего окружения или внутренней структуры организации.

Позволяет быстро осуществить переналадку производственных и управленческих процессов под новые требования потребителей на выходе системы или ее подсистемы (отдела, цеха).

Строить производственные и управленческие процессы из быстро- и легкозаменяемых блоков, ориентированных на выполнение конкретной работы или выпуск конкретной продукции, мониторинг параметров внешнего окружения и внутренней структуры системы.

7. Подбор команды профессионалов

Команда, в которой каждый знает свое дело, знает почему и как его выполнять, что оно дает коллективу и лично ему.

Позволяет повысить организованность, надежность и эффективность функционирования организации.

Готовить профессионалов в ВУЗах, ориентированных на выпуск конкурентоспособных специалистов.

8. Обеспечение сопоставимости управленческих решений

Сопоставимость управленческих решений должна обеспечиваться путем учета следующих факторов: качество объекта, масштаб его производства, освоенность, метод получения информации, условия применения, инфляция, риск и неопределенность.

Позволяет повысить качество и эффективность управленческого решения как «позвоночника» менеджмента.

Научить менеджеров методам формирования качественных управленческих решений, автоматизировать мониторинг параметров внешнего окружения организации и ее внутренней структуры. 

9. Рациональное сочетание централизации и универсализации процессов

Централизация – принятие управленческих решений центральными (специализированными функциональными отделами) и их реализация производственными органами управления. Универсализация – принятие и реализация решений комплексными (универсальными, многофункциональными) отделами или производственными подразделениями.

Излишняя централизация отрывает субъект управления от объекта, а излишня универсализация повышает трудоемкость работ. Поэтому желательно находить оптимум при помощи построения графика критической программы на основе расчета постоянных и переменных частей расходов.  

Автоматизировать калькулирование себестоимости каждого наименования работ в массовом или крупносерийном производстве, применение экономико-статистических методов расчета элементов затрат в мелкосерийном и единичном производствах.

10. Рациональное сочетание методов управления персоналом

В зависимости от степени свободы объекта управления методы следует подразделять на три вида: принуждения, побуждения и убеждения (при применении последних двух объект управления имеет максимальную свободу)

Правильный выбор соотношения применяемых методов управления позволяет оптимизировать управленческие процессы. Предлагается соотношение методов управления 4:4:2, т.е. приоритет должен отдаваться методам принуждения и побуждения.

Провести исследования по оптимизации структуры методов управления персоналом организации. Неправомерно говорить, например, о переходе от административных (точнее, директивных) методов управления к социально-психологическим методам (точнее, методам убеждения).

11. Ранжирование объектов управления

Установление важности (весомости) данного объекта управления по сравнению с другими по какому-либо критерию (качеству, эффективности, срочности).

Позволяет направлять ресурсы (финансовые, трудовые, информационные) на обеспечение процессов, связанных с наиболее эффективным объектом.

Разработать оптимизационные модели ранжирования различных объектов по разным критериям.

12. Персонификация управления и стимулирование результатов труда

Установление системы управления, в которой: каждый работник знает свою сферу деятельности; документирован круг его обязанностей; у него -  один начальник; труд достаточно мотивирован; работник несет ответственность за эффективность на выходе системы – в процессе потребления его труда.

Повысить обоснованность системы поощрения и наказания в зависимости от качества труда каждого работника в целях повышения эффективности производства

Разработать и внедрить простую систему поощрения и наказания каждого работника за результаты труда.

13.  Обеспечение восприимчивости процессов управления

Восприимчивость системы управления – это ее способность воспринимать внешние и внутренние воздействия на объект управления.

Восприимчивость управления позволяет увеличивать число управляемых параметров и повышать степень определенности системы. При этом следует отличать целенаправленные воздействия от случайных.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.