Организация деятельности менеджера в течение рабочего дня
ü    Содержание 
Введение                                                                                                             
с.3
Причины
дефицита
времени                                                                            
с.4 
Инвентаризация времени                                                                                  с.5 
Организационные принципы распорядка
дня                                                  с.6 
Составление планов дня с помощью различных
методов                             с.9
Естественный дневной
ритм                                                                        
с.12 
Вывод                                                                                                               
с.13 
Список
литературы                                                                                        с.14 
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ü    Введение
Ценен тот руководитель, который знает своё дело, умеет
хорошо управлять и добиваться поставленных целей, независимо от его внешности и
образования. Это главный стандарт настоящего руководителя. Но даже при наличии
всех  выше перечисленных навыков руководитель не будет успешным, если он не
будет правильно организовывать своё время и рабочий день. Ведь такой ресурс как
время стоит на ряду со многими другими ресурсами: людьми, финансами и сырьём.
Менеджер всегда находится в трёх измерениях в настоящем, прошлом и будущем.
Время – необратимо. Его нельзя накопить, умножить или передать. Оно проходит
безвозвратно. К сожалению, в России с давних времён сложилось представление о
руководителе, как о человеке с минимальным количеством свободного времени, и
чем меньше времени имел руководитель, тем более значительной персоной он
казался. Но на самом деле это лишь говорит о низком уровне самоменеджмента,
который представляет собой последовательное и целенаправленное использование
испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и
со смыслом использовать своё время. 
Здесь было бы уместно процитировать высказывания
разных авторов о значении времени: Алан Лэкейн: “Тот, кто позволяет ускользать
своему времени, выпускает из рук свою жизнь; тот, кто держит в руках своё
время, держит в руках свою жизнь”; Питер Друкер: “Время – самый ограниченный
капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем
другим”; Ульрих Зиверт: “Умение распоряжаться временем наряду с правильным
руководством и техникой влияния на людей выступает фактором, который
предопределяет Ваш успех и неудачу”. 
Таким образом, мы можем смело сказать, что успех
каждого руководителя зависит не только от материально-экономических величин, но
и от того, как он распоряжается самым ценным достоянием – временем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
ü    Причины дефицита времени 
Для того, чтобы понять всю глубину
проблемы необходимо понять, прежде всего, причины дефицита времени, которые
заключаются в следующем: 
1.      
Постоянная спешка. При спешке руководитель
не успевает даже сосредоточиться на той проблеме, которую он выполняет в данный
момент. Следовательно, он не думает о других способах решения, которые возможно
лучше, чем тот способ, который пришёл на ум первым. 
2.      
Нагромождение работ. При этом руководитель
начинает заниматься различными мелкими и не столь важными делами. У него нет
чёткого распределения работ по степени важности и он не занимается анализом
ключевых, перспективных вопросов. 
3.      
Постоянные доработки дома. При этом время,
отведённое на отдых расходуется на работу, руководитель не успевает отдыхать,
что сказывается на его работоспособности на следующий день и в конечном итоге
ведёт к упадку здоровья. 
4.      
Переутомление. Следствие длительной работы в
условиях постоянной спешки. 
5.      
Суетливость. Это результат плохой
организованности дня, а также иногда зависит от импульсивности и особенностей
человека. 
6.      
Бесплановость работы. Является результатом
образа жизни не только самого руководителя, но и общего стиля жизни данной
организации. 
Слабая мотивация труда. Следствием является низкая
производительность, а соответственно она порождает хроническую нехватку
времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ü    Инвентаризация времени         
Необходимо проводить инвентаризацию
времени за несколько рабочих дней, чтобы проанализировать свой рабочий стиль и
вскрыть причины возникающих дефицитов времени. Симптомы тревожащей руководителя
временной проблемы можно определить по следующим признакам:  
1)    отсутствие чёткого расписания работы на текущий день (руководитель не
знает, что ему сегодня предстоит сделать в первую очередь, что – во вторую); 
2)    секретарь не в курсе дел своего шефа (секретарь – прежде всего помощник
своего руководителя); 
3)    несвоевременность ответа на деловые письма (потому что руководителю всё
как-то некогда); 
4)    продолжение работы над деловыми бумагами дома, по вечерам (в служебные
часы не хватает времени); 
5)    непрерывные помехи в работе, вызванные частыми телефонными звонками и
наплывом посетителей (руководитель стремится со всеми разговаривать сам); 
6)    постоянное выполнение работы за своих подчинённых (в частности, и
потому, что руководителю кажется: так надёжней); 
7)    большой поток всевозможных рутинных дел (руководитель буквально “тонет”
в мелочах); 
8)    частая спешка при выполнении заданий со стороны вышестоящего
руководства (очень часто вызвана несвоевременностью начала работы над ними). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ü    Организационные принципы распорядка дня  
Разобрав причины дефицита времени и инвентаризацию
времени, можно поговорить и об основных организационных  принципах распорядка
дня. Самый главный принцип: “Работа должна подчиняться мне, а не наоборот”. 
Самое главное в работе – это найти свой личный
стиль, он будет самым лучшим. А следующие правила и принципы могут
послужить импульсами для составления распорядка дня, но они не носят характера
обязывающих рекомендаций. 
Все организационные принципы можно условно разделить
на три группы: 
1.    
НАЧАЛО ДНЯ: 
а) Начинать день с позитивным настроением (для
каждого дня нужно находить какое-нибудь позитивное начало, т.к. тот настрой, с
которым приступаете к предстоящим задачам, имеет немаловажное значение для
будущих успехов и неудач). 
б) Хорошо позавтракать и без спешки - на
работу (старт с точностью до наоборот очень легко может испортить настроение на
целый день). 
в) Начинать работу нужно в одно и то же время
(человек – пленник привычек, а таким образом можно поддерживать себя “в
кондициии” и приступать к работе в определенное время дня). 
г) Перепроверка плана дня (это нужно для того,
чтобы переоценить степень важности и срочности,  поставленных накануне целей и
задач, т.к. план на день должен быть реалистичным). 
д) В начале – ключевые задачи (начинать нужно
с дел, имеющих больший приоритет). 
е) Приступать без “раскачки” (различные
социальные контакты, типа приветствий, обсуждения последних новостей, нужно
перенести на менее напряженное время). 
ж) Согласовывать план дня с секретарем (т.к.
секретарь является важнейшим партнером менеджера, (когда речь идет о создании
оптимальных условий для деятельности), то с ним нужно согласовать все сроки,
приоритеты, цели, и тогда он будет эффективнее работать и оградит от всех
ненужных помех). 
з) Утром заниматься сложными и важными делами
(когда возникнут текущие дела и разного рода отвлечения, уже не получится
уделить достаточно времени на важнейшие вопросы). 
2.    
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ДНЯ: 
а) Хорошая подготовка к работе (ею можно
существенно рационализировать и сэкономить общее рабочее время). 
б) Влиять на фиксацию сроков (установленные
ранее сроки принимаются безоговорочно; но нужно стараться, обговаривая сроки,
которые плохо  
укладываются в собственные планы,
приспосабливать их к своим интересам, тем самым получая альтернативные
варианты). 
в) Избегать действий, вызывающих обратную
реакцию (перепроверяйте все свои акции(согласование сроков, визиты, письма,
телефонные разговоры) с точки зрения их необходимости и опасности ответной
реакции). 
г) Отклонять дополнительно возникающие
неотложные проблемы (отвлечение на так называемые срочные обстоятельства
приводит к забвению на более или менее длительное время первостепенных задач, а
это влечет за собой дополнительные затраты времени и средств). 
д) Избегать незапланированных импульсивных
действий (импульсивное отклонение от разработанного плана снижает
производительность, поскольку не соблюдаются установленные приоритеты). 
е) Своевременно делать паузы/соблюдать
размеренный темп (нужно рассматривать паузы не как трату времени, а как подзарядку
энергией во время отдыха; но злоупотреблять ими тоже нельзя, может исчезнуть
способность к концентрации). 
ж) Небольшие однородные задачи выполнять
сериями (необходимо расправляться с мелочами (телефонные звонки, “летучки”,
диктовка писем, чтение корреспонденции), объединяя однородные задачи в блоки). 
з) Рационально завершать начатое (отвлечение
от основной задачи стоит немало времени, т.к. по возвращении к ней приходится
вновь повторять уже проделанное; вследствие такого нарушения систематичности в
работе существенно ограничиваются способности к творчеству и решению проблем). 
и) Использовать временные промежутки (не оставляйте незаполненными
незапланированные промежутки времени, уходящие на ожидания и на “холостые
ходы”, используйте их с наибольшей пользой). 
к) Работать антициклично (в течение более
спокойного дообеденного периода старайтесь решать самые важные из
запланированных задач; “беспокойный”  период используйте для выполнения дел,
запланированных “про запас”; ниже приведен график, на котором  показано течение
типичного рабочего дня в конторе). 
    
      Частота помех 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                    
Время (часы дня) 
 
 
 
 л) Выкраивать спокойный час (необходимо каждый день резервировать
одного спокойного, или закрытого, часа, в течение которого никто не будет
беспокоить – это время для себя; используйте это время для важных, но не
срочных, носящих долговременный характер, например для повышения уровня
квалификации). 
м) Контролировать время и планы (наряду с отслеживанием своего времени,
необходимо перепроверять свои планы дня с точки зрения выполненных задач,
установления новых приоритетов). 
  
3.     КОНЕЦ ДНЯ: 
а) Завершать несделанное (завершение
небольших начатых дел, отсрочка которых может привести к дополнительным
затратам труда, например просмотр корреспонденции). 
б) Контроль за результатами и
самоконтроль (сравнение намеченного в распорядке дня объема работы с реально
выполненной). 
в) План на следующий день (нужно
разработать план на следующий день с установлением целей, приоритетов и т.п.). 
г) Домой с хорошим настроением (Нужно
радоваться предстоящему заслуженному отдыху после трудового дня). 
д) Каждый день должен иметь свою
кульминацию (в смысле позитивного образа жизни важно осознать, какое качество и
какую ценность имеет каждый день для жизни менеджмента; нужно каждый прожитый
день по возможности делать в целом удавшимся днем). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ü    Составление планов дня с помощью различных методов
Дневной план представляет собой последнюю и
одновременно самую важную ступень в системе планирования времени, конкретное
воплощение поставленных целей. В нем устанавливается, какие задачи и дела
должны быть выполнены в течение соответствующего рабочего дня, причем к предусмотренным
ранее, запланированным прибавляются непредусмотренные. 
      1.Метод
“Альпы”. 
Этот метод
относительно прост, и после некоторых упражнений потребуется в среднем не более
10 минут для составления ежедневного плана. Его относительно легко запомнить,
поскольку он основывается на мемотехнике: начальные буквы символизируют
предметные понятия. 
Метод включает
5 стадий: 
1.     Составление заданий (записать под соответствующими рубриками формуляра
“План дня” все то, что нужно сделать на следующий день: задачи из списка дел
или из недельного плана; невыполненное накануне; добавившиеся дела; сроки,
которые надо соблюсти; периодически возникающие задачи.  При этом нужно
употреблять сокращения, соответствующие виду деятельности или рубрикам в
формуляре “План дня”. Немного тренировки и можно научиться составлять список
заданий так, чтобы в первом приближении распределять их по приоритетности;
подразделять их на затяжные и краткие, непродолжительные; перепроверять
задания, связанные с личным контактом на предмет возможности выполнения их
более рациональным путем). 
2.     Оценка длительности акций (напротив каждого задания нужно проставить
приблизительное время для его выполнения, а также просуммировать и определить
ориентировочно общее время. Конечно продолжительность отдельных дел невозможно
оценить достаточно точно, но после накопления достаточного опыта, можно
положить его в основу планирования времени. Также нужно учесть то, что работа
зачастую требует столько времени, сколько его есть в распоряжении, поэтому,
устанавливая для отдельных дел конкретные сроки, необходимо укладываться именно
в данное время). 
3.     Резервирование времени (при составлении плана нужно придерживаться
основного правила планирования времени, согласно которому планом должно быть
охвачено не более 60% рабочего времени и примерно 40% должно быть оставлено в
качестве резервного времени для неожиданных дел). 
4.     Принятие решений по приоритетам и перепоручению (цель: сократить время,
отведенное на выполнение заданий дня, до 5-6 часов .Для этого нужно установить
однозначные приоритеты для своих дел и уточнить в соответствии с ними задачи
дня; перепроверить посчитанную
потребность                                                                                                                                
 
во времени и
сократить время на все дела до совершенно необходимого, стараясь при этом
оставаться на почве реальности; рассмотреть каждую акцию с точки зрения
возможности ее перепоручения и рационализации). 
5.     Контроль или учёт несделанного (не все задачи удается выполнить и не
все телефонные переговоры могут состояться, поэтому их приходится переносить на
следующий день. Но если что-то переносится многократно, то оно становится
обузой, и тогда существуют две возможности: решительно за него взяться и решить
до конца или отказаться от него, т.к. проблемы иногда решаются сами собой). 
Можно еще
больше рационализировать составление плана, если наряду с буквенными
сокращениями для обозначения важнейших элементов использовать другие сокращения
и графические символы, так называемую бюрографию.  
Ежевечерние
затраты сначала 20, затем 10, а потом лишь 5 минут по методу “Альпы” приносят
многократный выигрыш во времени. 
  
2.Метод с
помощью дневника времени. 
Не зная метода
планирования рабочего времени при помощи дневника времени, многие планируют
свое время – только не так осознанно, методично и системно, как следовало бы.
При этом большинство пользуются обычным календарем-памяткой в виде карманной
записной книжки или большого, возможно, настольного календаря и т.п. Но польза
от подобных календарей лишь в том, что они помогают ориентироваться в сроках и
датах. То, что действительно должно быть завершено, зачастую не записывается,
хотя за каждой акцией кроются цели, которые нужно достичь. Можно найти много
недостатков,  с точки зрения техники планирования, в обычных
календарях-памятках. 
Дневник времени
представляет собой личную рабочую картотеку, в которой сшиты отдельные листы и
которая благодаря рациональному подразделению должна быть удобна своей
наглядностью (обозрительностью). Это рабочий накопитель всех планов дня,
формуляров, листков, используемых в повседневной практике.  
Дневник времени –
важнейшее вспомогательное средство планирования времени. Он способствует
успешному планированию личных целей, лучшему использованию драгоценного
времени. С помощью него можно получить полное представление не только обо всех
ближних и дальних сроках, но и обо всех планах, диспозициях, более-менее
крупных проектах. А значит получить возможность гибко реагировать на всякое
изменение ситуации и в любое время актуализировать свои планы. 
Структура дневника времени. 
1.    
Календарная часть: 
·       
Сюда можно “зашить”
различные формуляры для месячных, декадных и дневных планов с промежуточными
регистрами. 
·       
Особое значение
придается плану на день. Основной принцип: один лист на день. 
·       
Листки для заметок по
соответствующим месяцам и декадам, которые облегчат перенос сроков и
целеустановок на отдельные недели и дни. 
·       
Отдельные дневные
листки можно после сброшюировать в соответствующем порядке, и по прошествии
времени получить архив времени и успехов жизни – надежное вспомогательное
средство для осознанного планирования будущих успехов. 
·       
Новые “входящие”
дневные листки должны быть снабжены всеми сроками и заданиями из декадных и
месячных листков. С соответствующих листков переносятся такие даты, как дни
рождения, юбилеи, уход в отпуск и т.д., таким образом все свои дела можно
интегрировать, и ничего не будет утеряно при условии регулярного заполнения и
контроля. 
2.  Раздел служебных и частных дат: 
на соответствующих листках и формулярах можно
записывать и постоянно иметь при себе важнейшую информацию такую, как сроки
проведения ярмарок, список дней рождения, тарифы зарплаты, почтовые тарифы и
т.п. 
3. Раздел адресов и телефонов: 
запись наиболее часто употребляемых и особо важных
телефонных номеров адресов. 
4.    
Общая часть: 
различные отделения, как в бумажнике
позволяют разместить здесь почтовые марки, фотографии, кредитные и чековые
карточки, служебный пропуск, денежные купюры и т.п. 
Дневник времени повышает качество работы и приносит
успех.  
Планирование
рабочего дня означает подготовку к реализации целей, поэтому принципиально
важно составлять план дня в письменном виде, ведь планы, которые держатся в
голове, легко отвергаются. Также письменные планы дня обеспечивают разгрузку
памяти. Письменно фиксируемый план имеет психологический эффект самомотивации к
работе. Деловая активность становится более целенаправленной и ориентированной
на строгое следование программе дня.  
ü    Естественный дневной ритм (график
работоспособности) 
У разных людей разная психология и
организм. Вследствие этого работоспособность людей различна в различные периоды
времени. Некоторые люди продуктивнее работают утром, некоторые днём, а
некоторые вечером. Но при этом нельзя сказать, что одни из них работают лучше,
а другие хуже. Просто пик работоспособности у этих людей приходится на разные
периоды дня. Абсолютные значения пика и спада продуктивности индивидуально
различаются, но что одинаково для всех людей – так это относительные, ритмичные
колебания. 
Среднестатистические колебания
работоспособности в течение суток можно описать с помощью следующей кривой: 
  |