В 1892г. был
образован специальный комитет по наградам чиновников. До этого времени единого
порядка награждения чиновников орденами, подарками, пособиями не существовало.
Соответствующие ходатайства императору поступали через кавалерские думы,
Комитет министров, от отдельных министров и главноуправляющих, управляющего
Собственной его императорского величества канцелярии, членов императорской
фамилии, представителей разных благотворительных обществ. Отныне все
представления такого рода поступали в комитет по наградам.
Сколько же в
России было чиновников в начале XX века? В своем исследовании Н.А. Рубакин указывает, что в 1910 в
Европейской России было 575 тыс. чиновников и их содержание составляло 13,36%
расходной части бюджета. [8] В течение всего XIX века основными условиями поступления
на государственную службу (абсолютное большинство чиновников служило в гражданских
ведомствах) были происхождение, возраст, знания, подданство, «гражданская
честь».
В XIX веке имели право вступать в
гражданскую службу потомственные дворяне и сыновья личных дворян, офицеров и
чиновников, получивших личное почетное гражданство, сыновья священников,
диаконов и церковных причетников прасвослвного и армяно-грегорианского
вероисповеданий, а также евангелистическо- лютеранских и реформаторских
пасторов, сыновья коммерции советников и купцов первой гильдии, интеллигенции и
др. Преимущества были за отдельными категориями населения, дети которых служили
в ведомстве Министерства императорского двора - например, мастеровых и нижних
чинов русской армии. Следует отметить, что все вышеперечисленные категории лиц
могли быть приняты на службу даже если бы они не удовлетворяли некоторым другим
условиям - например, не имели должного образования.
Не охотно
принимали на государственную службу иностранцев, детей рабочих и крестьян.
Также в первой половине XIX века не принимались на
службу и женщины, хотя нигде в законах категорического запрещения не
существовало. Лишь в ходе реформ их стали принимать «по найму» в медицинские
учреждения, на почту и телеграф, в учебные заведения. Позже разрешили работать
на счетно-бухгалтерских и канцелярских должностях. Ограничения касались
незаконнорожденных, т.е. родившихся вне официального брака. Такие дети могли
поступить на службу только при условии, что будут записаны в податное сословие,
а затем, окончив учебное заведение, приобретут право на службу по образованию. Те,
кто поступал в гражданскую службу по одному только праву происхождения,
принимались на работу канцелярскими служителями.
Первая
русская революция внесла существенные изменения. Она уравнивала всех, корме
иностранцев в праве поступления на службу. Законодательство устанавливало
минимальный возраст для поступления на государственную службу с 14 лет. Для
некоторых должностей устанавливался минимальный возраст в 21 год, 25, 35.
Верхнего предела не было. Лица, не имевшие права на поступление на государственную
службу по своему происхождению, приобретали его после получения свидетельства
обокончании средних или высших учебных заведений. Также обязательным условиям
было обладание гражданской честью, те лица, которые были замечены в
неблаговидных поступках или подвергнуты наказанию по суду за преступления и
лишенные всех прав состояния, на службу не принимались.
С 1874 года
условием поступления на государственную службу стало отбывание воинской
повинности
При вступлении
на службу чиновник приносил устную присягу, затем он подписывал ее печатный
текст. Вышедший в отставку чиновник имел право вновь вернуться на службу.
Потерявший право на службу, т.е. отстраненный от нее за дурное поведение, мог
приступит к прежним обязанностям не ранее чем четыре 2 года. При этом он должен
был представить свидетельство своего добропорядочного поведения.
В уставе о
службе в ряде статей была выражена мысль о том, что производить в чины
необходимо последовательно, после выслуги определенного количества лет в каждом
чине: «Никто не может быть производим через чин, или, минуя чины низшие, прямо
в высшие»[9]
В конце XVIII века срок прохождения служебной
иерархии с XIX по III класс Табели о рангах составлял 49
лет. Поэтому высшего чина можно было достичь на склоне карьеры. С целью,
омоложения кадров в первой половине XIX века было прекращено пожалование чинов XIII и XI классов, сокращена выслуга
лет в некоторых чинах. Теперь путь по карьерной лестнице составлял 39 лет.
С назначением
на должность гражданской службы канцелярский служитель или чиновник получал
содержание, которое состояло из жалованья, столовых денег, квартирных денег или
казенной квартиры. Император мог установить особый оклад, что практиковалось в
отношении высших должностных лиц.
При сокращении
должности или ликвидации учреждения чиновники, оставшиеся за штатом, получали
только жалованье в течении года или до нового назначения в пределах этого
года.
Всем служащим
выдавалось жалованье и столовые деньги 1 раз в месяц. Ситуация, в которой в
наша дни часто оказываются российские служащие (невыплата зарплаты за
несколько месяцев), в дореволюционной России была не мыслима. Значительные
расходы государство несло на обеспечение чиновников, служивших в отдаленных
местностях, таких как западные губернии и Царство Польское.
Закон четко
запрещал «приношения начальствующим лицам от общества и сословий, как в
совокупности, так и отдельно»[10]
К числу выгод
и преимуществ государственной службы с полным основанием можно отнести и особую
защиту государством своих служащих, также через службу чиновник мог получит
потомственное дворянство. К числу весьма немаловажных преимуществ
государственной службы относилось получение пенсий. По общим правилам срок
выслуги для получения пенсии определен был в 35 лет беспорочной службы.
Прослуживший не менее 25 лет получал 50 % пенсионного оклада. Исходя из средних
показателей поступления на службу после получения специальности в 20 лет, можно
сделать вывод, что только к 60 годам должностное лицо могло выслужить пенсию,
что, кстати, превышало среднюю продолжительность жизни в стране. Поэтому часто,
пенсию получала семья, а не сам служащий.
В XIX веке окончательно сложилась система
чинопочитания, когда чувство лично достоинства уступило месту достоинству
положения в иерархии чинов и должностей. Например, старший по чину и должности
в письме к младшему собственноручно подписывал только свою фамилию. Если же
младший писал старшему, то обязан был собственноручно, помимо подписи, называть
свои звания и чин. Наличие в таком случае только подписи считалось грубым
нарушением правил и рассматривалось как оскорбление. Вторая половина ХIХ в.
знаменуется существенными изменениями в общественном и государственном строе.
Реформа 1861 г. освободив крестьян, открыла дорогу развитию капитализма в
городе, хотя и поставила на его пути определенные препоны. Крестьянин получил
земли ровно столько, чтобы она привязывала его к деревне, сдерживала отток
рабочей силы, нужной помещикам, в город. Вместе с тем надельной земли
крестьянину не хватало, и он вынужден был идти в новую кабалу к прежнему
барину. Общинная организация деревни несколько притормаживала классовую
дифференциацию деревни и с помощью круговой поруки обеспечивала взыскание
выкупных платежей. Новая классовая структура общества, где все большее значение
приобретали противоречия между рабочими и капиталистами, складывалась в рамках
старого сословного строя.
Развитие
социально-экономических процессов не могло не оказать влияния на
государственную сферу. Россия делает решительный шаг по пути превращения
феодальной монархии в буржуазную. Это проявляется преимущественно в среднем и
низших звеньях государственного механизма, где земская и городская реформы
допустили буржуазию к управлению. Судебная реформа проводит довольно
последовательно буржуазные принципы судоустройства и процесса. Военная реформа
вводит всесословную всеобщую воинскую обязанность. Вместе с тем либеральные
мечты о конституции остаются только мечтами, а надежды земских деятелей на
увенчание системы земств всероссийскими органами встречают решительное
сопротивление царизма.
Глава II Государственная служба в
современной России
2.1 Понятие
«государственная служба», ее цели и функции
В Федеральном
законе от 31 июля 1995г. Дается краткое и строгое определение понятия
«государственная служба». В нем государственная служба определяется как
профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий
государственных органов.[11]
В Федеральном
законе от 27 мая 2003г. Дается более широкое определение, под государственной
службой понимается «профессиональная служебная деятельность граждан Российской
Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации;
Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных
органов; Субъектов Российской Федерации; Органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов
Российской Федерации; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией
Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения
полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности,
устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для
непосредственного исполнения полномочий Государственных органов Российской
Федерации».[12]
Государственная
служба не только отражает задачи, Функции и основные черты государства, но
призвана обеспечивать их практическое осуществление. Поэтому государственный
служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени
и по поручению государства.
Государственная
служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное,
преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных
органов лицами, находящимися на государственных должностях. Государственная
служба – это профессия для государственных служащих, которая требует
специальной подготовки, получения специального образования. Поэтому принимаются
«на постоянную работу», им присваиваются квалификационные разряды, звания,
ранги.[13]
Государственные
должности государственной службы подразделяются на группы, кроме этого
государством устанавливаются перечни специализаций должностей и
квалификационные требования к лицам, замещающим данные должности.
Причем можно
отметить, что в квалификационные требования включаются, во-первых, требования к
уровню профессионального образования с учетом группы и специализации
должностей. Во-вторых, для лиц замещающих государственные должности федеральной
или претендующих на их замещение, Указом Президента от 30 января 1996г. в целях
обеспечения их высокого профессионализма, единства предъявляемых к ним
квалификационных требований установлены требования по стажу и опыту работы. Эти
требования различаются в зависимости от группы должностей.
Таким образом,
создан своего рода аналог петровской Табели о рангах, который позволит
установить существовавшую в прежние времена чересполосицу должностей в
различных ведомствах, когда одинаковые функциональные обязанности мог исполнять
как «специалист 1 категории», так и «ведущий», а то и «главный».[14]
Система категорий и групп государственных должностей закрепленных в
законодательстве, способствует улучшению всего управленческого процесса,
расстановке кадров в соответствии с их заслугами, стажем и опытом работы по
специальности, а также унификации денежного содержания по замещаемой должности.
Эта система является исходной для должностного продвижения и профессионального
роста государственных служащих.
Как уже
отмечалось выше государственная служба – особый вид профессиональной
деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных
органах, только государственные органы наделены правом иметь государственных
служащих. Под государственным органом понимается составная часть государственного
аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная
государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций
государственной власти. Возникает вопрос об определении круга государственных
органов, профессиональная деятельность в которых считается государственной
службой. Следует ли к их числу относить лишь федеральные государственные
органы, а также соответствующие органы субъектов федерации либо добавить и
подведомственные им структуры, имеющие статус юридических лиц и осуществляющие
определенные управленческие функции, в частности в регионах.
Возможность
создания таких органов предусмотрена Конституцией РФ, где указано, что
федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий
могут создать свои территориальные органы.[15] Правовой статус
их в законе не указан. По мнению А.Ф.Ноздрачева, поскольку эти органы
создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно
именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по
реализации их задач и функций следует считать государственной службой.[16]
Каждый
государственный орган уполномочен российским государством осуществлять строго
определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы
властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что
государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные
полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции,
закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте и производной
непосредственно от государства.
Таким образом,
согласно действующему законодательству государственная служба осуществляется в
государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и
законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность
которых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами.
Все это придает государственной службе параметры крупнейшего публично-правового
института, имеющего решающее значение для формирования государственности,
осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства в
обществе.
В наиболее общем
виде функции государства – это определяемые конкретно-историческими условиями
существования государства основные направления его деятельности по управлению
делами общества, осуществляемой в присущих именно данному типу государства
формах и с помощью специфических методов.
Функции
государства выполняют все государственные органы, реализующие государственную
власть. Соответственно выделяются виды государственной деятельности,
отличающиеся своим назначением, субъектами, методами и формами осуществления
государственных функций.
Под функциями
государственной службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные
основные виды государственно-служебных действий.
Правоприменительная
функция – это реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных
нормативных правовых актов государства.
Правотворческая
функция – это разработка и принятие нормативных актов. Государственная служба
проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и
парламентах субъектов РФ.
Правозащитная
функция – это обеспечение прав и свобод граждан.
Регулирующая
функция – это разработка и реализация государственной политики во всех областях
жизни общества. Государственная служба проявляет себя при подготовке
разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех
основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении.
Организационная
функция – это обеспечение практической реализации компетенции государственных
органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и
эффективного влияния на процессы в обществе.
. Все функции
реализуются в публично-правовой форме. Государство придает общеобязательное
значение государственно-служебной деятельности и государственно-служебным
полномочиям и доводит эти установления до всего общества посредством законов и
иных нормативно-правовых актов. Государственная служба реализует свои функции в
конкретных правоотношениях, используя правоприменение и правоохрану. Таким
образом, весь механизм публично-правового регулирования выступает формой
реализации функций государственной службы.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|