Подчинение фондов
медицинского страхования мощным, жизнеспособным предприятиям, обеспечивая
экономичность и гибкость, в то же время имеет потенциальный недостаток
Предприятия, обладающие финансовыми и организационными рычагами влияния на
деятельность лечебно-профилактической сети, способны превратить здравоохранение
в новую разновидность ведомственной медицины. Важно поэтому, чтобы хозяйственная
ассоциация, учреждающая фонд медицинского страхования, насчитывала в своих
рядах достаточное число местных предприятий и принимала решения на основе
равноправного, демократичного учета интересов как крупных, так и малых
трудовых коллективов.
Из всего
вышесказанного можно сделать вывод, что статус территориального фонда
медицинского страхования, мера его независимости во многом определяет тактику
поведения других участников медико-страхового комплекса.
2.3 Основные
системы организации экономических учреждений
и их роль в организации медицинского обслуживания населения
Как уже было сказано, страховой медицинской организацией выступает
юридическое лицо, имеющее государственную лицензию на право заниматься
медицинским страхованием и осуществлять его в соответствии с Законом РФ.
Страховая медицинская организация, осуществляющая медицинское страхование,
ведет учет прихода и расхода денежных средств, поступающих от медицинского
страхования.
Финансовые средства страховой медицинской организации учитываются
отдельно по обязательному и добровольному страхованию по следующим
поступлениям:
-
страховые
взносы;
-
оплата
медицинской помощи и иных услуг, предусмотренных договорами страхования,
выплата возвратных сумм;
-
пополнение
и расходование резервных фондов;
-
доходы от
использования временно свободных финансовых средств;
-
остатки
страховых фондов и их расходование;
-
формирование
прибыли.
Уточним, что интересующие нас страховые медицинские организации,
осуществляющие обязательное медицинское страхование, не имеют права
использовать средства, предназначенные на реализацию программ обязательного
медицинского страхования, для коммерческой деятельности, за исключением
приобретения на временно свободные средства резервного фонда высоколиквидных
ценных бумаг и банковских депозитов.
Доходы, полученные от использования временно свободных средств резервных
фондов, направляются на:
-
пополнение
фондов медицинского страхования;
-
улучшение
материально-технической базы медицинских учреждений и страховых организаций,
участвующих в выполнении программ обязательного медицинского страхования,
экономическое стимулирование их работников и другие цели, связанные с развитием
обязательного медицинского страхования.
Каждая страховая медицинская организация в установленном порядке ежегодно
представляет органам государственного управления и страхователям информацию о
постатейном балансе доходов и расходов с отражением использования страховых
фондов, результатах финансовой деятельности по обязательному медицинскому
страхованию и другие данные.
Объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам
Российской Федерации определяет Базовая программа обязательного медицинского
страхования граждан Российской Федерации. Базовая программа реализуется на
основе договоров, заключаемых между субъектами медицинского страхования.
Медицинские услуги в рамках гарантированного объема предоставляются на всей территории
Российской Федерации в соответствии с договорами обязательного медицинского
страхования и не зависят от размера фактически выплаченного страхового взноса.
На основе базовой программы в республиках в составе Российской Федерации,
краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге
разрабатываются и утверждаются территориальные программы обязательного
медицинского страхования, объем предоставляемых медицинских услуг, которых не
может быть меньше объема, установленного базовой программой. Контроль за
качеством, объемами и сроками предоставления медицинской помощи осуществляется
(в соответствии с условиями договора) страховой медицинской организацией, а
также соответствующим органом управления здравоохранением. Программы добровольного
медицинского страхования медицинские учреждения реализуют без ущерба для
программ обязательного медицинского страхования.
Гражданам Российской Федерации гарантируются:
а) обеспечение первичной медико-санитарной помощи, включая:
скорую медицинскую помощь;
диагностику и лечение в амбулаторных условиях (включая неотложную и
доврачебную помощь);
осуществление мероприятий по профилактике заболеваний;
б) стационарная помощь.
Подробный перечень контингентов населения, заболеваний, профилактических,
лечебно-диагностических мероприятий, составляющих базовую программу, а также
не входящих в него, разрабатывается и утверждается Министерством
здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики
и финансов Российской Федерации и с участием профсоюзных органов.
Объем и условия лекарственной помощи определяются территориальными
программами обязательного медицинского страхования. Оплата необходимых
медикаментов и изделий медицинского назначения в стационаре и при оказании
скорой и неотложной медицинской помощи осуществляется за счет страховых взносов
по обязательному медицинскому страхованию, а в амбулаторно-поликлинических
учреждениях — за счет личных средств граждан. Льготы при оказании медицинской и
лекарственной помощи отдельным контингентам населения определяются действующим
законодательством.
Для обеспечения равных условий оказания населению медицинской помощи по
обязательному медицинскому страхованию используются фонды здравоохранения.
Средства фондов здравоохранения направляются также на:
финансирование целевых программ, утвержденных органами исполнительной
власти, в первую очередь связанных с профилактикой и лечением социально-опасных
заболеваний;
финансирование деятельности лепрозориев, трахоматозных диспансеров,
центров по борьбе со СПИДом, домов ребенка, детских санаториев, молочных
кухонь, бюро медицинской статистики, бюро судебно-медицинской и
патологоанатомической экспертизы, центров экстренной медицинской помощи,
станций, отделений, кабинетов переливания крови, баз и складов специального
медицинского снабжения, оплату кардиохирургических операций по пересадке
органов и тканей по утвержденному Министерством здравоохранения Российской
Федерации перечню, оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в
зонах стихийных бедствий, катастроф и на другие цели в области охраны здоровья
населения.
Место и роль медицинских страховых учреждений в организации
здравоохранения определяются тем, что они смогут сыграть решающую роль в
решении проблемы кардинального повышения
социальной защищенности граждан в процессе их медицинского
обслуживания, а также выступить гарантом доступности для широких слоев
населения высококачественных медицинских услуг. Решение проблемы обеспечения
социальной защищенности пациентов медучреждений требует создания и развития института
посредника между гражданами, нуждающимися в медицинской помощи, и
учреждениями здравоохранения.
В роли посредника и гаранта прав граждан могут выступить государственные,
акционерные, кооперативные страховые фирмы, способные на конкурентных началах
осуществлять посреднические функции между гражданами, нуждающимися в
медицинской помощи, с одной стороны, и медицинскими учреждениями — с другой.
Система отношений: больной — посредник (страховая фирма) — медицинское
учреждение — врач способна более надежно защищать не только интересы больных,
но и доходы медицинских учреждений.
Наиболее эффективной формой организации финансово-хозяйственной
деятельности страховых медицинских учреждений является акционерная форма, так
как она может обеспечить концентрацию крупных ресурсов, а также наиболее
демократический режим контроля за деятельностью страховых организаций и
медицинских учреждений.
Акционерными признаются общества, имеющие уставный фонд, разделенный на
определенное число акций равной номинальной стоимости, и несущие
ответственность по обязательствам только имуществом. Акционеры несут
ответственность по обязательствам общества лишь в пределах стоимости
принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытым или закрытым,
что отражается в его уставе. Акции открытого АО могут переходить от одного лица
к другому без согласия других акционеров, свободно продаваться на рынке ценных
бумаг. Акции закрытого АО могут переходить от одного лица к другому только с
согласия большинства акционеров данного общества, если иное не оговорено в
уставе.
Органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют
права быть учредителями медицинских акционерных обществ, но они вправе владеть
акциями этих обществ. Суммарная доля акций, принадлежащих органам управления
здравоохранением и медицинским учреждениям, не должна превышать 10% общего
пакета акций страховой организации.
Учредительная деятельность по созданию АО проходит в несколько этапов, на
каждом из которых решаются определенные программой создания АО задачи и
проводятся соответствующие мероприятия. Важным источником увеличения финансовых
ресурсов медицинских страховых организаций должны стать доходы, получаемые ими
при использовании временно свободных средств страховых фондов для осуществления
инвестиционной и кредитной деятельности.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется
финансовыми органами, аудиторскими службами, а в случае необходимости другими
государственными органами.
Общество обязано проводить ревизию своей финансово-хозяйственной
деятельности не реже одного раза в год, а внеочередные ревизии — по требованию
хотя бы одного из акционеров, которому принадлежит не менее 10% акций. Ревизии
и проверки не должны нарушать нормальный режим работы общества.
Открытое акционерное общество, акции которого распространяются по
открытой подписке, обязано не позднее первого квартала каждого года
опубликовать отчет о своей финансово-хозяйственной деятельности. Порядок
составления ежегодного отчета определяется в уставе АО. Предварительно до
публикации отчета деятельность АО проверяется ревизионной комиссией. Акт или
иной документ, составляемый по результатам проверки, является неотъемлемой
частью отчета о деятельности АО. Акционерное общество, а также его должностные
лица несут установленную законодательством ответственность за достоверность
содержащихся в публикации сведений.
Еще одной стороной в системе медицинского страхования выступают
лечебно-профилактические учреждения, специалисты индивидуальной практики и их
объединения. Как уже отмечалось выше, необходимым условием перевода отрасли на
принцип медицинского страхования является внедрение экономических методов
хозяйствования, так как экономические методы управления позволяют
оптимизировать систему взаимных расчетов и финансово-хозяйственных связей
учреждений здравоохранения и их подразделений, повысить их материальную
заинтересованность и ответственность за повышение качества работы, привлечь
внебюджетные средства на развитие материально-технической базы.
Следовательно, лечебно-профилактические учреждения должны выступать как
экономически самостоятельные субъекты хозяйствования, функционирующие на
принципах самофинансирования, пользующиеся правами, вытекающими из законов о
предприятии и предпринимательской деятельности, и несущими в полном объеме
риск и ответственность.
Главным принципом организации здравоохранения являются договорные
отношения, которые последовательно внедряются на всех уровнях. Это связано с
тем, что специфические черты здравоохранения, как отмечалось выше,
ограничивают, но отнюдь не подавляют экономические начала в развитии отрасли.
Кроме того, основная часть медицинских услуг имеет прежде всего товарную
природу.
Требует особого внимания такой участник медицинского страхования, как
предприятие, и соответственно экономические учреждения в этой системе.
По действующему законодательству предприятие, выступающее в системе
страховой медицины в качестве страхователя, имеет право на:
-
участие
во всех видах страхования;
-
свободный
выбор страховой организации;
-
осуществление
контроля за выполнением условий договора медицинского страхования.
Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование для
предприятий устанавливается Правительством и утверждается Верховным Советом
Российской Федерации.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование для бюджетных
организаций, а также временно нерентабельных государственных предприятий
осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
Размеры страховых взносов на добровольное медицинское страхование
устанавливаются по соглашению сторон. Величина страхового тарифа зависит, с
одной стороны, от стоимости и состава предлагаемых страховыми организациями
медицинских услуг, а с другой — от финансовых возможностей страхователя.
Последнее обстоятельство часто оказывается решающим в принятии предприятием
решения об участии также и в добровольном медицинском страховании.
Тут можно заметить, что страховой тариф в складывающейся современной
экономической ситуации для предприятий является серьезным дополнительным
налоговым бременем, и чрезмерно высокий их уровень может принести к серьезному
ущемлению интересов предприятий —- страхователей. Однако не следует забывать,
что, согласно Закону, при заключении договора предприятие может принимать
активное участие в согласовании размера страхового тарифа и критериев его дифференциации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как известно,
медицинское страхование может выступать в форме обязательного и добровольного.
Также доказано, что обе формы имеют свои достоинства и недостатки. Но обязательное
медицинское страхование имеет одно неоспоримое преимущество — оно обеспечивает
определенную надежность и регулярность поступления денежных средств, создавая
тем самым возможность планирования медицинской помощи, включая меры
профилактики.
Как показывает
опыт, в странах с развитыми системами общественного здравоохранения
преобладает, как правило, форма обязательного медицинского страхования, а в
странах, где больше распространены частные (коммерческие и некоммерческие)
страховые программы, используется принцип добровольного страхования здоровья.
Так, например, в Израиле добровольное медицинское страхование почти полностью
построено на коммерческой основе, т.е. организуется обществами взаимопомощи,
благотворительными и религиозными и другими некоммерческими организациями.
Добровольным
также является дополнительное страхование здоровья в странах, где действует
обязательное медицинское страхование населения. Например, дополнительное
частное страхование очень широко распространено в Японии, где обязательное
государственное страхование не обеспечивает общедоступности медицинской помощи.
Относительно
России можно сделать вывод, что в этот сложный как для экономики, так и для
системы здравоохранения период, когда реформирование только начато и проходит в
сложнейших условиях перехода на рыночные условия, самофинансирование и
самообеспечение, как никогда важным стал вопрос организации экономических
учреждений в системе обязательного медицинского страхования, ответственных за
материальную, экономическую и финансово-организационную стороны
функционирования системы страховых учреждений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Печатные издания
1. Когаловская Э.Т., Левант Н.А.
Справочное пособие по медицинскому страхованию в России. –М.:Науч.-информ.
фирма “ЮКИС”, 1993. –63 с.
2. Комплект официальных
материалов по медицинскому страхованию. М., 1993 (Заоч. школа повышения
квалификации врачей).
3. Лисицын Ю.П. и др.
Медицинское страхование. М.:Медицина, 1995. –143 с.
4. Миронов А.А. и др. Медицинское
страхование. М.:Наука, 1994. –311 с.
5. Организация обязательного
медицинского страхования на территориальном уровне. М. –152 с.
6. Семенков А.В. Медицинское
страхование. М.:Финстатинформ, 1993. –139 с.
Периодические издания
1. Ж. Вестник обязательного
медицинского страхования. 2001. №2. С.3-8.
2. Ж. Вестник обязательного
медицинского страхования. 1999. №2. С.36-40.
3. Ж. Здравоохранение РФ. 1998.
№1. С.25-28.
4. Медицинская газета. 2001. 9
нояб. С.4-5.
5. Г. Медицинский вестник. №5-6
(1-15 марта). С.15-18.
6. Ж. Медицинская помощь. 2001.
№3. С.3-9.
7. Ж. Медицина труда и
промышленная экология. 2000. №9. С.1-8, 12-20.
8. Ж. Проблемы социальной
гигиены и история медицины. 1997. №2. С.33-36, 40-45.
9. Ж. Экономика здравоохранения.
2000. №11. С.5-9.
10. Ж. Экономика здравоохранения.
2000. №5/6. С.30-31.
11. Ж. Экономика здравоохранения.
2001. №4/5. С.10-13.
Страницы: 1, 2
|