-
метод повременной оплаты на базе ставок заработной платы
инженеров-консультантов;
-
метод оплаты фактических затрат плюс фиксированное
вознаграждение;
-
метод установления размеров инжиниринговых услуг в
процентах от стоимости строительства.
Рост
международной и внутренней торговли услугами, ее диверсификация и нарастание
конкуренции в сфере услуг усиливают потребность в ее регулировании и
согласовании. Производится это на основе двусторонних межгосударственных
соглашений и многостороннего регулирования. Важной формой является
регулирование торговли услугами в рамках международных организаций, Подготовкой
соглашений по данным вопросам занимаются специализированные
межправительственные организации (Организация международной гражданской авиации -
ИКАО, Международная морская организация - ИМО, Всемирная туристическая
организация и др.), а также международные
торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ГАТТ, ЮНКТАД,
ОЭСР).
3. (30) Методика изучения
фирм делового партнёра
Ведение предпринимательской деятельности в
сегодняшней России сопряжено с сохраняющейся политической и экономической
нестабильностью, многочисленными коммерческими рисками, недобросовестностью
партнеров по бизнесу. Именно в такой обстановке предприниматели должны принимать
ответственные решения, которые затрагивают не только их материальные интересы,
но и соответственно интересы партнеров. Так что рассматриваемая проблема
является важной практически для всех, кто занимается предпринимательской
деятельностью. Особое значение это имеет для российских коммерческих
структур при установлении деловых контактов с предпринимателями, фирмами и
компаниями. От последних российский бизнес в настоящее время получает
значительное количество предложений о деловом сотрудничестве. Здесь важно
оперативно и достоверно получить информацию о потенциальном партнере, его
истинных целях прихода на рынок. Опыт последних лет формирования рыночных
отношений в России содержит богатый материал неудач и материальных потерь
российского бизнеса от деловых связей с недобросовестными предпринимателями.
Основной хозяйственной единицей в
экономике любого государства является предприятие, которое выступает в самых
различных организационно-правовых формах: единоличные хозяйства,
полное товарищество, коммандитное товарищество, общества с ограниченной
ответственностью, акционерные общества и другие. Общим для них является
то, что в соответствии с национальным законодательством своих стран они обязаны
подавать в государственные органы определенный законом набор информации о своей
хозяйственной деятельности. И несут за ее точность материальную и
административную ответственность. Все остальные экономические показатели, как
правило, скрываются фирмами под флагом коммерческой тайны, доступ к которой
возможен лишь оперативным путем.
Отличительной чертой различных
организационно-правовых форм объединений является то, что подача экономической
информации о себе в органы власти осуществляется дозировано. Не подлежит
обязательной публикации отчетность индивидуальных хозяйств, коммандитных
товариществ. Если такая публикация и проходит в открытой печати, то чаще всего
в целях саморекламы. Довольно обширная открытая экономическая информация дается
акционерными обществами, которые занимают наибольший удельный вес в экономике
многих промышленно развитых государств.
Отсюда вытекает один из важных
методологических выводов: хозяйственные показатели деятельности мелких фирм
страдают неполнотой, получить их достаточно затруднительно. И только лишь
акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью дают довольно
обширную информацию о себе в своих годовых отчетах перед акционерами.
Вместе с тем следует отметить, что и
открытая информация при соответствующем применении методов экономического
анализа может дать предпринимателю (аналитику) возможность сделать довольно
точные выводы о состоянии производственной, сбытовой и финансовой программы
фирмы, которая выступает в роли партнера для российского бизнесмена.
4. (31) Источники
информации о фирме делового партнёра.
Сами по себе сведения о фирме –
потенциальном партнере можно получить из нескольких открытых источников.
Главными из них являются фирменные справочники, публикации, годовые отчеты,
проспекты, рекламные материалы, каталоги. Использование указанных материалов в
комплексе дает достаточно полное представление об интересующей фирме. Среди
перечисленных источников фирменные справочники занимают особое место.
Сообщаемая ими информация собирается справочно-информационными агентствами из
собственных отчетов и публикаций самих фирм, материалов торгово-промышленных
палат, а также различных публикаций многочисленных союзов и ассоциации
промышленников и торговцев.
Главным достоинством фирменных
справочников является значительный охват огромного количества фирм,
регулярность публикаций и высокая степень достоверности информации.
Единственным неудобством использования фирменных справочников выступает
устаревание информационной продукции, что связано с некоторым опозданием
публикаций. Так, например в таких известных и авторитетных справочниках как
«Moodys Industrial Manual» (США) и «Stock Exchange Official Yearbook»
(Великобритания) публикуемая информация отстает примерно на год-два. Поэтому
сведения об интересующей фирме необходимо пополнять из более оперативных
источников: публикаций периодической печати дедовой прессы, годовых отчетов
самих фирм.
При всем многообразии публикуемой
информации фирменные справочники дают возможность получить довольно полную
характеристику контрагента: полное и сокращенное наименование фирмы, адреса,
телефоны и факсы, год создания фирмы, сфера ее деятельности и структура,
включая дочерние предприятия, число занятых, главные показатели экономической
деятельности фирмы, корреспондентские отношения с банками и многие другие
сведения. Кроме того, в фирменных справочниках содержится ряд технических
характеристик выпускаемой продукции, рекламные материалы по другим товарам.
Естественно, что в справочниках нельзя получить детальную информацию по всем
фирмам. В них содержатся данные лишь о крупных и средних корпорациях,
действующих в форме акционерных обществ.
Для российских бизнесменов при поиске
выгодных партнерских связей с фирмами целесообразно использовать определенную
последовательность в работе с разными видами справочников. В первую очередь
следует знакомиться с адресными справочниками. Это позволяет сразу же
обнаружить наличие той или иной фирмы, краткое и полное наименование, ее
установочные данные (адрес, телефон, факс). Наконец, в России издан адресный
справочник «Адрес-Европа», который содержит около 14 тысяч адресов
западноевропейских фирм. Они могут быть потенциальными партнерами в деловой
практике.
Товарно-фирменные справочники позволяют
определить круг фирм, выпускающих тот или иной товар и, разумеется, торгующих
им. В этих справочниках фирмы сгруппированы по принципу товарных позиций:
наименование товаров или товарно-номенклатурных групп + фирмы, которые
занимаются выпуском и реализацией данной продукции. Для аналитической работы по
фирмам весьма важно умение пользоваться справочниками по финансовым связям. Они
позволяют установить определенные связи и взаимозависимости через участие в
акционерном капитале. С их помощью можно определить систему участия той иди
иной фирмы в определенных объединениях капиталов, какой частью акций владеет та
или иная материнская компания.
При вступлении в деловой контакт следует
детально определить положение фирмы – потенциального контрагента в той или иной
схеме взаимоотношений между материнскими компаниями и их филиалами. Здесь сразу
же решается вопрос – имеет право фирма-контрагент подписывать без ведома
материнской компании какие-либо договорные документы. В случае отсутствия у
дочерней фирмы генеральной доверенности материнской компании на право
подписания контрактов установление с ней договорных отношений следует делать
осторожно.
Фирменные справочники содержат неполную
информацию и это обусловлено их предназначением: дать предпринимателям
ориентиры в первичной рыночной информации (кто есть кто, кто и что производит и
продает, кто, где находится).
Более обширную картину деятельности фирмы
можно подучить из публикуемых годовых отчетов, балансов и прочих публикаций,
которые осуществляют сами фирмы. Следует иметь в виду, что такие публикации,
как уже подчеркивалось выше, осуществляют регулярно только компании,
действующие в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной
ответственностью.
Годовые отчеты предназначены для
подведения итогов производственной, сбытовой и финансовой деятельности
компании, отчета перед акционерами, которые получают из совокупных доходов
фирмы дивиденды, а также в рекламных целях. Следует только сделать несколько
оговорок: годовые отчеты содержат хотя и обширную хозяйственную информацию, но
далеко не полную. Многие показатели экономической деятельности фирмы скрываются
под флагом коммерческой тайны; упор в годовых отчетах делается на наиболее
результативные показатели, не выпячивая недостатков и проблем фирмы; сами по
себе отчеты являются документами ограниченного пользования (только для
акционеров). Все это требует от аналитика использовать дополнительные
источники, а возможно и установления доверительных отношений с персоналом
данной фирмы в целях получения конфиденциальной информации.
Годовые отчеты при этом все же дают
полную картину деятельности фирмы за определенный период времени, подучить в
систематизированном виде сведения о капиталовложениях, планах и перспективах
модернизации производства, о научно-техническом потенциале, о загрузке
производственных мощностей, а некоторых случаях о портфеле заказов фирмы.
Ценными сведениями годовых отчетов являются
приводимые так обзоры по рынкам, потребителями и их запросам, о новых
тенденциях в развитии производства и сбыта. Важными разделами годовых отчетов
являются финансовые разделы, к которым относятся: баланс фирмы, счет прибылей и
убытков, счет поступления и расходования средств.
Весьма ценным источником хозяйственной
информации являются каталоги по номенклатуре выпускаемой и реализуемой
продукции. Правда эта информация в большей степени носит технологический
характер, однако дает хорошую возможность получить сведения о производимых
фирмой изделиях и их технических характеристиках. Последнее необходимо при
экспертной оценке технологического уровня товаров и услуг фирмы и даже при
технико-экономических сопоставлениях.
Если брать для анализа прочие фирменные
публикации, то главными их недостатками являются нерегулярность издания,
неполнота сведений и то, что они издаются чаще всего в рекламных целях к
моментам выпуска акций, юбилеев фирмы и т.п. В оценках потенциальных партнеров
могут быть использованы статистические публикации отдельных стран и
международных организаций по экономике в целом и отдельным отраслям. В таких
издания обычно даются обзоры рынков отдельных видов товаров производственного и
потребительского назначения, приводится статистика фирм и предприятий,
действующих в указанных отраслях, их капиталы, годовые объемы продаж, активы.
Все это дает хорошую ориентацию предпринимателю при выборе тех или иных
партнеров по бизнесу.
В мировой хозяйственной практике широко
используются услуги специализированных фирм-организаций, которые занимаются
сбором, обобщением экономической информации о фирмах, рынках, товарах. Они за
соответствующую плату предоставляют информацию в различных видах: paзoвaя
стандартная справка по запросу клиента, подписка на абонемент (обслуживание)
сроком на 1 год или более длительный срок. выдача определенной информации по
выбору клиента, составление специальных обзоров по рынкам, товарным группам или
возможным контрагентам.
Справочно-информационные агентства
(кредит-бюро) имеются практически во всех промышленно развитых и развивающихся
странах мира. И они предоставляют необходимую информацию даже об относительно
небольших фирмах. Для предпринимателя это весьма удобно, поскольку малые фирмы
зачастую не публикуют о себе сведений. Ценность экономической информации,
получаемой в кредит-бюро, состоит в том, что последние аккумулируют ее из
довольно широкого круга источников: реестры национальных государственных
органов, банки, сами фирмы, доверительные связи. Кредит-бюро используют сеть
оплачиваемых агентов среди служащих изучаемых фирм, в банковской среде, в
государственных организациях. Поэтому очень часто такая информация носит
конфиденциальный характер и это оговаривается с клиентом-потребителем таких
сведений.
Многие справочно-информационные агентства
связаны между собой договорными отношениями, поддерживают между собой деловые
отношения. Наиболее мощной справочно-информационной системой обладает
американская компания «DUN & ВRADSTREET Ltd», которая фактически связана
деловыми отношениями со всеми информационными фирмами мира. Она имеет свое
представительство и в Москве. Кредит-бюро «Дан энд Брэдстрит» ежегодно
составляет и предоставляет миллионы справок с широким кругом сведений о
запрашиваемых фирмах. Такая справка имеет стандартный вид и содержит следующие
сведения:
полное и краткое название фирмы, ее почтовый
и телеграфный адрес, телефон и факс;
род занятий фирмы (промышленная, торговая,
туристическая...);
-год создания;
-величина капитал и его состав;
-оценка платежеспособности, финансового
положения;
-общие сведения о руководстве фирмы
(персональные данные);
-объемы продаж;
-наименование банков, с которыми фирма
поддерживает корреспондентские отношения;
-сведения о дочерних и ассоциированных
компаниях.
Изучив основные источники получения
экономической информации об иностранных фирмах – потенциальных партнерах,
оценив и значимость и достоверность, российский предприниматель может перейти к
следующему этапу изучения своего будущего контрагента. Здесь предстоит оценить
первичные сведения о фирме: ее название, организационно-правовое положение,
адрес и каналы связи. Хотелось бы напомнить читателю, что речь идет об этапе,
на котором предприниматель не вступает в прямой контакт с потенциальным
партнером. Последний довольно часто и не подозревает о существовании к нему
интереса со стороны.
Вся работа на этом этапе строится на
плановой основе, предполагает определенную последовательность действии.
5.(49) Состояние и
структура внешнеторговых связей России с зарубежными странами
В 90-е годы Россия сделала существенные шаги
в налаживании контактов с ведущими зарубежными интеграционными группировками по
различным направлениям экономического сотрудничества. Определяющим направлением
российской внешней политики в эти годы были страны Западной Европы и, прежде
всего, страны
Россия и ЕС.
Существуют две основные точки зрения на
отношения России с ЕС. Сторонники одной считают вполне необходимым и возможным
курс на всемерное сближение с ЕС для того, чтобы в перспективе вступить в
тесный экономический союз. Согласно ст. 237 Римского договора и ст. «О»
Маастрихтского договора любая европейская страна может претендовать на членство
в Европейском Союзе. Представители другой позиции полагают, что присоединение
России к ЕС будет означать для него «гибель, потерю управляемости,
растворение».
Думается, что в ближайшей перспективе
вопрос о возможности присоединения России к ЕС не актуален. Гораздо более
насущны вопросы выполнения соглашения о партнерстве и сотрудничестве между
Россией и ЕС, подписанного в середине 1994 г. и ратифицированного в конце 1996
г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) создает устойчивый,
построенный на основе международного права, режим экономического взаимодействия,
охватывающий, в основном, всю торговлю товарами между Россией и ЕС,
трансграничную торговлю услугами, движение капиталов, учреждение и деятельность
компаний.
Значение СПС заключается в том, что в
последние годы ЕС превратился в главного партнера России в международном
сотрудничестве. В стратегическом плане ЕС, располагающий мощным
торгово-промышленным и финансовым потенциалом, будет и впредь играть ведущую
роль в российских внешнеэкономических связях. ЕС выступает как серьезный
импортер энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу современного
российского экспорта. На его долю приходится 35 процентов товарооборота России.
В соответствии с Соглашением отменяются
количественные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны российских
товаров, за исключением текстиля, стали, ядерных материалов, торговля которыми
должна регулироваться отдельными соглашениями.
По основным направлениям сотрудничества,
оговоренным в соглашении, ЕС будет оказывать России поддержку через ТАСИС —
ведущую программу предоставления субсидий бывшим республикам СССР и Монголии.
Общий объем средств, предоставленных России в 1991-1995 гг. в рамках ТАСИС,
составил почти 800 млн. экю (т. е. свыше 1 млрд. долл.). В целом Соглашение
открывает широкие возможности по сближению России и ЕС, и ее включению в
мировое хозяйство. Однако потребуется немало обоюдных усилий, чтобы в полном
объеме реализовать эти возможности.
ЕС, формируя свою политику по отношению к
России, рассматривает ее как важную и самостоятельную силу в будущей
архитектуре Европы. ЕС обязуется способствовать необратимости их экономических
реформ, ее интеграции в мировую экономику на основе рыночных законов,
скорейшему принятию в ВТО и другие международные экономические организации.
Направления и особенности этого
сотрудничества будут во многом зависеть как от развития и трансформации самого
ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ. По мнению
российских специалистов главным вопросом в экономических взаимоотношениях
России и ЕС в ближайшем десятилетии станет создание зоны свободной торговли и
разработка механизма ее функционирования.
Россия и АТЭС
Ориентируя свою внешнеэкономическую политику
на всемерное сотрудничество с ЕС, Россия с середины 90-х годов начинает все
больше внимания уделять развитию экономических отношений с другими
региональными интеграционными группировками. И, прежде всего, с
Азиатско-тихоокеанским регионом, с АТЭС. В физико-географическом отношении
принадлежность России к АТР неоспорима.
Из общего объема внутрирегионального
товарообмена в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, оцениваемого примерно в
2 трлн. долл., на долю России приходится около 1%. Это не сообразуется с ее
статусом великой азиатско-тихоокеанской державы, не соответствует потенциалу ее
экономики. Европейская ориентированность страны мешала увидеть на Востоке новые
реалии будущего мира.
Российские правительственные, деловые,
научные круги участвуют в такой форме интеграционной деятельности, как
разработка и осуществление многосторонних проектов. Это, например, проект ПРООН
по развитию района реки Туманной на стыке границ России, Китая и КНДР, проект
развития экономической зоны Японского моря, проекты строительства магистральных
газопроводов, линий передач и телекоммуникаций, проходящих через территории
нескольких стран, уже начатое силами международных консорциумов освоение
нефтегазовых ресурсов о. Сахалин и др. Для российских восточных регионов все
более важным становится регулирование международной трудовой миграции. В
перспективе Россия должна активизироваться на финансовом рынке
Азиатско-тихоокеанского региона.
Таким образом, Россия фактически участвует в
различных формах интеграционного процесса в Азиатско-тихоокеанском регионе, но
еще довольно слабо влияет на организацию и регулирование этого процесса.
Интеграция в АТР в рамках АТЭС может
осуществляться для России по более удобным правилам, нежели интеграционные
процессы с ЕС. При гипотетическом вступлении в ЕС Россия обязана будет
выполнять все требования Союза, выработанные без нее. АТЭС — молодая, растущая
группировка. В ней допускается деятельность на основе индивидуальных планов
стран, критерии членства также не универсальны. Поэтому, ин-тегрируясь в
Азиатско-тихоокеанский регион, Россия сохраняет возможности отстаивать свои
приоритеты, защищать интересы при построении интеграционных механизмов.
В области международного экономического
сотрудничества Россия стоит перед непростым выбором. Идти ускоренным путем по
пути все более тесных связей с западноевропейской интеграционной группировкой,
не забывая растущую перспективность экономической интеграции в Восточной Азии,
или же на первом плане должен быть процесс реинтеграции бывших республик
Советского Союза, восстановление порванных связей с бывшими странами СЭВ.
Нынешняя внешнеэкономическая политика России в значительной степени
свидетельствует о попытках совмещения этих двух подходов. Насколько такие
действия окажутся успешными, покажет ближайшее будущее.
Развивающиеся страны в
мирохозяйственных связях России
Экономические интересы России настолько
сложны и многообразны, что должным образом их можно обеспечить, лишь развивая
сотрудничество с самыми разными государствами и группами стран.
Внешнеэкономические связи. России с развивающимися странами предстают как
необходимое звено в механизме ее внешних отношений со странами мира. Тем более,
что потенциал российских торгово-экономических связей со многими развивающимися
странами в значительной степени не востребован.
Сложившаяся взаимодополняемость экономик
России и ряда развивающихся стран, сравнительно невысокая требовательность их
рынков, взаимные интересы и другие факторы превращают эти страны по многим
позициям в наиболее вероятных потребителей российской продукции. В свою
очередь, многие развивающиеся страны рассматривают товарообмен с Россией как
дополнительный и альтернативный источник в торгово-экономических связях с
Западом.
По оценке российских специалистов, именно
рынок развивающихся государств может стать базой для наращивания,
облагораживания структуры и диверсификации российского экспорта как в плане
расширения географии экспорта, так и его реального товарного исполнения.
Наиболее благоприятны перспективы для
расширения российского экспорта в группе «новых индустриальных стран». При этом
возможно наращивание как экспорта сырья, так и готовых изделий. Особенно велики
потенциальные возможности для экспорта в развивающиеся страны продукции
обрабатывающей промышленности России, в том числе машин и оборудования.
Косвенным подтверждением может служить существенное нарастание спроса на все
виды сырья и готовых изделий в развивающихся странах. Их совокупные закупки на
мировом рынке в 70-80-е годы выросли по сырью в 10 раз, а по промышленным
изделиям более, чем в 10 раз. Импорт машин и оборудования рос еще более
высокими темпами.
Важным направлением российского экспорта в
развивающиеся страны должен стать вывоз высокотехнологичного комплектного
оборудования и связанных с ним услуг, лицензий, научных идей для их совместного
практического воплощения и др. Это направление экспорта России должно быть
ориентировано на «новые индустриальные страны». С середины 90-х годов Россия
активизирует процессы технического содействия развивающимся странам. Основной
объем работ пришелся на Китай, Иран, Индию, Марокко, Кубу. В этих странах введены
в действие ряд энергетических, металлургических и других промышленных объектов.
Традиционным направлением экспорта России
в развивающиеся страны должны остаться поставки вооружений и военной техники.
Уход с этого рынка России может быть на руку только ее конкурентам на
международном рынке вооружений из промышленно развитых стран.
Важную роль в наращивании российского
экспорта в развивающиеся страны по всем товарным группам, но прежде всего по
промышленным изделиям, должны сыграть инвестиции, направленные на создание и
развитие производств, ориентированных на местные рынки, а также на экспорт в
третьи страны. Видимо, свое слово в этом плане должны сказать набирающие силу в
последние годы российские финансово-промышленные группы. Важно указать и на региональную
направленность российских инвестиций: в первую очередь они должны направляться
в так называемые полюса экономического роста, в зоны с благоприятным
инвестиционным климатом (экспортно-производственные зоны, разного рода
свободные экономические зоны).
Страницы: 1, 2
|