-
Работников
железнодорожного транспорта;
-
Отправителей
и получателей опасных грузов;
-
Портов и
пристаней;
-
Транспортно-экспедиционных
предприятий.
Грузоотправители,
грузополучатели, железные дороги несут ответственность за несоблюдение Правил
перевозки опасных грузов в соответствии с действующим законодательством своих
стран и международными соглашениями.
К
опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и
иной деятельности, которые в силу несущих им свойств и особенностей при наличии
определённых факторов в процессе транспортирования, при производстве
погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей
природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных
средств, устройств, зданий и сооружений, а так же гибели, травмирования,
отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц.
Классификация
опасных грузов производится в соответствии с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные.
Классификация и маркировка». Согласно указанному стандарту классификация
опасных грузов производится в зависимости от вида и степени опасности груза.
Установлены
следующие классы опасных грузов:
-
класс 1 –
взрывчатые материалы (ВМ);
-
класс 2 –
газы сжатые, сжиженные и растворённые под давлением;
-
класс 3 –
легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
-
класс 4 –
легковоспламеняющиеся твёрдые вещества (ЛВТ); самовозгорающиеся вещества (СВ);
вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
-
класс 5 –
окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
-
класс 6 –
ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
-
класс 7 –
радиоактивные материалы (РМ);
-
класс 8 –
едкие и коррозионные вещества (ЕК);
-
класс 9 –
прочие опасные вещества.
В
свою очередь классы опасных грузов делятся на подклассы, которые указанны в
приложении 2.
Опасные грузы предъявляются к перевозке на
местах не общего пользования. Исключение составляют мелкие
и контейнерные отправки, прием которых осуществляется
как на местах не общего, так и общего пользования.
Для перевозки опасных грузов используют
крытые грузовые вагоны, специализированные вагоны,
принадлежащие грузоотправителям (грузополучателям) или
специально выделенные вагоны парка МПС России, арендованные
грузоотправителями (грузополучателями).
Вагоны и контейнеры, предназначенные для
перевозки опасных грузов, кроме знаков и надписей,
предусмотренных Правилами технической эксплуатации железных
дорог Российской Федерации, должны иметь знаки опасности,
соответствующие характеру опасности груза согласно
Алфавитному указателю, и номер ООН перевозимого груза.
Перед каждой погрузкой опасного груза в
специализированный или арендованный вагон или контейнер-цистерну
грузоотправитель обязан предъявить работникам станции и
вагонного депо свидетельство установленной формы о
техническом состоянии вагона или контейнера-цистерны, включая его арматуру и
оборудование, гарантирующее безопасность
перевозки этого груза.
Специализированные вагоны, принадлежащие
грузоотправителю (грузополучателю), или специально
выделенные вагоны парка железных дорог, арендованные
грузоотправителем (грузополучателем), должны быть приписаны к
станциям постоянной погрузки (выгрузки). В них разрешается
перевозить только те опасные грузы, для которых данные
вагоны предназначены. Такие вагоны оборудуются
приспособлениями для крепления грузов, а также оснащены
всеми средствами согласно инструкциям по эксплуатации таких
вагонов.
Размещение и крепление опасных грузов в
крытых вагонах и контейнерах, а также контейнеров с
опасными грузами на открытом подвижном составе
производятся в соответствии с Техническими условиями
погрузки и крепления грузов и Правилами перевозок грузов. Способы размещения и крепления опасных грузов в
специализированных контейнерах
разрабатывает и утверждает грузоотправитель в соответствии с установленными требованиями. Материал, используемый для крепления грузов в вагонах и
контейнерах, должен быть инертным по
отношению к перевозимому опасному
грузу.
Вагоны и контейнеры перед подачей под
погрузку должны быть тщательно осмотрены. Крытые вагоны и
контейнеры, предоставляемые для перевозки грузов, должны
иметь исправный кузов (без щелей) с исправной кровлей.
Отверстия для труб в кровле при наличии временных печных
разделок должны быть заделаны железом. Постоянные печные
разделки должны иметь исправные, плотно закрывающиеся колпаки.
Обнаруженные при осмотре щели и неплотности в кузове
вагона и контейнера должны быть устранены работниками вагонного хозяйства дороги. Заделка щелей (просветов) в дверных и люковых проемах вагонов и контейнеров производится грузоотправителем. При погрузке
грузов средствами дороги заделка производится дорогой.
При перевозке опасных грузов в зависимости
от свойств и характера опасности должны соблюдаться также
и установленные для них специальные условия.
После выгрузки опасных грузов из контейнеров
и вагонов общего парка железных дорог грузополучатели
обязаны осмотреть контейнеры или кузова вагонов, собрать
и удалить из них остатки перевозимых грузов и мусора с
соблюдением мер предосторожности и безопасности, а при необходимости промыть, обезвредить (дегазировать) их и снять знаки опасности с вагонов и контейнеров.
После выгрузки и очистки от остатков,
перевозимых в них грузов грузополучатель опечатывает вагоны и контейнеры своими пломбами и направляет их вместе с
оборудованием на станции их приписки по полным перевозочным документам.
По окончании срока аренды арендатор (грузоотправитель
или грузополучатель) должен своими силами и средствами
обезвредить (дегазировать) вагоны, снять знаки опасности и
закрасить трафареты.
Операции в пути следования.
Основные
положения по перевозке грузов и заключение договоров утверждаются приказом МПС
России от 18.06.2006 №41 и применяется при перевозке грузов случаях, когда
железнодорожная станция отправления (назначения) находится на территории РФ. В
международном сообщение перевозка грузов производится в соответствии с
международными договорами РФ.
В
случаях если свойства груза или их состояние, либо предлагаемые
грузоотправителем условия перевозок не предусмотрены правилами перевозок грузов
железнодорожным транспортом, в соответствующих договорах у перевозчиков с
грузоотправителями могут устанавливаться особые условия перевозок таких грузов
и ответственность сторон за их перевозку и сохранность.
При
этом грузоотправитель перед заключением с перевозчиком договора перевозки груза
должен согласовать данные условия с грузополучателем.
При
невозможности осуществления перевозок грузов перевозчику отправляется
грузоотправителю мотивированный отказ.
2.1 Виды операций.
Для
обеспечения безопасности движения поездов, сохранности перевозимых грузов и
своевременной доставки их по назначению в пути следования выполняется комплекс
коммерческих операций. К ним относится приём и сдача вагонов на технических
станциях, осмотр поездов и вагонов в коммерческом отношении, учёт передачи
вагонов, контейнеров, экипировка рефрижераторных секций, обработка автономных
рефрижераторных вагонов, водопой живности, сортировка мелких отправок и
контейнеров, проверка положения негабаритных грузов при передаче их дорогам,
перегрузка из вагонов одной колеи в вагоны другой, а так же на другой вид
транспорта сдача и приём от других видов транспорта или от строящихся линий
грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении, или с участием строящихся
железнодорожных линий, таможенный досмотр на пограничных станциях, оформление
таможенного транзита, таможенных деклараций и др.
На
станциях формирования поездов или смены локомотивов груженые вагоны проверяют в
коммерческом отношение.
К
коммерческим операциям, выполняемых в пути следования, так же относится
погрузка из одного вагона в другой, вследствие технических и коммерческих
неисправностей, проверка и досылка груза, устранение коммерческих
неисправностей, переадресовка и другая необходимость этих операций возникает
вследствие нарушения Технических условий размещения и крепления грузов и правил
перевозок, превышение установленных скоростей при маневрах, взаимоотношении
поставщиков и потребителей продукции и др.
2.2 Приём и сдача вагонов и перевозочных документов по пути
следования грузов.
По прибытии транзитного поезда на участковую
или сортировочную станцию, на которой осуществляется смена локомотивов,
оператор СТЦ получает от локомотивной бригады пакет с
перевозочными документами, проверяет по контрольному бланку ДУ-81
принадлежность их данному поезду, целостность и сохранность.
В Книгу приема и сдачи перевозочных документов (форма
ДУ-40) записывает дату и время приема документов, номер
поезда, число пакетов и фамилию машиниста. Параллельно
производится ограждение и закрепление состава, технические
и коммерческие осмотры состава, устранение неисправностей. Перед отправлением поезда машинисту новой бригады установленным порядком вручают пакеты с перевозочными документами в запломбированном виде. В зависимости от местных условий на станциях перевозочные документы могут опускаться в бункер.
При смене локомотивных бригад без смены
локомотивов параллельно с техническим обслуживанием и техническим осмотром новая локомотивная бригада принимает локомотив и перевозочные документы непосредственно от прибывшей локомотивной бригады. Прием и сдачу локомотива и перевозочных документов удостоверяют подписями машинистов в обоих маршрутах с указанием времени оформления и передачи.
В случае повреждения пакета или контрольного
бланка оператор СТЦ обязан сличить документы с натурным листом, проверить их полноту, состояние и составить акт общей формы
ГУ-23, в котором должен отразить
характер обнаруженных неисправностей, а при недостаче документов — номер
вагона, на который отсутствуют документы. Номер акта общей формы и дата его составления указываются в Книге сдачи документов (форма
ДУ-40). Акт общей формы составляется
в двух экземплярах, он подписывается дежурным по станции и оператором СТЦ, а при получении документов
непосредственно от
машиниста — также машинистом поездного локомотива. Акт общей формы служит основанием для составления коммерческого
акта формы ГУ-22, составляемого при
разъединении вагонов от документов и документов от вагонов.
Коммерческий осмотр транзитных поездов — важный элемент работы перевозчиков по обеспечению
безопасности движения поездов и сохранности перевозимых
грузов.
Коммерческой неисправностью считается такое состояние вагона или груза, которое может угрожать
безопасности движения или сохранности грузов: повреждение или отсутствие
запорно-пломбировочных устройств (если о них есть отметка в
перевозочных документах), отсутствие сведений о ЗПУ в
перевозочных документах и самих ЗПУ на вагонах и
контейнерах, если в соответствии с Правилами перевозок они должны быть, неясные
или неполные знаки на ЗПУ (если нельзя установить
контрольные знаки), признаки хищения или утраты груза, пролом дверей, кузова
вагонов или контейнеров, несоответствие контрольных
знаков на ЗПУ с накладной и вагонным листом, если об этом не
составлен акт общей формы о замене ЗПУ, просыпание грузов, возможность доступа
к нему из-за повреждения кузова вагона, течь груза из
кузова крытого вагона или котла цистерны через сливное
устройство из-за него неплотного закрытия, наличие «колодцев»
в вагонах, загруженных контейнерами, неправильно закрытые
люки полувагонов (на одну задвижку), незакрытые борта или неправильно закрепленные
запоры платформ, открытые люки полувагонов и крытых вагонов,
если данный груз не требуется перевозить с открытыми люками,
нарушение Технических условий размещения и крепления грузов в
вагонах и контейнерах, расстройство погрузки в
открытом подвижном составе (сдвиг и перекос груза, выход его за пределы концевой балки полувагонов и платформ более чем на 400 мм, развал штабелей и др.), отсутствие или повреждение крепления груза (излом стоек, подкладок, прокладок и распорных брусков, разрыв и ослабление растяжек и др.).
Коммерческие
неисправности, подлежащие обязательному устранению, приведены в Правилах осмотра
поездов в коммерческом отношении.
2.3 Перегрузка и проверка груза в пути.
Перегрузка грузов из одного вагона в другой
вызывается неисправным состоянием или повреждением вагона, нарушением
Технических условий размещения и крепления грузов, Правил и условий перевозки грузов в тех случаях, когда это угрожает безопасности движения или сохранности груза и когда эти неисправности невозможно исправить без разгрузки вагона. Перегрузка грузов из одного вагона в другой производится также в пунктах примыкания линий узкой и широкой колеи. При перегрузке работники станции обязаны проверить наличие груза согласно перевозочным документам.
Обнаружив недостачу или порчу груза,
составляют коммерческий акт, о чем делается отметка
в накладной и дорожной ведомости. Копию акта прилагают к
накладной. О неисправности вагона составляют, кроме
того, акт о техническом состоянии вагона (форма ГУ-106). В оригинале накладной и дорожной ведомости зачеркивается первоначальный номер вагона и другие сведения о нем, а затем, проставляются новые данные о вагоне, в который перегружен груз. Это исправление заверяется подписью работника станции,
руководившего перегрузкой, И штемпелем станции. Составляют новый вагонный лист, а первоначальный прилагают к
первому экземпляру коммерческого акта. Если последний
не составляли, первоначальный вагонный лист остаётся на станции перегрузки и на нем делают отметку о причине ее и указываю номер вагона, в который перегружен груз. Перегружают на специально
выделенных путях станции или на ПКМ по правилам, установленным для
переработки данного груза. Под перегрузку обычно подают вагоны однотипные с
перегружаемым, одинаковой с ним грузоподъемности и полезным объемом кузова,
чтобы после перегрузки не было остатка и не возникла необходимость в досылке
груза. При перегрузке из вагонов широкой колеи в вагоны узкой колеи грузов,
следующим по документам, составленным на весь путь следования, в накладной и дорожной
ведомости также зачеркивается номер и другие данные о вагоне широкой колеи, а в
верхней части указываются номера всех вагонов узкой колеи, в которые погружен
груз. Другие данные о вагонах узкой колеи не указываются. Массу, количество
мест и состояние груза в пути следования проверяют при отсутствии или
неисправности ЗПУ на вагонах или контейнерах, загруженных тарно-штучными
грузами. Грузы, перевозимые навалом или насыпью, проверяются по наружному
осмотру. Если обнаружены признаки перегруза сверх грузоподъёмности указанной на
трафарете, то вагон взвешивают на вагонных весах. Масса наливных грузов в пути
следования не проверяется. Скоропортящиеся грузы, перевозимые с охлаждением,
отоплением или утеплением, а также в крытых вагонах с открытыми люками,
проверяются только по наружному осмотру без выгрузки их из вагонов. Запрещается
грузить в вагон грузы разных наименований, если их совместная перевозка может
привести к порче этих грузов. Результаты проверки груза в пути следования
оформляют актом общей формы, если Правилами не предусмотрено составление коммерческого
акта.
2.4 Переадресовка груза
Переадресовкой называется
изменение указанных в перевозочных документах грузополучателя и
(или) железнодорожной станции назначения. Переадресовка
производится в соответствии со статьей 31 Устава. Порядок переадресовки указан
в Правилах переадресовки грузов на железнодорожном транспорте. Переадресовки
значительно затрудняют работу подразделений владельцев инфраструктуры: возникают
дополнительный пробег вагонов, излишние операции
(отцепка и прицепка вагонов к
поездам, оформление документов), замедляется скорость доставки груза, заново рассчитывается провозная плата.
Расходы перевозчика, возникшие в
связи с переадресовкой грузов, возмещаются грузоотправителем или грузополучателем, по инициативе
которых осуществляется
переадресовка, в соответствии с договором.
Страницы: 1, 2, 3
|