2.1. Законодательная структура
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы
организации и деятельности Банка России законодательно определяются
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Согласно
Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и
обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными целями
деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и
курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление
банковской системы России: обеспечение эффективного и бесперебойного
функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком
России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции
Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»). Получение прибыли не входит в цели
деятельности Банка России[2].
Принцип независимости - ключевой элемент
статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется прежде всего в
том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной
власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом
денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка
России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)». Банк России является юридическим лицом и
выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка
России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию
и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России;
изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия
не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской
Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет
собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
Государство не отвечает по обязательствам
Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если
они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5
Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
федеральные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права
вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк
России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк
России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.
Банк России подотчетен Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и
освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента
Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также
назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка
Российской Федерации и аудиторское заключение.
Закон устанавливает и регулирует только
эмиссию наличных денег, но допускает возможность осуществления платежей
в виде наличных и безналичных расчетов. Учитывая, что конституционная
норма не содержит указание на форму денежной эмиссии, мы считаем, что она
предусматривает эмиссию денег как в наличной форме (банковские
билеты - банкноты и металлические монеты), так и в безналичной
форме (депозитарно-ссудные операции, кредитная эмиссия)[3].
Денежная эмиссия закладывает основы
кредитно-денежного регулирования, которое в соответствии с п. «ж» ст.
71 Конституции отнесено к ведению Российской Федерации. Денежная эмиссия,
осуществляемая исключительно Центральным банком Российской Федерации,
охватывает:
·
сокращение и контроль
над кредитами, предоставляемыми государственному сектору предпринимательства;
·
проведение политики
в вопросе об учетной ставке (повышение учетной ставки до уровня
инфляции - положительной ставки), устранение разницы между учетными
ставками ЦБ и ставками, сложившимися на рынке кредитов, ликвидацию
льготных кредитов;
·
контроль над кредитами,
предоставляемыми странам СНГ, особенно в форме «технических кредитов»;
·
необходимость включения
всех федеральных расходов в федеральный бюджет.
Как правильно отмечает Б. Федоров, вся
стратегия в области денежной эмиссии состоит в том, чтобы «пресечь
неконтролируемое поступление в экономику денежной массы, сделать систему
более восприимчивой к воздействию кредитно-денежной политики
и финансовой политики в целом».
Функции центральных банков по управлению
кредитно-денежной системой, по образному выражению Дуайта Семлера, «это тот
перекресток, где политика и закон сходятся с экономикой».
Действительно, вопросы об объемах денежной
эмиссии решаются не только Центральным банком, но и политическими органами -
Федеральным Собранием, принимающим ежегодно Федеральный закон о бюджете,
Правительством, «разрабатывающим и представляющим Государственной Думе
федеральный бюджет» (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции). Все законопроекты
о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств
государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за
счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу при
наличии заключения Правительства Российской Федерации (ч. 3 ст. 104 Конституции).
В связи с тем, что вопросы денежной
эмиссии являются кардинальными в экономической политике, Конституция
гарантирует определенную степень независимости Центральному банку. Это -
конституционная гарантия «устойчивости рубля».
Речь идет именно об определенной степени
независимости ЦБ, а не о полной[4].
Обеспечение устойчивости рубля - основная
функция ЦБ РФ, которую он «осуществляет независимо от других органов
государственной власти» (ч. 2 ст. 75 Конституции). Для правильного определения
меры независимости ЦБ в обеспечении устойчивости рубля необходимо
проанализировать ряд конституционных положений.
Кроме конституционных
принципов-законоположений, принято выделять принципы-нормы, т.е. такие
конституционные нормы, которые не нуждаются в принятии отраслевых законов, а
обладают четко выраженным регулятивным потенциалом. В сфере банковского права
к числу названных принципов следует отнести те нормы, которые регламентируют
порядок назначения руководства Банка России, его отчетности. Так, в
соответствии со ст. 103 Конституции РФ назначение на должность и освобождение
от должности Председателя Центрального банка РФ отнесено к компетенции
Государственной Думы РФ, которая рассматривает этот вопрос по инициативе
Президента РФ. На рынке финансовых услуг единственным эмитентом денег является
Центральный банк Российской Федерации (ст. 75 Конституции РФ). Никаких
дополнительных нормативных актов для реализации этого положения не требуется, а
то, что аналогичная норма содержится и в Законе о Центральном банке, означает
простое повторение уже существующего предписания.
Значение конституционных основ банковского
права состоит в следующем. Во-первых, они программируют банковскую деятельность,
распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу
передвижения капитала и финансовых услуг (ст. 8 Конституции РФ).
Государство на уровне Конституции создает
гарантии сферы реализации банковских услуг, устанавливая при этом некоторые
правила и принципы.
Среди принципов можно рассматривать указанные в ст. 8
Конституции РФ свобода экономической деятельности, конкуренцию, равную защиту
всех форм собственности и др.
Во-вторых, конституционные основы
устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских
правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими
нормами. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность,
право на информацию, право на защиту и т.п.
На первый взгляд может показаться, что
указанные права и свободы соотносятся только со статусом гражданина в
Российской Федерации и не могут распространяться на юридических лиц. В
действительности это не так, и подтверждением тому может служить постановление
Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности пп. 2 и 3 ч.
первой ст. 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой
полиции». Это постановление имеет существенное значение для решения большого
числа проблем, и не только проблем банковского права.
В данном же случае необходимо отметить, что
Конституционный Суд Российской Федерации установил, что конституционные права
человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в
какой эти права могут быть к ним применимы. Такой вывод представляется вполне
обоснованным, и доказать его можно по принципу от обратного. Если допустить,
что на юридических лиц не распространяется действие Конституции РФ (а, кстати,
она даже не упоминает термина «юридическое лицо»), то необходимо будет
признать, что в правовом поле нашего государства существуют некоторые участки
или сегменты, которые не подпадают под конституционное воздействие. Это, в
свою очередь, будет противоречить указанию Конституции РФ о том, что она
действует на всей территории РФ и является актом высшей юридической силы.
Следовательно, конституционные гарантии прав и
законных интересов должны распространяться и на банки как юридические лица, и
на их клиентов независимо от организационно-правовой формы последних.
В-третьих, конституционные нормы создают
основу для единообразного банковского правового регулирования. Это выражается
в том, что в соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ
единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия
отнесены к компетенции Российской Федерации. Поэтому любые акты субъектов
Российской Федерации, принимаемые по этим вопросам, следует считать
незаконными.
2.2. Налогообложение эмиссионной деятельности
Закон РСФСР «О налоге на операции
с ценными бумагами» (с изменениями, внесенными Законом РФ от 18 октября 1995
г.) предусматривает в качестве объекта налогообложения номинальную сумму
выпуска ценных бумаг, заявленную эмитентом. Плательщиками налога на операции с
ценными бумагами являются юридические лица — эмитенты ценных бумаг. Налог
взимается в размере 0,8% от номинальной суммы эмиссии и уплачивается
плательщиком одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии.
Согласно письму № 2023-1 от 12
апреля 1996 г. «О порядке применения Закона РФ «О налоге на операции с ценными
бумагами» от 12 декабря 1991 г.», где были приведены разъяснения Федеральной
комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (№ дв-2040), Госналогслужбы РФ (№
05-02-03) и Министерства финансов РФ (№ 04-07-06),
— при увеличении уставного
капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций
налогообложению подлежит разница между заявленной эмитентом суммой выпуска
акций нового номинала и величиной уставного капитала до его увеличения;
— не является объектом обложения
данным налогом, номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ,
осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг. Под первичной эмиссией ценных
бумаг акционерного общества понимается выпуск акций при учреждении акционерного
общества.
При осуществлении операций
купли-продажи ценных на вторичном фондовом рынке налог на операции с ценными
бумагами не взимается.
3.
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ БАНКОМ ЭМИССИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ
3.1. Контроль за эмиссионными операциями наличности
Цель эмиссии наличных денег -
обеспечение экономики платежными средствами. Монополия на эмиссию наличных
денег (банкноты и монеты) принадлежит центральному банку. Эмиссия наличных
денег представляет собой результат превышения суммами эмиссионных операций
центрального банка #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftn5" name="_ftnref5" title="">[5].
Новые возможности открываются и у
фальшивомонетчиков. По данным криминалистов МВД РФ, чаще всего подделываются
купюры номиналом 100, 500 и 1000 руб. (за год выявляется 15-20 тыс. подделок).
С нового года к числу самых подделываемых, вероятно, прибавится новая банкнота
– впятеро более «рентабельная», чем тысячная.
3.2. Порядок осуществления контроля над эмиссией
электронных денег
Согласно пункту 2.4. Положения «О порядке
эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по
операциям, совершаемым с их использованием» № 23-П, Банк России выделяет
специальную группу, классифицируемую как предоплаченные финансовые продукты,
позволяющие производить оплату товаров (услуг) или получение наличных денежных
средств, и указывает, что их распространение может осуществляться только по
специальному разрешению Банка России. Причем в приведенном в указанном
Положении перечне примеров предоплаченных финансовых продуктов, наряду с такими
как Visa Travel Money, VISA CASH, и аналогичные им, указан и Mondex.
ЦБ РФ выпустил Указания № 277-У «О порядке
выдачи регистрационных свидетельств кредитным организациям — резидентам на
осуществление эмиссии предоплаченных финансовых продуктов» и № 276-У «О порядке
выдачи разрешений кредитным организациям — резидентам на распространение
платежных карт или предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов[6], которые устанавливают
специальный порядок выдачи разрешений кредитным организациям-резидентам на
распространение предоплаченных финансовых продуктов, в том числе и других
эмитентов. В данных Указаниях Банк России определяет, что «в целях данного
Указания под предоплаченными финансовыми продуктами понимаются денежные
обязательства организаций, заменяющие в процессе их обращения требования
юридических и/ или физических лиц по оплате товаров или услуг, и в том числе
денежные обязательства, составленные в электронной форме. Причем, согласно
разъяснениям Департамента методологии и организации расчетов ЦБ РФ Критерии
отнесения тех или иных финансовых инструментов к предоплаченным финансовым
продуктам базируются не на принципах технической реализации расчетов, а на
порядке расчетов по операциям с использованием этих инструментов. ...
Неправомерно относить карты к предоплаченным финансовым продуктам только на том
основании, что они оснащены микропроцессором или каким-либо другим техническим
устройством.
Таким образом, Банк России, выпустив свои
нормативные документы и выделив новую категорию «предоплаченных
финансовых продуктов», в которую попадают и электронные деньги, дает
возможность кредитным организациям организовать процесс эмиссии и
распространения последних в обход законодательного запрета эмиссии наличных
денег, но под контролем Центрального Банка.
По нашему мнению, при первоначальном внедрении
электронных денег необходимо ограничить круг эмитентов небольшим числом
кредитных организаций, с целью жесткого регулирования, контроля и минимизации
возможных рисков. В то же время распространение и обслуживание электронных
денег могут проводить как банковские, так и небанковские организации. Решение
же данного вопроса в дальнейшем должно основываться на анализе состояния и развития
систем электронных денег в каждой конкретной стране. В настоящее время
логичными и экономически обоснованными можно назвать действия Банка России,
который своевременно предпринял шаги, направленные на осуществление контроля за
нововведениями в денежно-кредитной сфере.
При разрешении эмиссии электронных денег
частными кредитными организациями центральные банки сталкиваются с
необходимостью оценить ее влияние на денежно-кредитную политику, денежную
массу, эмиссионный доход и другие факторы.
Негативное влияние на состояние денежного
обращения могут оказать два фактора: бесконтрольное увеличение объема денежной
массы и ускорение оборачиваемости денежной единицы, что может привести к
существенному росту инфляции.
Бесконтрольная со стороны Центральных банков
эмиссия электронных денег частными кредитными организациями может привести к
росту денежной массы. В случае реинвестирования денежных средств, полученных в
обмен на электронные, возникнет кредит, который приведет к возникновению новых
денег под действием банковского мультипликатора.
Другой фактор - увеличение скорости оборота
денежной единицы. Рассмотрим уравнение обмена Фишера:
MV
= PT
где
M — объем денежной массы,
V — скорость ее обращения,
P — общий уровень денежных цен на товары,
T — объем текущих сделок в экономике.
Обычно при решении данного уравнения
показатель скорости обращения денег (V) признается стабильной величиной.
Однако, если происходит увеличение скорости обращения денег, то оно должно
соответствовать или пропорциональному уменьшению денежной массы, или же в
результате приведет к росту уровня цен (P) при неизменном объеме текущих сделок
в экономике (T).
Использование электронных денег приведет к
существенному ускорению оборачиваемости наличной денежной единицы, используемой
при расчетах, при том, что адекватного уменьшения денежной массы не произойдет,
а наоборот, возможно она частично увеличится. Однако, по нашему мнению, фактор
роста денежной массы и влияние на общую скорость обращения денег будут не таким
существенными. 3начительная доля рас-четов в денежном выражении происходит
путем использования безналичных денег, а платежи электронными деньгами будут
происходить на небольшие суммы эквивалентные от долей центов до двух-трех сотен
долларов) за товары и услуги реального спроса и предложения. И, соответственно,
количество электронных денег необходимое для обслуживания расчетов на малые
суммы не должно быть значительной величиной.
Решение проблем контроля эмиссии электронных
денег и компенсации от снижения эмиссионного дохода возможно несколькими
путями. Во-первых, центральный банк должен устанавливать предельную величину
Совокупной эмиссии электронных денег кредитными организациями. Во-вторых,
Центральный банк может обязать эмитентов электронных денег вкладывать
полученные денежные средства в обмен на электронные в определенного рода
активы, например, государственные ценные бумаги или депозиты центрального
банка. В-третьих, центральный банк может ввести определенную норму
резервирования по выпущенным электронным деньгам, а также повысить норму
резервирования по привлеченным средствам. Данный вариант целесообразен на
начальном этапе внедрения электронных денег, так как позволяет активно
регулировать и контролировать объем выпущенных денег. В-четвертых, центральный
банк может ввести определенную плату за право эмиссии электронных денег в
зависимости от объема выпуска и таким образом компенсировать свои потери.
Однако необходимо осторожно подходить к использованию третьего и четвертого
вариантов, так как чрезмерное финансовое ужесточение вызовет удорожание
обслуживания электронных денег, что может привести к разделению на «дорогие» и
«дешевые» деньги и к падению интереса потребителей к использованию электронных
денег.
Решить вышеназванные проблемы возможно в
ситуации, когда центральный банк сам начнет эмитировать электронные деньги. При
этом возможно, но маловероятно, что эмиссия будет проводиться центральным
банком параллельно с другими кредитными организациями, или, что более вероятно,
монополизировав эмиссию. Рассмотрение данного варианта целесообразно только в
случае, если электронные деньги будут иметь значительную долю в общей денежной
массе и начнут существенно влиять на денежно-кредитную политику. Однако в
данном случае существует опасение, что отсутствие конкуренции и,
соответственно, стимулов к новаторству могут отрицательно повлиять на
существование и развитие электронных денег.
3.3. Оптимальность денежной эмиссии
Вопрос об оптимальности денежной эмиссии связан
с проблемой
оптимальности денег вообще и оптимальности количества денег
в частности.
Под оптимальностью денег в данном случае понимается
высокая степень обеспечения деньгами пропорционального развития экономики. В экономической
литературе проблема количества денег, необходимых для развития экономики,
является одной из наиболее дискуссионных. Ряд авторов обосновывает
правомерность политики дефицитности денег в экономике. Другие считают
целесообразным наличие некоторого избытка денег и соответственно небольшой
инфляции.
Исследован проблему оптимального количества
денег, М. Фридмен пришел к следующему выводу:
«Наше окончательное правило, определяющее оптимальное
количество
денег, состоит в том, что этого можно достичь путем
дефляции цен, теми
которой приводит к нулевой номинальной ставке
процента»[7].
Это заключение представляется спорным исходя
из ряда соображений. Во-первых, дефляция цен обычно происходит в результате кризиса
перепроизводства товаров. В условиях подъема производства дефляция цен осуществима
как случайность. Если предположить, что в нормальных бескризисных условиях идет
перманентная дефляция цен, то это потребует пересмотра договоров по реализации продукции
в сторону снижения цен, сокращается номинальной заработной платы и других ценовых
характеристик деятельности хозяйства. На ряде его участков возникнут убытки. Произойдет
нарушение производственных отношений, которое поставит под вопрос оптимальность
количества денег, находящихся в обращении.
Во-вторых, когда номинальная процентная ставка
сводится к нулю
вследствие дефляции цен и доход кредиторов определяется
преимущественно повышением ценности денег, кредит для них в значительной мере теряет
свою привлекательность. При таких условиях у вкладчиков пропадает заинтересованность
в том, чтобы вносить свои свободные деньги во вклады, а у банков ослабевает
стимул к предоставлению кредитов. В итоге понижается роль кредита в экономике.
В-третьих, оптимальность количества денег
зависит от того, насколько
оно (количество) дает простор развитию функций денег. Однако
весьма
вероятно, что количество денег, сопряженное с дефляцией
цен и нулевой
номинальной ставкой процента, может сузить сферу
функционирования денег как средства платежа.
Идея небольшой инфляции (в пределах 10 — 15 % в
год), связанной с избыточной денежной массой, сопряжена с негативными последствиями
для
экономики. Ниже отметим лишь одно из них. В результате
инфляции постепенно накапливается отрыв платежеспособного спроса от роста производства,
и на каком-то этапе возникает кризис перепроизводства. Вслед за кризисом происходит
сокращение производства и откат, падение цен. При инфляции нарушается
нормальное функционирование денег как меры стоимости, средств обращения и
платежа, средства накопления и мировых денег. Обстоятельства могут сложиться
так, что темп инфляции будет падать и процентные ставки снизятся, но количество
денег не приблизится к оптимальному уровню, так как ими будут скрыты
диспропорции, чреватые кризисной ситуацией. Примерно так можно оценить степень
оптимальности количества денег в экономике России перед августовским кризисом
1998 года.
Вывод сводится к тому, что ни дефляция, ни
инфляция цен, ни нулевая номинальная ставка процента не могут служить надежными
критериями
оптимальности количества денег. Достоверный критерий можно
вывести из
экономический природы денег. По своему назначению деньги
призваны
осуществлять эквивалентный обмен, т. е. опосредовать рентабельное
производство, бездефицитный бюджет, обеспеченный кредит. Именно этим
обеспечиваются пропорциональный характер и
оптимальность их количества.
Если деньги участвуют в неэквивалентном
обмене, они в соответствующей
части превращаются в диспропорциональные деньги.
Причины диспропорциональности денег состоят, например,
в их инфляционном избытке, вызванном убытками, дефицитом бюджета и невозвратом денег,
ссуженных банками. Любое сколько-нибудь значительное нарушение пропорциональности
экономики отдаляет количество денег от оптимального уровня.
Таким образом, общее количество денег подразделяется
на пропорциональную и диспропорциональную части. Удельный вес пропорциональных денег
в общей денежной массе свидетельствует о степени оптимальности их количества. В
свою очередь, оптимальность количества денег чрезвычайно важна для выполнения
Банком России своей основной функции — защитить и обеспечить устойчивость
рубля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой работе была показана природа
организации Банком России эмиссионных операций. Ясно, что основная функция
центрального банка состоит в эмиссии кредитных денег — банкнот и регулировании
денежного обращения. Эмиссия денег является монопольным правом Центрального
банка и находится только в его компетенции.
Выпуск денег - главный источник денежных
средств Центрального банка, используемый для авансирования расширенного
воспроизводства. Эмиссия денег производится в размерах, утверждаемых
Правительством РФ, и распределяется в соответствии с предусмотренными целями,
она осуществляется в двух формах:
·
деньги банковского оборота
при кредитовании коммерческих банков;
·
наличные деньги,
обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и
бюджета.
Центральные банки превратились в «банки банков»,
т. е. их клиентурой стали коммерческие банки. Центральные банки сосредоточивают
на своих текущих (корреспондентских) счетах денежные резервы коммерческих
банков, осуществляют операции по пополнению денежной наличностью коммерческие
банки, предоставляют кредиты этим банкам.
Эмиссионный банк является банкиром
государства. Он, как правило, выполняют важную роль по эмиссионно-кассовому
исполнению государственного бюджета, а также обслуживают государственный кредит
— размещая облигации государственных займов, государственные краткосрочные
облигации, казначейские обязательства на денежном рынке.
Деятельность Центрального Банка России (ЦБР)
регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)» и Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в
Закон РСФСР «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который
был принят Государственной Думой 12 апреля 1995 г.
В соответствии с этими законодательными актами
основными целями деятельности Банка России являются:
·
защита и обеспечение
устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к
иностранным валютам;
·
развитие и укрепление
банковской системы Российской Федерации;
·
обеспечение эффективного и
бесперебойного функционирования системы расчетов.
Банковские операции достаточно жестко
контролируются. Коммерческие банки постоянно публикуют результаты своей
финансовой деятельности, отчетные балансы, отчитываются перед Центральным
банком РФ по широкому кругу показателей. Это позволяет проводить объективную
рейтинговую оценку их работы, что повышает надежность банковских лицензий.
В настоящее время продолжаются создание новых
акционерных банков, расширение капитала функционирующих и преобразование паевых
банков в акционерные.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Банковское дело: Учебник
для вузов/Под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и
статистика, 2000.
2.
Банки и небанковские
кредитные организации и их операции: Учебник/Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.:
Вузовский учебник, 2004.
3.
Вестник Банка России. №7
(805). 9 февраля 2005г.
4.
Деньги и кредит. 2003,
№12; 2004, №11; 2005, №2.
5.
Егиазарян Ш. «Влияние
электронных денег на денежно-кредитную политику страны»: Аналитический
банковский журнал №10, 2004.
6.
Конституция Российской
Федерации. Комментарии.
7.
О понятии, видах, правовом
режиме ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой.
«Коммерческое право». СПб , 2003.
8.
Косой А.М. Денежная
эмиссия: сущность, свойства и оптимальность. // Деньги и кредит, 2001/5.
9.
Мельник Д. «Кто ждет
дивидендов с пяти тысяч»: журнал «Деловой» №29, 2005.
10. Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2003-2004гг.//Деньги и кредит, 2003, №12; 2004,
№11.
11. Российская газета. № 73,176. 2005.
12. Федеральный закон РФ «О Центральном Банке
Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ.
13. Элстера Я. «Конституционные суды
и центральные банки: предупреждение самоубийства или соглашение
о самоубийстве»: Конституционное право: обозрение, № 3-4, 2003
14. #"#_ftnref1"
name="_ftn1" title="">[1] Российская газета. № 73. 2005.
[2] Федеральный закон РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке
России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ.
[3] Конституция Российской Федерации. Комментарий, с. 377–378.
[4] Элстера Я. «Конституционные суды и центральные банки:
предупреждение самоубийства или соглашение о самоубийстве»: Конституционное
право: обозрение, № 3-4, 2003
[5] Мельник Д. «Кто ждет дивидендов с пяти тысяч»: журнал «Деловой» №29,
2005.
4 Егиазарян
Ш. «Влияние электронных денег на денежно-кредитную политику страны»:
Аналитический банковский журнал №10, 2004 стр. 83-85.
[7] Косой А.М. Денежная эмиссия: сущность,
свойства и
оптимальность. // Деньги и кредит, 2001/5. С. 41
Страницы: 1, 2, 3
|