22 февраля 1711
г. – Об учреждении Правительствующего Сената и по два комиссара из
губернии для спросу и денежных сборах и дела финансового управления.
17 марта 1711 г.
– О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве
государственных доходов… с предписанием денег как можно собирать… и … учинить
фискалов во всяких делах.
Эти указы стали
эффективно работать… Необходимо отметить, что в эпоху Петра I налоговая система была достаточно сложной и включала такие
налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.
В годы
царствования императрицы Екатерины II были изданы следующие указы о
сборе налогов:
7 ноября 1775 г.
– Об учреждении губерний Всероссийской Империи и передаче дел по
финансовому управлению Казенным палатам в главе с Губернскими стряпчими
Казенных дел.
24 октября 1780
г. – Об учреждении Экспедиции о государственных доходах, контроле и ревизии
счетов, взыскании недоимок, недоборов и начетов. Отмечается, что в эпоху
императрицы Екатерины II налоговая система несколько
упростилась.
В дальнейшем в
истории России продолжалось совершенствование налоговой системы. В годы
царствования Павла I были изданы следующие указы о сборе
налогов:
19 ноября 1796 г.
– О восстановлении деятельности Петровских Коллегий в сфере финансового
управления Империей.
4 декабря 1796 г.
– Об учреждении должности Государственного Казначея.
18 декабря 1796
г. – Замена подушной подати, в виде хлебных сборов, денежными платежами.
Начало XIX века знаменательно тем, что доходы
бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного
крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор,
питейный доход и всего около 2/3 поступлений. За счет питейного дохода в 60-х
г.г. XIX века формировалось до
40% всех бюджетных поступлений. В 1812 г. были введены процентный сбор с
доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления:
1839 г. – табак; 1848 г. – сахар; 1862 г. – соль; 1872 г. – керосин; 1866 г. –
дрожжи; 1887 г. – осветительные нефтяные масла; 1888 г. – спички. В 1883 г. в
городах и поселках вводится государственный квартирный налог.
В начале XX века наиболее эффективными источниками
пополнения доходной части бюджета были винная монополия – 21-25%, акцизные и таможенные
сборы – 20%, поступления от эксплуатации железных дорог – 18-23%
государственных доходов. С 1863 г. и до конца 20-х г.г. XX века осуществлялись публикации для
всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов.
В годы
царствования императора Александра I было издано также несколько указов.
8 сентября 1802
г. – Манифест об учреждении Министерств и создании Министерства
финансов, ведавшего всеми источниками государственных доходов, податями и
сборами.
1 мая 1805 г.
– Об учреждении Комитета сенаторов для исчисления и распределения общего
земского сбора на все губернии, соразмерно их населению и относительно выгодам.
14 июня 1816 г.
– Об упорядочении земских повинностей по содержанию почт, мостов,
перевозов, дорог и присутственных мест.
В царствование
императора Николая I налоговая система
несколько претерпела изменения. Были изданы следующие указы:
22 августа 1826
г. – В силу Манифеста о короновании Николая I прощены недоимки подушной подати за три года.
9 ноября 1839 г.
– О переложении подушного оклада на серебро и определении размера подати в
сумме 95 копеек серебром на душу.
13 июня 1851 г.
– Об утверждении Устава и правил о земских повинностях (дорожной, почтовой,
квартирной и другие) с возложением контроля на комитет о земских повинностях.
19 февраля 1861
г. – император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах,
вышедших из крепостной зависимости. Определение порядка взимания выкупных
платежей (существовал до 1905 года), казенных земских и мирских повинностях, а
1 января 1863 года – указ Об отмене винного откупа и введении питейного акциза.
Годы царствования
императора Александра III ознаменовались
следующими указами о сборе налогов:
15 мая 1883 г.
– Высочайший Манифест о прощении недоимок по окладным сборам: по подушной
подати по всей Империи, по кибиточному сбору и подымной подати Кубанской и
Терской областях и в Западной Сибири, по ясачному сбору и оброчной
подати…выкупным платежам всех размеров и др..
И, наконец,
последний император Николай II издает
три указа о сборе налогов:
6 мая 1896 г.
– О преобразовании Департамента неокладных сборов (косвенных налогов) в
Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей (спиртных
напитков).
14 мая 1896 г.
– Высочайший Манифест о понижении на десять лет Государственного
поземельного налога с ежегодным уменьшением налогового бремени по Европейской
России на 7,5 млн. рублей.
Январь 1917 г.
– Указ о введении в России подоходного налога.
2.2. ЭТАПЫ
ЭВОЛЮЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД.
I этап (1918 – 1921
г.г.)
II этап (1921 – 1930
г.г.)
III этап (1931 -1941 г.г.)
IV этап (1941 – 1960
г.г.)
V этап (1960 – 1964
г.г.)
VI этап (1965 – 1989
г.г.)
VII этап (1990 – 1998
г.г.)
VIII этап (с 1998 года…)
I этап (1918-1921 г.г.):
В этот этап
дореволюционная налоговая система практически ликвидируется. После революции
основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. В годы гражданской
войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация
буржуазии. Применялась контрибуция с богатых – высокие чрезвычайные
революционные разверстки, за счет которых государственная казна пополнялась на
80%. В феврале 1921 года Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов.
Был полностью расформирован налоговый аппарат. В первые годы советской власти
местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки,
воротники, на выездных лошадей и т.п. В годы гражданской войны национализация,
натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все
местные доходы. Первые декреты о взимании налогов, утвержденные в годы
советской власти, были следующие:
27 ноября (7
декабря) 1917 года – О взимании прямых налогов, об уплате подоходного
налога по окладам; штрафных и административных санкций за нарушение сроков
внесения налогов (вплоть до конфискации имущества и тюремного заключения) и
принуждении к исполнению предписаний Декрета силами Красной гвардии и милиции.
30 октября 1918
года – О введении чрезвычайного революционного налога на сельских
хозяев.
26 июня 1921 года
– О введении первого государственного промыслового налога.
II этап (1921-1930 г.г.):
Данный этап
период НЭПа, восстановления и развитие налогообложения. 1921 – 1923 г.г.
преобладающее значение получили косвенные налоги. В эти годы были введены
акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички,
чай, кофе, водку. Прямые налоги составляют основу налоговой системы.
Государственные предприятия были свободны от поимущественного обложения, но
платили подоходный налог в размере 8%. Основным налогом, взимаемым с сельского
населения, являлся сельскохозяйственный налог. Он заменил существовавший до
весны 1923 года продовольственный налог. В 1923-1927 г.г. сельхозналог дал
около половины всех налоговых поступлений, или почти 25% всех средств,
мобилизуемых в бюджет. В период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет. 8
декабря 1922 года вышел Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного
Комитета и Совета Народных Комиссаров об утверждении Положения о государственном
поимущественном налоге с текстом шестнадцати обязательных статей.
III этап (1931-1941 г.г.):
Данный этап –
ликвидация созданной во время НЭПа системы. Налоговая реформа 1930-1932 г.г.
положила конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий
были установлены два крупных платежа – налог с оборота и отчисления от прибыли.
Была полностью упразднена система акцизов. Налоговая система стала еще сложнее,
это выражалось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 года – свыше
400 ставок, в 1937 году их стало 1109, а с учетом поясов по продовольственным
товаром и хлебопродуктам – 2444). В 1935 году государство изъяло у села более
45% всей сельхозпродукции, или в три раза больше, чем в 1928 году. В
государственный бюджет поступали также таможенные доходы – таможенные пошлины и
сборы, налог со зрелищ, лесной доход и другие. Среди налогов, взимаемых с
граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения. После налоговой
реформы 1930-1932 г.г. официальный общесоюзный перечень местных налогов включал
налог со строений и земельную ренту.
IV этап (1941-1960 г.г.):
В этот этап –
частичное восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью
мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период
восстановления народного хозяйства. В 1941 году с началом Великой Отечественной
войны была установлена 100% ставка к подоходному и сельскохозяйственному
налогам. С 1942 года эта надбавка заменяется специальным военным налогом,
который был отменен в 1946 году. В ноябре 1941 года вводится налог на
холостяков, одиноких и малосемейных граждан. В 1942 году были установлены сбор
с владельцев транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с
владельцев скота. В 50-е годы налоги с предприятий и организаций составляли
лишь 2% доходов бюджета.
V этап (1960-1964 г.г.):
Этот этап –
частичная ликвидация налоговой системы, созданной на IV этапе. В 60-е годы вносятся существенные
изменения в формы и методы аккумуляции централизованных и децентрализованных
фондов денежных ресурсов. Основной доход государственного бюджета стали
составлять денежные накопления, поступающие от государственных предприятий и
общественных организаций. В 1960 году была предпринята попытка постепенного
снижения, вплоть до отмены, налогов с заработной платы рабочих и служащих.
VI этап (1965-1989 г.г.):
Этот этап –
реформирование налоговой системы. В 1965 году был установлен обязательный
платеж государственных предприятий, получивший название плата за основные фонды
и оборотные средства. Вводится подоходный налог с колхозов. В 1966 году
вводятся рентные платежи, и затем платы за фонды. В 1971-1975 г.г. проведено
снижение налогов с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и
служащих, получающих до 70 рублей в месяц. В 80-е г.г. действовали местные
налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных
средств.
VII этап (1990-1998 г.г.):
Это этап – начало
полномасштабного восстановления налоговой системы. Апрель 1990 год – принятие
Закона О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без
гражданства. Июнь 1990 года – принят Закон О налогах с предприятий, объединений
и организаций. Вопросы о принципах налогообложения решаются на основе Закона
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года Об основах налоговой системы.
Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента
Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2268 О формировании
республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами
Российской Федерации с 1994 года. Этим Указом был осуществлен переход от
принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В дополнении
к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов
Федерации и местные органы власти могут устанавливать и вводить в действие
любые налоги без ограничения их размера. 21 ноября 1991 года – Указом
Президента Российской Федерации № 218 образована самостоятельная
Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе
Министерства финансов). 27 декабря 1991 года – принят Закон Об основах
налоговой системы в Российской Федерации. 31 декабря 1991 года утверждено
Положение о налоговой службе Российской Федерации.
Действующая ныне
налоговая система России практически введена с 1992 года и основывается на
более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни
государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система
в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы.
Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в
современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов,
применявшихся в нашей практике ранее.
VIII этап (с 1998 года…):
Этот этап – завершающий
этап формирования налоговой системы в Российской Федерации.
Принят Налоговый
кодекс Российской Федерации.
Принятие
Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения,
регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую,
логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки
существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и
нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость
нормативных документов, и отсутствие достаточных правовых гарантий для
участников налоговых отношений. 23 декабря 1998 года – Указ Президента
Российской Федерации № 1635 О Министерстве Российской Федерации по налогам и
сборам Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам.
2.3. Хронология
налоговых органов в именах руководителей.
1) С 21 ноября
1991 г. по 05 февраля 1993 г.
Лазарев Игорь
Николаевич
(Указ Президента
Российской Федерации от 21.11.1991 г. № 229).
2) С 04 марта
1993 г. по 12 марта 1996 г.
Гусев Владимир
Васильевич – Главный государственный советник налоговой службы
(Указ Президента
Российской Федерации от 23.104.1993 г. № 473).
3) С 12 марта
1996 г. по 14 апреля 1997 г.
Артюхов Виталий
Григорьевич - Главный государственный советник налоговой службы
(Указ Президента
Российской Федерации от 12.03.1996 г. № 369).
4) С 16 апреля
1997 г. по 29 мая 1998 г.
Починок Александр
Петрович - Главный государственный советник налоговой службы
(Указ Президента
Российской Федерации от 16.04.1997 г. № 360).
5) С 29 мая 1998
г. по 28 сентября 1998 г.
Федоров Борис
Григорьевич - Главный государственный советник налоговой службы (Указ Президента
Российской Федерации от 29.05.1998 г. № 606).
6) С 29 сентября
1998 г. по 24 мая 1999 г.
Боос Георгий
Валентинович - Главный государственный советник налоговой службы
(Указ Президента
Российской Федерации от 23.12.1998 г. № 1636).
7) С 25 мая 1999
г. по 18 мая 2000 г.
Починок Александр
Петрович - Главный государственный советник налоговой службы
(Указ Президента
Российской Федерации от 25.05.1999 г. № 664).
8) С 18 мая 2000
г. по 15 марта 2004 г.
Букаев Геннадий
Иванович -
Главный государственный советник налоговой службы
(Указ Президента
Российской Федерации от 18.05.2000 г. № 911).
9) С 16 марта
2004 г. по 20 февраля 2007 г.
Сердюков Анатолий
Эдуардович - Главный государственный советник налоговой службы
( Решение
Председателя Правительства Российской Федерации от 12.03.2004 г. №
МФ-П17-2258).
10) С 21 февраля
2007 г. по сегодняшний день
Мокрецов Михаил
Павлович - Главный государственный советник налоговой службы
( Распоряжение
Председателя
Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова от 21.02.2007 г. № 202-р).
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ
СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФСН ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ.
3.1. Общая
характеристика и структура УФНС по Чувашской Республике.
Управление
Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике является территориальным
органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему
налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС
России и ей подконтрольно. Управление имеет сокращенное наименование: УФНС
России по Чувашской Республике.
Управление
является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору
за соблюдением законодательства по налогам и сборам, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет
налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и
оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и
за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах
компетенции налоговых органов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|