Организация коммерческой деятельности предприятия
Оглавление
Введение
Глава 1. Коммерческая деятельность в сфере рыночного
хозяйства
1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.2.Задачи и сущность управления коммерческой деятельностью
1.3. Роль и значение коммерческой деятельности в условиях
рынка
Глава 2. Коммерческая фирма как экономический элемент
2.1. Современное состояние коммерческой деятельности предприятия
2.2. Принципы и методы управления коммерческой
деятельностью торгового предприятия
2.3. Бизнес-план как документ планирования коммерческой
деятельности предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Введение (актуальность темы)
Сегодня в коммерческой деятельности занято большее
количество человек и организаций, чем в производстве. Кроме того, на любом
производственном предприятии существует коммерческая служба, от успешной
деятельности которой зависит развитие конкурентоспособности всей организации.
Такая ситуация сложилась благодаря переходу России к
рыночным отношениям, начало чему послужили действия правительства конца 80-х –
начала 90-х. Современный рынок создает свои правила и аспекты игры для спроса и
предложения. И одним из следствий стало появление жестокой конкуренции между
организациями. Рыночные законы подобны закону Чарльза Дарвина: «Выживает
сильнейший». Те организации, которые не могут быть конкурентоспособными выходят
из игры.
Еще одно важное условие рыночных отношений – в наше время
товар не распределяется государством, как было при командно – административных
отношениях. Конечный потребитель получает продукт, прошедший как минимум через
четыре руки: производитель, крупный оптовый распределитель, региональный дилер
и розничный продавец. И их жизнь, а особенно, трех последних зависит от
эффективности коммерческой деятельности.
Все
вышеописанное представляет собой ответ на вопрос о выборе теоретической части
моей курсовой работы «Управление коммерческой деятельностью предприятия»
А также ее основу. Кроме того, эта тема позволяет произвести наилучшее
исследование благодаря огромному смыслу, включенного в постановку задач, а так
же в ее раскрытии. А объем имеющейся информации по данной теме является
наибольшим.
Во-первых,
рынок рекламы достаточно специфичен. И, например, его производители, покупатели
и конечные потребители, это разные группы физических и юридических лиц
(производят и предлагают рекламный продукт Рекламные Агентства, покупают
различного рода фирмы, а потребителями являемся мы с Вами).
Во-вторых,
рынок рекламы сильно переполнен предложением. Это положение вызвано создает
свои специфические моменты, о которых м я буду писать в практической части
своей работы.
В
поставленные мною задачами, главными являются:
-
определение понятия коммерческой деятельности;
-
изучение коммерческой деятельности в условиях перехода от командно –
административной к рыночной экономики;
-
изучение коммерческой деятельности рынка рекламы нашего города;
-
анализ коммерческой деятельности на примере.
Глава 1. Коммерческая деятельность в сфере рыночного
хозяйствования.
1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности.
Коммерция – вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса
благородного, того бизнеса, который является основой любой по-настоящему
цивилизованной рыночной экономики.
Коммерция – слово латинского
происхождения (от лат. commercium – торговля).Однако надо иметь в виду, что
термин «торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает
самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом – торговые
процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров.
Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли – торговыми
процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.
Коммерческая деятельность – более
узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство – это организация
экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю
доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного
предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания,
банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения,
кооператива и т.д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только
торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом,
коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской
деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской
деятельности могут осуществляться операции по купле—продаже товаров, сырья,
заготовленной продукции, полуфабрикатов и т.п., т.е. элементы коммерческой
деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но не
являются для них определяющими, главными.
Главная
цель коммерческой деятельности – получение прибыли через удовлетворение
покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в
равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных
лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.
Содержание основ коммерческой деятельности включает
такие направления:
- Закупка
материально-технических ресурсов промышленными предприятиями и товаров
оптово-посредническими и др. торговыми предприятиями.
- Планирование ассортимента и
сбыта продукции на промышленных предприятиях
- Организация сбыта продукции
предприятиями- изготовителями.
- Выбор наилучшего партнера в
коммерческой деятельности.
- Организация оптовой продажи
товаров и коммерческое посредничество.
- Розничная торговля как форма
коммерческо-посреднической деятельности.
Коммерческие отношения могут
развиваться в условиях экономической свободы субъектов деловых отношений,
которая предполагает владение капиталом и умение управлять финансами,
ориентацию на извлечение максимально возможной для складывающихся условий
прибыли и наиболее выгодные способы ее капитализации, умение управлять
коммерческим риском, формирование таких организационных структур коммерции,
которые способны приспосабливаться к меняющимся условиям, восприимчивость к
изменениям в потребностях рынка, полное равноправие партнеров. В тоже время
нельзя считать экономической свободой в коммерческой деятельности полную
независимость от интересов и действий субъектов рынка, поскольку в ряде случаев
для достижения каких-либо стратегических целей необходим компромисс с деловыми
партнерами. Кроме того, свобода коммерческих взаимоотношений может
ограничиваться условиями внешней среды, коммерческой тайной и другими
объективными факторами.
Следовательно, коммерческая работа
в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной
деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение
процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения
прибыли.
Акт купли-продажи товаров базируется
на основной формуле товарного обращения – смене формы стоимости:
Д – Т и Т’ – Д’
Из этого вытекает, что коммерческая
работа в торговле – понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара,
т.е. чтобы акт купли-продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимо
совершить некоторые оперативно-организационные и хозяйственный операции, в том
числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и
покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственный связей,
транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров,
организацию торгового обслуживания и т.д.
-
Гибкость коммерции, ее направленность на учет
постоянно меняющихся требований рынка.
-
Умение предвидеть коммерческие риски.
-
Выделение приоритетов.
-
Проявление личной инициативы.
-
Высокая ответственность за выполнение принятых
обязательств по торговым сделкам.
-
Нацеленность на достижение конечного результата –
прибыли.
1.2.
Задачи и сущность управления коммерческой деятельностью
Управление - есть сознательное воздействие
человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия
коммерческой направленности и получения определенных результатов.
По мере усложнения производства
управление превратилось в особую категорию, вовлекая все больше и больше
участников. В управлении деятельностью предприятия присутствуют две стороны:
управляющие и управляемые. Тех, кто управляет, принято называть субъектами
управления, к ним относятся администраторы, руководители, управляющие.
Объекты управления - это те, кем
управляют - работники, коллективы, и то, чем управляют - экономика,
коммерческое дело, торговый процесс. Взаимодействие субъектов и объектов
посредством управляющих воздействий и обратной связи позволяет целенаправленно
управлять всесторонней деятельностью предприятия. Управляющие воздействия
представлены законами, указами, планами, программами, постановлениями, нормативами,
рекомендациями, инструкциями, материальными и финансовыми стимулами. Обратные
связи - это результаты непосредственных наблюдений и контроля со стороны
субъекта управления, статистическая и текущая отчетность, бухгалтерская
документация. В новых условиях хозяйствования торговых предприятий многие
методические и практические положения отечественного управления оказались
неприемлемыми. Это вызвано тем, что наука управления в нашей стране
нарабатывалась с ориентацией на интересы государства. Подходы к формированию
основополагающих принципов и методов носили преднамеренный характер и были направлены
на процессы управления предприятиями государственной формы собственности.
Рыночная система управления приобрела
особую значимость в России в связи с переходом к рыночной экономике. В условиях
рынка возникает потребность в расширении управленческих задач, разработке
новых приемов и методов управления, пригодных для разнообразных форм
собственности и развития коммерческой деятельности торговых предприятий.
Другими словами, предполагается постоянный поиск путей совершенствования
управления. Процесс управления торговым предприятием должен быть основан на
рыночных принципах и методологии современного управления. Зарубежная наука
управления прошла долгий путь своего развития. Предпосылками для этого
являлись:
-
экономические законы рынка;
-
динамизм потребительского рынка;
-
иерархическое построение структуры управления с
ориентацией на стратегический курс в деятельности предприятия;
-
организованность предприятия, определяемая его
интегрированностью и приспособленностью к изменениям внешней среды;
-
исходные и результирующие параметры.
А. Файоль создал теорию управления
общественным производством, в которой сформулированы принципы управления,
основанные на использовании потенциальных ресурсов предприятия. Он выделил пять
исходных функций в управлении: планирование, организация, распорядительство,
координация и контроль. Объективная необходимость создания системы управления,
состоящей из взаимодействующих процессов, раскрыта М.Х. Месконом в работе
«Основы менеджмента»: «Управление - это процесс, потому что работа по достижению
целей - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных
непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является
процессом, очень важны для успеха предприятия. Их называют управленческими
функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс,
потому что так же состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления
является общей суммой всех функций».
Приведенные теоретические положения
дают представление о подходах к управлению коммерческой деятельностью
предприятия в условиях рынка. Система управления, ориентированная на рынок,
означает не только организацию структуры и взаимосвязанную совокупность
задействованных процессов предприятия, но и их сочетание со всеми внешними факторами.
Управление коммерческой деятельностью ставит своей непосредственной задачей
внести определенную упорядоченность в коммерческие и торговые процессы,
организовать совместные действия работников, участвующих в этих процессах,
достичь согласованности и координации действий. При этом управление направлено
на оптимизацию работы сотрудников в целях повышения эффективности коммерческих
процессов и достижения конечных целей предприятия.
В современных условиях деятельность
торгового предприятия связана с предпринимательством, коммерцией,
эконометрикой, экономической кибернетикой и информатикой. Этим определяется
новый качественный уровень и экономический рост рынка. Соответствующим образом
должна строиться и организационная структура управления торговым предприятием.
Коммерческая деятельность торговых
предприятий имеет много общего. Однако конкретные управленческие решения,
разработанные и реализованные одними торговыми предприятиями, не всегда могут
быть использованы другими предприятиями. Это обусловлено факторами внешней
среды на стадии перехода к рыночной экономике, в первую очередь изменениями
потребительского рынка. Кроме того, изменяются во времени и внутренние условия
функционирования торгового предприятия. Следовательно, процесс управления должен
определяться параметрами окружающей среды и их переменными величинами в
пределах торгового предприятия.
Коммерческая деятельность на рынке в целях свободного товарно-денежного
обмена, определенного пропорциями между спросом и предложениями товаров и
услуг, частичного регулируемого государством с помощью экономически ресурсов.
Чтобы понять роль коммерческой деятельности в условиях рынка,
кроме понятия «коммерческой деятельности» необходимо рассмотреть понятие
«рынка».
«Рынок – это совокупность покупателей и продавцов,
взаимодействие которых приводит к возможности обмена», - считает Пиндайк.
Каждый экономист дает свое определение рынка, но определив
все определения можно сказать, что рынок - это форма экономической связи
продавцом и покупателем. На рынке производитель возмещает свои затраты и
получает прибавочный каптал, а потребитель получает взамен своих средств товары
и услуги.
В условиях рынка существует такой механизм товарно-денежных
отношений, который обеспечивает эквивалентный обмен товаров и услуг, рабочей
силы, финансов и ценных бумаг, которые очищает с помощью конкуренции
общественное производство от экономически слабых хозяйственных единиц. Таким
образом, чтобы выжить, предприятию необходимо производить то, что можно
продать, а не на оборот – продавать то, что только производит предприятие, тоже
можно сказать и о железнодорожных предприятиях.
В условиях рынка коммерческий успех предприятия и его жизнь
полностью зависит от возврата вложенных средств, через реализацию товаров и
услуг, следовательно, главная задача предприятия является исследование и
возможно более полная эксплуатация.
Страницы: 1, 2, 3
|