Организационное поведение: сущность и основные категории
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
КОМИ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ
ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Факультет
управления
Кафедра
государственного и муниципального управления
Курсовая
работа
Организационное
поведение:
сущность
и основные категории
Исполнитель:
Студент
117 группы
Пиженко
Владимир Олегович
Научный
руководитель:
канд.
ист. наук, доц.
В.П.
Чесноков
Сыктывкар
2008
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. 3-4
Глава 1. Сущность организационного
поведения
§ 1. Введение в организационное
поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5-6
§ 2. Объект, предмет, цели, задачи и
методы дисциплины . . . . . . . . . . . . . . 6-9
§ 3. Подходы к изучению организационного
поведения . . . . . . . . . . . . . . . 9-11
§ 4. Модели организационного
поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11-15
Глава 2. Категории поведения в
организации
§ 1. Личностный уровень поведения. .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16-17
§ 2. Групповое поведение . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18-19
§ 3. Факторы, влияющие на
эффективность групп. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19-22
§ 4. Поведение в неформальных группах
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23-25
Заключение. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26-28
Библиографический список. . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29-30
Введение
В настоящее время
требуются новые подходы к управлению организаций, так как происходит увеличение
изменений условий производства: ускорение нововведений, поиск
высококвалифицированных кадров, тесное взаимодействие технологических,
социально-экономических и политических процессов, их глобальное воздействие на
экономику. Содержание
и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления зависят от
типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная), от
размеров организации, от сферы ее деятельности, от уровня в управленческой
иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень
управления), от функции внутри организации и. Можно сгруппировать все виды
управленческой деятельности в четыре основные функции:
1) планирование,
заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению;
2) функция
организации, посредством которой происходит распределение задач между
отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между
ними;
3) руководство,
состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий
и достижению поставленных целей;
4) контроль,
заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые
были запланированы.
Поэтому управление организацией – это, прежде всего, управление людьми.
Именно искусство управления поведением людей становится в современном обществе
решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и
организаций, стабильность их развития. Также изучение управления человеческими ресурсами и
использование результатов исследований становится одним из путей
усовершенствования государственной системы. По своим свойствам человеческий
ресурс существенно отличается от любых других используемых организациями
ресурсов, и, следовательно, требует особых методов управления. Поэтому научные
основы организационного поведения и их применение на
практике путем управления персоналом организаций превращаются в важное
направление в области менеджмента.
Актуальность темы обусловлена необходимостью
постоянного изучения и обобщения материалов исследований в
области организационного поведения в условиях реформирования государственных
структур, изменениях в общественно-политических, коммерческих организациях для
выработки наиболее оптимальной модели поведения в организации.
Практическая значимость работы продиктована потребностью знания руководителями всех уровней основ организационного поведения для своевременного и грамотного
координирования процессов поведения, возникающих при управлении в организации.
Объект исследования – процесс формирования специальной
науки по управлению человеком в организации.
Предмет исследования - теоретические основы
дисциплины «организационное поведение».
Цель работы состоит в исследовании сущности и
основных категорий организационного поведения.
Задачи работы: определить внутреннюю структуру дисциплины
«организационное поведение»; выявить основные проблемы, изучаемые в рамках
данного предмета; рассмотреть подходы к изучению дисциплины, раскрыть основные
модели поведения в организациях; изучить поведение личности в группе; раскрыть
свойства группового поведения; определить основные факторы, влияющие на
поведение в организации.
В данной работе
были использованы такие методы исследования как метод обобщения и метод анализа.
Глава I. Сущность организационного поведения.
§
1. Введение в организационное поведение
Организационное
поведение – это
наука, изучающая поведение людей (индивидов и групп) в организациях, с целью
практического использования полученных знаний для повышения эффективности
трудовой деятельности человека [1]. Также организационное
поведение можно определить как понимание, предвидение и управление человеческим
поведением в рамках организаций.[2]
Появление
понятия обычно связывают с докладом Р. Гордона и Д. Хауэла в 1959г., в котором
авторы на основе анализа результатов опросов студентов и преподавателей
бизнес-школ пришли к выводу, что будущим менеджерам-практикам недостаточно
изучения психологии и, поэтому, необходимо создание такой учебной дисциплины,
которая охватывала бы широкий спектр вопросов, касающихся поведения людей и
групп в организациях. Эта дисциплина должна была аккумулировать опыт
практического менеджмента, управленческого консультирования и в научном плане
основываться на концепциях и теориях не только психологии, но и социологии,
теории организаций и других областей знания. Основанием для объединения их в
дисциплину «организационное поведение» также стал повышенный и избирательный
интерес специалистов к проявлениям качеств человеческой деятельности на всех
уровнях организации. Поэтому, если речь идет об органических или гуманитарных
моделях функционирования организации, оправданно предположить, что они
появились под влиянием рассматриваемой дисциплины. Многие достаточно
распространенные в настоящее время макроконцепции менеджмента: обучающейся,
адаптивной, креативной организации составляют важные разделы дисциплины
организационного поведения.
Структура
дисциплины «организационное поведение» была предложена Г. Левиттом:
психологические явления, связанные с индивидуальным поведением человека и
могущие иметь отношение к его жизни в организации; феномены общения и
взаимодействия в парах; малые группы, насчитывающие до 20 участников;
взаимодействие между малыми группами; группы, в которых может участвовать до
сотни человек; явления, характерные для больших групп, насчитывающих сотни и
тысячи человек.
§
2. Объект, предмет, цели, задачи и методы дисциплины
Предметом организационного поведения является взаимосвязь всех уровней системы управления с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования.[3]
Объекты
изучения организационного поведения:
•
поведение индивидов в организации;
•
проблемы межличностных отношений при взаимодействии двух индивидов (коллег или
пары «начальник – подчиненный»);
•
динамика отношений внутри малых групп (как формальных, так и неформальных);
•
возникающие межгрупповые отношения;
•
организации как целостные системы, основу которых образуют
внутриорганизационные отношения.
Целями
организационного
поведения являются:
1.
систематизированное описание поведения людей в различных возникающих в процессе
труда ситуациях;
2.
объяснение причин поступков индивидов в определенных условиях;
3.
предсказание поведения работника в будущем;
4.
овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их
совершенствование.
Организационное
поведение изучает поведение людей в организации и
оценивает его влияние на результаты ее деятельности, поэтому основными задачами
данной дисциплины являются:
1. Выявление поведенческих отношений между руководителем и его подчиненными и в том числе между коллегами.
2.
Обеспечение формирования благоприятного психологического климата в коллективе,
исключение конфликтных ситуаций, создание атмосферы творческого потенциала
работников.
3.
Систематическое описание поведения людей в различных возникающих в процессе
труда ситуациях.
4.
Объяснение поступков людей в определенных условиях.
5.
Умение предвидеть ситуацию.
6.
Овладение навыками управления поведением людей в процессе работы и поиск путей
повышения эффективности их деятельности.
В
основу организационного поведения положено
использование социально-психологических методов
управления. Социально-психологические методы - это методы
управления, базирующиеся на использовании социально-психологических факторов и
направленные на управление социально-психологическими процессами, протекающими
в коллективе, для оказания воздействия на них в интересах достижения
поставленных перед организацией целей.
Социальное
воздействие осуществляется путем:
- целенаправленного
формирования персонала организации;
-
морального стимулирования работников;
-
использования методов управления индивидуальным поведением;
-
осуществления коллективной деятельности работников и использования их
социальной активности.
Психологическое
воздействие базируется на:
- использовании
методов психологического побуждения (мотивации);
-
учете индивидуальных особенностей работников (темперамент, характер,
способности, направленность личности, потребности человека);
-
психологических аспектах деятельности человека (внимание, эмоции, воля, речь,
умения и навыки).
Поэтому
при изучении организационного поведения используются такие методы, как опросы
(интервью, анкетирование, тестирование), сбор фиксированной информации
(изучение документов), наблюдения и эксперименты. Интервью могут проводиться
“лицом к лицу”, по телефону, с использованием компьютеров. Разработано большое
количество стандартизированных опросников (анкет). Например, с их помощью
измеряется удовлетворенность трудом, организационный климат. При исследовании
организационного поведения широко используется метод структурированного
наблюдения. Например, при наблюдении организационной среды выделяются следующие
элементы: помещение, обстановка и оборудование, оформление, освещение и цвет,
внешний облик членов организации. Основу исследований в этой области составляют
лабораторные и естественные эксперименты.
Исследование
–
это процесс сбора и интерпретации данных, которые подтверждают или опровергают
теоретические построения. Исследование – это непрерывный процесс, благодаря которому
идет постоянное расширение знаний о поведении человека в процессе труда.
Научным
фундаментом дисциплины “организационное поведение” является то, что:
•
сбор данных осуществляется систематически, контролируется их надежность и
достоверность;
•
предлагаемые объяснения фактов тщательно проверяются;
• в
качестве закономерностей, которые могут быть использованы на практике,
рассматриваются только неоднократно подтвержденные устойчивые связи и
отношения.
§ 3. Подходы к изучению организационного
поведения.
Организационное
поведение объединяет поведенческие (бихевиористские) науки
(систематизированные знания о характере и причинах поступков людей) с другими
дисциплинами – менеджментом, экономической теорией, экономико-математическими
методами, кибернетикой. Организационное поведение - область сложная,
воспринявшая множество идей и подходов.
При
биологическом подходе делается акцент на зависимости поведения от физических и
биологических потребностей и побуждений: жажда, голод, недостаток сна.
Социологический подход основывается на том, что поведение человека – результат
воздействия людей и событий социального окружения. Ценности и традиции и
общества определяют поведение людей в этом обществе. Психоаналитический подход
базируется на учении о том, что мотивы поведения человека в основном не
осознаются, не очевидны. Так, З.Фрейд считал, что ключ к истинным причинам
поведения – в подсознании и что наши осознанные рассуждения большей частью
самообман. То есть поведение не всегда бывает логичным и разумным, его не
всегда можно объяснить в строгих точных терминах, а также следует принимать во
внимание возможные скрытые мотивы. Гуманистический подход доверяет
биологическим побудителям, но не отрицает и социальных причин, поведенческие
стимулы и то, что стимулы и побуждения могут находиться в подсознании.[4]
Более
подробно можно остановиться на когнитивном и бихевиористском подходах, а также
подходе социального научения, теоретические элементы которых можно использовать
для создания общей модели организационного поведения.
Когнитивный
подход оценивает человека по более «высоким» критериям, чем другие подходы.
Когнитивный подход делает акцент на позитивных и добровольных аспектах
поведения, использует такие понятия, как ожидание, потребности и поощрение.
Познание является базовым элементом когнитивного подхода - это акт восприятия
некоторой информации. Такие инструменты, как когнитивные карты используются в
качестве визуальных элементов для уяснения и понимания отдельных элементов
мыслей индивида, групп или организаций. Поведение может быть элементом анализа,
однако оно направленно на достижение цели. Важно, что когнитивный подход не
содержит предположений о том, что происходит в мозгу; это всего лишь термины
для описания поведения.
Поведенческий
подход ориентирован не на анализ причин, а на анализ результатов. Так, Дж. Б.
Уотсон определял поведение как результат ввода информации через человеческие
органы слуха, обоняния, осязания [5]. Один из основных тезисов
бихевиоризма – вознаграждаемое поведение повторяется.
Так
же подчёркивается важность изучения наблюдаемых форм поведения.
С
точки зрения бихевиоризма человеческое поведение объясняется при помощи
принципа «стимул - реакция». Стимул вызывает реакцию. Считается, что обучение
происходит тогда, когда возникает эта связь.
Другими
словами, данный подход помогает объяснить физические рефлексы.
Так
с помощью эксперимента по оперантному обуславливанию с чётко определёнными
условиями, было обнаружено, что следствия отклика могут гораздо лучше объяснить
большинство форм поведения, чем порождающий его стимул. Организм вынужден
взаимодействовать со средой, чтобы получить желаемое следствие. Предшествующий
стимул не порождает определенного поведения при оперантном обуславливании. Он
служит в качестве сигнала для «включения» этого поведения. Поведение является
функцией его следствий.
Бихевиористский
подход опирается на представление о среде: когнитивные процессы, такие как
мышление, ожидание и восприятие, могут иметь место, но не являются необходимым
условием для предсказания и контроля поведения, а также управления им. Однако
как когнитивный подход включал бихевиористские концепции, так и
бихевиористский подход включает когнитивные переменные. Однако, несмотря на
некоторое сходство это два разных подхода со своим вкладом в науку о поведении.
Страницы: 1, 2, 3
|