Согласно
Закону об арбитражных судах Федеральные органы исполнительной власти и
исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны содействовать
Высшему Арбитражному Суду РФ в организационном обеспечении деятельности
арбитражных судов в Российской Федерации. Оказывать материально-техническое
снабжение и обеспечение служебными помещениями и иную помощь.
Несколько
иначе построено организационное обеспечение деятельности судов общей
юрисдикции. Одно из наиболее бросающихся в глаза этих судов от арбитражных это
их количество. Поэтому и задача по их надлежащему обеспечению в несколько раз
сложнее. Ее успешное выполнение требует соответственно большего
специализированного аппарата, который был бы в состоянии заниматься повседневно
и в полном объеме работой по обеспечению нормальной деятельности судов.
Возлагать всю такую работу в системе (подсистеме) судов, общей юрисдикции, по
аналогии с арбитражными судами, на Верховный Суд РФ – значит идти на
существенное расширение вспомогательного аппарата этого суда, а главное – на
увеличение объема работы, свойственной не судебному учреждению, а учреждению
исполнительной власти. Возложение на Верховный Суд РФ каких-то других
трудоемких обязанностей способно лишь создать совершенно не нужные данному суду
сложности и отвлечь его от основных задач.
Это и
ряд других обстоятельств – одна из причин того, что до недавнего времени (а в
определенной мере и в наши дни) значительная часть работы по организационному
обеспечению деятельности судов общей юрисдикции выполнялась и отчасти
выполняется Министерством юстиции РФ, его органами и учреждениями. Однако
негативные факторы, сопутствовавшие сотрудничеству судов общей юрисдикции и
органов юстиции, привели, как отмечено выше, к принятию в законодательном
порядке решения о создании нового органа – Судебного департамента при Верховном
Суде РФ (далее – Судебный департамент).
3.1
Судебный Департамент
На Судебный
департамент возложено организационное обеспечение деятельности большинства
судов общей юрисдикции и соответствующих органов судейского сообщества. Из
сферы его деятельности полностью исключен Верховный Суд РФ, который в
соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о судебной системе сам обеспечивает свои
организационные потребности. Из сферы его деятельности почти полностью выведены
и создаваемые мировые суды, хотя они отнесены к судам общей юрисдикции (ч.1 ст.
1 Закона о мировых судьях). Местные органы Судебного департамента должны лишь
обеспечивать покрытие расходов на заработную плату и социальные выплаты мировым
судьям (ч.1 ст. Закона о мировых судьях). Остальное же материально-техническое
обеспечение этих судов – дело местных органов юстиции или органов
исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона о
мировых судах).
Судебный
департамент возглавляет органы и учреждения, входящие в его систему. Основными
органами, на которые он должен опираться в обеспечении выполнения функции по
организационному обеспечению деятельности судов, являются управления (отделы)
Судебного департамента, создаваемые во всех субъектах Федерации.
На
центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента возложены
практически все функции, из которых слагается организационное руководство
судами. В частности Статья 6 Закона о Судебном департаменте определяет обязанности
и полномочия Судебного департамента:
1. Судебный департамент:
1) организационно
обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов,
судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных
округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного
департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов
судейского сообщества;
2) управляет
органами и учреждениями Судебного департамента;
3) разрабатывает
по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых
актов;
4) разрабатывает
и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с
Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской
Федерации предложения о финансировании судов, мировых судей и органов
судейского сообщества;
5) изучает
организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее
совершенствовании;
6) вносит в
установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о
создании либо об упразднении судов;
7) определяет
потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке
кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями,
осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников
аппаратов судов;
8) обеспечивает
отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента
и работников органов и учреждений Судебного департамента;
9) разрабатывает
научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;
11) ведет
статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также
работников органов и учреждений Судебного департамента;
12) ведет
судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов;
взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического
отчета;
13) рассматривает
жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;
14) принимает
меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и
учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в
области судебной деятельности и финансирует их;
15) организует
строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений
судов, органов и учреждений Судебного департамента;
16) организует
разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения
судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового
обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации
законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а
также общеправовой рубрикатор законодательства;
17) принимает во
взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными
органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности
судей, а также безопасности членов их семей;
18) организует
материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в
отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их
благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и
санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов
их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным
законодательством;
19) устанавливает
и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и
организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации
работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента…
…2. Судебный
департамент в пределах своей компетенции вправе:
1) запрашивать в
установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений,
организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и
материалы;
2) контролировать
расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями
Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной
деятельности;
3) привлекать в
установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных,
исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников
государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
4) вносить в
Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации
предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения
судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также
работников органов и учреждений Судебного департамента”[9].
Центральный
аппарат Судебного департамента состоит из ряда структурных подразделений,
которые прописаны в статье 7 данного закона. В него входят: главное управление
организационно-правового обеспечения деятельности судов, главное управление
обеспечения деятельности военных судов, главное финансово-экономическое
управление, управление государственной службы и кадрового обеспечения, контрольно-ревизионное
управление, управление делами, управление капитального строительства, эксплуатации
зданий и сооружений, отдел учебных и образовательных учреждений, отдел
международно-правового сотрудничества. Согласно пункту 2 этой же статьи “По
представлению Генерального директора Судебного департамента коллегия Судебного
департамента может принять решение об образовании в Судебном департаменте иных
подразделений”.
Возглавляет
Судебный департамент Генеральный директор, назначаемый Председателем Верховного
Суда РФ с согласия совета судей РФ. Пункт 2 статьи Закона о Судебном
департаменте 8 утверждает статус главы департамента “Генеральному директору
Судебного департамента материальное и социальное обеспечение предоставляется на
условиях, установленных для федерального министра”. Так же Генеральный
директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на
должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда Российской
Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента. На Генерального
директора Судебного департамента возложена ответственность за надлежащею
организацию выполнения возложенных на Судебный департамент и его органы функций
по организационному обеспечению деятельности судов. Издаваемые им приказы,
распоряжения и инструкции обязательны для судов в части, касающейся
организационного обеспечения их деятельности. Кроме этого он представляет суды
в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти
и органах государственной власти субъектов Российской Федерации при решении
вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента.
Ежегодно он
должен представлять отчеты о деятельности Судебного департамента Председателю
Верховного Суда РФ и Всероссийскому съезду судей. Генеральный директор
Судебного департамента тем самым несет персональную ответственность за
выполнение задач, возложенных на Судебный департамент.
В Судебном
департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного
департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав
коллегии по должности, и других работников Судебного департамента. Члены
коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются
Председателем Верховного Суда Российской Федерации. В работе коллегии могут
принимать участие Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его
заместители и члены Совета судей Российской Федерации.
Местные органы
Судебного Департамента – управления (отделы) – обеспечивают выполнение
соответствующих задач на территории субъекта Федерации. Возглавляют их
начальники, назначаемые Генеральным директором по согласованию с председателями
судов, советами судей и органами государственной власти субъектов Федерации.
Управление (отдел)
Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности
районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а
также финансирование мировых судей. Отдел Судебного департамента:
“1) осуществляет
подбор кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями Закона
Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";
2) организует и
обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного
экзамена на должность судьи;
3) изучает организацию
деятельности районных судов и принимает меры по ее совершенствованию;
4) ведет судебную
статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов;
5) финансирует
районные суды и органы судейского сообщества в субъекте Российской Федерации;
контролирует расходование ими бюджетных средств, проводит ревизии их
финансово-хозяйственной деятельности;
5.1) финансирует
возмещение издержек по делам, рассматриваемым мировыми судьями, которые
относятся на счет федерального бюджета;
6) обеспечивает
районные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения
судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового
обеспечения деятельности указанных судов;
7) обеспечивает
районные суды материально-техническими, транспортными средствами; организует
строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений
районных судов;
8) ходатайствует
по согласованию с председателем соответствующего суда о награждении работников
аппаратов районных судов государственными наградами и присвоении им почетных
званий;
9) принимает во
взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными
органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности
судей, а также безопасности членов их семей;
10) организует
материальное и социальное обеспечение судей районных судов, в том числе
пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов, а также принимает
меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское
обслуживание и санаторно-курортное лечение судей районных судов, в том числе
пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов районных судов в
соответствии с федеральным законодательством”[10]. Как видно из
статьи 14 Закона о судебном департаменте отделам судебного департамента
предоставлены очень широкие функции в деле организационного обеспечения
деятельности судов. Можно сказать, что на них ложиться основная нагрузка по
обеспечению деятельности судов.
С судебным
департаментом, появилось новая должность в судах – это администратор суда. Статья
17 Закона о судебном департаменте гласит: “Деятельность верховного суда
республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда
автономной области, суда автономного округа или районного суда организационно
обеспечивает администратор соответствующего суда”. Администраторы верховных
судов республик, краев, и областей, автономных областей и округов городов
федерального значения, являются подконтрольными Судебному департаменту. А
администраторы районных судов - под контролем управления (отдела) Судебного
департамента.
Основная их
задача – освобождение председателей судов, их заместителей и судей от необходимости
выполнения организационной работы. Для осуществления поставленных перед ними
задач, они наделены следующими полномочиями:
“1) принимает
меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению
судебных заседаний;
2) взаимодействует
с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по
вопросам обеспечения деятельности суда;
3) принимает меры
по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников
аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного
лечения;
4) обеспечивает
судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической
литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;
5) осуществляет
информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение
судебной статистики, делопроизводства и работу архива;
6) организует
охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время;
обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной
службы;
7) организует
строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений
суда;
8) разрабатывает
проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его
в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел)
Судебного департамента;
9) осуществляет
иные меры по обеспечению деятельности суда”[11].
Работники
аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного
департамента - являются государственными служащими, им присваиваются классные
чины и другие специальные звания, а работникам главного управления обеспечения
деятельности военных судов могут также присваиваться воинские звания.
Время показало
создание Судебного департамента, было правильным решением. Передача функции
организационного обеспечения деятельности судов специально созданному органу
значительно улучшило работу всей системы в целом. Кроме Судебного департамента
обеспечением деятельности судов занимается – также недавно созданная - Служба
судебных приставов.
3.2
Служба судебных приставов
Первый шаг по
воссозданию существовавших еще в российских до революционных судах судебных
приставов был сделан, когда принимался Закон о Конституционном Суде,
установивший, что во время заседания этого Суда порядок должен поддерживаться
особым должностным лицом – судебным приставом. Другим важным шагом стал указ Президента
Российской Федерации от 20 марта 1996 №401 “О дополнительных мерах
по обеспечению деятельности судов в Российской Федерации”, в котором
говорилось:
2. Рекомендовать
палатам Федерального Собрания Российской Федерации в кратчайший срок закончить
рассмотрение и представить Президенту Российской Федерации для подписания и
обнародования федеральные законы "Об исполнительном производстве" и
"О судебных приставах".
3. Правительству
Российской Федерации:
после
принятия федеральных законов "Об исполнительном производстве" и
"О судебных приставах" изыскать источники для финансирования в 1996
году первоочередных мероприятий, необходимых для начала их реализации. Начиная
с 1997 года предусматривать финансирование этих мероприятий в полном объеме”[12].
В итоге Закон о судебных приставах был принят. По нему на судебных приставов
возлагались более широкие полномочия, а не простое обеспеченье безопасности
судебных заседаний.
По
данному закону судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации,
достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее
профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее
юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а
также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Кроме
этого, судебный пристав считается государственным служащим и не может иметь
судимости.
Закон
разделил приставов на две группы: судебных приставов по обеспечению
установленного порядка деятельности судов и судебных приставов - исполнителей. Судебный
пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов согласно
пункту 1 статьи 11 закона о судебных приставах выполняет следующие обязанности:
“обеспечивает
в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и
свидетелей;
выполняет
распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в
судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;
исполняет
решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам
предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
обеспечивает
охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
проверяет
подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи
доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных
доказательств и их сохранность;
поддерживает
общественный порядок в судебных помещениях;
взаимодействует
с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц,
содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
предупреждает
и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае
необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;
осуществляет
привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу - исполнителю;
участвует
по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;
проходит
специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к
действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных
средств и огнестрельного оружия”[13].
Для
реализации своих обязанностей судебные приставы по обеспечению установленного
порядка деятельности судов наделены следующими правами: обращаться за помощью к
сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск (судебные
приставы военных судов также к военному командованию), применять физическую
силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые
предусмотрены Федеральным законом.
Судебные
приставы исполнители стали приемниками должностных лиц имевшихся в штатах судов
для исполнения его решений – судебных исполнителей. Поэтому и обязанности у
приставов исполнителей значительно отличаются от первой группы. В частности
судебный пристав исполнитель: “принимает меры по своевременному, полному и
правильному исполнению исполнительных документов;
предоставляет
сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям
возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из
них выписки, снимать с них копии;
рассматривает
заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства,
выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
обязан
взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо
имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности”[14].
Судебные
приставы исполнители также наделены правами необходимыми для реализации ими
своих функций, например: налагать арест на денежные средства и иные ценности
должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных
кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и
должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве.
В
соответствии с названным законом судебные приставы, обслуживающие суды общей
юрисдикции и арбитражные суды среднего и основного звеньев, объединяются в
единую службу, возглавляемую главным судебным приставом Российской Федерации –
заместителем Министра юстиции РФ. Также существуют должности главных судебных
приставов субъекта РФ и главного военного пристава. Возглавляют подразделения
судебных приставов – старшие судебные приставы.
В
отношении службы судебных приставов Министерство Юстиции РФ “осуществляет
координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной
службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых
актов, относящихся к сфере деятельности этой службы”, гласит статья 7 вышеупомянутого
закона. С этой целью в Министерстве Юстиции существует специальный департамент.
В
последнее время распространяется, мнение о том, что Службу судебных приставов
следует вывести из под контроля Министерства Юстиции РФ, с целью лучшего функционирования
судебной системы, но этот вопрос пока остается дискуссионным.
Спустя
почти век вновь созданная служба судебных приставов вносит существенный вклад в
осуществление важной правоохранительной функции – организационного обеспечения
деятельности судов.
Заключение
Создание
Судебного департамента при Верховном Суде РФ и службы судебных приставов
сделало важный шаг к осуществлению независимого правосудия в нашей стране.
Судебный департамент забравший у министерства юстиции РФ основные функции в
области организационного обеспечения деятельности судов, тем самым отчасти
отстранил исполнительную власть от судебной. Кроме этого, судебный департамент
в силу своего более узкого круга задач способен лучше решать задачи обеспечения
судов, чем министерство юстиции, которое осуществляет множества иных функций. Немалую
роль в обеспечении деятельности судов играет, пока подконтрольная Министерству
Юстиции РФ, служба судебных приставов. Как, показывает опыт, такое
разграничение полномочий в организационном обеспечении деятельности судов,
распределенных между несколькими органами, обеспечивает оптимальную и
независимую работу судов.
Список использованной литературы.
1.
Конституция Российской Федерации: офиц. текст:
[принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года].- СПб.: Издательский
Дом А. Громова, 2000.-64 с.
2.
О военных судах: Федеральный Конституционный закон
от 23 июня 1999г.
№ 1-ФКЗ // Российская газета.-1999.-№
120.
3.
О судебной системе Российской Федерации:
Федеральный Конституционный закон от 31 декабря 1996г.// Российская газета 1997
№ 3.
4.
О судебном департаменте: федеральный закон от 8
января 1998г. N7-ФЗ// Российская газета.-1998.-№ 12.
5.
О судебных приставах: федеральный закон от 21 июля
1997г. N 118-ФЗ 5// Российская газета.-1997.-№ 149.
6.
Положение
о Министерстве юстиции Российской Федерации. Утверждено Указом Президента
Российской Федерации от 13 октября 2004г. №1313// Собрание законодательства РФ.
2004. № 42. Ст.4108.
7.
О дополнительных мерах по обеспечению деятельности
судов в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации [Электронный
ресурс].- от 20 марта 1996 года №401. – Электрон, текстовые дан. – М, 2006. - Режим
доступа: #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Клименко С.В. Основы государства и права:
Пособие для поступающих в вузы/С.В. Клименко, А.Л. Чичерин. – М.: Зерцало,
1997.-354с.
[2] Конституция Российской Федерации: офиц.
текст: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года].- СПб.:
Издательский Дом А. Громова, 2000. с -52.
[3] О судебной системе Российской Федерации:
Федеральный Конституционный закон от 31 декабря 1996г.// Российская газета 1997 № 3.
[4] Исаев И. А. История государства и права России: Учебник/И. А.
Исаев.-М.: Юристъ, 1998, ст. 289
[5] О судебной системе Российской Федерации:
Федеральный Конституционный закон от 31 декабря 1996г.// Российская газета 1997 № 3.
[6] Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы:
учебник для вузов/К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. – Изд. 3-е, перераб. и доп.
–М.: Зерцало, 2000, ст. 269.
[7] Основные принципы финансирования
Конституционного Суда Российской Федерации: Указ Президента Российской
Федерации [Электронный ресурс].- от 7 февраля 2000 года № 306. – Электрон,
текстовые дан. – М, 2006. – Режим доступа: #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Ч Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы:
учебник для вузов/К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. – Изд. 3-е, перераб. и доп.
–М.: Зерцало, 2000, ст. 270-271.
[9] О судебном департаменте: федеральный закон от
8 января 1998г. N7-ФЗ//
Российская газета.-1998.-№ 12.
[10] О судебном департаменте: федеральный закон от
8 января 1998г. N7-ФЗ//
Российская газета.-1998.-№ 12. ст.14
[11] О судебном департаменте: федеральный закон от
8 января 1998г. N7-ФЗ//
Российская газета.-1998.-№ 12.ст.
19
[12] О дополнительных мерах по обеспечению
деятельности судов в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации
[Электронный ресурс].- от 20 марта 1996 года №401. – Электрон, текстовые дан. – М,
2006. - Режим доступа: #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] О судебных приставах: федеральный закон от 21 июля 1997г. N 118-ФЗ 5//
Российская газета.-1997.-№ 149
[14]О судебных приставах: федеральный закон от 21 июля 1997г. N 118-ФЗ 5//
Российская газета.-1997.-№ 149 ст.12
Страницы: 1, 2, 3
|