Филиал и представительство
унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их
унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и
представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное
предприятие.
Унитарные предприятия могут
быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих
организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие
юридических лиц. Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями
(участниками) кредитных организаций.
Решение об участии
унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть
принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия, а
распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного
общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию
акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника
его имущества.
Унитарное предприятие, хотя
и не является собственником закрепленного за ним и приобретенного в процессе
осуществления предпринимательской деятельности имущества, отвечает перед
кредиторами, как и другие коммерческие организации, всем своим имуществом. При
этом предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть в
общем порядке признано банкротом, а казенное предприятие банкротству не
подлежит (п. 1 ст. 65 ГК). Унитарное предприятие по обязательствам собственника
его имущества ответственности не несет. Это, в частности, исключает возможность
ареста имущества унитарного предприятия в целях обеспечения исполнения
обязательств собственника (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального
образования) перед кредиторами, обращения взыскания на имущество предприятия во
исполнение судебного решения о взыскании задолженности этих публично-правовых
образований перед кредиторами.
2. Унитарные предприятия,
основанные на праве
хозяйственного ведения.
Учредителем унитарного
предприятия может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации,
муниципальное образование. Решение об учреждении государственного предприятия
субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом
государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с
актами, определяющими компетенцию этих органов.
В муниципальных
образованиях установление порядка принятия решений о создании, реорганизации,
ликвидации муниципальных предприятий, а также установлении тарифов на их услуги
является исключительной компетенцией представительных муниципальных органов.
По смыслу этого закона принятие решения о создании муниципальных предприятий
входит в компетенцию местной администрации.
В соответствии с Законом
об унитарных предприятиях государственные и муниципальные предприятия,
основанные на праве хозяйственного ведения, создаются, а те из них, которые
возникли до принятия этого закона, действуют в целях выполнения функций, прямо
перечисленных в законе, например, таких, как:
- использование имущества,
приватизация которого запрещена и которое необходимо для обеспечения
безопасности РФ;
- осуществление деятельности для
решения социальных задач (в том числе реализация товаров и услуг по минимальным
ценам, а также организация и проведение закупочных и товарных интервенции для обеспечения
продовольственной безопасности страны).
По отношению к
предприятиям, предмет деятельности которых не подпадает под указанный в Законе
круг задач, продолжается политика приватизации, создания на базе их имущества
казенных предприятий, ликвидации предприятий.
В муниципальных
образованиях принятие решения о создании предприятия и утверждение его устава,
как правило, являются компетенцией одного органа - местной администрации.
В субъектах РФ принятие
решения о создании муниципального предприятия может относиться к компетенции
одного органа государственной власти (правительства), а утверждение устава
возложено на другой - соответствующий отраслевой департамент (управление).
Уставы федеральных предприятий утверждаются отраслевыми федеральными
агентствами и агентствами, руководство которыми осуществляется Президентом РФ
или Правительством РФ.
Уставный фонд предприятия,
основанного на праве хозяйственного ведения, определяет минимальный размер
имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов. Он может быть
сколь угодно большим. Закон об унитарных предприятиях содержит указание лишь на
минимальный размер уставного фонда: для государственного предприятия - не менее
чем 5000 МРОТ, установленных Федеральным законом на дату государственной
регистрации предприятия, а для муниципальных - не менее 1000 МРОТ.
До принятия Закона об
унитарных предприятиях минимальный размер уставного фонда был одинаковым для
всех предприятий и составлял 1000 МРОТ. Порядок формирования уставного фонда
предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется Законом
об унитарных предприятиях, который устанавливает, что уставный фонд
государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован
собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной
регистрации предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента
зачисления соответствующих сумм на открываемый в этих целях банковский счет и
(или) передачи предприятию в полном объеме имущества, закрепляемого за ним на
праве хозяйственного ведения.
В качестве вклада в
уставный фонд собственник может внести деньги, ценные бумаги, объекты
недвижимости, другие вещи, имущественные права и другие права, имеющие денежную
оценку. Например, вкладом может быть право на использование изобретения,
исключительное право на которое принадлежит государству. Формирование уставного
фонда федеральных предприятий осуществляется Федеральным агентством по
управлению федеральным имуществом.
Уставный фонд казенного
предприятия не формируется. Интересы кредиторов такого предприятия
обеспечиваются субсидиарной ответственностью собственника его имущества.
Чистые активы предприятия
должны быть по сумме не меньшими, чем уставный фонд предприятия. Они
определяются по данным бухгалтерской отчетности, поступающей в органы
управления государственным и муниципальным имуществом. Если по результатам
любого финансового (календарного) года будет установлено, что чистые активы
предприятия меньше размера его уставного фонда, орган управления имуществом
должен подготовить проект решения об уменьшении уставного фонда до размера, не
превышающего чистые активы предприятия. Решение же принимает орган,
уполномоченный создавать предприятия.
Если же стоимость чистых
активов предприятия по окончании финансового года (31 декабря) становится
меньше, чем установленный законом минимальный размер уставного фонда, закон
допускает возможность ликвидации предприятия в судебном порядке.
Закон об унитарных
предприятиях предоставляет право предприятию и собственнику в течение трех
месяцев после окончания финансового года (отчетного), т.е. до 1 апреля
следующего за отчетным года, восстановить имущественное положение предприятия, чтобы
чистые активы превысили минимальный размер уставного фонда. Если это не будет
сделано, собственник обязан принять решение о ликвидации или реорганизации
предприятия (п. 2 ст. 15 названного Закона).
Государственное и
муниципальное предприятия - коммерческие организации, которые самостоятельно
отвечают перед своими кредиторами по обязательствам. Государство, муниципальные
образования, создавшие предприятия, не отвечают по их обязательствам. Как и
другие коммерческие организации - хозяйственные общества, товарищества,
производственные кооперативы, предприятия подлежат банкротству. Но если
банкротство предприятия вызвано собственником его имущества, на собственника в
случае недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность
по обязательствам предприятия. Такая ответственность наступает при следующих
условиях:
- собственник имеет право давать
обязательные для предприятия указания;
- собственник имеет возможность иным
образом определять действия предприятия;
- в результате, по сути,
неквалифицированного управленческого воздействия на предприятие,
ограничивающего его инициативу и самостоятельность, собственник доводит
предприятие до банкротства.
Закон об унитарных
предприятиях, хотя и сузил имущественную самостоятельность предприятия (резко
увеличилось число сделок, для совершения которых требуется согласие
собственника), в целом не ограничил основных прав его как коммерческой
организации: свободы в выборе партнеров по обязательствам, в определении содержания
договоров, включая условия о ценах, взаимовыгодных для сторон сделки, и др.
Исходя из общих начал
гражданского законодательства о виновной ответственности, думаю, что в суде
сложно будет доказать, что собственники (органы государственной исполнительной
власти и органы местного самоуправления) виновны в доведении своего предприятия
до банкротства. К тому же у государства, муниципального образования есть
различные возможности избежать такой ответственности, не допустить самой
процедуры банкротства, например, своевременно реорганизовать предприятие путем
присоединения к другому, более успешно работающему предприятию, продать вместе
с долгами в процессе приватизации, уволить руководителя, изыскать возможность
оказать предприятию финансовую помощь.
3. Унитарное предприятие,
основанное на праве оперативного управления.
До принятия Закона об
унитарных предприятиях на праве оперативного ведения могли создаваться только
федеральные казенные предприятия. Теперь это могут быть и иные государственные,
а также муниципальные предприятия.
Согласно Закону об
унитарных предприятиях казенные предприятия учреждаются лишь в ограниченном
числе случаев, указанных в п. 4 ст. 8 этого закона, в частности: если
значительная или преобладающая часть производимой ими продукции (работ, услуг)
предназначена для государственных или муниципальных нужд; при необходимости
использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе
имущества, необходимого для обеспечения безопасности государства,
стратегических интересов России.
Федеральное казенное
предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие
субъекта РФ и муниципальное казенное предприятие - органами государственной
власти или местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими
компетенцию этих органов, притом необязательно в связи с ликвидацией
предприятий с правом хозяйственного ведения (как это было до принятия Закона об
унитарных предприятиях). По смыслу Закона об унитарных предприятиях казенное
предприятие может быть создано на базе имущества унитарного предприятия с
правом хозяйственного ведения:
- в результате его преобразования в
казенное предприятие, т.е. путем изменения вида предприятия в рамках одной
организационно-правовой формы унитарного предприятия (изменение вида
предприятия не является его реорганизацией);
- путем реорганизации предприятий в
форме слияния, разделения, выделения и созданием в результате этого казенных
предприятий;
- в результате ликвидации предприятия
с правом хозяйственного ведения и создания на базе оставшегося после ликвидации
имущества казенного предприятия.
Учредительным документом
казенного предприятия является его Устав, утвержденный уполномоченным
государственным органом или органом местного самоуправления.
Казенное предприятие, как
и любая другая коммерческая организация, имеет фирменное наименование. Его
полное фирменное наименование на русском языке должно содержать слова
«федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное
казенное предприятие» и указание собственника его имущества - РФ, субъект РФ
или муниципальное образование.
Казенное предприятие
действует на основе производного от права собственности вещного права - права
оперативного управления на закрепленное за ним собственником имущество.
Уставный фонд казенного предприятия не формируется. Объем возможностей по
распоряжению имуществом казенного предприятия по сравнению с предприятием,
действующим на основе права хозяйственного ведения, значительно уже -
практически все сделки совершаются им с согласия собственника. Исключение
составляет готовая продукция - казенное предприятие распоряжается ею
самостоятельно, если иное не установлено законом или иными нормативными актами.
Однако права по распоряжению готовой продукцией ограничены тем, что казенному
предприятию доводятся обязательные для исполнения заказы на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (п.
2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях). Собственник имущества казенного
предприятия в лице уполномоченного органа определяет порядок составления,
утверждения и установления показателей планов (программы)
финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утверждает показатели
экономической эффективности его деятельности и контролирует их выполнение.
Деятельность казенных
предприятий планируется и финансируется в соответствии с Законом об унитарных
предприятиях и Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138[12], которым утвержден Порядок
планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик,
казенных хозяйств). Казенное предприятие действует на основе утвержденной ему
собственником сметы доходов и расходов. Так же, как предприятие с правом
хозяйственного ведения, казенное предприятие периодически представляет
собственнику бухгалтерскую отчетность о своей финансово-хозяйственной
деятельности и иные документы - отчеты, перечень которых для федеральных
предприятий утверждается Правительством РФ (п. 3 ст. 26 Закона об унитарных
предприятиях). Поскольку казенным предприятиям утверждается смета их доходов и
расходов, в том числе дополнительно полученных из бюджета целевых средств, их
деятельность является объектом государственного и муниципального финансового
контроля. Согласно пункту 2 статьи 69 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998
года № 145[13]
главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных
государственных и муниципальных предприятий. Для последующего контроля
федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и
направляют их главным распорядителям бюджетных средств.
Казенное предприятие
отвечает перед кредиторами всем своим имуществом. Однако, и это очень важная
особенность этой организационной правовой формы юридического лица, банкротству
оно не подлежит. При недостаточности имущества для расчетов с кредиторами
собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам
такого предприятия. При привлечении государства, муниципального образования к
гражданско-правовой имущественной ответственности они отвечают за счет средств
казны. Основная сложность таких взысканий заключается в том, что в бюджетах не
всегда предусматриваются резервы для выплат кредиторам предприятия в порядке
субсидиарной ответственности государства, муниципальных образований за
созданные ими казенные предприятия.
Казенные предприятия
реорганизуются, ликвидируются по решению компетентных органов государственной
власти и органов местного самоуправления. Решение о реорганизации и ликвидации
федеральных казенных предприятий принимается Правительством РФ. Казенные
предприятия реорганизуются путем слияния, присоединения, разделения, выделения
(например, в результате слияния двух казенных предприятий появляется одно),
преобразования в учреждение.
Особо надо отметить
возможность возникновения казенных предприятий в результате реорганизации
предприятий с правом хозяйственного ведения. Например, на основе слияния двух
организаций с правом хозяйственного ведения, производящих однородную продукцию,
может быть создано одно казенное предприятие. При этом не допускается создание
федеральных казенных предприятий на базе имущества предприятий с правом
хозяйственного ведения, имеющих кредиторскую задолженность, т.е. являющихся
должниками по просроченным денежным обязательствам.
Казенное предприятие может
быть преобразовано по решению собственника в государственное или муниципальное
учреждение. В отличие от преобразования его в предприятие с правом
хозяйственного ведения, влекущего лишь изменение вида предприятия в рамках
одной организационно-правовой формы унитарного предприятия, преобразование в
учреждение является формой реорганизации предприятия.
Казенное предприятие,
включенное в Прогнозный план (программу) приватизации, может быть преобразовано
в открытое акционерное общество. В таком случае реорганизация осуществляется в
соответствии с законодательством о приватизации. В настоящее время вопросы
приватизации регулируются, в частности, такими законодательными актами, как Земельный
кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от
31.12.2005) «О приватизации государственного и муниципального имущества», ФЗ от
26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. От 05.01.2006) «Об акционерных обществах», ФЗ от
09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. От 03.06.2006) «Об иностранных инвестициях в РФ»,
Письмо Минимущества РФ от 06.06.2002 № АБ-2/10099 «О приватизации имущественных
комплексов федеральных государственных унитарных предприятий».
Казенное предприятие может
быть ликвидировано по решению собственника, если оно не включено в прогнозный
план (программу) приватизации. Ликвидация казенного предприятия может
последовать также по решению суда - по основаниям, предусмотренным ГК РФ и
другими федеральными законами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, в результате
написания данной работы мной выявлено, что организационно-правовые формы
предприятий представляют собой один из видов организационно-правовых форм
юридических лиц. К организационно-правовым формам предприятий относятся
унитарные предприятия основанные на праве хозяйственного ведения и праве оперативного
управления. Существование этих двух разновидностей унитарных предприятий
обусловлено объективной необходимостью участия государства в гражданском
обороте.
При рассмотрении
предложенной темы я обратился к историческому аспекту возникновения понятия
«предприятие» и выявил, что «признание предприятия объектами права
(имущественными комплексами), как и сохранение на некоторое время («переходный
период» к развитой и организованной рыночной экономике) правосубъектности за
государственными и муниципальными унитарными предприятиями относится
исключительно к их имущественному, гражданско-правовому статусу или режиму. Их
публично-правовая правосубъектность является производной от гражданско-правовой
либо пережитком прежнего правопорядка. Но в том и другом случаях она, конечно,
не может быть предметом правовой регламентации со стороны Гражданского кодекса
РФ». Ученые полагают, что «пора признать, что старая советская модель
предприятия как субъекта правоотношений «по горизонтали» и «по вертикали» показала
свою полную непригодность для рыночного хозяйства, субъектами которого являются
частные собственники предприятий как имущественных комплексов». Прихожу к
выводу, что указанная позиция имеет больше «за», чем «против». В Гражданском
кодексе РФ достаточно организационно-правовых форм, основанных на реальном (а
не производном от него) праве собственности, и полагаю, что государству
необходимо отказаться от унитарных предприятий, начав «игру» с
бизнес-сообществом по одним и тем же правилам.
Содержание экономического
аспекта унитарных предприятий заключается в особенностях, связанных с
заключением ряда сделок, когда заключению сделок должно предшествовать
получение одобрения со стороны собственника и финансового органа собственника
имущества унитарного предприятия (главного распорядителя денежных средств); в
особенностях ведения учета и отчетности, связанной с предоставлением отчетности
собственнику и другие особенности.
Список
литературы.
1.
Гражданский
кодекс Российской Федерации / Собрание законодательства Российской Федерации.
1995. № 32. Ст. 3301.
2.
Бюджетный
кодекс Российской Федерации / Собрание законодательства Российской Федерации / Собрание
законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823.
3.
Федеральный
закон № 161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных
предприятиях» // Российская газета. 30.12.2002.
4.
Закон
РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»
/ Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.
5.
Постановление
Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138, «Об утверждении Порядка
планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик,
казенных хозяйств)» / Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №
28. Ст. 2989.
6.
Постановление
Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых
договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных
предприятий» / Собрание законодательства РФ. 2000. № 13. Ст. 1373.
7.
Зуйкова Л.
Создаем предприятие, выбираем форму // Экономико-правовой бюллетень. 2004. №
10. С. 6.
8.
Суханов
Е. Предприятие и юридическое лицо // Хозяйство и право. № 7. 2004.
[1] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 32. Ст. 3301.
[2] Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях» // Российская газета. 30.12.2002.
[3] Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.
[4] Зуйкова Л. Создаем предприятие, выбираем форму // Экономико-правовой
бюллетень. 2004. № 10. С. 6.
[5] Там же. С. 7.
[6] Суханов Е. Предприятие и юридическое лицо / Хозяйство и право. № 7.
2004. С. 3.
[7] Там же. С. 11.
[8] Там же. С. 11.
[9] Далее по тексту – Закон об унитарных предприятиях.
[10] В.А. Вайпан, С.Р. Гладких, А.П. Любимов, Ю.П. Орловский, С.С.
Щербинин.
[11] Собрание законодательства РФ. 2000. № 13. Ст. 1373.
[12] Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 28. Ст. 2989.
[13] Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823.
Страницы: 1, 2
|