Организационно-правовые основы нотариальной деятельности
Иркутский
гуманитарно-технический колледж
Контрольная
работа
НА
ТЕМУ:
Организационно-правовые основы
нотариальной деятельности
НА ТЕМУ:
Применение нотариусом норм иностранного права.
Выполнил:
Проверила:______________
Нижнеудинск 2008
Организационно-правовые основы
нотариальной деятельности
1Место нотариата в системе правосудия. Принципы нотариальной деятельности.
/ Организационно-правовые основы нотариальной деятельности
Нотариат как правовой институт наиболее близок по своим целям и принципам
деятельности к суду. Суд и нотариат объединяет единство цели - обеспечение
защиты прав граждан и юридических лиц. Выражаясь образно, нотариат – это орган
предупредительного, превентивного правосудия. Нотариат существует для того,
чтобы не доводить дело до суда. Миссия нотариата – предупреждать
гражданско-правовые споры.
Нотариат не является ветвью государственной власти, в отличие от суда. Однако,
как и суд, он действует от имени государства, что предопределяет его
публично-правовой статус.
Долгое время в теории гражданского процессуального права господствовала
точка зрения Н.Б. Зейдера об отнесении нотариата к органам судебной власти, как
органам, осуществляющим защиту гражданских прав. Этим обуславливалось и то, что
нотариат традиционно изучался в рамках учебного предмета гражданского
процессуального права.
Сегодня, при четкой реализации принципа разделении властей, нотариат
занял иное место в правовой системе – он служит инструментом предупредительного
правосудия. Суды осуществляют свою деятельность (правосудие) в рамках
конституционного, гражданского, административного и уголовного
судопроизводства, нотариат - обеспечивает защиту прав и законных интересов
граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных
законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Основное, что связывает нотариат с правосудием – это то, что их деятельность
направлена на защиту прав граждан. При этом и суд, и нотариат используют
своеобразные властные полномочия – суд в большей степени, нотариат в меньшей.
Например, как замечает В.Жуйков, нотариусы обладают полномочиями налагать
запреты на отчуждение имущества. Нотариусы совершают исполнительные надписи,
обеспечивают доказательства – все это ни что иное, как властные полномочия.
Нотариат играет большую роль в защите прав граждан без обращения к
правосудию, и облегчает осуществление правосудия тогда, когда возникает
потребность обратиться за такой защитой в суд.
Таким образом, нотариат и суд – две самостоятельные системы,
организационно и функционально взаимно независимые и вместе с тем в своей
деятельности имеющие точки пересечения и своеобразного взаимодействия,
предопределенного законом.
Нотариальная деятельность базируется на определенных принципах, которые
можно определить как «основы нотариального права, общие для различных видов
нотариальных процедур и актов, имеющие определяющее системообразующее
значение».
Деятельность суда и нотариата основывается на аналогичных принципах.
Общепринято относить к основным принципам, на которых основывается и судебная,
и нотариальная деятельность, следующие:
Законность.
Это общеправовой принцип, который распространяет свое действие на всех участников
правоотношений. Законность – это основа нормальной жизнедеятельности
цивилизованного общества, равенства граждан перед законом, неукоснительного
следования букве закона. Признаками законности можно назвать всеобщность,
неразрывную связь с правом. Нотариус в своей деятельности руководствуется
Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации,
Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, законодательными
актами РФ и республик в составе Российской Федерации, правовыми актами органов
государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также
международными договорами. Кроме этого, нотариус требует соблюдения законности и
от всех граждан и юридических лиц, обращающихся к нему. Нотариус отказывает в
совершении нотариальных действий, противоречащих закону или влекущих незаконные
последствия.
Таким образом, принцип законности применительно к организации и
деятельности нотариата содержит следующие положения:
- нотариальные органы создаются в строгом соответствии с действующим
законодательством;
- нотариусы в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать
требования законов, правомерные требования государственных органов и
должностных лиц, осуществляющих правоприменение;
- за нарушение положений действующего законодательства нотариусы несут
установленную законом ответственность. В зависимости от характера и вида
нарушений адвокат может быть подвергнут дисциплинарной, административной или
уголовной ответственности.
Специальной нотариальной законностью, в дополнение к принципиальной
общеправовой законности, называет Э.М.Мурадьян то состояние деятельности
нотариуса, когда соблюдены условия:
- нотариальные действия выполняет компетентный полномочный нотариус;
- надлежащим образом выполняются все нотариальные формальности и
процедуры;
- нотариальные акты (промежуточный и итоговый (единичный нотариальный
акт)) полностью отвечают как требованиям материального права, так и процедурным;
- реализуется свобода выбора нотариальных процедур в соответствии с
диспозитивными законами, волеизъявлениями субъекта права или соглашениями
субъектов права;
- обязательность выполнения императивных и предписывающих материальных и
нотариально-процедурных правил.
Объективность (беспристрастность). Нотариальные действия должны быть обоснованными,
взвешенными. Если для совершения законного и обоснованного нотариального
действия недостаточно данных, представленных заинтересованными лицами, то
нотариус должен сам затребовать от соответствующих лиц все нужные ему сведения.
Представленные материалы нотариус оценивает с точки зрения их достоверности, а
при необходимости направляет документы на экспертизу.
В целях сохранения объективности нотариальных действий, ст. 47 Основ
устанавливает ограничения, согласно которым нотариус не вправе совершать
нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих
супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).
Беспристрастность означает также, что удостоверяя гражданско-правовые
сделки, выступает представителем государства, осуществляет от его имени
контроль за законностью этих сделок, обеспечивает права и законные интересы
сторон.
Независимость. Организация и функционирование нотариальных органов, а также
профессиональная деятельность нотариата не связаны с мнениями, решениями или
действиями органов и должностных лиц, не входящих в систему нотариата.
Независимость обеспечивается запретом вмешательства в деятельность нотариуса,
установленным порядком назначения и прекращения полномочий нотариуса и другими
мерами его правовой защиты.
Согласно принципу независимости нотариус самостоятельно принимает решения
и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий.
Недопустимы попытки вмешательства в деятельность нотариуса со стороны любых
лиц. Соответственно, любые органы и должностные лица не вправе давать нотариусу
указания о необходимости совершения каких-либо действий иначе как в порядке,
установленном законом, а также обсуждать действия нотариуса и давать им оценку
как правильным или неправильным.
Независимость нотариуса обеспечивается и особым установленным законом
порядком наделения полномочиями нотариуса и прекращения этих полномочий. Такой
порядок гарантирует допуск к профессиональной нотариальной деятельности только
специально подготовленных лиц, обладающих знаниями в области права, и
предусматривает возможность прекращения полномочий нотариуса в случае нарушения
последим законодательства, а также по иным основаниям.
Язык нотариального делопроизводства. Конституционные нормы о равенстве наций нашли свое
воплощение в том, что нотариальное делопроизводство ведется на языке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе
Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Если
обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на
котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов
должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.
Кроме этого, в своей деятельности нотариус руководствуется принципом
соблюдения тайны совершаемых нотариальных действий. «Тайна совершения
нотариального действия обеспечивает на законодательном уровне возможность и
право человека реализовать свою автономию, свою независимость, оградить себя от
других окружающих его людей, органов, организаций, которые проявляют к нему
слишком стесняющий его интерес» - таким образом, право на нотариальную тайну
может рассматриваться как одно из проявлений конституционного права личности на
неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и
доброго имени (ст. 23 Конституции РФ).
По своему содержанию принцип нотариальной тайны находит выражение в
особых требованиях к организации осуществления нотариусом своих полномочий,
соответственно, нотариальная тайна по своему содержанию имеет характер и
значение организационного принципа нотариата, характеризует должность
нотариуса.
Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам,
работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать
документы, которые стали им известны ввиду совершения нотариальных действий, в
том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев,
предусмотренных действующим законодательством. Сведения (документы) о
совершенных нотариальных действий могут выдаваться только лицам, от имени или
по поручению которых совершены эти действия. Справки о совершенных нотариальных
действиях выдаются по требованию судебных органов, прокуратуры, органов
следствия, а также по требованию арбитражного суда, когда в их производстве
находятся уголовные, гражданские дела либо разрешаются споры. Справки о
стоимости имущества, которое переходит в собственность граждан, предоставляются
в налоговый орган в случаях, предусмотренных ст. 16 Основ законодательства РФ о
нотариате. Необходимы эти справки для исчисления налога с имущества,
переходящего в порядке наследования или дарения. Что касается справок о
завещании, то они выдаются только после смерти завещателя.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. №15-П «По делу
о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34
Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» устанавливается, на
каких принципах не может основываться деятельность нотариата. Так, в силу
публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем
принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые
создаются в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей
граждан исключительно на основе общности их интересов (статья 30 Конституции
Российской Федерации, статья 117 Гражданского кодекса Российской Федерации,
часть 1 статьи 3 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
Обязательное членство занимающихся частной практикой нотариусов в
нотариальной палате как условие занятия указанной профессией не затрагивает ни
конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу
объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (статьи 19, 30 и 37
Конституции Российской Федерации), поскольку государство вправе устанавливать
для всех граждан, желающих осуществлять публичную (нотариальную) деятельность,
обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности.
Считаем необходимым не обойти вниманием и вопрос взаимоотношения
нотариата с иными органами.
Нотариат традиционно принято относить к правоохранительным,
юрисдикционным органам, которые призваны осуществлять защиту прав и законных
интересов граждан и юридических лиц. Легальное определение понятий
«правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность» отсутствует,
поэтому многие авторы включают в систему правоохранительных органов и органы,
оказывающие юридическую помощь, в частности - нотариат.
В силу публично-правового предназначения нотариат действительно имеет ряд
отдельных признаков, которые можно сопоставить с иными формами организации и
деятельности так называемых правоохранительных структур. Однако нотариат как
правозащитный институт имеет принципиально отличительные от иных
правоохранительных органов черты. Во-первых, это организационная структура и
способ финансирования: публичность, корпоративность по профессиональному
признаку, самоуправление и самофинансирование. Во-вторых, у нотариата
отсутствует главный признак правоохранительных государственных органов – метод
принуждения. Нотариус не может применять к обратившемуся лицу дисциплинарные,
уголовные или административные меры воздействия.
Как мы уже отмечали выше, нотариат наиболее тесно связан с судом,
поскольку выполняет сходные с обязанностями суда задачи - охрану субъективных
прав граждан и организаций. Главное различие между судом и нотариатом состоит в
том, что суды в основном разрешают споры о праве, а предметом нотариальной деятельности
являются бесспорные дела. Кроме того, органы нотариата не используют
состязательную форму процесса, а удостоверяют права и юридические факты, как
правило, на основании письменных доказательств.
Если следовать понятийному ряду Конституции РФ (п.«л» ст.72), то
становится очевидным, что все органы, так или иначе охраняющие права граждан и
юридических лиц, разделены на 4 группы: судебные и правоохранительные органы;
адвокатура, нотариат. То есть нотариат, равно как и суды не включены в
правоохранительные органы. При этом все указанные органы рассматриваются в
учебном курсе «правоохранительные органы», и в связи с этим часто происходит
путаница.
Тем не менее, для себя мы определили следующий перечень
правоохранительных органов, данный авторами О.А.Галустьяном и А.П.Кизлык:
Итак, к правоохранительным относятся семь государственных органов:
- судебные;
- прокуратура;
- органы безопасности;
- органы внутренних дел;
- органы по контролю за оборотом наркотиков;
- таможенные органы;
- органы юстиции.
Этот перечень, по мнению авторов, является исчерпывающим.
Все иные государственные и негосударственные органы, занимаются скорее не
правоохраной, а правоприменением. Правоприменительные органы (содействующие
правоохране) разделяются на две подгруппы: государственные и негосударственные.
К первым относятся налоговые и иные финансовые органы, судебно-экспертные
учреждения, нотариальные органы, органы записи актов гражданского состояния. Ко
вторым – органы судейского сообщества, третейские суды, товарищеские суды, адвокатура,
частный нотариат, частные детективные и охранные службы, негосударственные
судебно-экспертные учреждения.
Итак, нотариат не является одним из правоохранительных органов. Нотариат
применяет право, тем самым содействует правоохране.
В настоящее время отмечается недостаточный уровень двустороннего
взаимодействия между нотариатом и иными правоохранительными органами
государства. Между тем, как отмечают специалисты центра нотариальных
исследований, от совершенствования его форм и методов не в последнюю очередь
зависит снижение общей криминальности гражданского оборота и их основы –
отношений собственности. В целом, обязанность нотариусов контролировать
соблюдение некоторых административных правил не противоречит нотариальной
функции, когда они обеспечивают «прозрачность» и юридическую чистоту,
совершаемых юридических действий или направлены на защиту более слабой стороны
в правоотношении.
В качестве одной из перспективных форм сотрудничества между нотариатом и
правоохранительными органами можно назвать борьбу с легализацией доходов,
полученных преступным путем. Представляется, что позитивной является
распространенная мировая практика вменения нотариусу в обязанность сообщать
компетентным органам государства о юридических операциях, относительно которых имеются
обоснованные подозрения считать, что они направлены на отмывание преступных
доходов. В то же время, государству не стоит переоценивать возможности
нотариусов в данной сфере: в силу природы нотариальной деятельности нотариусу
сложно знать происхождение денежных средств, которые используются в
легализуемых им сделках и иных юридических действиях[9].
Не вызывает сомнений, что нотариальная профессия чрезвычайно важна для
гражданского оборота и интереса государств в нем. Однако некоторые компетентные
органы государственной власти не осознают в должной мере публично-правовую
сторону нотариальной профессии. В частности, такому положению вещей
способствуют взаимные обиды и непонимание в двух системах – нотариата и
государственной системы органов регистрации юридических фактов. Между тем,
следует исходить из принципиально различных функций нотариата и таких органов.
Если первый предназначен гарантировать правомерность гражданского оборота, то
вторые обеспечивают режим публичности осуществления гражданских прав и
связанную с этим возможность противопоставления зарегистрированного права
третьим лицам, не являющимися сторонами юридического действия. Говорить о
перекрещивании компетенции в такой ситуации вообще не приходится. Другое дело критиковать
законодателя за выбор им модели, в которой гарантии правомерности наиболее
значимых юридических действий на стадии их совершения полностью отсутствуют.
Интересны взаимоотношения нотариата с иными юридическими профессиями, в
частности с лицами, оказывающими представительские услуги. В настоящее время
рынок юридических услуг явно несимметричен, во всяком случае, с точки зрения
признаваемой в России континентальной правовой системы. Сегодня адвокаты и иные
представители оказывают юридические услуги не только в связи с возникшим спором
о праве и судебным процессом, но и в обычных условиях гражданского оборота.
Ввиду отсутствия у таких профессий специального правового статуса (качеств
публичности) и особой системы контроля за профессиональной деятельностью, а
равно исключительного режима имущественной ответственности, говорить о
приоритетности обеспечения объективной правомерности правовых связей для таких
лиц не приходится. При этом, естественно, не может быть и речи о каком-либо
принудительном, административном вытеснении других юридических профессий из
данного сектора рынка. Однако известное разграничение «компетенций» возможно
как на условиях межкорпоративных соглашений, так и элементарного выхода
нотариальной профессии из «тени» на рынок представительских услуг.
ПРИМЕНЕНИЕ НОТАРИУСОМ НОРМ ИНОСТРАННОГО ПРАВА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ.
Статья 104. Применение норм иностранного права
Нотариус в соответствии с законодательством Российской Федерации,
международными договорами применяет нормы иностранного права.
Нотариус принимает документы, составленные в соответствии с требованиями
международных договоров, а также совершает удостоверительные надписи в форме,
предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит
международным договорам Российской Федерации.
Статья 105. Охрана наследственного имущества и выдача свидетельства о
праве на наследство
Действия, связанные с охраной находящегося на территории Российской Федерации
имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или имущества,
причитающегося иностранному гражданину после смерти гражданина Российской
Федерации, а также с выдачей свидетельства о праве на наследство в отношении
такого имущества, осуществляются в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 106. Принятие нотариусом документов, составленных за границей
Документы, составленные за границей с участием должностных лиц
компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются
нотариусом при условии их легализации органом Министерства иностранных дел
Российской Федерации.
Без легализации такие документы принимаются нотариусом в тех случаях,
когда это предусмотрено законодательством Российской
Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Статья 107. Взаимоотношения нотариуса с органами юстиции других
государств
Порядок взаимоотношений нотариуса с органами юстиции других государств
определяется законодательством Российской Федерации и международными договорами
Российской Федерации.
Статья 108. Обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в
органах других государств
Нотариус обеспечивает доказательства, требующиеся для ведения дел в
органах других государств.
Статья 109. Международный договор
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила
о нотариальных действиях, чем те, которые предусмотрены законодательными актами
Российской Федерации, при совершении нотариальных действий применяются правила
международного договора.
Если международный договор Российской Федерации относит к компетенции
нотариуса совершение нотариального действия, не предусмотренного
законодательством Российской Федерации, нотариус производит это нотариальное
действие в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации.
Список литературы.
Настольная книга нотариуса. Том I. Учебно-методическое пособие. (2-е изд., испр. и доп.)- М.: Издательство
БЕК, 2003.
Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели,
принципы и полномочия // Российская юстиция, 1998 - №6-7.
Э.М.Мурадьян. Указ. соч. – с. 15.
Селянин А.В. Нотариат. Краткий курс. – Спб, «Питер», 2004.
Э.М.Мурадьян. Указ. соч. – с. 32-33.
Шарафетдинов Н. Ф. Нотариальная тайна: аспекты теоретические и
практические // Нотариальный вестник, 1998 - №2 – с.9.
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. №15-П «По делу о
проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ
законодательства Российской Федерации о нотариате» // Собрание законодательства
Российской Федерации - 1 июня 1998 г. – №22 - Ст. 2491.
Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустьяна,
А.П. Кизлыка. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2005.
Российский нотариат в изменяющейся государственной и правовой системе
России: современное состояние и перспективы развития (аналитическая записка) //
Подготовлена ЦНИ совместно с Институтом государства и права Российской академии
наук. Москва. 2004.
Концепция развития нотариата в России // Центр нотариальных исследований http://www.notiss.ru/index.php?id=13
Компьютерная
программа “ЮРИСТ КОНСУЛЬТ”
|