Образование и деятельность Всемирной Торговой Организации
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ 
Институт открытого образования 
Отделение заочного обучения 
  
  
  
Кафедра мировой экономики и международных  
валютно-кредитных отношений 
  
  
  
  
  
КУРСОВАЯ РАБОТА 
по дисциплине «Международные экономические отношения» 
на тему «Образование и деятельность Всемирной Торговой
Организации» 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Выполнила: гр. 05ЗУ2-01 
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 
Васютинская Екатерина Николаевна 
  
Проверил:________________________ 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Москва 
2006 
СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ. 3 
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ ВТО.. 5 
1.1.    История создания и
развития ВТО.. 5 
1.2.    Цели, принципы,
функции, организационная структура, принятие решений и членство ВТО.. 7 
1.3.    Основные преимущества
ВТО.. 14 
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВТО.. 18 
2.1.
Деятельность и итоги ВТО.. 18 
2.2.
Проблемы ВТО.. 20 
ГЛАВА 3. РОССИЯ И ВТО.. 22 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 26 
ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
Всемирная Торговая
Организация – «World Trade Organization» начала действовать с первого января
1995 года. Ее создание – результат сложных и многоплановых международных
торговых переговоров, в которых участвовало 125 государств. Переговоры,
проводившиеся в рамках ГАТТ, получили название Уругвайский раунд (переговоры
были открыты в городе Пунта-дель-Эсте, Уругвай, в сентябре 1986 года, почему и
получили это название). 
Всемирная
Торговая Организация – это организационный межгосударственный механизм, задача
которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге
Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере
международной торговли товарами и услугами. 
Цель настоящей
работы – изучить вопрос о новом международном учреждении – ВТО. 
Задачи курсовой
работы: 
1.                
Познакомиться
с историей создания, развития ВТО, ее структурой, механизмом принятия решений. 
2.                
Изучить
цели, принципы, функции и основные преимущества ВТО 
3.                
Изучить
итоги и перспективы деятельности ВТО, а также ее проблемы 
4.                
Рассмотреть
взаимоотношения России и ВТО 
В настоящей
работе использовалась литература по междунородно-экономическим отношениям,
периодические издания – журналы и газеты, а также интернет-ресурсы. 
Настоящая работа
дает представление о сложном международном межгосударственном механизме, на
основе которого развивалась международная торговля в предшествующие десятилетия
и который в новом качестве становится основой для развития международного 
обмена товарами и услугами ближайшего десятилетия. На базе этого международного
механизма построены или будут построены торгово-политические режимы
подавляющего большинства стран мира, которые уже сейчас применяются в жесткой
форме к экспорту и импорту России. 
 
ВТО функционирует
с 1 января 1995 года, решение о ее создании было принято в конце многолетних
переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре
1993 года. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994
года, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским
соглашением. 
Место
расположения: Женева, Швейцария 
Основана: 1
января 1995 года 
Создана: по
результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) 
Членство: 150
стран  
Бюджет: 169
млн.швейцварских франков на 2005 год (примерно 130 млн.долл. США) 
Штат
секретариата: 600 сотрудников 
Глава:
генеральный директор 
Соглашение о ВТО
и входящие в него договоренности предусматривают, что страны-члены ВТО должны
были провести взаимные переговоры о снижении барьеров в торговле товарами и
услугами. Перечни этих обязательств также входят в качестве составной части в
общий пакет договоренностей. Они составляют несколько десятков объемных томов и
носят сугубо конкретный характер. 
Контура пакета
договоренностей Уругвайского раунда в самом общем виде могут быть очерчены
перечнем документов, приложенных к Заключительному акту и составляющих его
содержание. Одновременно этот перечень дает представление о своеобразной
«архитектуре» пакета договоренностей, родившейся в итоге сложного компромисса,
достигнутого буквально в последние дни и даже часы переговоров. Перечень дается
в том виде, в котором пакет документов был представлен 15 апреля 1994 года
Совещанию министров в городе Марракеше и затем передан странам-участницам
переговоров для принятия. 
Центральное место
в пакете соглашений занимают следующие группы документов. 
Соглашение об
учреждении ВТО, включающее три главных правовых документа: 
● Соглашения,
создающие новую редакцию ГАТТ как часть ВТО (ГАТТ-1994) и интегрирующие в это
новое ГАТТ ряд договоренностей и соглашений (часть из которых имелась ранее, но
в новой редакции); 
●
Генеральное соглашение по Торговле Услугами (ГАТС), которое является второй
составной частью ВТО; 
● Соглашение
о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности – третья составная
часть ВТО. 
Страна,
становящаяся членом ВТО, должна взять на себя обязательства всех
договоренностей, входящих в этот пакет. Особым статусом обладают только четыре
соглашения (Соглашение о торговле гражданской авиатехникой, Соглашение о
правительственных закупках, Международное соглашение по молочным продуктам,
Договоренность по говядине), обязательства по которым действительны только в
отношении стран, их подписавших. 
Существо
соглашений и договоренностей Уругвайского раунда, кратко представлены в таблице
(см. Приложение 1).  
Теперь соглашение
о создании ВТО устанавливает жесткий принцип, что все ее члены принимают
полностью весь пакет договоренностей, прилагаемых к Соглашению об учреждении
ВТО, и должны привести в полное соответствие  свое национальное
законодательство (законы, постановления и административную практику) с
обязательствами, содержащимися в прилагаемых к Соглашению о ВТО
договоренностях. 
ВТО призвана регулировать
торгово-политические отношения участников  организации в сфере международной
торговли на основе пакета соглашений т.н. Уругвайского раунда многосторонних
торговых переговоров (1986-1994 гг.). 
Соглашение об
учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание  постоянно
действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих
влияние на их многосторонние  торговые отношения, а также для осуществления
контроля для реализации соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО
функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за
более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в
связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.  
Главной задачей
ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования 
преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня
импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров,
количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами
и услугами. 
В настоящее время
считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти
принципам: 
1. Отсутствие
дискриминации в торговле 
Ни одно
государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения
на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не
должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и
национальной. 
2. Снижение
торговых (протекционистских) барьеров 
Торговыми
барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных
товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего,
таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На
международную торговлю влияют также административные препоны и политика
определения обменных курсов валют. 
3. Стабильность и
предсказуемость условий торговли 
Иностранные
компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия
(тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно. 
4. Стимулирование
соревновательности в международной торговле 
Для равноправной
конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы
конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства
фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен
для захвата новых рынков сбыта. 
5. Льготы в
международной торговле для менее развитых государств 
Основополагающими
принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются: предоставление режима наибольшего
благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное
предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от
использования количественных ограничений; транспарентность торговой политики;
разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д. 
Все страны-члены
ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений
и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые
соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный
многосторонний контракт(пакет соглашений), нормами и правилами которого
регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами. 
Пакет соглашений
Уругвайского раунда объединяет примерно 50 многосторонних соглашений и других
правовых документов, основными из которых являются 
Соглашение об учреждении
ВТО и прилагаемые к нему МТС: 
1. Многосторонние
соглашения по торговле товарами: 
Генеральное
соглашение по тарифам и торговле 1994г. (ГАТТ-94); 
Соглашение по
сельскому хозяйству; 
Соглашение по
применению санитарных и фитосанитарных мер; 
Соглашение по
текстильным изделиям и одежде; 
Соглашение по
техническим барьерам в торговле; 
Соглашение по
инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс); 
Соглашение по
применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые
процедуры); 
Соглашение по
применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной
стоимости товаров); 
Соглашение по
предотгрузочной инспекции; 
Соглашении по
правилам происхождения; 
Соглашение по
процедурам импортного лицензирования; 
Соглашение по
субсидиям и компенсационным мерам; 
Соглашение по
защитным мерам. 
2. Генеральное
соглашение  по торговле услугами (ГАТС) 
3. Соглашение по
торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПс) 
4. Договоренность
о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров 
5. Механизм
обзора торговой политики 
6. Плюрилатеральные
соглашения (с ограниченным участием, т.е. необязательные для всех членов ВТО):
Соглашение по торговле гражданской авиатехникой; Соглашение по
правительственным  закупкам. 
Существуют также
т.н. секторальные тарифные инициативы («нулевой вариант», «гармонизация
торговли химическими товарами», «информационные технологии»), в которых на
добровольной основе участвуют лишь часть стран-членов ВТО. 
Основные функции
ВТО: 
- контроль за
выполнением требований базовых соглашений ВТО; 
- создание
условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу
внешнеэкономических отношений; 
- урегулирование
споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики; 
- контроль за
политикой государств-членов ВТО в области международной торговли; 
- оказание поомощи
развивающимся странам; 
- сотрудничество
с другими международными организациями. 
Органы управления
ВТО имеют три иерархических уровня (см. Приложение 2). 
Стратегические
решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая
собирается как минимум один раз в два года. 
В подчинении
Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за
выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в
Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав
делегаций стран-участниц). В ведении Генеральнго совета находятся два
специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме
того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию;
по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и
административным вопросам. 
Генеральный совет
ВТО действует как орган  разрешения споров для урегулирования конфликтов,
возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает
исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения
конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами,
а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и
санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.  
Генеральный совет
частично делегирует свои функции трем советам, находящимся на следующем уровне
иерархии ВТО, - Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и
Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. 
Совет по торговле
товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов,
осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений
ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. 
Совет по торговле
услугами осуществляет контроль за выполнением соглашений ГАТС. В его составе
находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по
профессиональным услугам. 
Совет по торговым
аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за
выполнением соглашений ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с
международной торговлей поддельными товарами. 
Секретариат ВТО,
который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его
возглавляет Генеральный Директор ВТО (с 2002 – Супачаи Панитчпакди).
Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных
организации, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция
возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата –
обеспечить техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также
Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся
странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО
общественности и СМИ. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой
помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран,
желающих стать членами ВТО. 
Страницы: 1, 2 
   
 |