Образование и деятельность Всемирной Торговой Организации
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
Институт открытого образования
Отделение заочного обучения
Кафедра мировой экономики и международных
валютно-кредитных отношений
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Международные экономические отношения»
на тему «Образование и деятельность Всемирной Торговой
Организации»
Выполнила: гр. 05ЗУ2-01
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Васютинская Екатерина Николаевна
Проверил:________________________
Москва
2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ ВТО.. 5
1.1. История создания и
развития ВТО.. 5
1.2. Цели, принципы,
функции, организационная структура, принятие решений и членство ВТО.. 7
1.3. Основные преимущества
ВТО.. 14
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВТО.. 18
2.1.
Деятельность и итоги ВТО.. 18
2.2.
Проблемы ВТО.. 20
ГЛАВА 3. РОССИЯ И ВТО.. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 26
ПРИЛОЖЕНИЯ
Всемирная Торговая
Организация – «World Trade Organization» начала действовать с первого января
1995 года. Ее создание – результат сложных и многоплановых международных
торговых переговоров, в которых участвовало 125 государств. Переговоры,
проводившиеся в рамках ГАТТ, получили название Уругвайский раунд (переговоры
были открыты в городе Пунта-дель-Эсте, Уругвай, в сентябре 1986 года, почему и
получили это название).
Всемирная
Торговая Организация – это организационный межгосударственный механизм, задача
которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге
Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере
международной торговли товарами и услугами.
Цель настоящей
работы – изучить вопрос о новом международном учреждении – ВТО.
Задачи курсовой
работы:
1.
Познакомиться
с историей создания, развития ВТО, ее структурой, механизмом принятия решений.
2.
Изучить
цели, принципы, функции и основные преимущества ВТО
3.
Изучить
итоги и перспективы деятельности ВТО, а также ее проблемы
4.
Рассмотреть
взаимоотношения России и ВТО
В настоящей
работе использовалась литература по междунородно-экономическим отношениям,
периодические издания – журналы и газеты, а также интернет-ресурсы.
Настоящая работа
дает представление о сложном международном межгосударственном механизме, на
основе которого развивалась международная торговля в предшествующие десятилетия
и который в новом качестве становится основой для развития международного
обмена товарами и услугами ближайшего десятилетия. На базе этого международного
механизма построены или будут построены торгово-политические режимы
подавляющего большинства стран мира, которые уже сейчас применяются в жесткой
форме к экспорту и импорту России.
ВТО функционирует
с 1 января 1995 года, решение о ее создании было принято в конце многолетних
переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре
1993 года. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994
года, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским
соглашением.
Место
расположения: Женева, Швейцария
Основана: 1
января 1995 года
Создана: по
результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-1994)
Членство: 150
стран
Бюджет: 169
млн.швейцварских франков на 2005 год (примерно 130 млн.долл. США)
Штат
секретариата: 600 сотрудников
Глава:
генеральный директор
Соглашение о ВТО
и входящие в него договоренности предусматривают, что страны-члены ВТО должны
были провести взаимные переговоры о снижении барьеров в торговле товарами и
услугами. Перечни этих обязательств также входят в качестве составной части в
общий пакет договоренностей. Они составляют несколько десятков объемных томов и
носят сугубо конкретный характер.
Контура пакета
договоренностей Уругвайского раунда в самом общем виде могут быть очерчены
перечнем документов, приложенных к Заключительному акту и составляющих его
содержание. Одновременно этот перечень дает представление о своеобразной
«архитектуре» пакета договоренностей, родившейся в итоге сложного компромисса,
достигнутого буквально в последние дни и даже часы переговоров. Перечень дается
в том виде, в котором пакет документов был представлен 15 апреля 1994 года
Совещанию министров в городе Марракеше и затем передан странам-участницам
переговоров для принятия.
Центральное место
в пакете соглашений занимают следующие группы документов.
Соглашение об
учреждении ВТО, включающее три главных правовых документа:
● Соглашения,
создающие новую редакцию ГАТТ как часть ВТО (ГАТТ-1994) и интегрирующие в это
новое ГАТТ ряд договоренностей и соглашений (часть из которых имелась ранее, но
в новой редакции);
●
Генеральное соглашение по Торговле Услугами (ГАТС), которое является второй
составной частью ВТО;
● Соглашение
о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности – третья составная
часть ВТО.
Страна,
становящаяся членом ВТО, должна взять на себя обязательства всех
договоренностей, входящих в этот пакет. Особым статусом обладают только четыре
соглашения (Соглашение о торговле гражданской авиатехникой, Соглашение о
правительственных закупках, Международное соглашение по молочным продуктам,
Договоренность по говядине), обязательства по которым действительны только в
отношении стран, их подписавших.
Существо
соглашений и договоренностей Уругвайского раунда, кратко представлены в таблице
(см. Приложение 1).
Теперь соглашение
о создании ВТО устанавливает жесткий принцип, что все ее члены принимают
полностью весь пакет договоренностей, прилагаемых к Соглашению об учреждении
ВТО, и должны привести в полное соответствие свое национальное
законодательство (законы, постановления и административную практику) с
обязательствами, содержащимися в прилагаемых к Соглашению о ВТО
договоренностях.
ВТО призвана регулировать
торгово-политические отношения участников организации в сфере международной
торговли на основе пакета соглашений т.н. Уругвайского раунда многосторонних
торговых переговоров (1986-1994 гг.).
Соглашение об
учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постоянно
действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих
влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления
контроля для реализации соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО
функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за
более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в
связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.
Главной задачей
ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования
преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня
импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров,
количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами
и услугами.
В настоящее время
считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти
принципам:
1. Отсутствие
дискриминации в торговле
Ни одно
государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения
на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не
должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и
национальной.
2. Снижение
торговых (протекционистских) барьеров
Торговыми
барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных
товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего,
таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На
международную торговлю влияют также административные препоны и политика
определения обменных курсов валют.
3. Стабильность и
предсказуемость условий торговли
Иностранные
компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия
(тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.
4. Стимулирование
соревновательности в международной торговле
Для равноправной
конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы
конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства
фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен
для захвата новых рынков сбыта.
5. Льготы в
международной торговле для менее развитых государств
Основополагающими
принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются: предоставление режима наибольшего
благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное
предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от
использования количественных ограничений; транспарентность торговой политики;
разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.
Все страны-члены
ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений
и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые
соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный
многосторонний контракт(пакет соглашений), нормами и правилами которого
регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.
Пакет соглашений
Уругвайского раунда объединяет примерно 50 многосторонних соглашений и других
правовых документов, основными из которых являются
Соглашение об учреждении
ВТО и прилагаемые к нему МТС:
1. Многосторонние
соглашения по торговле товарами:
Генеральное
соглашение по тарифам и торговле 1994г. (ГАТТ-94);
Соглашение по
сельскому хозяйству;
Соглашение по
применению санитарных и фитосанитарных мер;
Соглашение по
текстильным изделиям и одежде;
Соглашение по
техническим барьерам в торговле;
Соглашение по
инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);
Соглашение по
применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые
процедуры);
Соглашение по
применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной
стоимости товаров);
Соглашение по
предотгрузочной инспекции;
Соглашении по
правилам происхождения;
Соглашение по
процедурам импортного лицензирования;
Соглашение по
субсидиям и компенсационным мерам;
Соглашение по
защитным мерам.
2. Генеральное
соглашение по торговле услугами (ГАТС)
3. Соглашение по
торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПс)
4. Договоренность
о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров
5. Механизм
обзора торговой политики
6. Плюрилатеральные
соглашения (с ограниченным участием, т.е. необязательные для всех членов ВТО):
Соглашение по торговле гражданской авиатехникой; Соглашение по
правительственным закупкам.
Существуют также
т.н. секторальные тарифные инициативы («нулевой вариант», «гармонизация
торговли химическими товарами», «информационные технологии»), в которых на
добровольной основе участвуют лишь часть стран-членов ВТО.
Основные функции
ВТО:
- контроль за
выполнением требований базовых соглашений ВТО;
- создание
условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу
внешнеэкономических отношений;
- урегулирование
споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
- контроль за
политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
- оказание поомощи
развивающимся странам;
- сотрудничество
с другими международными организациями.
Органы управления
ВТО имеют три иерархических уровня (см. Приложение 2).
Стратегические
решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая
собирается как минимум один раз в два года.
В подчинении
Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за
выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в
Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав
делегаций стран-участниц). В ведении Генеральнго совета находятся два
специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме
того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию;
по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и
административным вопросам.
Генеральный совет
ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов,
возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает
исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения
конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами,
а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и
санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.
Генеральный совет
частично делегирует свои функции трем советам, находящимся на следующем уровне
иерархии ВТО, - Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и
Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле
товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов,
осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений
ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле
услугами осуществляет контроль за выполнением соглашений ГАТС. В его составе
находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по
профессиональным услугам.
Совет по торговым
аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за
выполнением соглашений ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с
международной торговлей поддельными товарами.
Секретариат ВТО,
который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его
возглавляет Генеральный Директор ВТО (с 2002 – Супачаи Панитчпакди).
Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных
организации, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция
возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата –
обеспечить техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также
Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся
странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО
общественности и СМИ. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой
помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран,
желающих стать членами ВТО.
Страницы: 1, 2
|