В
правительство внесены поправки в закон о борьбе с легализацией преступных
доходов. Речь идет об обязательстве банков сообщать в финансовую разведку об
операциях по обналичиванию денежных средств на сумму более 600 тыс. руб.
Суть
этих поправок состоит в том, что ФСФМ будет получать сообщения об операциях по
обналичиванию, проведенных как юридическими, так и физическими лицами. При этом
граждане не пострадают от введения новых поправок. В то же время ФСФМ будет
располагать более обширной базой информации, которая может быть использована
правоохранительными органами при отслеживании доходов, полученных преступным
путем.
Однако,
меры воздействия по отношению к российским банкам зачастую являются излишне
суровыми. Хотя борьба против нечестных деятелей и фиктивных организаций,
подрывающих доверие граждан к банковской системе просто необходима, при этом
надзорные органы должны действовать очень тонко и точечно. [10]
Точных
данных о масштабах незаконных операций нет, да и не может быть. Однако, по
оценке председателя ЦБ, объем фиктивных операций по обналичиванию составляет
примерно от 50 до 80 млрд. руб. в месяц. Объем фиктивных операций по переводу
средств нерезидентам может находиться в пределах от 3 до 4 млрд. долл. в месяц.
Общий же объем таких фиктивных сделок достигает примерно 1,5–2 трлн. руб. в
год. При этом потери консолидированного бюджета колеблются в пределах от 500 до
800 млрд. руб. в год, а возможно, и больше.
К
сожалению, для немалого числа коммерческих банков такая деятельность становится
либо главной, либо очень существенной. Причем многие банковские организации
подходят к ней очень серьезно, создают целый подпольный бизнес. В Москве
пресечена незаконная деятельность дополнительного офиса одного из банков, где
ежедневно обналичивалось более 100 млн. руб. В филиале этого банка заказчикам
наличных денег присваивались условные имена, предоставлялись пластиковые
карточки, при предъявлении которых выдавались наличные деньги. Всего же, по
данным правоохранительных органов, этим банком незаконно было выведено в
нелегальный оборот 13 млрд. руб.
Но
это далеко не предел, сегодня расследуются дела банков, где ежедневно
обналичивалось от 1 до 2 млрд. руб.
Не
только в Москве имеет место данная деятельность. В Ярославской области раскрыта
группа из 12 человек. В ее состав входили руководящие сотрудники двух
коммерческих банков, которые оказывали услуги по обналичиванию. При расследовании
этого дела одновременно были выявлены факты по уклонению от уплаты налогов пяти
местных предприятий на сумму 1600 млн. руб. В Краснодарском крае разоблачено
преступное сообщество, которое занималось хищением бюджетных средств с
последующей их обналичиванием. Для прикрытия использовались юридические лица, в
качестве мнимых учредителей которых выступали не осведомленные о том, что
происходит, местные жители.
Продолжается
практика перевода средств за рубеж. Не всегда в этом повинны банки, но обычно
такие операции происходят при их вольном или невольном участии. За первые 10
месяцев 2005 г. российские юридические лица перечислили 1 трлн. руб. якобы за
товары, приобретенные на территории Российской Федерации, на счета
компаний-нерезидентов, открытые в основном в иностранных банках, расположенных,
как правило, в странах бывшего СССР. При этом платежи включали налог на
добавленную стоимость. Общая сумма НДС, перечисленная таким образом за 10
месяцев 2005 г. только по одному виду операций, составила примерно 150 млрд.
руб. Получатели – фирмы, зарегистрированные на Британских, Виргинских островах,
в Белизе, на Сейшелах. В начале цепочки этот налог принимается к зачету, но
поступает он вовсе не в российский бюджет, а чаще всего в оффшорную зону.
Как
это может происходить в реальности? Российский гражданин, представитель фирмы,
зарегистрированной где-нибудь заграницей , приходит в российский банк и
открывает рублевый банковский счет. Банк не имеет оснований для отказа. На этот
счет за короткий период времени зачисляются многомиллиардные суммы якобы за
товары, включая НДС. Затем они конвертируются и полностью перечисляются в
иностранные банки. Фирма, естественно, никаких налогов в российский бюджет не
платит, обычно она не имеет даже ИНН. Налоговики, как правило, не имеют
законного права применить какие-либо меры к счету, с которого проводятся все
эти операции. Потому что счет принадлежит фирме-нерезиденту, которая не
является российским налогоплательщиком. А Налоговый кодекс этого не
предусматривает.
Использование
банковских технологий для обналичивания средств, различного рода других
нелегальных операций наносит ощутимый вред и банковской системе, и экономике в
целом. С учетом встроенности наших банков в международную банковскую систему
это приводит к тому, что Россия превращается в глазах всего мира в место, где
можно безнаказанно отмывать сомнительные деньги. И есть немало примеров, когда
зарубежные банки вводят ограничения на операции со своими российскими
коллегами. Такое случалось и в 2005 г., и в 2006 г., когда ряд американских
банков отказался от сотрудничества с некоторыми из российских банков. От этого
страдает весь банковский сектор, так как он не способен в полной мере
удовлетворить потребности своих клиентов. И те уходят к иностранным банкам,
количество которых растет.
В мае
Банк России издал письмо "Об особенностях обслуживания кредитными
организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к
банковскому счету клиента". В нем содержатся рекомендации по минимизации
кредитными организациями рисков утраты деловой репутации в случае проведения их
клиентами сомнительных операций в системе интернет-банкинга.
Кредитным
организациям рекомендуется отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на
проведение операции по банковскому счету или вкладу, подписанного аналогом
собственноручной подписи. Банкам рекомендуется принимать от таких клиентов
только расчетные документы на бумажном носителе.
Для
борьбы с "отмыванием" предлагается отменить банковскую тайну. В целом
же предложения по доработке банковского законодательства можно оценить как
необоснованное расширение полномочий правоохранительных органов. Их реализация
приведет к избирательному правоприменению и росту коррупции, но никак не станет
механизмом эффективного контроля.
Предлагается
также установить уголовную ответственность граждан "за незаконные действия
при получении кредитов", предоставить кредитным организациям право
отказывать клиентам в открытии банковских счетов без объяснения причин,
ужесточить правила регистрации юридических лиц и многое другое.
Рабочая
группа предлагает внести изменения в закон "О банках и банковской
деятельности", "наделяющие правоохранительные органы правом получения
справок о движении денежных средств по счетам юридических и физических лиц до
возбуждения уголовного дела". [11]
Предпринимателям
не нравится идея отменить банковскую тайну. Действительно, если идти по этому
пути, нужно отказываться от всех инструментов защиты частной жизни.
Сами
участники рынка не в состоянии решить проблему — дело в чиновниках и в
законодателях.
Открытость
важна для общества, так как кроме частных лиц в нем задействованы два важнейших
государственных института — ЦБ и прокуратура, которым общество должно иметь
возможность доверять.
С 1
февраля 2002 года вступил в силу закон "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Он обязывает российские
банки выявлять необычные или подозрительные операции своих клиентов и сообщать
о них в недавно созданный для изучения всей поступающей информации орган
финансовой разведки.
В
связи с этим событием стали поступать просьбы прокомментировать значение этого
закона с практической точки зрения.
Письмо
Центрального Банка, содержащее в себе рекомендации по разработке кредитными
организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, перечисляет исчерпывающие
критерии выявления и признаки необычных сделок.
Вот,
только некоторые из них, показавшиеся особенно интересными:
·
операции клиента не имеют явного экономического смысла, не
соответствуют характеру деятельности клиента и не имеют целью управление
ликвидностью или страхование рисков;
·
необоснованная поспешность в проведении операции, на которой
настаивает клиент;
·
внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки)
непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно
касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;
·
явное несоответствие операций, проводимых клиентом с участием
кредитной организации, общепринятой рыночной практике совершения операций;
·
дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или
нескольким контрагентам по одному основанию, в течение небольшого периода
времени, при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств
(если бы они были перечислены на основании одного платежного документа)
превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей;
·
отсутствие информации о клиенте (юридическом лице, в том числе
кредитной организации) в официальных справочных изданиях, а также невозможность
осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам;
·
невозможность установления контрагентов клиента;
·
существенное увеличение доли наличных денежных средств,
поступающих на счет клиента - юридического лица, если обычными для основной
деятельности клиента являются расчеты в безналичной форме;
·
перевод денежных средств со счета клиента - юридического лица на
его счет в другой кредитной организации без видимого основания (например, без
закрытия счета, не в целях погашения кредита, полученного от другой кредитной
организации, равные или более низкие ставки по вкладам или равные либо худшие
условия обслуживания в другой кредитной организации) с назначением платежа
"перевод собственных средств";
·
в договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров
(работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по
импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в
пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях,
предоставляющих льготный налоговый режим;
·
регулярные операции по покупке с последующей продажей ценных
бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных
бумаг, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на
приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг
(определяется в момент удовлетворения заявки на приобретение ценных бумаг,
обращающихся на организованном рынке ценных бумаг).
Российская
финансовая и, в частности, банковская система остается зоной повышенной
криминальной активности.
В
международной практике банки руководствуются принципом "know your
customer", или "знай своего клиента". Подразумевается соблюдение
широкого спектра рекомендаций и правил в соответствии с международными
документами (напр., рекомендации и списки FATF (Financial Action Task Force on
Money Laundering) или закон Patriot Act, принятый в США), и с местным
законодательством.
Для
выявления операций по отмыванию незаконно полученных средств сотрудники банков
должны обращать внимание как на поступление средств в банк (в наличной и
безналичной форме), так и на обналичивание уже поступивших средств через кассу
или юридическое лицо юридическими и физическими лицами. При открытии счетов и
дальнейшей работе с клиентом ведется постоянный анализ/мониторинг его
деятельности, проводятся личные встречи с руководством, с определенной
периодичностью посещается офис клиента.
В
мировой практике существует целый ряд внешних признаков, указывающих на ведение
клиентом сомнительных/незаконных операций. Для их выявления банкирам
рекомендуется обязательно посещать офис клиента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
данной курсовой работе проведена попытка последовательного анализа такого
феномена, как обналичивание денег. В ходе данного исследования выполнена
следующая работа:
·
проанализированы основные схемы обналичивания денег;
·
рассмотрена сфера применения обналичивания денег;
·
изучена финансовая и юридическая стороны вопроса;
Получены
следующие выводы.
Было
выявлено, что незаконная деятельность банков рука об руку ходит с коррупцией.
Если борьба с обналичиванием начинает считаться важнейшим методом искоренения
коррупции, то обналичивания действительно станет меньше, но взятки не
уменьшатся — просто будут браться в другой форме. Если отзыв лицензий у
«отмывочных» банков кажется чиновникам лучшим способом борьбы с конвертными
зарплатами, то нас ожидает очень быстрый крах пенсионной системы, потому что
ситуация, когда выдача постоянно индексируемых пенсий полностью зависит от
собираемости одного-единственного «зарплатного» налога - это крайне опасная
ситуация, требующая кардинального пересмотра самих принципов финансирования пенсий.
Но к
еще более печальным последствиям приведет иллюзия, что количество лицензий
отнятых у банков, занимающихся нелегальной деятельностью, может служить
показателем эффективности отечественного банковского надзора. Это опасное и
вредное видение дел, поскольку, несмотря на несомненный прогресс,
достигнутый Центробанком в этой сфере в последние годы, факты свидетельствуют о
наличии серьезнейших проблем, о том, что вся система банковского надзора
требует радикальной перестройки.
Такие
же меры, как отмена банковской тайны, дестабилизируют банковский рынок, его
ужесточение пугает не только российских владельцев банков, но и иностранных
инвесторов, вкладывающих свои деньги в развитие отечественной банковской
системы.
Отзывы
банковских лицензий ударяют в первую очередь по карманам частных вкладчиков.
Ведь система страхования вкладов, несмотря на нынешнее повышение суммы вклада,
подлежащих страховке, до 200 тысяч рублей, охватывает лишь около 40 процентов
всех вкладов граждан в российских банках. В законе о Центральном банке
прописаны необходимые требования к руководителям банковских учреждений,
конечно, можно ужесточить их, но здесь важно, чтобы при этом не пострадали
невиновные. Поэтому, мне кажется, что будет гораздо лучше, если подобным
"надзором" за недобросовестными банкирами будут заниматься банковские
ассоциации - чтобы не пугать напрасно участников рынка. Узнав о том, что
какая-то кредитная организация занимается отмыванием денег, ассоциации должны
предавать это широкой огласке и изгонять такой банк из своих рядов. Пока же
банки из ложной деликатности не хотят заниматься "самоочищением
рядов", считая, что это работа регулирующих органов и силовых структур.
Но
проблема здесь, на мой взгляд, вовсе не в банках, а в тех "теневых
деньгах", которые появляются у нас в стране по причине несовершенного
законодательства. И обвинять в этом банки неправильно. Лучший способ борьбы с
обналичиванием - создать благоприятные условия для работы предприятий. Если
отрегулировать подоходный налог и ЕСН, то предприниматели начнут работать
полностью официально, и необходимость незаконного обналичивания средств
исчезнет.
Нужно
также обязать проверяющие органы предоставлять в Банк России данные о
неблагоприятном положении дел в банке, "которое несет угрозу интересам его
вкладчиков и кредиторов".
С
другой стороны, и банкам нужно предоставить возможность самим бороться с
недобросовестными клиентами - отказывать в проведении денежных операций и
разрывать договор в одностороннем порядке, если деньги идут не на выдачу
зарплаты, а куда-то еще. Тогда регулятору будет проще отслеживать уже
"криминальные" деньги и включать репрессивный механизм.
Для
создания в России эффективной системы борьбы с отмыванием денег, базирующейся
на международном опыте, необходимо предпринять следующий комплекс мер по
разработке национальной стратегии борьбы с отмыванием денег, которая должна
включать следующие основные цели:
·
создание всеобъемлющей системы по предупреждению и предотвращению
отмывания денег в увязке с мерами по совершенствованию налогового режима,
предотвращению оттока капитала и сокращению масштабов коррупции;
·
совершенствование правовых механизмов, укрепление регулирования и
надзора за компаниями и финансовыми институтами;
·
расширение сотрудничества между федеральными центром и регионами
в сфере борьбы с отмыванием денег;
·
формирование системы взаимодействия между государством и частным
бизнесом, направленной на вытеснение из деловой практики схем по отмыванию
денег;
·
активное участие России в международном сотрудничестве по борьбе
с отмыванием денег.
1.
Архипова В.В. Теневая экономика и пути ее ограничения в России и
мировой экономике//Проблемы современной эконмоики.2007.-№ 2.-С. 17-19
2.
Герасимов П. А. Теневой сектор в современной российской экономике
// Финансы и кредит. - 2004. - N 17. - С. 59-67
3.
Гулова Т, Рубченко М, Тальская М. Ангелы здесь не летают//Эксперт,
2007.- №3 (544). -С.5.
4.
Деньги. Кредит. Банки: учеб.-2-е изд., перераб. и доп./под ред.
В.В.Иванова, Б.И.Соколова.-М.:Проспект,2006.-С. 366.
5.
Закон Российской Федерации "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем"
6.
Исправников В.О. Теневая экономика. М.:Инфра-М. 2007
7.
Косалс Л.Я. Теневая экономика как особенность российского
капитализма//Вопросы экономики, 1998. - №10.
8.
Лунеев В. Теневая экономика: криминологический аспект // Общество
и экономика. - 2004. - N 2. - С. 100-106
9.
Мигунов Д. Финансовая разведка требует ужесточить контроль за
обналичиванием денег//Новые известия, 2007, С.-3.
10. Моторин В.
Госдума согласна объявить $24 тыс. преступной суммой//Rb.ru, 2007, №
11. Орлова Н. Запрет
на профессию//Smart Money, 2006.- №27.
-С.2-4.
12. Радаев В. По
кругам теневой экономики.// Деловой экспресс.2006. - № 12.-С. 6
13. Тальская М.,
Рубченко М. Расплывчатый образ врага//Эксперт, 2006. -№35 (529).- С.2-4.
14. www.rb.ru/topstorg/economics
15. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Деньги. Кредит. Банки: учеб.-2-е изд., перераб. и доп./под ред.
В.В.Иванова, Б.И.Соколова.-М.:Проспект,2006.-С. 366.
[2] Гулова Т, Рубченко М, Тальская М. Ангелы
здесь не летают//Эксперт, 2007.- №3 (544). -С.5.
[3] Косалс Л.Я. Теневая экономика как
особенность российского капитализма//Вопросы экономики, 1998. - №10.
[4] Исправников В.О. Теневая экономика. М.:Инфра-М. 2007
[5] Герасимов П. А. Теневой сектор в современной
российской экономике // Финансы и кредит. - 2004. - N 17. - С. 59-67
[6] Моторин В. Госдума согласна объявить $24
тыс. преступной суммой//Rb.ru, 2007, №
[7] Мигунов Д. Финансовая разведка требует
ужесточить контроль за обналичиванием денег//Новые известия, 2007, С.-3.
[8] Мигунов Д. Финансовая разведка требует
ужесточить контроль за обналичиванием денег//Новые известия, 2007, С.-3.
[9] Мигунов Д. Финансовая разведка требует
ужесточить контроль за обналичиванием денег//Новые известия, 2007, С.-3.
[10] Гулова Т, Рубченко М, Тальская М. Ангелы
здесь не летают//Эксперт, 2007.- №3 (544). -С.5.
[11] Тальская М., Рубченко М. Расплывчатый образ врага//Эксперт, 2006. -№35
(529).- С.2-4.
Страницы: 1, 2, 3
|