Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных
сообщений относится к категории оперативно-технических мероприятий и согласно
межведомственному соглашению проводится органами федеральной службы
безопасности на основании постановления, утверждаемого руководителем МВД (УВД)
субъекта Российской Федерации. Порядок проведения оперативно-технических
мероприятий, связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных
сообщений, и оформление их результатов регламентируются специальными
межведомственными и ведомственными нормативными актами. Объектами контроля
выступают письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и иная
корреспонденция, передаваемая по сетям почтовой связи. Контролю может
подвергаться корреспонденция, адресованная конкретному лицу или исходящая от
него, а также вся корреспонденция, поступающая в конкретный адрес или исходящая
из него. Максимальный срок контроля почтовых отправлений не может превышать
шести месяцев и указывается в судебном постановлении. При необходимости
продления контроля судья принимает об этом отдельное решение на основании вновь
представленных материалов.
При необходимости с почтовых отправлений снимаются копии,
фотографируется содержимое посылок, отбираются образцы для исследования.
Материальные носители информации, полученные в результате проведения данного
мероприятия, на основании постановления руководителя органа внутренних дел и с
согласия исполнителя могут быть переданы лицу, в чьем производстве находится
уголовное дело, для использования в процессе доказывания.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона "О
наркотических средствах и психотропных веществах" должностные лица органов
внутренних дел, таможенных органов, пограничной службы, Федеральной службы
безопасности при осуществлении контроля за хранением, перевозкой или пересылкой
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров наделены правом
производства досмотра почтовых и багажных отправлений при наличии достаточных
оснований полагать, что осуществляются незаконные операции с наркотическими
средствами. Такой досмотр не является оперативно-розыскным мероприятием и не
требует судебного решения, однако может использоваться для решения задач ОРД. Цензура
корреспонденции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, досмотр посылок,
передач и бандеролей в условиях учреждений по исполнению наказаний не являются
оперативно-розыскным мероприятием, и порядок их осуществления регламентируется
уголовно-исполнительным законодательством.
Прослушивание телефонных переговоров - это негласное получение информации,
передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, по абонентским
телефонным линиям связи.
Прослушивание телефонных переговоров (ПТП) в соответствии
с ч. 4 ст. 8 Закона «Об ОРД» осуществляется с использованием
оперативно-технических сил и средств органов Федеральной службы безопасности и
органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными
актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность.
ПТП в соответствии с ч. 2 ст. 8 комментируемого Закона может
осуществляться только на основании судебного решения при наличии информации о
признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по
которому обязательно производство предварительного следствия. Для принятия
судьей соответствующего решения выносится мотивированное постановление
руководителя МВД (УВД) субъекта Российской Федерации или его заместителя,
ведающего ОРД.
ПТП согласно п. 5 ст. 9 комментируемого Закона может
проводиться в течение шести месяцев со дня принятия
судебного решения. При необходимости продления срока судья выносит
дополнительное решение на основании вновь представленных материалов.
В
случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их
заявлению или с их согласия в письменной форме в соответствии с ч. 4 ст. 8
настоящего Закона разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их
телефонов, без судебного решения на основании постановления, утвержденного
руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением
соответствующего судьи в течение 48 часов.
Прослушивание телефонных переговоров может осуществляться
на любых сетях электросвязи (общего пользования, ведомственных,
внутрипроизводственных, выделенных). Прослушиваться могут переговоры двух и
более абонентов, односторонняя передача информации одного абонента на
автоматическое записывающее устройство другого, внутригородские, междугородние,
международные переговоры. В правовом отношении для данного мероприятия не имеют
значения технические характеристики используемых каналов связи (проводные
линии, радиотелефонные каналы, каналы сотовой, космической связи и т.д.).
Исключение составляет только радиосвязь, осуществляемая с помощью радиостанций,
для прослушивания которой судебного решения не требуется.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О
связи" предприятия и операторы связи независимо от ведомственной
принадлежности и форм собственности на территории Российской Федерации обязаны
оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим ОРД, возможность
проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, а в случае
использования средств связи в преступных целях допускается прерывание
прослушиваемых переговоров. Право на прерывание предоставления услуг связи в
случае возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, а также угрозы
государственной безопасности закреплено в ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД.
ПТП,
как правило, сопровождается фиксацией получаемой информации на магнитные
носители. Порядок проведения ПТП и оформление его результатов регламентируются
специальными ведомственными и межведомственными нормативными актами. Магнитные
носители информации с оригиналами записей контролируемых переговоров в случае
необходимости использования в процессе доказывания могут передаваться
следователю с разрешения исполнителя мероприятия, если при этом не будут
разглашены сведения, составляющие государственную тайну. Фонограмма записи
контролируемых переговоров направляется следователю с сопроводительным письмом
или постановлением, утвержденным руководителем МВД (УВД) субъекта Российской
Федерации.
Оперативно-тактическая характеристика
незаконного оборота наркотических средств.
Наркотические
средства - это включенные уполномоченными на то органами в специальные перечни химические или
природные вещества и растения вызывающие, как правило, при их потреблении
особые состояния, а также психическую
и физическую зависимость. Классификация
наркотических средств может быть проведена по различным основаниям:
-
в зависимости от источников поступления к потребителям;
-
от способов изготовления;
-от
степени или специфики воздействия на организм;
-от источников происхождения наркотиков. В зависимости от источников происхождения наркотические средства можно классифицировать на природные (натуральные) наркотические средства и синтетические или полусинтетические наркотики. К природным (натуральным) наркотическим средствам относятся наркотики, изготавливаемые из мака, наркотики, изготавливаемые из конопли, из кокаинового куста и наркотики, изготавливаемые из эфедры. Характеризуя незаконный сбыт наркотиков, необходимо сказать об источниках их поступления в него. Таковыми являются: - нелегальные посевы наркотикосодержащих культур; - заготовка дикорастущих культур; - подпольные лаборатории но производству наркотиков; - использование поддельных рецептов для получения в аптеках наркотикосодержащих лекарств; - контрабанда; - кражи, хищения с плантаций производственного назначения; - хищения из медицинских учреждений, химических и фармацевтических предприятий. На последнем источнике поступления наркотиков в незаконный оборот необходимо обратить особое внимание, так как хищения наркотиков в медицинских учреждениях совершаются различными способами: - полное либо частичное неоприходование поступающих препаратов; - списание наркотиков на больных, к которым они не применялись либо применялись в меньших количествах; - извлечение наркотиков из ампул с заменой их содержимого;
- составление фиктивных актов об уничтожении наркотиков с просроченным сроком хранения. Характеристика участников незаконного оборота наркотических средств. Все лица, которые принимают в нем участие, могут быть условно классифицированы на определенные группы. При этом одно и тоже лицо в зависимости от характера совершаемых действий может быть отнесено к одной или нескольким группам. Первая группа участников НОН это организаторы преступных сообществ - это лица, которые организуют и руководят деятельностью групп по приобретению, изготовлению и распространению наркотиков на "черном рынке". Как правило, ими становятся авторитеты преступного мира, ранее судимые за преступления связанные с НОН, располагающие большими денежными средствами.
Организаторы нередко в операциях по скупке и продаже наркотиков непосредственного участия не принимают, они лишь финансируют эту деятельность, получают доходы, при этом тщательно маскируют свою причастность к наркобизнесу. Вторая группа участников НОН это сбытчики – лица, совершающие незаконную реализацию наркотических средств. В свою очередь сбытчиков можно классифицировать по следующим типам: - оптовые сбытчики - те, кто занимается скупкой наркотических средств в крупных размерах у производителей или расхитителей и реализацией их преступниками. Оптовые сбытчики вместе с организаторами составляют ядро преступных групп. Они, как правило, сами наркотики не употребляют; - перекупщики - эти лица приобретают партии наркотиков у оптовых сбытчиков, расфасовывают и сбывают их розничным торговцам. Часть этих преступников сами употребляют наркотики или являются наркоманами; - розничные сбытчики - это лица, которые непосредственно сбывают наркотики потребителям, а нередко и занимаются содержанием притонов для употребления наркотических средств. Эти лица часто употребляют наркотики. Характерными чертами сбытчиков наркотиков можно назвать такие как, негативное отношение к социально-полезной деятельностью, наличие преступного опыта, в том числе по изготовлению, потреблению и сбыту наркотических средств. Особенностью преступной деятельности сбытчиков наркотиков является её групповой характер, разветвленность преступных связей, их межрегиональный характер, распределение ролей среди участников группы. Третья группа участников НОН это изготовители - это лица, которые непосредственно перерабатывают сырье или изготавливают готовые к употреблению наркотики. Производителями наркотического сырья или готовых наркотиков могут быть различные категории населения: сельские жители, выращивающие культуры (они часто это делают по заказам сбытчиков), медицинские работники, научные сотрудники и др. Отдельной группой участников незаконного оборота наркотиков являются расхитители наркотикосодержащего сырья или наркотиков. Как правило, это их потребители, не имеющие материальных средств для приобретения: прежде всего, ранее судимые за преступления, связанные с наркотиками, неработающие и неучащиеся наркоманы. Кроме того кражи, грабежи и разбои наркотиков совершаются лицами не для личного потребления, а с целью их дальнейшей реализации и наживы. Во многих случаях расхитителями являются лица, имеющие доступ к готовым наркотическим препаратам или наркотикосодержащему сырью работники химических и фармацевтических предприятий, аптек и аптечных складов, лечебно профилактических и медицинских учреждений (чаще всего средний медицинский персонал: медсестры, фельдшеры провизоры), сельские жители, имеющие доступ к посевам мака и конопли. Среди этой категории довольно высокудельный вес женщин среднего возраста, работающих в аптечных и медицинских учреждениях, поддерживающих связи с ранее судимыми.
Определяющую роль в незаконном обороте наркотиков играют так называемые перевозчики - лица, которые применяя различные способы, осуществляют незаконную транспортировку наркотических средств от мест их произрастания, изготовления или хранения к месту дальнейшей переработки, сбыта и потребления. В качестве перевозчиков наркотиков организаторы преступных групп используют как потребителей и мелких сбытчиков, так и лиц, напрямую не связанных с НОН: родственников, соседей, случайных знакомых, попутчиков, лиц, обладающих маршрутными возможностями (водителей, работников воздушного и железнодорожного транспорта и т.д.). Двумя последними звеньями механизма распространения наркотиков можно назвать таких участников НОН как: 1. организаторы и содержатели притонов - лица, организующие притоны или систематически предоставляющие помещения для потребления наркотических средств; 2. пособники - лица, осуществляющие физическую, техническую и интеллектуальную помощь в обеспечении НОН (хранители оптовых партий, наркотиков, лица представляющие различного рода консультации по вопросам производства, рынка сбыта и приобретения). Организационные особенности в деятельности аппаратов уголовного розыска по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В 1993 году из уголовного розыска выделены подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которые стали самостоятельными структурными единицами в системе службы криминальной милиции. В УВД, МВД республик организованы отделы по незаконному обороту наркотиков, которые в свою очередь состоят из двух отделений и секретариата. В задачи отделения по раскрытию преступлений связанных с НОН входят: - выявление и оперативная разработка преступных групп, занимающихся распространением наркотиков, имеющих межрегиональные и межгосударственные связи; - выявление и разработка лиц, распространяющих наркотические средства в пределах обслуживаемой области, республики;
- обеспечение взаимодействия с государственными таможенными комитетами и ФСБ с целью выявления и прикрытия каналов контрабанды наркотиков. К задачам отделения по борьбе с преступлениями связанными с незаконным хранением и производством наркотиков, относятся такие как: - выявление и уничтожение подпольных лабораторий по производству наркотических средств; - оперативное обслуживание медицинских и аптечных учреждений в целях недопущения совершения в них хищений наркотикосодержащих лекарств; - проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и прикрытия каналов незаконной транспортировки наркотических средств; - организация проведения на территории области операций "Мак" и "Допинг". Одной из особенностей оперативно-розыскной деятельности по борьбе с НОН является тесное взаимодействие подразделений и служб органов внутренних дел, которая позволяет добиться лучших результатов, избежать дублирования и полнее использовать возможности каждой службы в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Организационной платформой взаимодействия служат комплексные планы, в которых предусматриваются мероприятия входящие в компетенцию всех служб подразделений органов внутренних дел. Планированию комплексных мероприятий предшествует аналитическая работа. Специализированные подразделения по незаконному обороту наркотиков немогут действовать вслепую, без постоянного учета не только своей работы, но и деятельности других служб и подразделений. В организации деятельности по предупреждению распространения наркотиков, выявлению преступных связей разрабатываемых лиц, источников, каналов и мест сбыта наркотических средств, подразделения по незаконному обороту наркотиков взаимодействуют с другими службами криминальной милиции: - по организованной преступности;
Страницы: 1, 2, 3
|