Краевые и
областные Советы депутатов трудящихся избирались населением края, области по
нормам, устанавливаемым Положениями о выборах в местные Советы, утверждаемыми
Президиумами Верховных Советов союзных республик. Число депутатов, избираемых в
краевой, областной Совет, зависело от количества населения, проживающего на их
территории. При этом были областные Советы депутатов трудящихся внутрикраевого
подчинения (Целиноградская, Кокчетавская, Кустанайская, Павлодарская и
Северо-Казахстанская области) и области непосредственно республиканского
подчинения (все остальные)
Правовое
положение этих двух видов областей неодинаково. Областные Советы депутатов
трудящихся республиканского подчинения пользуются в некоторых вопросах большими
правами в сравнении с областными Советами внутрикраевого подчинения.
Автономные
области и национальные округа занимали особое положение в системе
административно-территориальной организации государственной власти, являясь
административно-политической формой автономии, призванной привлекать ее
население к государственному строительству. Система органов власти автономных
областей, порядок их образования и деятельности определяются Конституцией СССР
и конституцией союзной республики, в составе которой находится автономная
область, Положением об автономной области, разработанным на основе конституций
и принимаемым самим Советом депутатов трудящихся автономной области с
последующим утверждением Верховным Советом союзной республики.
Районные Советы
депутатов трудящихся руководили сельскими и поселковыми Советами, а также и
городскими Советами тех городов, которые согласно законодательству республики
отнесены к городам районного подчинения.
Сельские районы
были двух видов. Одни из них имеют областное подчинение (когда область в
административном отношении подразделяется на районы), а другие— республиканское
подчинение. Своеобразие юридического положения Советов депутатов трудящихся
районов второго вида состоит в том, что они обладают большей самостоятельностью
в вопросах бюджета и управления местным хозяйством.
Городские Советы
делились на:
1) подчиненные
районным Сонетам (города районного подчинения);
2) подчиненные
краевым, областным, окружным Советам депутатов трудящихся или верховным органам
власти АССР (города краевого, областного, окружного,
республиканского—АССР—подчинения);
З) подчиненные -
верховным органам власти союзной республики (города республиканского
подчинения)
Своеобразие
поселковых Советов депутатов трудящихся состояло в том, что они образуются в
населенных пунктах при крупных заводах. фабриках, рудниках, электростанциях,
железнодорожных станциях и при других производственного характера объектах,
расположенных вне городской черты, с населением, как правило, не менее З тыс.
человек. При этом не менее 85% этого населения должны составлять рабочие и
служащие вместе с их семьями.
Советы депутатов
трудящихся села, станицы, деревни, хутора, кишлака, аула являются самыми
многочисленными и самыми массовыми органами власти на местах. Они служат
первичными ячейками государственной власти.
Советы депутатов
трудящихся руководили деятельностью подчиненных им органов управления,
обеспечивают охрану государственного порядка, соблюдение законов и охрану прав
граждан, руководят местным хозяйственным и культурным строительством,
устанавливают местный бюджет.
Исполнительными и
распорядительными Советов являлись избираемые ими исполнительные комитеты в
составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов. Закреплялось, что
исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетных
как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и последующим утверждением
Верховным Советом союзной республики.
Районные Советы
депутатов трудящихся руководили сельскими и поселковыми Советами, а также и
городскими Советами тех городов, которые согласно законодательству республики
отнесены к городам районного подчинения.
Сельские районы
были двух видов. Одни из них имеют областное подчинение (когда область в
административном отношении подразделяется на районы), а другие -
республиканское подчинение. Своеобразие юридического положения Советов
депутатов трудящихся районов второго вида состоит в том, что они обладают
большей самостоятельностью в вопросах бюджета и управления местным хозяйством.
Городские Советы
делились на:
1) подчиненные
районным Сонетам (города районного подчинения);
2) подчиненные
краевым, областным, окружным Советам депутатов трудящихся или верховным органам
власти АССР (города краевого, областного, окружного,
республиканского—АССР-подчинения);
З) подчиненные
непосредственно верховным органам власти союзной республики (города
республиканского подчинения).
Своеобразие поселковых
Советов депутатов трудящихся состояло в том, что они образуются в населенных
пунктах при крупных заводах. фабриках, рудниках, электростанциях,
железнодорожных станциях и при других производственного характера объектах,
расположенных вне городской черты, с населением, как правило, не менее З тыс.
человек. При этом не менее 85% этого населения должны составлять рабочие и
служащие вместе с их семьями.
Советы депутатов
трудящихся села, станицы, деревни, хутора, кишлака, аула являются самыми
многочисленными и самыми массовыми органами власти на местах. Они служат
первичными ячейками государственной власти.
Советы депутатов
трудящихся руководили деятельностью подчиненных им органов управления,
обеспечивают охрану государственного порядка, соблюдение законов и охрану прав
граждан, руководят местным хозяйственным и культурным строительством,
устанавливают местный бюджет.
Исполнительными и
распорядительными Советов являлись избираемые ими исполнительные комитеты в
составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов. Закреплялось, что
исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетны
как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и исполнительному органу
вышестоящего Совета депутатов трудящихся.
в) Организация
государственной власти на местах по Конституции СССР 1977 года и Конституции
РСФСР 1978.
Ст. 2 Конституции
СССР 1977 года в свою очередь опять изменила название органов государственной
власти, оставляя неизменным характер этих органов:
“Вся власть в СССР принадлежит народу”.
Народ
осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов,
составляющие политическую основу СССР.
Все другие
государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов”
Система местных
органов согласно Основному Закону строилась в соответствии с
административно-территориальным делением и охватывала краевые, областные,
окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы народных депутатов.
Система местных Советов в союзных, автономных республиках являлась двух- или
трехзвенной. В отдельных случаях насчитывалось и четыре ступени советов
(например, в краях).
Районные Советы в
союзных республиках, имеющих областное деление, выступали как связующее звено
между органами власти областей (краев) и населенных пунктов. В остальных
союзных республиках районные Советы являлись высшим звеном системы местных
органов государственной власти. Соответственно этому различалась и
подчиненность этих органов.
Городские советы
являлись органами государственной власти в городах. По подчиненности они
подразделялись на городские советы городов республиканского (союзной республики
и АССР), краевого, областного, окружного (автономных округов) и районного
подчинения. Районные в городах Советы являлись органами власти внутригородских
территориальных единиц.
Советы народных
депутатов автономных округов являются органами власти
национально-административных образований, населенных малыми народностями.
Советы народных
депутатов автономных областей являлись органами власти национально-административных
образований, обладающих автономией. Это и определяло специфику их правового
положения.
Конституционные
положения получили развитие в законодательстве. Так, З августа 1979 года была
утверждена новая редакция Закона РСФСР «О городском, районном в городе Совете
депутатов трудящихся РСФСР» от 29 июля 1971 года. Естественно, он стал
называться «О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР». В
нем подробно определялись основные принципы образования, компетенция,
организация работы городского и районного в городе Совета народных депутатов.
Таким образом,
нормы Конституции и развивающих ее положения законов закрепляли построение
системы местных Советов в строгой связи с административно- территориальным
делением страны. Но это является логичным, поскольку Советы являлись органами
государственной власти, организация которой неразрывно связана с
территориальным устройством государства, ибо функционирование местных органов
государственной власти осуществляется в границах определенных территориальных
единиц, на которые делится территория государства.
Следовательно,
обоснованным является принцип «демократического централизма», обеспечивающий
иерархичность в построении единой централизованной системы государственных
органов, а также соподчиненность государственных органов, действующих на разных
территориальных уровнях государственного управления.
2. Материально-финансовая база деятельности местных органов
государственной власти.
Материально-финансовая
база местных Советов, представляющие собой совокупность экономических и
юридических средств осуществления поставленных перед ними задач, определяют
характер участия этих органов в решении общегосударственных и местных дел.
Считалось, что
реальная сила Советов определяется тем, что, будучи представительными органами
власти народа, они выступают распорядителями его основных богатств.
Следовательно, в широком плане материальную основу (базу) деятельности Совета
любого уровня составляют все богатства, которыми владеет и распоряжается
государство.
Однако непосредственно
объем и содержание деятельности местных Советов, а значит, в какой-то мере и
место, занимаемое ими в системе органов власти, определяют размеры, а также
структура той части общенародного достояния, которая специально закреплена за
ними, составляет их «собственную» материально- финансовую базу.
Поскольку на
первых порах органы власти на местах брали под свое попечительство все, что
находилось на их территории, они так или иначе вторгались в деятельность
предприятий, которые имели общегосударственное значение. Это приводило к
нежелательным последствиям и вскоре потребовало действий, ограждающих наиболее
важные объекты от вмешательства местных органов власти, а также тех органов
центрального аппарата, которые не были компетентны в соответствующей сфере. Это
было началом разграничения национализированных объектов хозяйствования между
Советами различных ступеней. Согласно Инструкции «О местных экономических
органах», изданной ВЩ’ГК 10 февраля 1920 г., все предприятия республики в
отношении управления ими подразделялись на три группы. )дна из них именовалась:
«предприятия местного значения»
В ноябре 1923
года ЦГ’ГК СССР утвердил Положение об имуществах местных Советов и отнес к ним:
а)
государственные имущества, находящиеся на территории местных Советов, не
подведомственные центральным органам Союза ССР и союзных республик и не
вошедшие в состав предприятий общегосударственного значения;
б) имущества,
поступающие в ведение местных Советов на основании особых распоряжений.
Основные положения об имущественных правах местных Советов, утвержденные ЦИК
СССР в 1929 году, указывали, что «имуществом местного значения признаются все
государственные имущества, не отнесенные в соответствии с законодательством
Союза ССР и союзных республик к имуществам республиканского или общесоюзного
значения»
Таким образом,
практикой государственного строительства первых же лет Советской власти был
введен принцип закрепления за местными Советами государственных имуществ,
которые не имеют союзного или республиканского значения, расположены на
территории соответствующей административно территориальной единицы и
обслуживают исключительно или преимущественно нужды местного населения.
Совокупность этих имуществ составляло «местное хозяйство», или «хозяйство,
подведомственное местным Советам». В него включалось большинство объектов
местной промышленности, жилищно-бытового и социально культурного назначения,
часть сельскохозяйственных предприятий и организаций, а также предприятий,
перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, занятых разработкой местных
строительных материалов, и некоторые другие.
Не менее важное
значение, чем совокупность подведомственных предприятий, учреждений и
организаций, имеет для местных Советов наличие самостоятельных финансов. Будучи
и предпосылкой и следствием размежевания «сфер влияния» между органами власти
различного уровня, местные финансы позволяли центральному аппарату
сосредоточиться на решении проблем федерального и общенационального масштабов.
Одновременно их существование стимулирует развитие инициативы местных
работников, вносит в их деятельность элементы хозяйственного расчета.
Прежде всего,
следует принять во внимание, что далеко не всегда был одинаковым смысл,
вкладываемый в понятие «местный бюджет».
Конституция РСФСР
1918 года и принятое на ее основе Положение о денежных средствах и расходах
местных Советов различали в деятельности последних:
а) выполнение
задач общегосударственного характера;
б) руководство
делами местного значения. Указывалось, что в первом случае их нужды покрываются
средствами, отпускаемыми государственным казначейством, во втором- за счет
местных источников, а поскольку существовал порядок «двойного финансирования»
нужд административно-территориальных единиц, составляемые местными Советами
сметы (бюджеты) включали в себя лишь часть получаемых ими доходов, часть
производимых расходов. Такой порядок соответствовал условиям того периода, но
не мог существовать долго, ибо, осложняя работу центрального аппарата, снижал
заинтересованность местных работников в экономном расходовании средств. Поэтому
Основной Закон РСФСР 1925 года провозгласил: «Все местные доходы и все местные
расходы объединяются в местных бюджетах в порядке общесоюзного и
республиканского законодательства» (ст. 83)1.
В 1926 году ЦИК
СССР отменил единую детализированную систему финансирования части местных нужд
из общегосударственных ресурсов, предусмотрев образование в общесоюзном и
республиканских бюджетах фондов регулирования нижестоящих бюджетов В этом же
документе отражаются доходы, идущие на покрытие нужд административно-территориальной
единицы, и те, что поступают из местных источников, и те, что местные Советы
ежегодно получают в свое распоряжение из общегосударственных ресурсов. Первые
носят название закрепленных доходов, вторые - регулирующих.
В Конституции
РСФСР 1937 года предусматривалось, что в бюджеты автономных республик и местные
краевые (областные) бюджеты, а также в бюджеты автономных областей,
национальных и административных округов, районных, городских и сельских Советов
включаются доходы от местного хозяйства, отчисления от поступающих на их
территорию государственных доходов, а также поступления от местных налогов и
сборов в размерах, устанавливаемых законодательством СССР и РСФСР.
Разграничение
доходов и расходов по Конституции РСФСР 1978 года осуществлялось в соответствии
с Законом РСФСР «О бюджетных правах Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики, автономных Советских Социалистических Республик и
местных Советов депутатов трудящихся РСФСР». В соответствии с этим законом
принятом 16 декабря 1961 года бюджетное устройство РСФСР определяется
государственным устройством Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики, состоящей из автономных советских социалистических республик, краев
и областей. В соответствии с этим Государственный бюджет РСФСР объединяет
республиканский бюджет РСФСР, государственные бюджеты автономных республик и
местные бюджеты. Так, например, бюджет района объединяет районный бюджет,
бюджеты городов районного подчинения и поселковые, сельские бюджеты. В бюджет
района включаются доходы:
а) отчисления от
прибылей и другие поступления от предприятий и хозяйственных организаций,
подведомственных районному Совету депутатов трудящихся;
б) местные налоги
и сборы;
в)
государственная пошлина и другие доходы, направляемые в бюджет района в
соответствии с законодательством РСФСР
Сверх доходов,
предусмотренных в статье 129 настоящего Закона, в бюджет района передаются
отчисления от налога с оборота, подоходного налога с кооперативных предприятий
и организаций и предприятий общественных организаций, лесного дохода,
подоходного налога с колхозов, подоходного налога с населения,
сельскохозяйственного налога и других государственных налогов и доходов в
размерах, предусматриваемых в бюджете края, области, автономной области,
национального округа, города, имеющего районное деление.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|