Меню
Поиск



рефераты скачать Опыт инновационного менеджмента в международном бизнесе

Риски обычно определяются весьма широко — как любое событие, вследствие которого финансовые результаты деятельности компании могут оказаться ниже ожидаемых. Обычно для оценки риска применяются следующие показатели: капитал к риску, доходность к риску или денежные потоки к риску. Выбор того или иного показателя зависит от характера базовой информации, используемой при анализе (баланс, отчет о прибылях и убытках или информация о движении денежных потоков).

Мы считаем целесообразным выделить четыре вида рисков в экономической деятельности компании:

Рыночный риск, то есть подверженность негативному изменению рыночных цен, в том числе изменениям стоимости ценных бумаг, валюто-обменных курсов, процентных ставок или спрэдов и цен на биржевые товары. Например, резкое падение цен на палладий в 2002 г. заставило компанию Ford, имеющий значительные его запасы, списать 952 млн. долл.

Кредитный риск, то есть вероятность неисполнения заемщиком (контрагентом) обязательств, предусмотренных договором. Так, в 2002 г. Bank of New York увеличил свои резервы на покрытие возможных потерь по ссудам на 185 млн. долл. и объяснил этот шаг тем, что выдал значительные ссуды телекоммуникационным компаниям, оказавшимся в сложном финансовом положении.
Операционный риск, то есть вероятность потерь в результате неадекватных внутренних процессов и систем, а также внешних событий. Например, фирма Allflrst, дочерняя компания концерна Allied Irish Banks, потеряла 691 млн. долл. в результате мошеннических действий трейдера, продолжавшихся более пяти лет и выявленных только в 2002 г.

Риск объема бизнеса. Он связан с изменением динамики спроса/предложения или конкуренцией и представляет собой зависимость финансового состояния организации от колебаний доходов. Так, в 2003 г. ведущий авиаперевозчик США — компания United Airlines обратилась за защитой, предусмотренной Главой 11 Кодекса о банкротстве США, после того как из-за падения спроса снизились ее доходы.

Чтобы грамотно управлять рисками, компания должна знать, с какими рисками связана ее деятельность. Для этого нужно объективно оценить все основные риски и понять, какие конкретно риски и в каком объеме она готова взять на себя.

Для обеспечения же эффективности управления рисками в системе корпоративного управления инновационным проектом в целом необходимо, чтобы требованиям, предъявляемым самой системой управления рисками инновационного проекта, соответствовала не только классификация рисков, но и остальные элементы этой системы.

2        РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА


2.1 Сущность корпоративного инновационного менеджмента

 Развитие современной рыночной экономики тесно увязано с рыночным соперничеством агентов рынка — компаний, которые, стремясь выделиться из общей массы и привлечь внимание покупателей, постоянно осуществляют инновации. Инновации являются ключевым фактором развития предприятий в условиях рыночного хозяйства, основанного на принципах конкуренции. Успех инновационного менеджмента зависит от способности предприятия создать для нововведений стимулирующие внутренние и внешние рамочные условия. Инновационный процесс требует стратегического планирования и ориентированного на рынок управления.

Увеличение оборота и рост производства на малых и средних предприятиях решающим образом зависят от инноваций. Предпосылкой для выживания этих компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги. Убыстряющиеся изменения запросов клиентов, меняющиеся требования к качеству, короткие жизненные циклы продукции и возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, что производственные программы малых и средних предприятий должны быстро перестраиваться. Инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в целом.

К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

·         новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);

·         новые или улучшенные услуги (инновации услуг);

·         новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);

·         измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);

·         новые или улучшенные производственные системы.

Многие виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.

Определяющими для сущности инноваций являются следующие признаки:

они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;

дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;

означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;

нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.

Инновационный менеджмент, как фактор внедрения нововведений. Инновационный менеджмент — это управление разработкой и внедрением инноваций путем внедрения новых методов и форм использования материальных, трудовых и научных ресурсов, для достижения компанией долгосрочных преимуществ в ходе ее хозяйственной деятельности и адаптации к изменениям во внешней среде. Как и менеджмент в целом, инновационный менеджмент призван достигать определенные цели, построен на соблюдении ряда общих принципов и включает в себя несколько этапов.

Среди современных целей инновационного менеджмента можно выделить следующие: поддержание основного ассортимента, создание имиджа гибкой инновационной компании, рост доходности, увеличение рыночной доли, адаптация к изменившимся условиям на рынке, адаптация к изменившимся условиям доходности, снижение риска функционирования путем диверсификации деятельности.

Можно выделить важнейшие принципы, необходимые условия эффективного управления инновациями:

1.     Четкая постановка цели. Прежде чем осуществлять инновационный процесс, необходимо сформулировать конечную цель. Затем с помощью «дерева целей» выделяются общие и специфические цели, которые ранжируются по приоритетности и первоочередности.

2.     Перспективное планирование. В силу того, что процесс осуществления инноваций по своей сути рассчитан на достижение долгосрочных целей, наиболее эффективным является построение плановой системы показателей на каждый период или фазу инноваций с обязательным использованием принципов альтернативности.

3.     Коллегиальность принятия инновационных решений. Дело в том, что многие решения в той или иной области инновационного менеджмента не являются по своей сути рациональными. Как показывает практика, очень часто они принимаются интуитивно с высокой степенью риска. В этой ситуации для оптимизации самого процесса принятия решения используют коллегиальный подход, означающий максимально возможное участие в данном процессе представителей всех звеньев управления, функциональных подразделений, комитетов и даже обычного персонала и рабочих.

4.     Четкое распределение функций между всеми субъектами инноваций, исключающие дублирование или антагонизмы.

5.     Постоянный учет и контроль за осуществлением инновационного процесса, а соответственно, проведение в случае необходимости его корректировки в любом объеме.

6.     Обязательное использование маркетинга, как одной из основополагающих функций инновационного менеджмента.

Для эффективного управления инновациями применяется соответствующая систематика и инструментарий методов. Главным элементом этой систематики является разбивка инновационного процесса на фазы, а также использование техники повышения его эффективности.

В принципе для успешного осуществления инновационных проектов компании могут воспользоваться двумя альтернативами:

1.     Компании сами разрабатывают инновационные идеи и реализуют на рынке полученные результаты. Такой подход связан с большими и постоянно растущими финансовыми затратами, обусловленными научно-техническим прогрессом, и тем самым с огромными экономическими рисками. Это касается, прежде всего, продукции высокого технического уровня и большой сложности. Все это по силам в основном только крупным компаниям.

2.     В рамках кооперационной стратегии компании сотрудничают с фирмами-партнерами. При этом кооперация может осуществляться на всех этапах инновационного процесса. Кооперация компаний в целях повышения конкурентоспособности и снижения рисков находит все более широкое применение при крупномасштабных инновациях. Сотрудничество может проходить в самых разных формах, например в форме стратегического альянса, кооперационных исследований, кооперационного производства или кооперационного маркетинга.

Условия, стимулирующие инновации. Успех инновационного менеджмента решающим образом зависит от того, удастся ли компании наряду с осуществлением, управлением и контролем инновационного замысла создать стимулирующие внутренние и внешние рамочные условия. К внутренним рамочным условиям относятся позиция, поведение руководителей (высшего) уровня; кадровая политика; организационная структура; внутрифирменная система информация и коммуникации; финансирование. К внешним рамочным условиям относятся; финансовое стимулирование; стимулирование передачи знаний; инфраструктурные услуги; и кредиты и кредитная помощь.

Создание внутри фирмы климата, в котором могут зарождаться и осуществляться новые идеи, намного важнее пунктуального вмешательства в инновационный процесс. Благоприятная для инноваций организация должна поддерживать творческие процессы и обеспечивать возможности для реализации позитивно оцененных идей вплоть до успешного внедрения на рынок новой продукции. Именно поле напряженности «генерация — реализация идей» порождает разнобой в требованиях к организационной области.

 Концепции стратегического инновационного менеджмента, применяемые компаниями в рыночном хозяйстве.

Стратегическое планирование в фирме выступает средством достижения ее целей, оно представляет набор действий и решений, принятых руководством, которые обеспечивают разработку специфических стратегий, чтобы помочь организации достичь ее глобальных целей. Процесс стратегического планирования помогает в принятии правильных управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в необходимой мере и в нужные периоды. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, организационное стратегическое предвидение.

Ключевая роль планирования определяется тем, что оно предшествует выполнению всех других управленческих функций, формулируя цели и задачи организации, пути и методы их достижения, а также определяет необходимые для этого средства.

В ряде работ утверждается, что для успеха не только инновационного менеджмента, но и в целом процессов корпоративного управления необходимо сформулировать «миссию» компании.

Определение миссии — важная маркетинговая задача — предполагает ответ на вопрос: «Какую пользу фирма несет потребителям?» Формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия. Часто она выражается в виде лозунга.

Котлер считает, что при определении миссии организации следует учитывать пять факторов:

1.     историю организации, в процессе которой вырабатывалась ее философия, формировались профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

2.     стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

3.     состояние внешней среды;

4.     ресурсы, которые организация может использовать для достижения своих целей;

5.     отличительные особенности, которыми обладает организация.

После определения главной цели фирмы руководство приступает к диагностическому этапу процесса стратегического планирования. Первым шагом здесь является изучение внешней среды, которая оценивается по трем основным параметрам: определение и учет изменений, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии; выявление факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; оценка действия факторов, предоставляющих большие возможности для достижения общефирменных целей посредством корректировки плана.

Главным богатством современной фирмы являются ее человеческие ресурсы. Истоки большинства проблем в организациях в конечном итоге обнаруживаются в людях. Если фирма располагает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она способна эффективно использовать различные альтернативные стратегии. В противном случае следует добиваться улучшения работы с кадрами, поскольку недостатки в этой области будут подвергать опасности всю предстоящую деятельность организации.

Для любого кредитора, партнера или инвестора важное значение имеет имидж фирмы, поэтому в стратегической программе необходимо сформулировать представление об имидже фирмы, ответив в частности на следующие вопросы: каким должен быть имидж фирмы; каким может быть представление покупателей товаров и услуг о фирме.

Содержанием стратегического менеджмента являются:

·         определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;

·         анализ внешней среды фирмы;

·         анализ ее внутренней обстановки;

·         выбор и разработка стратегии фирмы;

·         анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры;

·         выбор степени интеграции и систем управления;

·         управление комплексом «стратегия — структура — контроль»;

·         определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;

·         обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;

Рыночные цели (или внешние программные цели): в области маркетинга и Public Relations, например:

·         объем продаж в натуральном и в стоимостном выражении;

·         число клиентов;

·         доля рынка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.