А1 — число свойств (из найденных у себя)
холерического темперамента;
А2 — число свойств сангвинического темперамента;
А3 — число свойств флегматического
темперамента;
А4 — число свойств меланхолического темперамента.
2.6. ОПРОСНИК X. СМИШЕКА «ДИАГНОСТИКА ТИПОВ
АКЦЕНТУАЦИИ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА
ПО К. ЛЕОНГАРДУ».
В основу опросника положена концепция
«акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Личности, у которых отдельные из
основных черт имеют высокую степень выраженности, Леон-гард называл
акцентуированными. Автор выделяет 10 типов акцентуации: демонстративный,
педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический,
тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный.
Инструкция. Внимательно прочитайте вопрос. Отвечайте на него «да» или «нет»,
проставляя в регистрационном бланке (Приложение №2) соответственно «+»,
если ответ утвердительный, или «-», если ответ отрицательный. Не задумывайтесь
долго над ответом. Помните, плохих или неверных ответов нет.
1. Чаще у вас бывает веселое и
беззаботное настроение?
2. Чувствительны ли вы к обидам,
оскорблениям?
3. Бывает ли так, что в кинотеатре или
в разговоре у вас на глаза наворачиваются слезы?
4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все
ли выполнено правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще
раз в том, что все сделано правильно?
5. В детстве были ли таким же смелым и
отчаянным, как ваши сверстники?
6. Часто ли у вас меняется настроение
от невероятно веселого к крайне тоскливому?
7. Являетесь ли вы центром внимания в
обществе, компании?
8. Бывает ли так, что вы беспричинно
находитесь в таком недовольно-раздражительном настроении, что с вами лучше не
разговаривать?
9. Серьезный ли вы человек?
10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Быстро ли забываете, если вас кто-либо обидит?
13. Мягкосердечны ли вы?
14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, не
застряло ли оно в щели?
15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших
работников?
16. Боялись ли вы в детстве грозы или собак?
17. Стремитесь ли вы во всем соблюдать порядок?
18. Зависит ли ваше настроение от
внешних обстоятельств?
19. Любят ли вас ваши знакомые?
20. Часто ли вас преследует чувство
внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?
21. Часто ли у вас подавленное
настроение?
22. Была ли у вас хоть раз истерика
или нервный срыв?
23. Трудно ли вам длительное время
усидеть на одном месте?
24. Если по отношению к вам несправедливо
поступили, отстаиваете ли свои интересы?
25. Можете ли вы зарезать курицу?
26. Если дома занавески висят неровно,
раздражает ли вас это обстоятельство и вы стараетесь сразу поправить их?
27. В детстве вы боялись оставаться
один дома?
28. Часто ли у вас без причины
колеблется настроение?
29. Всегда ли вы стремитесь быть
компетентным в своей профессии или одним из лучших в учебе?
30. Быстро ли вы злитесь или впадаете
в гнев?
31. Можете ли вы быть беспечно
веселым?
32. Бывает ли так, что ощущение полного
счастья буквально вас пронизывает?
33. Как вы думаете, смогли бы быть
ведущим (конферансье) в юмористическом спектакле?
34. Обычно вы высказываете свое мнение
достаточно откровенно и недвусмысленно?
35. Вам трудно переносить вид крови,
так как это вызывает у вас неприятные ощущения?
36. Любите ли вы работу, требующую от
вас огромной ответственности?
37. Склонны ли вы выступать в защиту
лиц, по отношению к которым несправедливо поступают?
38. Вам страшно спускаться в темный
подвал?
39. Предпочитаете ли вы деятельность,
требующую неторопливости и усидчивости, работе быстрой и где требования к
качеству невысоки?
40. Общительный ли вы человек?
41. Охотно ли вы в школе декламировали
стихи?
42. Убегали ли вы в детстве из дома?
43. Кажется ли вам жизнь трудной?
44. Были ли такие ситуации, что вы так
расстроились, что не в состоянии были пойти на работу, занятия?
45. Можно ли сказать, что даже при
неудаче вы не теряете чувство юмора?
46. Предприняли бы вы первым шаги к
примирению, если бы вас кто-нибудь обидел?
47. Вы очень любите животных?
48. Выйдя из дома, возвращаетесь ли
снова, чтобы убедиться, что оставили его в таком состоянии, что ничего не
случится?
49. Беспокоили ли мысли, что с вами
или родными что-нибудь может случиться?
50. Считаете ли вы, что ваше
настроение очень изменчиво?
51. Трудно ли вам выступать с
докладами, играть на сцене перед большой аудиторией?
52. Можете ли вы ударить обидчика,
если он вас оскорбляет?
53. У вас очень высока потребность в
общении с другими людьми?
54. Вы относитесь к тому типу людей,
кто впадает в отчаяние при каких-либо разочарованиях?
55. Нравится ли вам работа, требующая
активной организаторской деятельности?
56. Настойчиво ли вы добиваетесь
намеченной цели, если приходится преодолевать массу препятствий?
57. Может ли вас так взволновать
трагический фильм, что на глазах выступят слезы?
58. Трудно ли уснуть из-за того, что
проблемы пережитого или следующего дня постоянно в ваших мыслях?
59. В школе вы иногда подсказывали
своим товарищам или давали списывать?
60. Потребуется ли вам огромная сила
воли, чтобы ночью пройти по кладбищу?
61. Следите ли вы за тем, чтобы в
вашем доме каждая вещь имела свое место?
62. Бывает ли так, что, ложась спать в
хорошем настроении, вы встаете в подавленном состоянии?
63. Легко ли вы привыкаете к новым
ситуациям?
64. Подвержены ли вы головным болям?
65. Часто ли вы смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливым с
теми, кого явно не цените, не любите, не уважаете?
67. Вы подвижный человек?
68. Из-за несправедливости вы очень
переживаете?
69. Любите ли вы природу?
70. Уходя из дома или ложась спать,
проверяете ли вы, погашен ли свет, закрыты ли двери, выключен ли газ?
71. Вы боязливы?
72. Часто ли меняется ваше настроение?
73. Принимаете ли вы участие в кружках
художественной самодеятельности или участвовали в них в молодости?
74. Расцениваете ли вы жизнь несколько
пессимистически, без радостных надежд?
75. Увлекает ли вас путешествие?
76. Меняется ли у вас внезапно
настроение от огромной радости до глубокой тоски?
77. Легко ли вам удается поднять
настроение друзей или компании?
78. Долго ли вы переживаете обиду?
79. Переживаете ли вы длительное время
несчастье других людей?
80. Будучи школьником часто ли вы
переписывали страницу в вашей тетради, если случайно поставили кляксу?
81. Относитесь ли вы к людям скорее с
недоверием и настороженно, чем с доверчивостью?
82. Часто ли видите страшные сны?
83. Бывает ли у вас такое состояние,
что вы боитесь, что броситесь под поезд или выброситесь из окна многоэтажного
здания?
84. Вы обычно веселы в хорошей
компании?
85. Способны ли вы отвлечься от
трудных проблем, требующих решения?
86. Становитесь ли вы среди близких
людей менее сдержанным, чувствуете себя более свободно?
87. В беседе вы скорее немногословны,
чем разговорчивы?
88. Если вам надо было бы играть на
сцене, могли бы вы так перевоплотиться, что забыли бы о том, что только
играете?
Ключи к опроснику.
1. Гипертимность (х 3): «да» - 1,11,
23, 33, 45, 55, 67, 77.
2. Застревание (х 2): «да» - 2, 15,
24, 34 ,37, 56, 68, 78 ,81; «нет» - 12, 46, 59.
3. Эмотивность (х 3): «да» — 3, 13,
35, 47, 57, 69, 79; «нет» — 25.
4. Педантичность (х 2): «да» - 4, 14,
17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83; «нет» - 36.
5. Тревожность (х 3): «да» - 16, 27,
38,49, 60, 71, 82; «нет» - 5.
6. Циклотимность (х 3): «да» - 6, 18,
28, 40, 50, 62, 72, 84.
7. Демонстративность (х 2): «да» - 7,
19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 88, 85; «нет» - 51.
8. Возбудимость (х 3): «да» - 8, 20,
30, 42, 52, 64, 75, 86.
9.Дистимность (х 3): «да» — 9, 21, 43,
74, 87; «нет» — 31, 53, 65.
10. Экзальтированность (х 6): «да» —
10, 32, 54, 76.
Обработка результатов. Для обработки результатов опроса нужно изготовить трафареты в
соответствии с ключами, которые накладываются на регистрационный лист. Затем
подсчитывается количество ответов, соответствующих ключам, и сумма умножается
на соответствующий коэффициент (2, 3 или 6). Черта характера является
акцентуированной, если конечная сумма баллов равна или больше 19. О тенденции к
акцентуации свидетельствует сумма баллов от 15 до 18.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наряду с понятием «темперамент» в
психологии широко используется и понятие «характер» (от греч. charakter —
черта, признак, печать, чеканка). Под характером понимают совокупность
устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся
в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Среди множества черт характера одни выступают как ведущие, другие как
второстепенные, при этом они могут либо гармонировать (и тогда говорят о
цельности характера), либо контрастировать с ведущими чертами (и тогда говорят
о противоречивом характере). Среди черт характера, наряду с правдивостью и
лживостью, тактичностью и грубостью и другими приобретаемыми в процессе
социализации человека чертами личности, называются и экстраверсия —
интроверсия, считающимися свойствами темперамента. Отсюда возникает вопрос:
каково соотношение между темпераментом и характером?
Как отмечают А.Г. Ковалев и В.Н.
Мясищев (1957), вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими
психологами. Авторы выделили четыре группы мнений:
1) отождествление темперамента и характера;
2) противопоставление темпераменту
характера, установление между ними антагонистических отношений;
3) признание темперамента элементом характера;
4) признание темперамента основной природой характера.
Выразителем первой точки зрения
является Кречмер, который, выводя темперамент из особенностей телесной
конституции, по существу осуществляет его с характером личности. Эта точка
зрения довольно распространена в западной психологии, где темперамент не
выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий
«личность» и «характер».
В отечественной психологии аналогичные
взгляды разделял А.Ф. Лазурский (1923), который практически отождествлял
темперамент и характер и относил их к эндопсихике, характеризующей врожденный
запас физических и духовных сил. Он считал, что эндопроявления выражают
внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами
данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными
особенностями центральной нервной системы.
Сторонники второй точки зрения
отмечают, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию
личности, а характер есть проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции (П.
Викторов, 1887). Между первичной реакцией, образующей «первичную
индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью»,
возникает антагонизм. Вторая тормозит первую.
Этой же точки зрения придерживается Н.Д.
Левитов (1969), который считает, что темперамент не входит в характер и что
последний находится в антагонистических отношениях с первым. По его мнению,
развитие личности совершается по пути преодоления темперамента характером,
преобразования темперамента под влиянием характера. Личность как бы
раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом
характер может входить в конфликт с темпераментом.
Наконец, сторонники третьей точки
зрения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.М. Русалов и др.) рассматривают
темперамент как врожденную основу характера, как динамичную сторону характера
и личности. По Л.С. Выготскому, например, темперамент есть наличная
предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса. Ученые,
придерживающиеся этой точки зрения, рассматривают темперамент как ядро
характера, как его неизменную часть, в отличие от самого характера,
изменяющегося в течение жизни.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
№1. Бланк для ответов опросника формально-динамических
свойств
индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова
Бланк для ответов
Фамилия
Имя Отчество
.
Образование Род
занятий (профиль учебы) .
Пол Возраст .ммммммммм 1 — не характерно, 2 — мало
характерно,
3 — довольно характерно, 4 — характерно.
№
|
1
|
2
|
3
|
4
|
№
|
1
|
2
|
3
|
4
|
№
|
1
|
2
|
3
|
4
|
№
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
|
|
|
|
39
|
|
|
|
|
77
|
|
|
|
|
115
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
40
|
|
|
|
|
78
|
|
|
|
|
116
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
41
|
|
|
|
|
79
|
|
|
|
|
117
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
42
|
|
|
|
|
80
|
|
|
|
|
118
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
43
|
|
|
|
|
81
|
|
|
|
|
119
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
44
|
|
|
|
|
82
|
|
|
|
|
120
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
45
|
|
|
|
|
83
|
|
|
|
|
121
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
46
|
|
|
|
|
84
|
|
|
|
|
122
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
47
|
|
|
|
|
85
|
|
|
|
|
123
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
48
|
|
|
|
|
86
|
|
|
|
|
124
|
|
|
|
|
11
|
|
|
|
|
49
|
|
|
|
|
87
|
|
|
|
|
125
|
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
50
|
|
|
|
|
88
|
|
|
|
|
126
|
|
|
|
|
13
|
|
|
|
|
51
|
|
|
|
|
89
|
|
|
|
|
127
|
|
|
|
|
14
|
|
|
|
|
52
|
|
|
|
|
90
|
|
|
|
|
128
|
|
|
|
|
15
|
|
|
|
|
53
|
|
|
|
|
91
|
|
|
|
|
129
|
|
|
|
|
16
|
|
|
|
|
54
|
|
|
|
|
92
|
|
|
|
|
130
|
|
|
|
|
17
|
|
|
|
|
55
|
|
|
|
|
93
|
|
|
|
|
131
|
|
|
|
|
18
|
|
|
|
|
56
|
|
|
|
|
94
|
|
|
|
|
132
|
|
|
|
|
19
|
|
|
|
|
57
|
|
|
|
|
95
|
|
|
|
|
133
|
|
|
|
|
20
|
|
|
|
|
58
|
|
|
|
|
96
|
|
|
|
|
134
|
|
|
|
|
21
|
|
|
|
|
59
|
|
|
|
|
97
|
|
|
|
|
135
|
|
|
|
|
22
|
|
|
|
|
60
|
|
|
|
|
98
|
|
|
|
|
136
|
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
61
|
|
|
|
|
99
|
|
|
|
|
137
|
|
|
|
|
24
|
|
|
|
|
62
|
|
|
|
|
100
|
|
|
|
|
138
|
|
|
|
|
25
|
|
|
|
|
63
|
|
|
|
|
101
|
|
|
|
|
139
|
|
|
|
|
26
|
|
|
|
|
64
|
|
|
|
|
102
|
|
|
|
|
140
|
|
|
|
|
27
|
|
|
|
|
65
|
|
|
|
|
103
|
|
|
|
|
141
|
|
|
|
|
28
|
|
|
|
|
66
|
|
|
|
|
104
|
|
|
|
|
142
|
|
|
|
|
29
|
|
|
|
|
67
|
|
|
|
|
105
|
|
|
|
|
143
|
|
|
|
|
30
|
|
|
|
|
68
|
|
|
|
|
106
|
|
|
|
|
144
|
|
|
|
|
31
|
|
|
|
|
69
|
|
|
|
|
107
|
|
|
|
|
145
|
|
|
|
|
32
|
|
|
|
|
70
|
|
|
|
|
108
|
|
|
|
|
146
|
|
|
|
|
33
|
|
|
|
|
71
|
|
|
|
|
109
|
|
|
|
|
147
|
|
|
|
|
34
|
|
|
|
|
72
|
|
|
|
|
110
|
|
|
|
|
148
|
|
|
|
|
35
|
|
|
|
|
73
|
|
|
|
|
111
|
|
|
|
|
149
|
|
|
|
|
36
|
|
|
|
|
74
|
|
|
|
|
112
|
|
|
|
|
150
|
|
|
|
|
37
|
|
|
|
|
75
|
|
|
|
|
113
|
|
|
|
|
|
38
|
|
|
|
|
76
|
|
|
|
|
114
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|