Особенность норм оплаты труда состоит в том, что они могут отражать согласованность
экономических интересов общества, коллектива и личности через нормирование
экономической деятельности по показателям: а) целевых заданий, б) условий,
средств и методов их реализации. Если заданные условия реализации норм оплаты
труда отражают в той или иной мере сочетание названных выше интересов, то они
будут иметь стимулирующий характер, а если нет, то тормозящий.
Специфика норм оплаты труда заключается в том, что они обязательно
должны закрепляться юридическими нормами. Основная особенность последних
состоит в определении четких границ соответствующей деятельности в виде
юридических прав и обязанностей, а также правовых санкций в случаях
отступления, нарушения этих норм. Приобретая статус правовых норм и
установлений со всеми вытекающими последствиями, нормы оплаты труда наделяются
соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением.
Не случайно понятие «оплата труда», сформулированное в ст. 129
Трудового кодекса РФ, основано на положениях международных договоров и
соглашений, признанных Российской Федерацией.
Основные полномочия государства в регулировании оплаты труда определены
в ст. 130—142 Кодекса, в соответствии с которым в систему основных гарантий
входят:
•
величина МРОТ в Российской
Федерации;
•
величина минимального
размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в
Российской Федерации;
•
меры, обеспечивающие
повышение уровня реального содержания заработной платы;
•
ограничение перечня
оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению
работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
•
ограничение оплаты труда в
натуральной форме;
•
обеспечение получения
работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и
его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
•
государственный надзор и
контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией
государственных гарантий по оплате труда;
•
ответственность
работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом,
законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами и
соглашениями;
• сроки и очередность выплаты заработной платы.
Действие государственных гарантий по оплате труда распространяется на
все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности. Способы их реализации могут быть различными. В отношении
организаций бюджетной сферы закон не только устанавливает минимальные размеры
оплаты труда и тарифной ставки, но и обеспечивает их за счет средств
существующих бюджетов, а в организациях негосударственных форм собственности –
за счет средств этих организаций.
Конституция РФ гарантирует каждому работнику вознаграждение за труд не
ниже установленного законом МРОТ (ч. 3 ст. 37). Минимальный размер оплаты труда
– это установленный законом уровень месячной оплаты труда, который должен быть
выплачен каждому работнику, отработавшему полностью определенную на данный
период норму рабочего времени и выполнившему свои трудовые обязанности (нормы
труда). Если работник проработал неполный месяц, то минимальный размер оплаты
его труда должен определяться пропорционально времени, проработанному в данном
месяце.
Вместе с тем в ст. 133 ТК предусмотрен важный критерий определения
МРОТ: он не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного
человека.
Важный момент,
который должен решить каждый работодатель, – мотивация труда. Работник,
приходящий каждый день на работу и выполняющий определенные функции, –
многогранная личность, его нельзя рассматривать только как рабочую силу, Цель
предпринимателя – рост производительности труда, повышение качества продукции,
рост эффективности производства и цель работника как личности с его многообразными
потребностями могут не совпадать и даже часто не совпадают. Поэтому необходимо
решить задачу совместимости этих двух несовпадающих целей.
Работодатель
должен заботиться о том, чтобы его работники:
•
испытывали
удовлетворение от пребывания на предприятии; чувствовали себя
индивидуальностями, а не роботами на поточной линии;
•
имели
определенную гарантию в надежности предприятия, в нужности их на конкретном
предприятии;
•
получали
подтверждение в их необходимости не только материальное, но и моральное.
Исследование
проблемы стимулирования производительного труда изначально связано с теорией
потребностей, интересов, стимулов, обеспечением и усилением диалектической
зависимости доходов работника от его квалификации и конечных результатов работы.
В этой связи методологически важно сначала проследить эволюцию концепций и
теорий мотивации, основанных на потребностях.
К числу наиболее
известных теорий мотивации принадлежит иерархия потребностей человека,
разработанная в 40-е годы Абрахамом Маслоу. Теория основана на том, что
работника побуждает стремление к удовлетворению своих потребностей, которые
имеют иерархическую структуру и могут быть упорядочены по мере возрастания их
важности для человека, т.е., прежде чем потребности следующего, более высокого
уровня (например, в уважении или
самовыражении) станут наиболее мощным фактором, определяющим поведение
человека, должны быть в основном удовлетворены потребности более низкого уровня
(например, физиологические, в безопасности и защищенности).
Следующей моделью
мотиваций, основанной на потребностях высших уровней, является теория Дэвида
Макклелланда. Согласно данной теории, людям, особенно руководителям,
присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Потребность власти
выражается как желание воздействовать на других людей. По теории Макклелланда,
люди с потребностью власти чаще всего энергичные, откровенные, принципиальные,
смелые. Удовлетворение потребности успеха связано с процессом доведения работы
до успешного завершения. Люди с развитой потребностью успеха, по Макклелланду,
умеренно рискуют, берут на себя личную ответственность. Люди с развитой
потребностью причастности стремятся к социальному общению и деловым контактам.
Во второй
половине 50-х годов Фредерик Герцберг разработал еще одну модель
мотивации, основанную на потребностях. В соответствии с ней мотивация к
содержательному труду (свобода в принятии решений, творчество) доминирует над
гигиеническими факторами (условия работы, оплата труда, отношения с
руководством, коллегами, подчиненными и др.). По Герцбергу, это наиболее
сильный реальный мотиватор, выражающий естественную потребность человека в
развитии и совершенствовании.
Рассмотренные так
называемые содержательные теории мотивации базируются на потребностях и
связанных с ними факторах, определяющих поведение работника. Кроме
содержательных разработаны процессуальные теории, которые придают мотивациям
несколько иную направленность. В западной литературе наиболее распространены
три процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория справедливости и
модель Портера-Лоулера.
Теория ожидания,
изложенная в работах Виктора Врума, основывается на тезисе о том,
что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда,
когда уверен в высокой степени вероятности удовлетворения своих потребностей.
При анализе мотивации к труду теория ожидания предусматривает приоритет трех
взаимосвязей: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждение;
валентность, т.е. относительная степень удовлетворенности вознаграждением, его
ценность.
Концепция теории
справедливости предполагает, что люди всегда подвергают
субъективной оценке отношение своего вознаграждения к затраченным усилиям и
сравнивают его с тем, что получили другие работники за аналогичную работу. Если
они считают, что оценка и сравнение несправедливы, то снижается
результативность их труда. На практике причинами несправедливости такого вида
являются, как правило, недостатки в организации материального стимулирования,
систем оплаты труда, уравниловка в распределении.
Лайман Портер и
Эдвард Лоулер разработали синтетическую теорию мотивации, предусматривающую
элементы теории ожидания и теории справедливости. Согласно этой теории
мотивация есть функция потребностей, ожиданий и восприятия работниками
справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит,
во-первых, от приложенных им усилий; во-вторых, от его характерных особенностей
и потенциальных возможностей; в-третьих, самооценки своей роли; в-четвертых, от
оценки ценности вознаграждения. Один из наиболее важных выводов Портера и
Лоулера заключается в том, что эффективный труд всегда ведет к удовлетворению
работника.
Одной из наиболее
последовательных современных концепций мотивации деятельности человека является
концепция профессора Мичиганского университета Д. Макгрегора, который
рассматривает две теории: теорию икс (X) и теорию игрек (Y). Теория икс предполагает,
что человек ленив и старается избегать работы; людей нужно принуждать к труду;
они хотят, чтобы ими руководили; они не хотят ответственности, не терпят
перемен; им нельзя доверять.
По мнению
Макгрегора, люди совсем не такие от природы, им присущи противоположные
качества. В этом суть теории игрек, которая уделяет повышенное внимание природе
взаимоотношений, созданию среды, благоприятствующей возникновению преданности,
организационным целям, предоставляющим возможность для максимального проявления
инициативы, изобретательности и самостоятельности при их достижении.
Теория игрек в
последние годы получила развитие в виде теории зет, выдвинутой профессором
Калифорнийского университета В. Оучи на основе изучения японского
опыта управления персоналом, основными признаками которого являются: гарантии
занятости и создание обстановки доверительности; постоянное присутствие
руководства на производстве; гласность и ценности корпорации. По теории зет
каждый работник имеет свободу и работает самостоятельно, без надзора. Такое
доверие усиливает убежденность работников в совпадении их индивидуальных целей.
Именно этим, по мнению Оучи, объясняется высокий уровень коллективизма,
лояльности и производительности в японских компаниях.
Принципиальной
проблемой в теориях мотивации является соотношение и субординация таких
экономических категорий, как «интересы», «мотивы» и «стимулы».
Главное,
объединяющее мотив и стимул, – это то, что они являются прежде всего
побуждением к действию. Разъединяют же их разные причины и
факторы, обусловливающие это побуждение к действию. Стимул – это побуждение к
действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный,
коллективный или общественный) как форма реализации потребностей. Мотив – это
тоже побуждение к действию, в основе которого может быть интерес
(вознаграждение, повышение по службе и т.п.), а также административное решение
(приказ, распоряжение и т.д.) или иная личностная причина (чувство долга,
страха, ответственность, благородство и пр.). Поэтому понятие «мотив» следует
рассматривать шире понятия «стимул». Мотив включает в свою структуру стимул как
основную составную часть, т.е. любой стимул – это мотив, но не любой мотив
является стимулом.
В структуре
элементов мотивационной среды особое место отводится системе интересов, выражающих
стремление человека к удовлетворению своих потребностей. Наиболее важным для
понимания процессов стимулирования труда в методологическом плане вопросом
является обоснование степени приоритетности трех видов интересов: общественных,
коллективных и личных.
Чтобы ответить на
вопрос, какой из интересов более значим, надо уточнить и конкретизировать
содержание самого интереса. В противном случае вопрос о приоритетности является
некорректным и не имеет обоснованного ответа. В отдельных случаях может быть
определяющим общественный (в частности, если речь идет об экологическом
интересе, о государственной безопасности и т.п.) или коллективный интерес
(допустим, производство конкурентоспособной продукции). Возможны варианты,
когда по значимости сложно однозначно выделить какой-то один интерес. Могут
быть ситуации, при которых удовлетворение общественного и коллективного
интересов, например, является условием удовлетворения интереса личного или
удовлетворение коллективного и личного интересов – обязательным требованием
реализации общественного интереса и т.д.
Мотивацию нельзя
сводить только к стимулированию. В настоящее время стимулирование ориентировано
на краткосрочные экономические цели, на достижение определенного результата за
установленный период. Такой подход не обеспечивает заинтересованности
работников в постоянном повышении своей квалификации, в самосовершенствовании.
В этом случае вряд ли возможно успешно использовать данную систему как важный
резерв повышения эффективности производства.
В своей
деятельности руководители предприятия должны рассматривать мотивацию как силу,
побуждающую к действию. Перед каждым предприятием стоит задача создать такую
систему побужденных мотивов поведения работников, которая будет заставлять его
(побуждать) поступать определенным образом. Очень важно мотивацию рассматривать
как процесс формирования у работников мотивов к деятельности в интересах достижения
целей предприятия.
Исследования
свидетельствуют, что истинные причины, побуждающие отдавать работе все силы,
очень сложны и многогранны. Основными из них являются потребности, интересы,
мотивы и стимулы.
Мотивационный
процесс предусматривает использование таких понятий, как «потребность» и
«вознаграждение». В этом процессе необходимо на основе мотивации воздействовать
на интересы участника трудового процесса для достижения наилучших результатов
деятельности и создания на этой основе условий для удовлетворения потребностей
работника. Любые установки извне о целях развития не вызывают
заинтересованности работника в активизации своих усилий до тех пор, пока они не
станут целью этого работника. Поэтому следует обеспечить сочетание целей
работника с целями предприятия.
Потребности
работника не поддаются непосредственно изменению и о них судят по поведению
людей. Через вознаграждение решаются вопросы удовлетворения потребностей.
Однако люди по-разному оценивает свои потребности и поэтому различаются их
оценки вознаграждения. Очень важно создать условия, при которых человек ощущает
значимость своего труда, испытывая чувство причастности к определенному
коллективу, доволен общением и дружескими отношениями с коллегами. И решающая
роль принадлежит здесь внешнему признанию значимости труда через заработную
плату, продвижение по службе – символы служебного статуса и престижа.
Потребности
человека постоянно меняются и поэтому процесс улучшения мотиваций бесконечен.
Многие фирмы проводят серьезные исследования по этой проблеме. Все они широко
используют различные методы мотивации и гуманизации труда. Многие из них
связаны с материальным поощрением.
На предприятиях
западных стран широкое применение получили так называемые аналитические системы
оплаты труда, которые предусматривают дифференциальную оценку в баллах степени
сложности выполняемой работы с учетом квалификации работников, условий труда и
т. п. При этом постоянная часть заработной платы составляет около 70 %.
Переменная же часть (1/3 от ее общей величины) в виде премий, различных
поощрений выплачивается как награда за повышение качества продукции, рост
производительности труда, экономию сырья и материалов.
Для усиления роли
оплаты труда в системе мотивации необходимо обеспечить ее непосредственную
связь с итогами труда. Каждый работник должен видеть устойчивую связь между
получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда, величиной
своей заработной платы и результатами, достигнутыми предприятием (цехом).
Предприятия
используют также различные формы участия работников в распределении прибыли.
Большое внимание уделяется формированию кружков качества, участию в работе
совместных комиссий администрации и рабочих по вопросам материального поощрения
в зависимости от улучшения качества продукции, роста производительности труда и
др.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|