|
Негосударственные пенсионные фонды расположены в 51 субъекте Российской Федерации, в том числе в Москве - 113 фондов, в Санкт-Петербурге - 19, Нижегородской и Самарской областях - по 9. Участники фондов проживают в 80 субъектах Российской Федерации. Действующие пенсионные фонды организованы в наиболее успешно развивающихся секторах экономики. Из 66 фондов, имеющих размер пенсионных резервов, превышающий 30 млн. руб., 24 (36,3%) действуют на предприятиях промышленности, 13 (20%) – на предприятиях топливно-энергетического комплекса, 8 (12,1%) – на предприятиях транспорта. Распределение числа участников и размера пенсионных резервов по отраслям хозяйства приведено на диаграмме 3. Общая величина собственных средств негосударственных пенсионных фондов выросла за 2001 год на 16,4%, величина пенсионных резервов – на 19,6%. Структура пенсионных фондов по величине пенсионных резервов представлена на диаграмме 2. Основная доля пенсионных резервов (97%) сосредоточена в 66 (30,8% от общего числа фондов) негосударственных пенсионных фондах, сумма пенсионных резервов которых превышает 30 млн. рублей. В 16 негосударственных пенсионных фондах, пенсионные резервы которых превышают 300 млн. рублей, (7,5% общего числа фондов) сосредоточено 85% пенсионных резервов и 60% участников. Через эти фонды выплачивается 64% всех негосударственных пенсий. Сумма пенсионных взносов, поступивших в фонды за 2001 год, составила 6693,3 млн. рублей и увеличилась по сравнению с 2000 годом в 1,63 раза. Большую часть пенсионных взносов (91,3%) составили взносы от юридических лиц. Это свидетельствует о преимущественном развитии системы добровольного пенсионного обеспечения как системы корпоративных пенсий. Сумма пенсионных взносов от физических лиц выросла по сравнению с 2000 годом в 2,23 раза. Сумма пенсионных накоплений граждан в негосударственных пенсионных фондах в 11 раз превышает сумму вкладов на срок свыше 3 лет, внесенных населением в банки России. При этом доля пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, сформированных за счет взносов физических лиц (около 3,4 – 3,7 млрд. руб.), приблизительно равна сумме вкладов населения в банки России на срок более 3 лет (3,2 млрд. руб.). Это свидетельствует о том, что уровень доверия населения к негосударственным пенсионным фондам соответствует доверию к банковской системе, а готовность населения размещать свои средства в долговременные вклады в те или другие социально-финансовые институты определяется уверенностью в долговременной общей стабильности. Пенсионные выплаты в 2001 году производили 175 негосударственных пенсионных фондов. Дополнительную пенсию в системе негосударственных пенсионных фондов получали 312 тыс. человек, выплаты за год составили около 1024,1 млн. руб. Средний размер пенсии, полученной участниками в 2001 году, составил, в расчете на месяц, 258,5 рубля, что превышает 57% от установленного размера базовой пенсии. При этом средний размер пенсии, которую выплачивали фонды с величиной пенсионных резервов, превышающей 300 млн. рублей, составлял от 330 до 770 руб. (от 73 до 170% базовой пенсии). Отметим, что средний размер накопительной части трудовой пенсии по старости, которая будет выплачена гражданам 1952 года рождения в 2012 году, составит 52 рубля в ценах 2002 года (12% размера базовой пенсии). Таким образом, пенсии, выплачиваемые негосударственными пенсионными фондами, уже сейчас является существенным дополнением к пенсионному обеспечению работников тех предприятий, в которых развито добровольное пенсионное обеспечение. Дальнейшая судьба добровольного пенсионного обеспечения во многом зависит от того, насколько потенциал негосударственных пенсионных фондов будет востребован в ходе пенсионной реформы. 3. Основные проблемы развития добровольного пенсионного обеспеченияДобровольное пенсионное обеспечение уже сейчас осуществляется в весьма разнообразных формах. К формам его реализации относятся как пенсионные системы отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, созданные на базе существующих негосударственных пенсионных фондов, так и личное пенсионное обеспечение граждан, производящих в негосударственных пенсионных фондах накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение. В этом многообразии форм добровольного пенсионного обеспечения заключается его способность удовлетворить различные потребности в пенсиях в зависимости от уровня заработной платы, стажа и опыта работы. В результате, пенсионер получает возможность иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения ту пенсию, которую он пожелает и будет в состоянии заработать. В свете этого важно создание условий и предпосылок для развития институтов и инфраструктуры пенсионного самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы. Опыт 90-х годов показывает, что даже в условиях запретительного налогообложения существовал спрос на услуги по негосударственному пенсионному обеспечению и страхованию, однако главной проблемой его дальнейшего развития добровольного пенсионного обеспечения является недостаточный охват добровольным пенсионным обеспечением. Хотя в ведущих отраслях промышленности 30 – 40% работающих являются участниками негосударственных пенсионных фондов, число участников в среднем по России в настоящее время составляет только 5,3% экономически активного населения. Для реализации потенциала общественной активности в области самообеспечения в старости необходимо проведение целого ряда организационных мероприятий и законодательных новаций по следующим направлениям: · создание экономических (налоговых и иных) стимулов для работодателей и граждан к участию в добровольных пенсионных системах; · развитие инфраструктуры рынков негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования; · совершенствование методов и форм государственного контроля и защиты прав участников этих рынков. Очевидно, что основой экономического стимулирования развития данной сферы является установление для всех субъектов негосударственного пенсионного обеспечения и страхования налогового режима, способствующего ускоренному росту пенсионных накоплений и предполагающего налогообложение выплат из пенсионных систем при освобождении от налогов взносов и дохода от их инвестирования. Настолько же важным является также предоставление возможности размещать пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов в инвестиционные проекты, обеспеченные государственными гарантиями. 4. Участие негосударственных пенсионных фондов в обязательных видах пенсионного обеспеченияОсновой пенсионного обеспечения должно стать обязательное пенсионное страхование. Условия данного вида страхования должны быть полностью унифицированы для всех субъектов. Обязательное страхование должно строится на принципах накопительного финансирования и предполагать свободу застрахованного в выборе института, осуществляющего страхование. Участие НПФ в обязательных пенсионных системах установлено Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» («Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом»), а также проектом федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах», который представлен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, предусмотрено создание обязательных профессиональных пенсионных систем не только на базе Пенсионного фонда Российской Федерации, но и на базе негосударственных пенсионных фондов. Страницы: 1, 2 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.