Некорректные технологии как основа "чёрного PR" и методы противодействия
Некорректные технологии как основа
«чёрного ПР» и методы противодействия
План
Введение..............................................................................................................3
1. Что такое «черный ПР»...........................................................................4
2. Технологии «черного ПР».......................................................................7
2.1. Компромат и информационные войны..........................................10
2.2. Слухи и сплетни...............................................................................12
2.3. Умышленная путаница...................................................................14
2.4. Бытовое
хамство..............................................................................15
2.5. Черный юмор...................................................................................16
3. Противодействие «черному ПР»..........................................................17
Заключение.......................................................................................................20
Список использованной литературы..............................................................21
Введение
О злых
деяниях и говорить нам тяжко.
Софокл
Впервые в российской истории значительная часть
политической элиты стала формироваться в условиях открытой конкурентной
политической борьбы. Однако в настоящее время среди избирателей России
наблюдается определенная политическая апатия, усталость от выборов. Растет
число «не голосующих» избирателей и избирателей, голосующих «против всех».
Многие избиратели бойкотируют выборы, чтобы таким образом выразить свой протест
не только против ухудшения качества жизни, но и против методов и средств, с
помощью которых ведутся избирательные кампании.
Все чаще победа на выборах достигается не в открытой
конкурентной борьбе, не в столкновении мнений и программ, не благодаря
эффективному использованию гуманитарных технологий, а путем грубого
манипулирования избирателями. Не случайно сегодня в российский политический
лексикон все активнее внедряются такие термины, как «грязные технологии»,
«черный PR», «антитехнологии» и тому подобное.
В тот период, когда в нашей стране только начинались
альтернативные выборы в органы власти, само понятие «пиаровских технологий»
относилось к разряду ругательств. Считалось чем-то грязным и кощунственным, что
политик избирается не ввиду своих личных качеств, а под воздействием какого-то
придуманного «имиджа» и различных манипуляций сознанием; первоначально для этой
цели использовались зарубежные, преимущественно американские, методики, поэтому
все подобные явления можно было отнести к «тлетворному влиянию Запада».
Постепенно избиратель привык к этому; появились и удачные отечественные
разработки; профессия имиджмейкера стала одной из самых высокооплачиваемых и
престижных. В то же время ряд «пиаровских» кампаний носил откровенно
скандальный характер, с вытаскиванием на свет всевозможного «грязного белья» и
применением «ударов ниже пояса».
В целях сохранения благоприятного имиджа профессии
PR-специалисты объявили о своей непричастности ко всем подобным явлениям, а их
источником стали считаться некие мрачные личности без чести и совести,
названные «черными пиарщиками». На сегодняшний день принят ряд декларативных
заявлений, а также кодекс профессиональных этических принципов в области связей
с общественностью, признаваемый всеми известнейшими PR-специалистами.
В целом «грязные» избирательные технологии,
используемые властями всех уровней, кандидатами и нанятыми ими технологами, это
главное, что подрывает у населения России веру в демократию, справедливость и
власть государственную.
1. Что такое «черный ПР»?
Кому
дозволена цель,
тому
дозволены и средства.
Г.
Бузенбаум, иезуит
В
политике ради известной цели можно
заключить
союз даже с самим чертом –
нужно
только быть уверенным, что ты
проведешь
черта, а не черт – тебя.
К.
Маркс
Завоевать сердце избирателя сложно, проще обмануть
его. Этот принцип нравится многим политконсультантам. Как заметил один из них,
«честно много не заработаешь». Да и большая часть нынешних и бывших депутатов
признается, что в ходе выборов, так или иначе, использовались «черные»
технологии. Манипулирование общественным мнением лежит в основе большинства
таких технологий.
Основной целью применения «черного ПР» является
создание образа врага в лице оппонентов с использованием разных технологий по
следующим направлениям:
Ø Недоверие: все, что исходит от оппонента,
неприемлемо;
Ø Негативное ожидание: от врага нельзя ждать
хорошего;
Ø Возложение вины и отождествление со злом: все
беды и несчастья связываются с оппонентами;
Ø Отказ в сочувствии: чем хуже врагам, тем лучше
нам;
Ø Дегуманизация: враг не может обладать
человеческими чертами;
Ø Перенос оценок по принципу: «посмотрит, кто его
друзья!», а «друзья моих врагов – мои враги».
Но черный ПР» - это не только технология формирования
«образа врага». Черные технологии, по мнению бывшего начальника ГУВД
Санкт-Петербурга и Ленинградской области генерал-лейтенанта А.В. Пониделко,
это вся деятельность кандидатов по устранению конкурентов по предвыборной
борьбе, за исключением физического устранения, поскольку это относится к
компетенции уголовного права и по терминологии, применяемой в демократическом
обществе, именуется «беспределом».
В рамках такой деятельности кандидат со своей командой
использует формы и методы, выходящие за пределы действующих норм общественной
морали, которые балансируют на грани уголовного или гражданского судебного
преследования. Эти технологии уже получили название – «черный ПР».
По мнению Михаила Дубровского, главного аналитика агентства
"Имиджленд Edelman public Relations" , "черный PR" и есть
PR- деятельность с нарушением юридических норм. Его коллеги в большей или
меньшей степени разделяют эту точку зрения, хотя и не считают нарушение
законодательства единственным проявлением "черного PR".
Итак, получается, что «черный ПР» - это вся
деятельность по устранению противников (кроме физического устранения),
использующая формы и методы, выходящие за пределы норм морали и балансирующие
на грани судебного преследования.
Необходимо обратить внимание, что прилагательные
"черный", "грязный" в большинстве случаев применяют только
в отношении политического ПР. Весь остальной ПР стоит как бы в стороне. Такая
идентификация связана с тем, что «черный ПР», как и многие другие виды
технологий, зародился именно в политической сфере. И общественность называет «черным»,
прежде всего политический ПР, потому что считает его грязным, аморальным,
нечестным делом, которым занимаются безнравственные люди, способные за деньги
назвать черное – белым, зло – добром. Другими словами эти падшие (в глазах
общества) люди и мать родную продадут, лишь бы им заплатили.
«Коммерсантъ» № 194 (№ 2797) от 23.10.2003 – «Черный ПР размазали по
круглому столу»:
«В Государственной думе был проведен "круглый
стол": "Черный пиар в российских СМИ: возможно ли
противодействие". В ходе обсуждения выяснилось, что противодействие
возможно, но только в форме антиправительственного заговора, потому что больше
всех черным пиаром занимаются государственные чиновники и депутаты».
Выборы уже давно привыкли считать временем
"сливания грязи", временем, когда кандидаты поливают друг друга
компроматом и подставляют (выставляют в неприятном ракурсе) друг друга в глазах
общественности.
В 1965 году избирателей впервые «накормили» блюдом,
которое позже назвали «черным ПР.». На президентских выборах США демократы
использовали отрывки из речей, содержавших невыполненные обещания республиканца
Эйзенхауэра, данные четыре года назад. Ролик сопровождался вздохом и резюме:
«Повторите нам это еще раз, генерал!».
А в 1972 году по телевизору был показан текст с
данными о росте цен на продукты питания за период президентства Никсона.
Видеоряд сопровождался вопросом: «Разве у вас остались средства, чтобы
позволить себе еще четыре года с господином Никсоном?».
На сегодняшний день борьба на политических аренах
стала еще более аморальной и безнравственной, пиаровские приемчики еще
изощреннее (к примеру, намертво приклеенная листовка с призывом голосовать за
определенного кандидата на лобовом стекле вашего автомобиля, или бесконечные
ночные звонки, соответственно с той же просьбой.), слухи – грязнее, «наезды» -
больнее.
Дело в том, что на психику человека действуют только
новые, необычные способы манипуляции. Разобравшись и научившись критически их
оценивать, люди перестают им поддаваться. Поэтому «девочки», как и водка, как
наличие большого капитала, нажитого нечестным трудом в России для политика уже
не компромат. Для массового сознания все это стало привычными фактами, на
которые люди уже не реагируют. Известны случаи, когда кандидат обещает
поделиться награбленным после прихода к власти: На выборах мера одного
сибирского города один из кандидатов пообещал раздать горожанам миллиард из
бюджета города и чуть не победил, набрав лишь на 300 голосов меньше
действующего мэра. Особенно избирателей окрылило то, что им пообещали раздать
тот самый миллиард, который мэр и его приближенные, уже почти украли.
Интересен тот факт, что некоторые теоретики вообще
отрицают такое понятие, как «черный ПР.». По их мнению, ПР изначально несет в
себе положительный смысл, а потому не может быть «черным».
Классическое определение PR предложено Сэмом Блэком в
книге «Что такое PR?»: «PR - это искусство и наука достижения гармонии с
внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной
информированности».
В итоге получается, что если исходить из позиции С.
Блэка, то «черный PR» не может существовать «по определению», так как слово «черный»
в коннотации со словами «гармонизация», «наука» и «искусство» как- то не
звучит, более того, оно откровенно режет слух.
Иными словами, ПР ориентирован на создание
положительного образа личности, организации или идеи в сознании людей. В рамках
PR-деятельности важно, чтобы общественность получила, поняла и по возможности
позитивно восприняла предлагаемую ей информацию.
Но в мире существует множество определений ПР. и брать
за основу лишь одно, по меньшей мере, нелогично.
Что такое скандал с Моникой Левински, как не черный ПР.
политических оппонентов Клинтона? Или обнародование удручающе низких
результатов университетского IQ теста нынешнего президента США? По уровню
цинизма эти акции вполне сравнимы с показом по федеральному каналу ТВ
развлечений Генерального прокурора с девочками легкого поведения. Не надо
строить иллюзий: ПР во всем мире не исключает применения жестких методов,
несмотря на все подписанные хартии и декларации.
Еще один яркий пример применения черного ПР: накануне
губернаторских выборов в Самаре на улицах города в самых людных местах
появились рекламные щиты с плакатами. На фоне красной икры – буквы, выведенные
икрой черной: «Жизнь моя удалась». И подпись – «Костя Титов» (один из
кандидатов в губернаторы).
В целом же можно сказать, что существует не «черный PR»,
а «черные технологии» - выборные, информационные и другие, в том числе взятые
из арсеналов мировых спецслужб. Именно их (по незнанию или целенаправленно) и
причисляют к PR.
2. Технологии «черного ПР»
Методы «черного ПР» переступают нравственные критерии
общественной жизни. Тем не менее, действительность нашего демократического
общественного устройства такова, что в ней имеют место нечестные способы и
формы конкурентной борьбы.
С той или иной долей оговорок и сомнений ПР-специалисты
относят к технологиям "черного ПР" следующее:
Обобщенные категории:
Ø Неэтичные методы и технологии (то есть не
соответствующие этическим и моральным нормам общества),
Ø Методы и технологии, прямо противоречащие
закону
Конкретные методы:
Ø Компроматы (в случае, если в них используется
ложная информация или информация, собранная незаконными методами)
Ø Подкуп журналистов и размещение информации,
выгодной для клиента/заказчика, в прессе на платной основе.
Ø Технологии, направленные на то, чтобы
намеренно очернить конкурента, подорвать его репутацию (например, ситуация
Доренко - Лужков).
Споры на тему применять или не применять технологии
«черного ПР» относятся к разделу философских и выходят за рамки данной работы. Реальное
положение вещей таково, что эти технологии используются, причем в широких
масштабах и в самом омерзительном виде.
«Грязные» политтехнологии условно можно разделить на
три группы:
- Бытовые (банально-традиционные):
Ø Кандидаты – однофамильцы.
Выдержка из журнала «Коммерсантъ. Деньги»:
«Кошмаров во время выборов в Законодательное
собрание Санкт-Петербурга придумал ход с депутатами-двойниками. В избирательном
округе «вероятного противника регистрируется его однофамилец, желательно еще и
с теми же инициалами. В избирательном бюллетене фамилии таких двойников стоят
рядом с фамилиями кандидатов-жертв. Многие избиратели, не разобравшись, ставят
галочку не в ту графу. В результате двойник оттягивает часть голосов у своей
«жертвы».
Ø Ночные звонки от оппонента.
Ø Раздача продуктовых наборов низкого качества,
благотворительные столовые с мухами в блюдах от лица конкурирующего кандидата.
Ø Хождение внебрачных сыновей (дочерей) по
квартирам за подаянием.
Ø Обращение представителей сексуальных
меньшинств в поддержку политических соперников.
Такой прием был использован против С.Лисовского на
выборах в Дзержинске. В его «поддержку» подготовили демонстрацию сексуальных
меньшинств с транспарантами: «Любимого Сереженьку поддерживаем и одобряем!» Подобные
акции предпринимались против Г. Явлинского и других известных политиков.
Ø голосование за деньги или водку,
Ø статьи в СМИ о причастности к коррупции и
мошенничеству и т.п.
- Административные:
Ø Сильная власть на местах доходчиво объясняет
председателю и членам избиркома, что они могут избрать кого угодно, но им здесь
жить...
Ø В национальных округах даются два бюллетеня на
разных языках. В итоге двойное количество бюллетеней.
Ø Избиратель воспользовался не своей ручкой, а
“заботливо” предоставленной в избирательном участке. А она с симпатическими
чернилами. В итоге большое количество пустых бюллетеней, на которых можно
поставить “+”.
Ø “Голосование строем” характерно не только для
армии, но и для маленьких районов, где предприниматели, обеспечивающие работой
своих земляков, могут диктовать условия выбора того или иного местного лидера.
- PR:
Ø Взаимное запугивание с помощью контролируемых
рейтингов. Как отмечают специалисты в политкругах: “Выбор врага - это слишком
ответственное дело, чтобы доверять его случаю”.
Ø Провоцирование преждевременного пика
популярности оппонента. По принципу “спортивной формы” - предстартовая
лихорадка приводит к перегоранию еще до старта. У оппонента не остается к концу
гонки ни аргументов, ни денег, ни сил. “Помочь” команде противника проводить
как можно больше мероприятий не в том месте, не в то время, не так как следует.
Например, добровольная поддержка избирателями Зюганова в апреле 1996 года
спровоцировала фальстарт.
Страницы: 1, 2
|