Неисправности и ремонт колесной пары
Тема: Технология ремонта колесной пары
Содержание:
1. Неисправности колесных пар и уход за
ними
2. Неисправности, с которыми колесные пары
не допускаются
к эксплуатации
3. Осмотр и освидетельствование колесных
пар
4. Ремонт колесных пар
Литература
Ι.
Неисправности колесных пар н уход за ними
От исправного состояния
колесных пар тепловозов зависит безопасность движения поездов. Характерными
неисправностями их являются: износ бандажей — прокат, выбоины или ползуны,
подрез гребня; ослабление бандажа, колесного центра, зубчатого колеса; трещины,
вмятины, отколы зубьев зубчатого колеса; трещины, риски, забоины, вмятины на
шейках оси и др. Выбоины или ползуны на поверхности катания бандажа образуются
вследствие заклинивания колесных пар при неправильном торможении, разрушении
роликоподшипников, заклинивании зубчатой передачи. Вертикальный подрез гребня и
остроконечный накат возникают при неправильной установке колесных пар в раме
тележки или работе тепловозов на участках с кривыми малого радиуса. При
перекосе колесной пары в раме происходит набегание на рельс гребня бандажа
отстающего колеса и поперечное скольжение бандажа по рельсу. При движении
тепловоза происходит износ бандажей по кругу катания, называемый прокатом. На
поверхности катания бандажей могут быть трещины, плены, раковины и выщербины.
Под раковинами понимаются пороки металлургического происхождения в виде неметаллических
включений (песка, шлака) внутри металла и пустот от усадки металла при
неравномерном остывании, выходящих на поверхность катания колеса по мере его
износа. Выщербины — это выкрашивание кусочков металла на поверхности катания
колеса. Ослабление бандажа на колесном центре происходит при недостаточном
натяге, нарушении температурного режима при посадке бандажа (неравномерный
нагрев, быстрое остывание), а также при заклинивании колесных пар при
торможении. Ослабление посадки колесного центра или зубчатого колеса на оси
возникает, как правило, при нарушении их напрессовки. Дефекты зубьев в зубчатой
передаче возникают вследствие частого боксования колесных пар, износа в зубьях
и нарушениях зацепления, загрязнения и недостатка смазки в тяговом редукторе.
Трещины и плены на поверхности оси образуются из-за скрытых пороков металла
(пустот, неметаллических включений, микротрещин) и усталости металла от
значительной знакопеременной нагрузки, действующей на ось. Риски, забоины,
вмятины на оси — результат неосторожного обращения в процессе перемещения, при
хранении колесных пар, неправильного монтажа и проворачивания внутренних колец
роликоподшипников, загрязнения и недостаточного количества смазки.
ΙΙ.
Неисправности, с которыми колесные пары не допускаются
к
эксплуатации
Запрещается выпускать в
эксплуатацию и допускать к следованию в поездах тепловозы с поперечной
трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице
колеса, а также при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих
нормальное взаимодействие пути и подвижного состава: прокат по кругу катания —
более 7 мм при скорости движения до 120 км/ч; то же для тепловозов, включаемых
в поезда, обращающиеся со скоростью от 121 до 140 км/ч,— более 5 мм;
вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый специальным
шаблоном; ползун (выбоина) на поверхности катания у тепловозов с роликовыми
буксовыми подшипниками более 0,7 мм и с подшипниками скольжения — более 1 мм;
толщина гребня более 33 мм или менее 28 мм при измерении на расстоянии 20 мм
от вершины гребня для тепловозов, включаемых в поезда, обращающиеся со
скоростью от 121 до 140 км/ч; при скоростях движения до 120 км/ч толщина гребня
более 33 мм или менее 25 мм. Расстояние между внутренними гранями колес должно
быть в пределах (1440±3) мм, а для тепловозов, обращающихся в поездах со
скоростью от 121 до 140 км/ч,— в пределах 1440. Кроме того, запрещается
выдавать под поезда тепловозы с колесными парами, имеющими хотя бы одну из следующих
неисправностей: трещину или плену в бандаже; раковину на поверхности катания;
выщербину на поверхности катания длиной более 25 мм и глубиной более 3 мм;
ослабление бандажа на колесном центре, оси в ступице колеса, ступицы зубчатого
колеса — на оси, продольную трещину или плену на средней части оси длиной
более 25 мм, а на других обработанных поверхностях оси — независимо от
размера; местное увеличение ширины бандажа в результате раздавливания более 5
мм; ослабление бандажного кольца в сумме на длине более 30%; неясности клейм
последнего полного освидетельствования; отсутствие или неясность клейм
формирования; если колесной паре не производилось еще освидетельствования с
выпрессовкой оси (при ремонте со сменой элементов); толщину бандажа колесной
пары менее 36 мм.
ΙΙΙ.
Осмотр и освидетельствование колесных пар
За время работы колесные
пары подвергают осмотру под тепловозом, обыкновенному и полному
освидетельствованию, а также освидетельствованию с выпрессовкой оси. Колесные
пары осматривают под тепловозом при всех видах технического обслуживания и текущего
ремонта без выкатки из-под тепловоза, приемке и сдаче, выезде под поезд, на
пунктах оборота, а также после крушения, аварии, при столкновении или сходе с
рельсов.
Во время осмотра
проверяют плотность посадки и наличие сдвига бандажа на колесном центре.
Ослабление бандажа обнаруживается по глухому дребезжащему звуку при
обстукивании бандажа слесарным молотком. Сдвиг бандажа определяют по расхождению
контрольных отметок на бандаже и центре колеса. Признаками ослабления бандажа
могут быть выделение смазки и ржавчины по окружности в месте прилегания
бандажа к ободу колесного центра. При осмотре проверяют, нет ли на бандажах
трещин, ползунов, плен, вмятин, раковин, выщербин, подреза и остроконечного
наката гребня. Не реже 1 раза в месяц в каждом депо у всех колесных пар
тепловозного парка специальными шаблонами измеряют прокат, толщину гребня и
бандажа. Предельный износ отдельных элементов колесной пары приведен на рис. Обыкновенное
освидетельствование колесных пар тепловозов производят на текущем ремонте
ТР-3 и перед каждой подкаткой колесной пары под тепловоз. При этом наружным осмотром
проверяют состояние бандажей, колесных центров и зубчатого колеса, наличие
соответствующих знаков и клейм на торцах оси, поверхности бандажа и зубчатом
колесе, шаблонами измеряют прокат, толщину бандажа и гребня, шейки оси
обследуют магнитным дефектоскопом.
Полное
освидетельствование колесные пары тепловозов проходят при капитальных ремонтах,
смене бандажей, ремонте с распрессовкой элементов, при неясности или отсутствии
клейм и знаков последнего освидетельствования, повреждении колесных пар после
аварии или крушения. При полном освидетельствовании колесную пару очищают от
грязи и краски до металла, подступичные части оси проверяют ультразвуковым
дефектоскопом, заменяют изношенные или дефектные элементы. После
освидетельствования на ось колесной пары наносят клейма и знаки полного
освидетельствования. Результаты обыкновенного и полного освидетельствования записывают
в специальный журнал и технический паспорт колесной пары, в который заносятся
также все данные, связанные с изготовлением и эксплуатацией колесной пары.
Освидетельствование колесной пары с выпрессовкой оси производится во всех
случаях непрозвучивания оси ультразвуковым дефектоскопом при полном
освидетельствовании, при спрессовке двух колесных центров, при отсутствии или
неясности клейм формирования и если колесная пара не проходила такого вида
освидетельствования. При этом производят все работы, предусмотренные для
полного освидетельствования, а также выпрессовывают ось, проверяют магнитным
дефектоскопом ее подступичные части для выявления поверхностных трещин, после
чего на ось наносят клейма и знаки освидетельствования с выпрессовкой оси.
ΙV.
Ремонт колесных пар
Для колесных пар в
зависимости от объема выполняемых работ установлены два вида ремонта — без
смены и со сменой элементов. При ремонте без смены элементов в условиях депо
производят работы по устранению износа бандажей и шеек осей — обточку и перетяжку
бандажей, обточку, накатку и шлифовку шеек и сварочные работы без распрессовки
элементов.
Ремонт со сменой
элементов предусматривает замену осей, колесных центров, бандажей, зубчатых
колес, перепрессовку ослабших колесных центров, зубчатых колес и
освидетельствование колесных пар с выпрессовкой оси. Такой вид ремонта
разрешается производить в колесных цехах ремонтных заводов и
специализированных мастерских. Для ремонта колесные пары выкатывают из-под
тепловоза. Одиночную выкатку колесных пар с тяговыми электродвигателями в
депо производят на специальных канавах, оборудованных скатоопускным
подъемником.
Прокат бандажей колесных
пар устраняют обточкой на специальных станках с выкаткой и без выкатки из-под
тепловоза. Бандажи колесных пар на текущем ремонте ТР-3 обтачивают на
колесно-токарных станках, снабженных гидрокопировальным устройством. По мере
обточки толщина бандажа уменьшается и наименьшая его толщина при выпуске из
текущего ремонта допускается 43 мм и не менее 50 мм для тепловозов, работающих
со скоростями свыше 120 км/ч. Наружный профиль бандажа при обточке контролируют
шаблоном, а расстояния между внутренними гранями бандажей — штангенциркулем.
Шаблон плотно прижимают к внутренней грани бандажа, при этом зазор по
поверхности катания допускается до 0,5 мм, а по высоте и толщине гребня — до 1
мм. В условиях депо прокат бандажей без выкатки колесных пар устраняют при
техническом обслуживании ТО-4 на специальных колесно-фрезерных станках КЖ-20М.
Станок располагают в специальной канаве со съемными рельсовыми вставками. Для
обработки бандажей тепловоз устанавливают на канаву, домкратом тяговый
электродвигатель приподнимают несколько вверх, а рельсовые вставки отводят в
сторону, и колесная пара оказывается подвешенной на моторно-осевых подшипниках.
Вращается колесная пара от тягового электродвигателя, который питается током
напряжением 220—380 В. К бандажам подводят суппорты с фрезами и обточку бандажа
ведут до необходимых размеров. Время обработки одной колесной пары составляет
30—40 мин.
Изношенную поверхность
гребня восстанавливают электронаплавкой специальными двухдуговыми аппаратами
А-482 под флюсом или вручную с выкаткой колесных пар из-под тепловоза с
последующей обработкой на станке. Разрешается также наплавлять гребни бандажей
без выкатки колесных пар из-под тепловоза двухдуговым аппаратом Р-643 с
последующей обработкой на станке. Наплавка изношенных гребней позволяет
примерно в полтора раза сократить снятие металла с бандажа при его обточке для
получения нормального профиля и продлить срок службы бандажа.
После обработки
наплавленного гребня бандаж тщательно осматривают и проверяют дефектоскопом.
Выбоины (ползуны) на поверхности катания бандажа устраняют обточкой или
электронаплавкой с последующей обработкой (для пассажирских тепловозов
наплавку производить не разрешается). При смене и перетяжке бандажей в условиях
депо годные бандажи снимают нагреванием их до температуры не свыше 320 °С.
Негодные бандажи срезают газовой горелкой так, чтобы не повредить колесного
центра. Перед нагревом бандажа выбивают или вырезают на станке бандажное
(укрепительное) кольцо. Снятый бандаж дефектоскопируют и обмеряют для
определения натяга, овальности и конусности. Натяг при перетяжке бандажей (1
—1,5 мм на 1000 мм диаметра обода) обеспечивается прокладками толщиной до 2 мм,
в количестве до 4 шт., укладываемых в один слой с расстоянием между ними до 10
мм. Для посадки бандаж нагревают в электрических, нефтяных или газовых горнах,
обеспечивающих равномерный нагрев до 250—320 °С. После насадки в выточку
бандажа, остывшего до температуры не ниже 200° С, заводят укрепительное кольцо
и обжимают борт бандажа. Плотность насадки бандажа проверяют после его
остывания по звуку от ударов слесарным молотком по поверхности катания. Для
контроля за сдвигом бандажа после посадки на наружную грань бандажа и на обод
наносят контрольные метки, которые располагают по радиусу на одной прямой
линии. Для этого на бандаж наносят 4—5 кернов глубиной 1 —1,5 мм на длине 25
мм, а на ободе затупленным зубилом — риску глубиной до 1 мм. Контрольные полосы
при окраске колесной пары делают на бандаже в месте постановки контрольных
отметок — краской красного цвета на всю толщину бандажа, а на ободе — как
продолжение контрольной полосы на бандаже — белилами на всю толщину обода.
Посадочные поверхности
обода и ступицы колесного центра при износе восстанавливают наплавкой с
последующей обточкой до размера, обеспечивающего необходимый натяг.
Поперечные и продольные
риски и задиры, забоины и следы коррозии на шейках оси, не превышающие допускаемых
величин, зачищают. После зачистки поперечных трещин и забоин шейки оси
подвергают дефектоскопии. Забитые или разработанные центровые отверстия
восстанавливают электронаплавкой с последующей механической обработкой по
чертежу.
Наличие поперечных
трещин на шейках не допускается. Если обнаруживают продольную трещину или плену
длиной более 25 мм на средней части оси, а также продольные трещины или плены
на других частях оси, то колесную пару отправляют в ремонтный пункт для полного
освидетельствования. На шейках под моторно-осевые подшипники местный износ, а
также овальность и конусность более 0,5 мм устраняют шлифовкой и полировкой на
станке. Уменьшение диаметра шейки оси под моторно-осевые подшипники у колесных
пар тепловозов допускают до 12 мм.
На текущем ремонте ТР-3
осматривают зубчатое колесо и проверяют, нет ли трещин зубьев, износа,
ослабления ступицы зубчатого колеса на оси. При наличии излома зубьев или
трещины у их основания зубчатое колесо подлежит замене. Уменьшение толщины зуба
вследствие износа, измеренное по делительной окружности штангензубомером,
допускается до 3 мм. На колесных парах с упругими зубчатыми колесами при
текущем ремонте ТР-3 осматривают и проверяют состояние резиновых и металлических
втулок.
При выпуске тепловозов
из текущего ТР-3 и капитальных ремонтов колесные пары подбирают из числа
отремонтированных или нового формирования с разницей диаметров по кругу
катания: не более 12 мм при выпуске из текущего ремонта ТР-3 и не более 9 мм
при выпуске из капитальных ремонтов, удовлетворяющих требованиям правил
технической эксплуатации, с нулевым прокатом.
Под формированием
колесной пары понимают изготовление колесной пары из новых элементов. Замена
отдельных частей колесной пары (осей, центров, зубчатых колес) новыми или годными,
но бывшими в эксплуатации относится к ремонту колесной пары со сменой
элементов. Колесные центры на ось напрессовывают на специальном гидравлическом
прессе в холодном состоянии. Перед запрессовкой оси и колесные центры подбирают
по размерам для обеспечения необходимых натягов, посадочные поверхности
очищают, протирают и смазывают натуральной олифой. Усилие при запрессовке
центра с бандажом на 100 мм диаметра подступичной части составляет (45-4-65) 104
Н, а при напрессовке центра без бандажа — соответственно (40 4-60)104
Н. В процессе напрессовки специальным индикатором снимается диаграмма
запрессовки. Формирование колесной пары завершается полным освидетельствованием,
клеймением и заполнением технического паспорта колесной пары.
Список
литературы:
1.Волошин Н. П., Попов В. Я., Тартаковский
И. Б. Капитальный ремонт быстроходных дизелей. М.: Машиностроение, 1971, 198 с.
2.ГизатулинЭ. 3., Стеценко Е. Г.
Организация поточного производства при капитальных ремонтах тепловозов. М.:
Транспорт, 1982, 120 с.
3.Дефектоскопия деталей локомотивов и
вагонов / Ф. В. Левыкин, И. М. Лысенко, А. Н. Матвеев и др. Под ред. Ф. В.
Левыкина. М.: Транспорт, 1974. 238 с.
4.Иванов В. П., Антропов В. С, Савин Н. М.
Повышение надежности втулок цилиндров транспортных дизелей. М.: Транспорт,
1976. 176 с.
5.Инструкция по освидетельствованию,
ремонту и формированию колесных пар локомотивов и электросекций. МПС СССР.
ЦТ/2306. М.: Транспорт, 1964. 163 с.
6.Инструктивные указания по сварочным
работам при ремонте тепловозов, электровозов и моторвагонного подвижного
состава. МПС СССР, ЦТ/251. М.: Транспорт, 1975. 207 с.
7.Инструкция по применению эластомера
ГЭН-150 (В) при ремонте локомотивов. М.: Транспорт, 1968. 54 с.
8.Коломийченко В. В., Голованов В. Т.
Автосцепка подвижного состава. М.: Транспорт, 1973. 191 с.
9.Комплексная механизация и автоматизация
ремонта подвижного состава / Д. Я. Перельман, Я. А. Норкин, И. Ф. Скиба и др.
М.: Транспорт, 1977. 279 с.
10.Поточные линии ремонта локомотивов в
депо / Н. И. Фильков, Е. Л. Дубинский, М. М. Майзель, И. Б. Стерлин. Изд. 2-е
М.: Транспорт, 1983. 302 с.
11.Правила деповского ремонта тепловозов
типов ТЭЗ и ТЭ10. ЦТ/2586. М.: Транспорт, 1969. 312 с.
12.Правила заводского ремонта тепловозов
типов ТЭЗ и ТЭ10. МПС СССР. М.: Транспорт, 1972. 285 с.
13.Правила ремонта электрических машин
тепловозов (ЦТ/3542). М.: Транспорт, 1979. 142 с.
|