Нравственный процесс
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………2
1.
Моральная практика и моральное сознание………………………………3
2. Нравственный
поступок и его оценка…………………………………………13
Введение
Вся общественная
жизнь человека является по преимуществу практической, связанной с деятельным
освоением и преобразованием действительности. В основе возникновения человека
и общества лежит трудовая деятельность, общественное производство, и вся
всемирная человеческая история, по мысли К. Маркса, есть не что иное, как
порождение человека человеческим трудом.
В процессе
исторического усложнения человеческой деятельности и всей общественной жизни
природных, естественно действующих факторов, регулирующих жизнь человека,
становится недостаточно, и возникает система специфических общественных
механизмов, направленных на обеспечение единства и взаимосогласования
единства множества индивидуальных и разнонаправленных стремлений, на
поддержание общности как единственного способа существования и развития
человека. Формирующаяся система запретов и ограничений, предписаний и
повелений отражает практику отношений и одновременно выступает как механизм
согласования индивидуально-массового поведения с общественными потребностями.
Таким
образом, первоначально возникающая нравственность выступает в виде реально
складывающихся и практикуемых форм поведения и общественных отношений, когда
долженствовательно-оценочный ее аспект еще не выделяется в особую сферу
сознания, модели идеального долженствования, противостоящего реальной
действительности. Фактически мораль исчерпывается областью нравов — реальной
практики взаимоотношения людей.
Однако в
связи с рефлексивным характером человеческой деятельности, порождающей ее
осознание и одновременно все более определяющейся им, и разворачивающимся
процессом углубления дифференциации общества с присущим ему многообразием и
столкновением интересов мораль как бы «отслаивается» от реальной практики и
поведения людей и перемещается в идеальную, долженствовательную сферу. Она как
бы становится над столкновением индивидуально-корпоративных интересов в
качестве осознания и выражения наиболее глубинных и существенных потребностей
общественного развития.
Вследствие
этого нравственная жизнь человека и общества приобретает многослойную сложную
структуру, основными элементами которой являются моральная практика, область
реально практикуемых индивидуально-массовых форм поведения и складывающихся
отношений, и моральное сознание как выражение идеального долженствования, на
которое необходимо ориентироваться.
При этом
разумеется, что в реальной жизни деятельность и сознание взаимопорождают и взаимообусловливают
друг друга, существуя одно через другое. Однако в научном анализе мораль можно
рассматривать либо как сферу реально-практических отношений, регулирующих
индивидуально-массовое поведение и воплощающихся в них, либо как особую сферу
духа, сознания и воления. Да и в обычной жизни далеко не одно и то же: знать
нормы и принципы нравственного поведения и поступать в соответствии с ними.
Поэтому в
этической литературе принято разграничивать область морали на нравственную
деятельность и отношения и моральное сознание. При этом нравственные отношения
рассматриваются именно как опосредующее звено, то, что определяет собой и
деятельность, и сознание, а также как то, что непосредственно отражается в
них.
1. Моральная практика и моральное сознание
Что же
представляет собой сфера моральной практики — нравственной деятельности и
отношений? Как она взаимодействует с моральным сознанием?
Нравственная
деятельность — это понятие, которое используется в этике для выявления смысла,
присущего всем другим видам деятельности человека. Оно обозначает не особую
сферу деятельности, имеющую предметно-содержательную определенность и специфику
— например, трудовая, научная, художественная, — а общественную значимость
любой деятельности человека. Любое моральное действие включает в себя работу
сознания — мыслительные, чувственные, волевые компоненты, но в то же время не
сводится только к ним, ибо предполагает свое опредмечивание, объективацию в
реальной действительности в качестве определенного результата.
Правда, можно
в целостном комплексе единой человеческой деятельности выявить такую, которая
непосредственно по своим целям и содержанию подчинена сотворению добра и
мотивируется исключительно моральными мотивами. Это «чистая» моральная
деятельность — оказание гуманитарной помощи, филантропия, нравственное
проповедничество и моральное воспитание. Однако в широком смысле слова под моральной
деятельностью понимается вся человеческая деятельность, поскольку она имеет
общественно значимый смысл, на нее распространяются нравственные требования, и
она поэтому подлежит нравственной оценке.
Именно в том,
насколько действия человека объективно пронизаны и наполнены общественно
значимым смыслом, служат высоким целям и воплощаются в необходимые для
нормальной жизни общества результаты, проявляется его нравственный потенциал,
уровень нравственного развития. «Так как сфера нравственности есть по
преимуществу сфера практическая и образуется преимущественно из взаимных
отношений людей друг к другу, — писал В. Г. Белинский, — то здесь должно искать
примат нравственности человека, а не в том, как человек рассуждает о
нравственности».
Нравственная
деятельность складывается из поступков, которые имеют собственную структуру,
синтезируют в себе внешние, материально-вещественные его составляющие и
внутренние, духовно-личностные компоненты.
Совершая
поступки, человек вступает в определенные отношения с другими людьми, с
обществом. Тем самым он устанавливает общественные отношения, совокупность
связей и зависимостей, которые и называют нравственными отношениями.
Нравственные отношения — это также не особый вид отношений, существующих
отдельно от других общественных отношений, а их ценностное смысловое
содержание (хотя можно выделить и «чисто» моральные отношения — например,
отношения любви или дружбы).
Нравственные
отношения несут в себе морально ценное содержание, выступают способом детерминации
поведения человека наряду с ценностями морального сознания и внеморальными
внутренними побуждениями. Вследствие этого они накладывают на человека
определенные обязанности. В моральных отношениях человек постоянно как бы
является и субъектом этих отношений, поскольку они и возникают как результат
его деятельности, и их объектом, поскольку сам строй нравственных отношений,
который застает человек при своем вступлении в общественную жизнь, сложился и
существует независимо от негр, предъявляя к нему определенные обязательства.
Поэтому как
бы ни разнообразились нравственные отношения по содержанию, то есть какого рода
обязанности устанавливаются данными нравственными отношениями, в какого рода
поступках они реализуются, — их внутренним стержнем является отношение
личности к обществу. Можно даже установить идеальный, то есть мыслимый в
качестве самого совершенного и желаемого, характер отношения между человеком и
обществом, модификацией которого и будут все реальные нравственные отношения.
Таким идеальным
нравственным отношением можно считать отношение личности к общественному благу,
которое потенциально предполагается во всех требованиях и ценностях морали,
как к высшей, приоритетной цели, как наиболее важной для него ценности. Только
при наличии такого внутреннего настроя его поведение и поступки могут служить
установлению отношений солидарности и коллективизма, добросовестности в
работе, патриотического служения на благо отечества, доброжелательности,
гостеприимства и даже дружбы и любви. Ведь и самые интимные душевные отношения
между близкими людьми предполагают следование общественно полезным ценностям —
верности, преданности, бескорыстному желанию добра другому.
Однако само
это отношение личности к общественному благу как высшей ценности, из
фундамента которого вырастают другие моральные отношения, предполагает в
качестве своего необходимого условия обратное, не менее фундаментальное
отношение общества к личности как конечной цели своего существования и
развития. Не человек является средством всех общественных преобразований,
орудием общественных законов и исторической необходимости, а общество есть
продукт взаимодействия людей, условие саморазвития и самореализации человека.
Это
фундаментальное отношение к человеку как конечной цели общественного развития
предопределяет гуманистический характер общественного блага и всех строящихся
на его основе нравственных отношений. Ибо в противном случае они оказывались
бы бесчеловечными, требуя от человека только одного - жертвенного самозаклания
во имя чуждой ему ценности. Соответственно отношение общества к человеку как
конечной цели своего развития результируется в принципе гуманизма и
производных от него нравственных отношениях, выражающих права, свободу и
достоинство человека.
Конечно,
такое взаимоотношение на основе встречных векторов — отношение личности к
общественному благу как высшей ценности и отношение общества к человеку как
конечной цели — есть лишь идеальное воспроизведение мыслимого совершенства, к
которому необходимо стремиться, если желать преодоления раскола между
моральным сознанием и моральной практикой. Для этого необходимо еще пройти
огромное расстояние в своем развитии и обществу, и человеку, но именно
реальное состояние нравов, моральной практики и нравственных отношений
фиксирует исторически конкретную меру приближения общества к этому идеалу.
Таким
образом, становится очевидным, что моральная деятельность и нравственные
отношения составляют объективированную, выраженную в поведении и социальных
связях, сторону морали. Свое более или менее устойчивое закрепление они находят
в общественных нравах, то есть относительно устойчивых, типичных и массовидных
формах поведения и отношениях. Нравы по отношению к индивидуальной нравственной
деятельности имеют значение детерминирующих ее наряду с моральными мотивами и
внеморальными побуждениями факторов.
Нравственные
отношения, как и моральная деятельность, и объективны по своему статусу, и
субъективны одновременно. Ведь они существуют независимо от воли и сознания
отдельного человека, но в то же время являются выражением побуждения
общественной воли и проявлением сознательной деятельности индивида.
Нравственные
отношения образуют социально-ценностный каркас общественных отношений,
складывающихся во всех сферах общественной жизни — в экономике, политике,
праве, художественной, научной, спортивной деятельности, — придавая им
человеческое измерение. Ведь они остаются каналами морального общения и
взаимодействия людей, взаимной поддержки и чувствами, переживаниями, моральным
опытом.
Собственно же
идеальную сторону морали представляет моральное сознание. Вследствие того, что
мораль целиком есть способ практически-духовного освоения действительности,
именно моральному сознанию там принадлежит основная роль.
Моральное
сознание разделяет присущие морали характеристики, и его рассмотрение
подчиняется тем же методологическим принципам, которые используются при
анализе форм общественного сознания.
Вообще формы
общественного сознания различают по объекту отражения, по лежащей в основе его
появления общественной потребности и соответственно по роли в жизни общества,
а также по особенностям отражения действительности.
Моральное
сознание порождается потребностью в регулировании общественных отношений и
выполняет это свое назначение посредством выработки духовных ценностей,
образующих в совокупности идеальную модель должного поведения и отношений.
Моральное сознание не является предметно локализованным, ибо любые сферы
жизнедеятельности человека — материальное и духовное производство, политика,
взаимоотношения между человеком и государством, наука и искусство, быт и
личные взаимоотношения между людьми, — все это является объектом его отражения,
придавая моральному сознанию характер вездесущности.
Однако наука
или искусство также в качестве форм общественного сознания имеют объектами
своего отражения явления всей действительности.
Здесь
необходимо вспомнить, что сознание вообще складывается из предметного сознания
и рефлексии самосознания — оно знает то, на что направлено, что воспроизводит в
своем содержании в идеальной форме и что составляет его предметное содержание,
и одновременно оно осознает свое содержание как отличное от того, на что оно
направлено, как свое субъективное бытие. И если эти моменты в индивидуальном
сознании зачастую слиты и нужно специально фиксировать внимание, чтобы
отличить предметное сознание, «то, что оно знает», от самосознания,
осознающего, что это знание принадлежит именно субъекту, то в общественном
сознании эти аспекты духовного освоения действительности оказываются четко
разделены между различными формами, или видами, общественного сознания.
Роль
предметного сознания, воспроизводящего действительность так, как она есть сама
по себе, объективно, достается науке, идеалом которой является объективная
истина.
Остальные же
формы общественного сознания отражают действительность рефлексивно, через
призму своего предназначения и роли в обществе. Так, в отличие от науки,
отражающей действительность так, как она есть, вскрывающей фактическое
положение вещей, причинно-следственные связи объективного мира, то есть сущее
само по себе, моральное сознание постигает действительность с точки зрения ее
значения для субъекта сознания. Поэтому даже там, где объектом отражения
выступает природа, научное суждение констатирует то, что есть — «природа
подвергается техногенным перегрузкам», а моральное суждение отражает значение
природы для человека и выражает отношение к ней — «любите природу, мать вашу».
Вездесущность
морального сознания не исчерпывается тем, что все, в особенности явления
общественной жизни, может стать его объектом. Моральное сознание универсально
и в смысле того, что свои суждения оно обращает от имени всех ко всем, выражая
свое содержание в безлично-анонимной форме. Эта особенность морального
сознания, которое, с одной стороны, явно пронизано субъективностью,
устанавливает значение явления для кого-то, а с другой — старается избежать
идентификации с каким бы то ни было субъектом, заставляла философов прошлого
признать моральные суждения априорными и абсолютными истинами, установленными
самим Господом. Ведь только ему под силу сначала формулировать ценностное
суждение, а затем творить бытие таким образом, чтобы это суждение было,
оставалось абсолютно верным.
На самом деле
всякий раз, когда кто-либо высказывает моральное суждение от имени какого-то
субъекта, его подлинным авторитетным источником в силу специфики морального
сознания оказывается более широкий субъект — не индивид, не группа, не класс и
даже не существующее на данный момент общество, а человечество в целом, с его
прошлым и надвигающимся будущим.
Рефлексивная
природа морального сознания особенно явственно проявляется в присущей ему
деонтологической и аксиологической модальности. Все образования морального
сознания пронизаны императивностью, повелительностью, и их можно представить
как разновидности морального требования. Одновременно эти требования выражают
некоторую нужду, необходимость, потребность, имеющую в качестве цели некое
идеальное положение вещей, удовлетворяющее эту нужду. Вот эти идеальные цели и
выступают моральными ценностями, идеальными образованиями, в сравнении с
которыми моральное сознание и устанавливает моральную ценность реальных
поступков и явлений жизни. То есть в моральном сознании находит отражение не
действительность сама по себе, взятая объективно, безотносительно к субъекту, а
отношение к ней субъекта. В требовании поступать так или иначе или, что то же
самое, в признании должного поведения и его результатов целями и ценностями,
находит отражение не то бытие, которое в данный момент наличествует, а некая
идеальная проекция желаемого и требуемого, необходимого бытия. Поэтому сама особенность
отражения действительности в моральном сознании, вытекающая из его назначения и
проявляющаяся в присущих ему долженствовательности и оценочности,
предопределяет его специфику — смотреть на мир через призму субъективно-пристрастного,
заинтересованного отношения к нему. Своим содержанием и значением моральное
сознание дает представление о том, какой действительность должна быть, чтобы
соответствовать потребностям субъекта. Это предопределяет присущий моральному
сознанию дух критичности и неудовлетворенности, постоянное отталкивание от
действительности, от реально достигнутого уровня развития, и забегание в
идеальное бытие, выражающее более совершенный уровень общественных отношений.
Страницы: 1, 2, 3
|