Научные исследования: реальность и перспективы
Содержание
Введение
1 Научные
исследования: реальность и перспективы
1.1
Научные кадры: какие они?
1.2
Научно-интеллектуальный и научно-технологический потенциал
1.3
Место и роль фундаментальных исследований
1.4
Научно-исследовательская работа в Рубцовском Индустриальном Институте
Заключение
Список
литературы
Введение
Целью данной работы является изучение и анализ развития научно-исследовательской
деятельность.
«Сегодня главная задача – соединить результаты научного
поиска с практическими потребностями производства, что позволит, уверен, во
многом решить проблемы, стоящие перед отечественной экономикой», – утверждает
В.В. Путин.
Одной из целей любого вуза является подготовка выпускника к
научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от
человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.
Исследовательский подход как способ познания мира и метод
обучения был опробован еще в древности. Сократовский метод представлял собою
беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов, задаваемых собеседниками
друг другу, выявлялись противоречия в общепринятом понимании тех или иных
явлений окружающего мира, обнаруживалось несоответствие между привычными
суждениями и теми представлениями, которые давал пристальный анализ. Осознание
этих противоречий будило мысль, возникали новые вопросы, которые шаг за шагом
вели к истине.
Актуальность данной темы обусловлена определенным интересом к
научно-исследовательской деятельности.
Среди основных задач можно выделить следующие:
1. Рассмотреть научно-интеллектуальный и
научно-технологический потенциал.
2. Показать место и роль фундаментальных исследований.
3. Проанализировать научно-исследовательскую работу в
Рубцовском Индустриальном Институте.
В качестве теоретической базы были использованы работы Н.
Гельмизы, М.М. Фирсовой, А. Огаркова и других авторов.
1 Научные исследования: реальность и
перспективы
1.1 Научные кадры: какие они?
Во всем мире, по крайней мере, так думает большинство, науку
делают молодые. У нас же научные кадры стремительно стареют. В 2000 году
средний возраст академиков РАН был более 70 лет. Это еще можно понять – большой
опыт и большие достижения в науке даются не сразу. Но то, что средний возраст
докторов наук – 61 год, а кандидатов – 52 года, тревожит. Если положение не
изменится, то примерно к 2016 году средний возраст научных сотрудников
достигнет 59 лет. Для российских мужчин это не только последний год допенсионной
жизни, но и среднестатистическая ее продолжительность. Такая картина
складывается в системе Академии наук. В вузах и отраслевых НИИ в общероссийском
масштабе возраст докторов наук – 57-59 лет, а кандидатов – 51-52 года. Так что
через 10-15 лет наука у нас может исчезнуть.
Но вот что интересно. По официальным данным, последние 10 лет
конкурсы в вузы росли (2001 год стал в этом смысле рекордным), а аспирантура и
докторантура «выпекали» молодых ученых высшей квалификации прямо-таки
невиданными темпами. Если принять численность студентов, обучавшихся в вузах в
1991/92 учебном году, за 100%, то в 1998/99 году их стало на 21,2% больше. Численность
аспирантов НИИ возросла за это время почти на треть (1577 человек), а аспирантов
вузов – в 2,5 раза (82 584 человека). Прием в аспирантуру увеличился втрое (28
940 человек), а выпуск составил: в 1992 году – 9532 человека (23,2% из них с
защитой диссертации), а в 1998-м – 14 832 человека (27,1% – с защитой
диссертации).
Что же происходит у нас в стране с научными кадрами? Каков
на самом деле их реальный научный потенциал? Почему они стареют? Картина в
общих чертах такова. Во-первых, по окончании вузов далеко не все студенты и
студентки рвутся в аспирантуру, многие идут туда, чтобы избежать армии или три
года пожить вольготно. Во-вторых, защитившиеся кандидаты и доктора наук, как
правило, могут найти достойную их звания зарплату не в государственных НИИ,
КБ, ГИПРах и вузах, а в коммерческих структурах. И они уходят туда, оставляя
своим титулованным научным руководителям возможность спокойно стареть.
Сотрудники Центра информатизации, социально-технологических
исследований и науковедческого анализа (Центр ИСТИНА) изучили около тысячи web-сайтов фирм и рекрутерских
организаций с предложениями работы. Результат оказался таким: выпускникам
вузов предлагают зарплату в среднем около 300 долларов (сегодня это почти 9
тысяч рублей), экономистам, бухгалтерам, менеджерам и маркетологам – 400-500
долларов, программистам, высококвалифицированным банковским специалистам и
финансистам – от 350 до 550 долларов, квалифицированным менеджерам – 1500 долларов
и более, но это уже редкость. Между тем среди всех предложений нет даже упоминания
о научных работниках, исследователях и т. п. Это означает, что молодой кандидат
или доктор наук обречен либо работать в среднем вузе или НИИ за зарплату,
эквивалентную 30-60 долларам, и при этом постоянно метаться в поисках
стороннего заработка, совместительства, частных уроков и т. п., либо
устроиться в коммерческую фирму не по специальности, где ни кандидатский, ни
докторский диплом ему не пригодится, разве что для престижа.
Но есть и другие важные причины ухода молодых из научной
сферы. Не хлебом единым жив человек. Ему нужна еще возможность
совершенствоваться, реализовать себя, утвердиться в жизни. Он хочет видеть
перспективу и чувствовать себя, по крайней мере, на одном уровне с зарубежными
коллегами. В наших, российских, условиях это почти невозможно. И вот почему.
Во-первых, наука и опирающиеся на нее высокотехнологичные разработки у нас
очень мало востребованы. Во-вторых, экспериментальная база, учебно-исследовательское
оборудование, аппараты и приборы в учебных заведениях физически и морально
устарели на 20-30 лет, а в лучших, самых передовых университетах и НИИ – на 8-11
лет. Если учесть, что в развитых странах технологии в наукоемких производствах
сменяют друг друга через каждые 6 месяцев – 2 года, такое отставание может
стать необратимым. В-третьих, система организации, управления, поддержки науки
и научных исследований и, что особенно важно, информационное обеспечение
остались, в лучшем случае, на уровне 1980-х годов. Поэтому почти каждый
действительно способный, а тем более талантливый молодой ученый, если он не
хочет деградировать, стремится уйти в коммерческую структуру или уехать за
границу.
По официальной
статистике, в 2000 году в науке были заняты 890,1 тысячи человек (в 1990 году в
2 с лишним раза больше – 1943,3 тысячи человек). Если же оценивать потенциал
науки не по численности сотрудников, а по результатам, то есть по количеству
зарегистрированных, особенно за рубежом, патентов, проданных, в том числе за
рубеж, лицензий и публикаций в престижных международных изданиях, то окажется,
что мы уступаем наиболее развитым странам в десятки, а то и в сотни раз. В США,
например, в 1998 году в науке были заняты 12,5 миллиона человек, из них – 505
тысяч докторов наук. Выходцев из стран СНГ среди них не более 5%, причем
многие выросли, учились и получили ученые степени там, а не здесь. Таким
образом, утверждать, что Запад живет за счет нашего научно-интеллектуального
потенциала, было бы неправильно, а вот оценить его реальное состояние и
перспективы стоит.
1.2 Научно-интеллектуальный и научно-технологический
потенциал
Бытует мнение, что, несмотря на все трудности и потери,
старение и отток кадров из науки, у нас все же сохраняется научно-интеллектуальный
потенциал, который позволяет России оставаться в ряду ведущих держав мира, а
наши научные и технологические разработки до сих пор привлекательны для
зарубежных и отечественных инвесторов, правда, инвестиции мизерны.
На самом деле, чтобы наша продукция завоевала внутренний и
внешний рынок, она должна качественно превосходить продукцию конкурентов. Но
качество продукции напрямую зависит от технологии, а современные, прежде всего
высокие технологии (как раз они наиболее рентабельны) – от уровня научных
исследований и технологических разработок. В свою очередь, их качество тем
выше, чем выше квалификация ученых и инженеров, а ее уровень зависит от всей
системы образования, особенно высшего.
Если говорить о научно-технологическом потенциале, то это
понятие включает не только ученых. Его составляющие еще и
приборно-экспериментальный парк, доступ к информации и ее полнота, система
управления и поддержки науки, а также вся инфраструктура, обеспечивающая
опережающее развитие науки и информационного сектора. Без них ни технологии, ни
экономика просто не могут быть работоспособными.
Очень важный вопрос – подготовка специалистов в вузах.
Попытаемся разобраться как их готовят на примере наиболее быстро развивающихся
секторов современной науки, к которым относятся медико-биологические исследования,
исследования в сфере информационных технологий и создания новых материалов. По
данным последнего, изданного в США в 2000 году справочника «Science and engineering indicators», в 1998 году расходы только на эти направления были
сопоставимы с расходами на оборону и превосходили расходы на космические
исследования. Всего на развитие науки в США было затрачено 220,6 миллиарда
долларов, из них две трети (167 миллиардов долларов) – за счет корпоративного
и частного секторов. Значительная часть этих гигантских средств пошла на
медико-биологические и особенно биотехнологические исследования. Значит, они
были в высшей степени рентабельны, поскольку деньги в корпоративном и частном
секторах тратят только на то, что приносит прибыль. Благодаря внедрению
результатов этих исследований улучшились здравоохранение, состояние окружающей
среды, увеличилась продуктивность сельского хозяйства.
В 2000 году специалисты Томского государственного
университета совместно с учеными Центра ИСТИНА и нескольких ведущих вузов
России исследовали качество подготовки биологов в российских вузах. Ученые
пришли к выводу, что в классических университетах преподают в основном
традиционные биологические дисциплины. Ботаника, зоология, физиология
человека и животных есть в 100% вузов, физиология растений – в 72%, а такие
предметы, как биохимия, генетика, микробиология, почвоведение – только в 55%
вузов, экология – в 45% вузов. В то же время современные дисциплины:
биотехнологию растений, физико-химическую биологию, электронную микроскопию –
преподают лишь в 9% вузов. Таким образом, по самым важным и перспективным
направлениям биологической науки студентов готовят менее чем в 10% классических
университетов. Есть, конечно, исключения. Например, МГУ им. Ломоносова и особенно
Пущинский государственный университет, работающий на базе академгородка, выпускают
только магистров, аспирантов и докторантов, причем соотношение учащихся и
научных руководителей в нем – примерно 1:1.
Такие исключения подчеркивают, что студенты-биологи могут
получить профессиональную подготовку на уровне начала XXI века лишь в считанных вузах, да и то
небезупречную. Почему? Поясню на примере. Для решения проблем генной
инженерии, использования технологии трансгенов в животноводстве и растениеводстве,
синтеза новых лекарственных препаратов нужны современные суперкомпьютеры. В
США, Японии, странах Евросоюза они есть – это мощные ЭВМ производительностью
не менее 1 терафлоп (1 триллион операций в секунду). В университете Сент-Луиса
уже два года назад студенты имели доступ к суперкомпьютеру мощностью 3,8
терафлоп. Сегодня производительность самых мощных суперкомпьютеров достигла
12 терафлоп, а в 2004 году собираются выпустить суперкомпьютер мощностью 100
терафлоп. В России же таких машин нет, лучшие наши суперкомпьютерные центры
работают на ЭВМ значительно меньшей мощности. Правда, нынешним летом российские
специалисты объявили о создании отечественного суперкомпьютера производительностью
1 терафлоп.
Наше отставание в информационных технологиях имеет прямое
отношение к подготовке будущих интеллектуальных кадров России, в том числе и
биологов, поскольку компьютерный синтез, например, молекул, генов, расшифровка
генома человека, животных и растений могут дать реальный эффект лишь на базе
самых мощных вычислительных систем.
Наконец, еще один интересный факт. Томские исследователи
выборочно опросили преподавателей биологических факультетов вузов и
установили, что лишь 9% из них более или менее регулярно пользуются Интернетом.
При хроническом дефиците научной информации, получаемой в традиционной форме,
не иметь доступа к Интернету или не уметь пользоваться его ресурсами означает
только одно – нарастающее отставание в биологических, биотехнологических,
генно-инженерных и прочих исследованиях и отсутствие совершенно необходимых в
науке международных связей.
Нынешние студенты даже на самых передовых биологических
факультетах получают подготовку на уровне 70-80-х годов прошлого века, хотя в
жизнь они вступают уже в XXI веке. Что касается научно-исследовательских
институтов, то только примерно 35 биологических НИИ РАН имеют более или менее
современное оборудование, и поэтому только там проводятся исследования на
передовом уровне. Участвовать в них могут лишь немногие студенты нескольких университетов
и Образовательного центра РАН (создан в рамках программы «Интеграция науки и
образования» и имеет статус университета), получающие подготовку на базе академических
НИИ.
Другой пример. Первое место среди высоких технологий
занимает авиакосмическая отрасль. В ней задействовано все: компьютеры,
современные системы управления, точное приборостроение, двигателе- и
ракетостроение и т.д. Хотя Россия занимает в этой отрасли достаточно прочные
позиции, отставание заметно и здесь. Касается оно в немалой степени и
авиационных вузов страны. Участвовавшие в наших исследованиях специалисты
Технологического университета МАИ назвали несколько самых болезненных проблем,
связанных с подготовкой кадров для авиакосмической отрасли. По их мнению,
уровень подготовки преподавателей прикладных кафедр (проектно-конструкторских,
технологических, расчетных) в области современных информационных технологий
все еще низок. Это во многом объясняется отсутствием притока молодых
преподавательских кадров. Стареющий профессорско-преподавательский состав не в
состоянии интенсивно осваивать постоянно совершенствующиеся программные
продукты не только из-за пробелов в компьютерной подготовке, но и из-за
нехватки современных технических средств и программно-информационных
комплексов и, что далеко немаловажно, из-за отсутствия материальных стимулов.
Еще одна важная отрасль – химическая. Сегодня химия немыслима
без научных исследований и высокотехнологичных производственных систем. В
самом деле, химия – это новые строительные материалы, лекарства, удобрения,
лаки и краски, синтез материалов с заданными свойствами, сверхтвердых материалов,
пленок и абразивов для приборо- и машиностроения, переработка энергоносителей,
создание буровых агрегатов и т.д.
Каково же положение в химической промышленности и особенно в
сфере прикладных экспериментальных исследований? Для каких отраслей мы готовим
специалистов-химиков? Где и как они будут «химичить»?
Ученые Ярославского технологического университета, изучавшие
этот вопрос совместно со специалистами Центра ИСТИНА, приводят такие сведения:
сегодня на долю всей российской химической промышленности приходится около 2%
мирового производства химической продукции. Это лишь 10% объема химического
производства США и не более 50-75% объема химического производства таких стран,
как Франция, Великобритания или Италия. Что же касается прикладных и экспериментальных
исследований, особенно в вузах, то картина такова: к 2000 году в России было
выполнено всего 11 научно-исследовательских работ, а число экспериментальных
разработок упало практически до нуля при полном отсутствии финансирования.
Технологии, используемые в химической отрасли, устарели по сравнению с
технологиями развитых промышленных стран, где они обновляются каждые 7-8 лет.
У нас даже крупные заводы, например по производству удобрений, получившие
большую долю инвестиций, работают без модернизации в среднем 18 лет, а в целом
по отрасли оборудование и технологии обновляются через 13-26 лет. Для
сравнения: средний возраст химических заводов США составляет шесть лет.
1.3 Место и роль фундаментальных исследований
Главный генератор фундаментальных исследований в нашей
стране – Российская академия наук, но в ее более или менее сносно оборудованных
институтах работают всего около 90 тысяч сотрудников (вместе с обслуживающим
персоналом), остальные (более 650 тысяч человек) трудятся в НИИ и вузах. Там
тоже проводятся фундаментальные исследования. Поданным Минобразования РФ, в
1999 поду в 317 вузах их было выполнено около 5 тысяч. Средние бюджетные
затраты на одно фундаментальное исследование – 34 214 рублей. Если учесть, что
сюда входит приобретение оборудования и объектов исследования, затраты на
электроэнергию, накладные расходы и т. д., то на зарплату остается всего от 30
до 40%. Нетрудно подсчитать, что если в фундаментальном исследовании
участвуют хотя бы 2-3 научных сотрудника или преподавателя, то они могут
рассчитывать на прибавку к заработной плате в лучшем случае 400-500 рублей в
месяц.
Страницы: 1, 2
|