Меню
Поиск



рефераты скачать Народный костюм и его интерпретация в современной моде

С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами.

Народные костюмы с малиновыми розами и ярко- зелёнными  листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое  национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.


3.2. Орнамент

Орнамент русского народного костюма (тканый или вышитый) мог быть растительным, зооморфным, орнитоморфным, антропо­морфным и геометрическим. Весьма характерна для русского на­родного орнамента полиморфность, т.е. гибридность образов - со­четание в них антропоморфных, зооморфных и орнитоморфных черт, причем, чем дальше в глубь времен, тем ярче она проявляет­ся.

В древних орнаментах круг, ромб, крест, свастика олицетворя­ли солнце, "горизонтальная линия обозначала землю, волнообраз­ная ритмическая линия - воду, ломаная - грозные силы природы.

В русском народном костюме с особой силой проявилась "любовь славянских народов к композиционным рядам, ярко выра­женным в ткачестве, вышивке, несущим долевой масштаб"'.

Пря­молинейность и геометричность орнамента объясняются тем, что техника тканья и вышивки по счету нитей затрудняла выполнение закругленных линий. Потому, например, мотив круга - символ солн­ца - заменяется квадратом или ромбом, поставленным на угол, что подтверждается названием этих узоров - "круги", "круговые"

На русском севере глубоко традиционными мотивами орнамента были изображения женской фигуры - символа плодородия, Матери сырой земли; солярных знаков - кругов, крестов, свастики, усложненных ромбов, коня, оленя, птицы; дерева - символа вечно живой природы; двух птиц - голова к голове - символа счастливого брака.

Для южнорусского костюма характерны разработки раститель­ных и геометрических узоров. Часто встречались мотивы косых кре­стов, крючковидных фигур ("гусары"), розеток, восьмиугольных звезд; ромбы с загнутыми отростками, или "рогами", на углах ("рогулечки"), с прямыми отростками ("репьи"), с маленькими ромби­ками на углах ("городки"), гребенчатые ромбы и др.

Наряду с ткачеством большую роль в украшении одежды и всех тканых домашних вещей (полотенец, занавесок, белья и пр.) играла вышивка. К старинным приемам русской вышивки относятся: счетная гладь, набор (имитация ткачества), цветная перевить (перевивание сетки цветными нитями, двусторонний крест, белая строчка по "выдернутой" сетке, тамбурная вышивка цветными нитя­ми и др.).

К началу XX в. во все уголки России проникла городская черно-красная вышивка крестом по канве.

В отделке крестьянской  праздничной одежды получили разви­тие техника и орнаментальные мотивы древнерусской золотой вышивки, первоначально украшавшей предметы культового и вели­косветского обихода. Особенно пышно расшивались золотыми ни­тями головные уборы, платки и душегреи русских крестьянок. Золо­тошвейки пользовались пряденными или волоченными нитями, битью - тонкой узкой полосой металла, канителью - скрученной спи­ралью тонкой проволочкой, плетенными шнурами. Металлическая нить накладывалась на ткань и в разнообразных комбинациях-ритмах прикреплялась мелкими стежками шелковой или льняной нитью. Растительные, зооморфные и другие узоры воплощались с помощью большого количества разнообразных швов-прикрепов:  "клопчик",  "денежка",    "ягодка    простая",    "ягодка  с   черенком", "перышки", "рядки" и др. Известно, что золотошвейками Торжка применялось более сотни различных швов. Золотом шили по бархату, шелку, кисее, коже, дополняя шитье жемчугом, блест­ками, бисером, гранеными стеклышками в металлических гнездах и проч.

Разнообразие орнаментики народной одежды достигалось ис­пользованием разномасштабности мотивов, их простой и сложной повторностью, техникой швов, варьированием цветов и т.д. Орна­мент при этом выполнял ряд художественных конструктивных функ­ций: соединение разных материалов, цветов, конструирование формы и определение ее тяжести, разбивка плоскостей.

Следует отметить, что народный орнамент постоянно обога­щался и в художественном, и образном выражении, отражая изме­нения в жизни крестьянства. Древние орнаментальные мотивы и темы со временем приобретали все более декоративный и сказоч­но-поэтический смысл, и в традиционную иконографию вводились реалистические, часто бытовые мотивы и образы. Возникали новые материалы, стилистические и технические приемы. Так, распро­странившийся во второй половине XIX в. тамбурный шов постепенно вытесняет традиционные швы и орнаментальные композиции с их глубоким духовным содержанием и все больше выделяет деко­ративную сторону орнаментики. Вместе с тем эти изменения не на­рушали концепцию традиционно целостного и жизнерадостного восприятия мира, выраженную в костюме.


3.3. Вышивка


В народной вышивке, преимущественно счетной (по счету нитей ткани), обычно ограничивавшейся вначале одним-двумя цветами ни­тей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего эта вышивка долго удерживала национальное своеобразие цветового строя,  став многоцветной, но не  пестрой. Так, в большинстве рай­онов России в вышивке XVIII - XIX вв. доминировал красный цвет с вкраплением синего и черного (смоленская вышивка), в сочетании с белым и синим (в тульской), с зеленым (в калужской), с черным (в там­бовской), с многоцветным дополнением (в каргопольской).

В русской вышивке наряду с мотивами, восходящими к древним славянским культурам (ромб — символ Солнца в вышивке центральных районов, геральдические сцены с матерью-богиней или древом жизни посередине в вышивке северных районов), уже в начале XIX в. появ­ляются изображения барсов, орлов, взятые с узоров привозных тканей и включаемые, например, в вышивку на Севере и в центральных райо­нах. Во второй половине XIX в. в результате закрытия помещичьих и монастырских мастерских возникли вышивальные промыслы, которые получили большое распространение в следующем столетии, сыграв важ­ную роль в сохранении народных традиций в культуре XX в.

Особое значение в народном костюме придавали цвету как сред­ству наибольшей выразительности.


3.4. Цвет в костюме

У разных народов существовали различные обозначения и назва­ния цвета. Нередко встречаются такие названия, как веселые и груст­ные, свежие и тусклые, что часто соответствует настроению человека. В традиционной одежде встречаются практически все основные цвета, известные по шкале цветовосприятия: белый, красный, черный, зеле­ный, желтый, голубой, коричневый, фиолетовый, розовый, оранжевый, серый.

Известно, что эмоционально-психологическое воздействие цвета на человека проявляется в различном воздействии на органы чувств (возбуждающем, успокаивающем, угнетающем). Человек воспринимает цвета как теплые и холодные, радостные и печальные, объемные и плос­кие, легкие и тяжелые. Теплые цвета зрительно увеличивают объем и поверхность одежды, а холодные - уменьшают их.

Через цветовую гамму выражалась возрастная принадлежность одежды: для детей - нежные, светлые пастельные цвета; для подрост­ков яркие, контрастные; для взрослых - сложные цветовые сочетания от ярких до пастельных; для людей пожилого возраста, стариков - спо­койная, зачастую темная цветовая гамма.

Цвет, таким образом, играл существенную роль в народной одеж­де, сообщая определенную информацию о носителе данного костюма. При этом различие в цвете костюма воспринималось гораздо легче, чем изменения в крое или ткани, особенно на расстоянии. Цвет одежды как бы предупреждал собеседников, с кем они имеют дело и какую пози­цию нужно занять в отношении этой особы. Такую задачу в народной культуре выполняли очень многие цвета, а сообщаемая ими информа­ция была столь существенна, что носитель костюма однозначно зани­мал определенное место в общественной иерархии. Так, цвет одежды мог выступать как символ национальной и региональной принадлежности  или как определитель возраста и пола, цвет выполнял престиж­ную функцию или маркировал гражданское состояние носителя костю­ма. Несомненна и магическая функция цвета одежды или украшения, входящего в комплекс одежды.

Для декоративного оформления народного костюма кроме цвето­вого компонента было характерно сочетание различных материалов и фактур (текстиль, кожа, кружево, металл, кость и т. д.


4. КОСТЮМЫ РУССКИХ ГУБЕРНИЙ


В притихшем, недвижном воздухе летнего вечера, где-то далеко на гористом Киевском шоссе начинает звучать песня. Стройно, ладно поют женские голоса протяжную мелодию, то сливаются, как бы соединяясь в один голос, то вдруг разделяются на ручейки – одни текут спокойно, и в них чувствуется опора, другие устремляются вверх, рассыпаясь звонкими, замысловатыми переливами.

Загорелые, обожженные солнцем лица окружены цветными платками, и весь костюм. Весь облик женщины настолько ярок и красочно звонок на фоне светлой травы, залитой солнцем и темной, слегка синеватой листвы дубов, что вызывает удивление и безотчетное чувство радости, которое подхватывают и растворяют в воздухе доносящиеся издали, откуда-то сверху неясные трепещущие звуки. Воспоминания эти навсегда остаются в глубинах памяти как чудное сочетание звуков и цвета, и кто может ручаться, что не они определили круг интересов зрелого человека и заставили изучать, искать, думать и стараться понять красоту русского народного костюма.

Всю одежду крестьянка спокон веков делала сама, вкладывала в эту работу настоящий талант художника, освобождающий ее душу от тяжкой действительности. Слишком мало было красивых вещей в быту крестьян и, прежде всего, крестьян в Черноземной полосе, где непосильный гнет крепостного права отягощался еще мизерными наделами и частыми неурожаями. И в том немногом, что крестьяне имели и создавали сами, так полно, так ярко воплощалась жажда прекрасного, что невольно возникал непонятный, почти неправдоподобный, похожий на своеобразную сказку контраст между убогим жилищем и праздничным костюмом. Даже на севере России и в некоторых районах Поволжья, где многие крестьяне жили зажиточно и могли, когда строили избы, украшать их затейливой резьбой, давая волю своему художественному воображению, но даже здесь ничто не могло соперничать с женским костюмом. Его несравненное великолепие наделяло каждую девушку, каждую женщину истинной красотой.

Русский народный костюм впервые был представлен зрителю в Москве в 1867 г. на русской этнографической выставке. Экспонаты выставки стали основой для создания русского этнографического музея под названием Дашковского.

Благодаря тем, кто собрал, сохранил и донес до нас через музейные коллекции подлинники русского народного костюма, представляется возможным сегодня исследовать художественные достоинства этого вида народного искусства. В каждом краеведческом музее трудились и трудятся энтузиасты, инициаторы, которые сберегли для нас и будущих поколений образцы русской народной одежды.

4.1. Архангельский костюм

Форма костюма строится, исходя из головного, плечевого и грудного опорных поясов. На головном опорном поясе крепится кокошник и головной платок, по колориту созвучный кокошнику. На плечевом опорном поясе строится рубаха, крепится сарафан и душегрея. Форма каргопольского костюма, касающаяся фигуры в основном в плечевом опорном поясе, как бы скрывает строение фигуры и создает этим самым впечатление монументальности, величия.

Грудной пояс лишь акцентируется верхним краем полотнищ (переднего и заднего) сарафана и душегреи и орнаментальной полосой, которая выступает в созвучии с вертикальной (вдоль линии борта пол душегреи и вдоль всей длины сарафана), создавая симметричную композицию костюма. Положение костюма определяется здесь тремя силуэтными изображениями, подчеркивающими ярко выраженную динамичную форму за счет направленности движения костюма снизу вверх.

Конструктивные линии формы являются здесь местами сосредоточения декора – горловина и нагрудный разрез рубахи, линия плечевого пояса рубахи, верхний край душегреи спереди и сзади, вдоль линии борта пол душегреи и сарафана. Орнаментальные мотивы на костюме условны, стилизованы и схематичны, при этом они связаны между собой в единое целое по правилам орнаментального ритма и симметрии, то есть с архитектоникой костюма. Величественный вид, динамику костюму придают здесь вертикальные и наклонные линии душегреи и сарафана. Анализируемому костюму особое звучание придают красный цвет и его оттенки.

Этот костюм, являясь типичным представителем традиционного русского костюма – живая иллюстрация того, что исконно красный цвет употреблялся на Руси в народной речи для обозначения чего-то хорошего, светлого, нарядного или дорогого, почетного, ценного: красна девушка, красный сарафан и т.д.

Эмоциональный настрой костюму придает, наряду с линиями формы, также цвето-фактурное и декоративное решение. В результате взаимосвязей и сочетаний линий, цветов и фактур создан облик праздничного костюма: поэтизирована прозаическая бытовая вещь.

Геометрический вид формы – трапеция, в профильном силуэтном изображении – треугольник. Величина формы – большая: длина сарафана до линии щиколоток. Костюм построен на сочетании красных и золотисто-серебристых цветов. Целостная композиция костюма отражает логику и органичность связи конструкции рубахи, сарафана и душегреи с решением костюма в целом. Элементы формы согласованы в костюме по принципу нюанса-контраста: форма сарафана переходит в форму душегреи в сочетании с платком или в форму душегреи с малой формой головного убора (кокошника). Композиционные центры смещены вверх: головной убор, линия выреза горловины, плечевой пояс, линия груди, которые между собой согласованы, составляя единство и целостность.


4.2. Нижегородский костюм


Буйство красок и фактур материалов отличают этот костюм, которому нет похожих ни в одном регионе России.

Форма костюма строится исходя из головного, плечевого и талиевого опорных поясов. На головном опорном поясе крепится необычный по форме и декоративному решению головной убор. На плечевом опорном поясе крепятся рубаха-кофта, передник и нашейные украшения. Линия груди в этом костюме не акцентируется. На талиевом опорном поясе крепится понева.

Талия подчеркивается также подпоясыванием кофты. Положение костюма в пространстве определяется тремя силуэтными изображениями, подчеркивающими статичное состояние костюма и соотношение элементов, близкое к равенству.

Декоративность костюму придают в первую очередь красные цвета тканей – поневы, кофты, головного убора, передника. Озвучивают фон костюма различные декоративные элементы: белое кружево–шитье в обилии на переднике, цветные нашивки – зелено-сине-желтые – на кофте и головном уборе, вертикальные и горизонтальные желтые полосы  на поневе, создающие клетку. В созвучии к красочному состоянию всего костюма дополнением являются цветные вязаные чулки.

Геометрический вид формы – прямоугольник. Элементы костюма согласованы между собой по принципу подобия.

При всей красочности, декоративности, сочетании различных фактур материалов необычный костюм воспринимается целостно и выразительно.

4.3. Воронежский костюм


Форма костюма строится с учетом головного, плечевого и талиевого опорных поясов. Ведущим является талиевый опорный пояс – и в летнем варианте и в варианте с верхней одеждой. Членение в костюме и соотношение зрительно просматриваемых элементов создают статичную композицию.

Выражением состояния формы костюма в пространстве являются представленные его силуэтные изображения – вид спереди, сбоку и сзади. Геометрический вид формы костюма – во основном прямоугольник и представляет собой сочетание формы, близкой к квадрату и прямоугольнику. Соотношение элементов  и пропорции в костюме создают статичную композицию.

Декоративно решаются отдельные элементы костюма, а также участки композиции, выявляющие форму и подчеркивающие конструктивные линии – плечевой пояс, низки рукавов, разрез на линии груди, линию борта, нижний угол верхней полы, низки рукавов и линию низа (верхняя одежда).

Эмоциональный настрой в костюме создается за счет колорита и общего декоративного решения костюма. Костюм отличает красочная красная понева, сплошь узорно вытканная. В созвучие с ней, необычная, присущая именно воронежскому костюму графичная, филигранная вышивка черными нитями в сочетании с золотистыми. Подобный дополнительный декоративный аккорд, созвучный рубахе, располагается на переднике.

Необычность декоративного решения прослеживается также в верхней одежде; на черном фоне – золотисто-красная гамма декора – вышивки и аппликации. Костюм отличается также богатством сочетаний фактур материалов.

Анализируемый костюм – яркая образная иллюстрация воронежского костюма и ему нет подобных.

Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами – малорасчлененным компактным объемом и лаконичным, мягким, плавным контуром. Даже когда женщина шла, костюм ее сохранял особенность – плавную текучесть линий, так привлекающих людей в движениях лебедя или гордой походки павлина. И примечательно то, что этот характер движения был настолько ограничен для образа русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах.

Богатство красок русского женского народного костюма распределялось по сложившимся в отдельные времена художественным законам. И в этом расположении цветов снова и снова проступает образ из древней славянской мифологии – символический образ птицы.

Шитые золотом, разноцветными нитями, жемчугом или цветными камнями кички, кокошники, сороки венчали головы русских женщин. В самих названиях этих уборов сохранились корни древних, бытовавших у наших предков наименований птиц.

В течение столетий русские крестьяне шлифовали свой костюм, согласовывали элементы, отметая все случайное, сохраняя самое понятное, дорогое людям, вкладывая при этом в костюм свое представление о красоте. Главным всегда оставался сам человек, для которого костюм создавался, постоянно сочетая в костюме красоту и пользу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, с помощью текущих работ по теме «Народы Севера» и «Анализа народного костюма» мы рассмотрели роль народного костюма в конструировании современной одежды для молодежи. Таким образом, цель курсовой работы достигнута, все поставленные задачи решены.

Мы выяснили, что костюм - особый объект творческой деятельности художника. Искусство создания костюма, как и всякое другое искусство, требует от создателя мастерства, знаний, фантазии, вкуса, определенных навыков. Для создания костюма (одежды, обуви, аксессуаров) используются самые разнообразные материалы, наделенные различными качествами - цветом, фактурой, структурой, рисунком. Разрабатывают материалы специалисты широкого диапазона - текстильщики, трикотажники, кожевенники, меховщики, химики и др.

В работе мы также рассмотрели ансамбль - художественно решенный костюм, несущий определенную идею,    образное    содержание,    структуру, обусловленные назначением. Ансамбль  костюма  характеризуется   строгой взаимоподчиненностью его составляющих с образом человека конкретного времени, эпохи, находясь в созвучии с окружающей средой - интерьером или экстерьером.

Колдовская сила русского костюма так велика, что, как мне кажется, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.

ЛИТЕРАТУРА


1.                 Андреева А. Ю. Русский народный костюм: путешествие с севера на юг. - СПб.: Паритет, 2005.

2.                 Вейс Г. История культуры народов мира. Костюм. Украшения. - М:Эксмо, 2004.

3.                 Готтенрот Ф. Иллюстрированная история материальной культуры. – М.:АСТ, 2001.

4.                 Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М.: изд. "Молодая Гвардия", 1988.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.