Меню
Поиск



рефераты скачать Наркомания как медико-социальная проблема

Третичная профилактика направлена на предотвращение срывов и рецидивов наркомании. Собственно, это и есть реа­билитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на макси­мально возможном уровне.

Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реаби­литации детей и молодежи в системе Министерства образова­ния Российской Федерации. Помимо специализированных цент­ров в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социаль­ной помощи — ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным:

© — оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи детям и молодежи, употреб­ляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную за­висимость;

© — оказание консультативной помощи и правовой под­держки родителям по вопросам наркозависимости детей и мо­лодежи; организация общеобразовательного и профессиональ­ного обучения и с этой целью создание учебных классов, сту­дий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;

© — оказание организационно-методической и консульта­тивной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от психо­активных веществ;

© — взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в употребление психоактивных ве­ществ;

© — разработка и апробирование реабилитационных про­грамм для детей и молодежи с зависимостью от психоактивных веществ;

© — разработка программ профилактики срывов и рециди­вов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и ре­абилитацию и интегрированных в образовательное учреждение.

Работа с родителями в процессе профилактики наркомании предполагает реализацию воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркотической зависимости) и об­разовательных (освоение основных приемов организации семей­ной профилактики) задач.

Именно педагоги образовательных учреждений способны вовлечь ребенка в интересный мир, в котором каждая минута жизни будет заполнена значимым содержанием, в котором мно­го созидательной деятельности.

Таким образом, внедрение основных направлений Концеп­ции профилактики наркомании должно привести к общему снижению спроса на наркотики и числа лиц, заболевших нар­команией, а также к сокращению численности “группы риска” по фактору “наркомания”.

В результате станет больше тех, кто понимает — дальней­шее распространение наркомании может привести к краху че­ловечества.



Заключение

                                                   Вот он тащился чуть не умирая,

                                                    Через минуту ж – где достал, бог весть!

                                             Радостях искуственного рая

                                                           Мир может на лице его прочесть! …

                                                             А сколько их сейчаз бредет по свету,

                                                          Чья участь то сладка, а то тяжка …

                                                   И видимо уже спасенья нету от

                                            Этого простого порошка …

Е. Винокуров.


Социальный кризис, вслед за экономическим пришедший в жизнь нашего государства и общества, делает задачу ради­кального искоренения наркомании в современных условиях малореализуемой. Однако, учитывая уже начавшееся поступа­тельное развитие экономики, преодоление инфляции, можно сделать вывод, что в наших силах удержать эту проблему в рамках, чтобы она не угрожала генофонду нации.

Поэтому проанализировав проблему наркомании как медико-социальноне явление, мы можем с уверенностью сказать, что всё-таки “спасение есть от этого простого порошка”. 

Наша сегодняшняя надежда на приостановление дальней­шей эскалации проблемы наркомании и токсикомании возла­гается на упреждающие меры.

Первой из таких мер является своевременное выявление потребителей наркотиков и токсических веществ путем массо­вых диагностических обследований (мониторингов). Но надо осознавать, что эффект от осуществления только такой меры сведется к выявлению определенного количества уже заболева­ющих и больных людей.

Другой важной мерой будет служить профилактика (в том числе психолого-педагогическая), проводимая под постоянным медицинским контролем (наблюдением), прежде всего для лиц с выявленной гиперчувствительностью, чьи личностные особен.

ности предрасполагают к поиску путей избавления от проблем через употребление наркотиков (“группа риска”).

Третья мера — обучение населения, ведущего здоровый, трезвый, социально позитивный образ жизни, приемам жизни в нездоровом обществе, среди людей, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические вещества.

Задачи массовой профилактики — это соблюдение и развитие условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья; пропаганда здорового образа жизни; предупреждение возникно­вения и развития заболеваний путем воздействия на неблагопри­ятные факторы окружающей среды и вредные привычки; как можно более раннее обнаружение нарушений адаптации к усло­виям внешней среды и проявлений заболеваний для проведения психокоррекционных мероприятий; предупреждение утяжеле­ния заболевания; восстановление трудоспособности.

Используя силы только здравоохранения, массовую профилак­тику, никаких болезней не предотвратить. Необходимы слажен­ные, координированные усилия всех систем социальной инфра­структуры общества на основе системного подхода к проведению соответствующих комплексных исследований, объединение по це­левому принципу всех средств здравоохранения, образования и достижений медицинской науки: от консультирования до новых методов психолого-педагогической коррекции патологических со­стояний, лечения и медико-социальной реабилитации.

По данному исследованию мы можем сделать вывод, что роль социального работника в этой проблеме очень высока. Главным образом в том, чтобы помоч наркоману приодолеть зависимость от ПАВ. Ведь путь наркомана к существованию без наркотиков долог и труден, и помочь ему – задача не только медиков, родных, близких и друзей, но и социального работника. Наркоман должен быть вновь принят семьей и обществом, и только после этого он сможет пойти по жизни самостоятельно.

Кроме того, необходимо проводить профилактику, целью которой является – сформирование психологического иммунитета, то есть вызвать у людей отрицательное отношение к наркотикам. Для этого необходимо обеспечить действенную социальную и правовую защиту, укреплять систему социальной помощи детям и взрослым, то есть создать как можно больше служб доверия, приютов, социально-реабилитационных центров. А так же, на мой взгляд, нужно повысить число различных секций, кружков, оздоровительных центров, где дети и взрослые смогут проводить своё свободное время так, как к наркотикам, в большенстве случаев, приобщяются от безысходности.

Чем здоровие социальная среда окружающая человека, тем здоровее общество, тем меньше социальных проблем в стране.

 И в заключение целесообразно привести одно суждение, которое принадлежит человеку, испытавшему на себе власть наркотика:

“Человек всегда стремился к свободе и раскрепощению. Увы! Универсального пути достижения этих категорий нет. Каждый идет своей одинокой и трудной дорогой, и зачастую не хватает про­стого терпения, чтобы понять: ра­дость уже в том, что ты идешь, а не стоишь на месте. Тех же, кто с по­мощью наркотиков хочет познать рай на земле, я огорчу: этот рай неминуемо обернется адом, потому что жизнь — она как дикий зверь — не любит, когда ее боятся. Скорость вознесения всегда эквивалентна силе удара при падении”.

























Список литературы

1.                    Комиссаров Б. Г., Фоменко А. А. SOS: наркомания. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000 – с. 88-91.

2.                    Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991 – с. 58-74.

3.                    Наркомания: избавление от зависимости, лечение профилактика/Авт. – сост. В. И. Петров. – Мн.: современ. литератор, 1999 – с. 48-49.

4.                    Школа без наркотиков. Книга для педогогов и родителей // издание 2-е переработонное и дополненное // Под научн. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001 с. – 5-19, 56-61, 151-156.

5.                    Ягодинский В. Н. Убереч от дурмана. Кн. для учителя. М.: 1989 с. – 68.





































Приложение

Таблица 1

Признаки употребления различных групп наркотиков


Психоактивное вещество

Немедленное воздействие

Долгосрочное воздействие


  1. Психодепрессанты

а) Препараты опия

















б) Успокаивающие и снотворные пре­параты (транквили­заторы)



Все вещества этой группы оказывают воздей­ствие, сходное с воздействием алкоголя. Они замедляют мыслительные и двигательные про­цессы человека и понижают способность к концентрации внимания. Они вызывают состо­яние “похмелья” или невнятную речь, сонли­вость и проблемы координации после прекра­щения воздействия интоксикации. Небольшие дозы уменьшают чувство беспокойства, тогда как более сильные дозы вызывают сонливость. Алкоголь повышает их воздействие, а повтор­ные дозы вызывают отравление из-за того, что вещество быстро не преобразовалось в резуль­тате обмена веществ. Распространены несчаст­ные случаи и самоубийства.

Расслабление, снижение тревоги, замедление психической и физической активности, депрес­сия, спутанность мыслей. Притупление воспри­ятия удовольствия и боли. Обильный пот, паде­ние артериального давления, судороги.



Необычная сонливость в самое раз­ное время, замедленная, “растяну­тая” речь, частое “отставание” от те­мы разговора. Добродушное поведе­ние, покладистость, впечатление по­стоянной задумчивости. Стремление к уединению в тишине и темноте. Психоактивные вещества этой груп­пы могут привести к зависимости. Продолжительное и значительное употребление может вызвать пробле­мы с памятью, неспособность к обу­чению, проблемы с координацией и после вывода вещества могут вы­звать конвульсии.



2. Психостимуляторы



Человек обычно испытывает краткое ин­тенсивное чувство интоксикации и преуве­личенное чувство уверенности в себе. Затем настроение быстро изменяется к худшему и может стимулировать человека к повторению дозы. Передозировка отме­чается чаще при “крэке”, чем при других формах кокаина. Кофеин в кофе и чае быстро распространяется по организму и оказывает на человека возбуждающее действие. Слишком большое количество может вызвать усиление сердцебиения, чувство беспокойства и расстройство желудка.



Гиперактивность, болтливость, раздра­жительность, проблемы психического здоровья, чувство подозрительности и недоверия к окружающим. Отсутствует чувство голода. Нарушается режим сна и бодрствования. Появляется сильное сексуальное раскрепощение. Деятель­ность носит непродуктивный, однооб­разный характер. Зависимость является распространенной.



3. Галлюциногены

 а) Препараты коноп­ли





б) Другие галлюци­ногены (ЛСД, пси-лоцибин и др.)


Эйфория,тревога,подозрительность, смех, расслабление, ощущение пустоты в голове, речевое возбуждение, жестикуляция, лег­кость тела, искажение восприятия про­странства.


Галлюцинации, иллюзии, деперсонализа­ция, бред, паника, депрессия, суицидаль­ные намерения, провалы в прошлое, сту­пор, расширение зрачков, учащенное


серд­цебиение, потливость, дрожание. Возмо­жен психоз.



Словоохотливость, колебания настро­ения, налитые кровью глаза, повышен­ный аппетит. Тревога, депрессия, без­различие, бездеятельность.



Воздействие вещества продолжается несколько дней или даже месяцев после его принятия. Это явление часто называется “флэшбэк”. Регулярное


употребление галлюциногенов может ухудшить память и способность к концентрации внимания, что создает проблемы психического здоровья, ве­дет к непредсказуемому поведению.



4. Ингалянты



Эйфория, ощущение пустоты в голове, спутанность сознания, галлюцинации, по­теря аппетита, вспыльчивость, смазанная речь. Легко происходит передозировка, приводящая к повреждению внутренних органов, мозга и смерти от асфиксии. Наибольшей опасностью является внезап­ная смерть при вдохе ингалянта.



Изменение поведения и личности. Расширенные или суженные зрачки, налитые кровью глаза, отек вокруг глаз, носовые кровотечения, высыпа­ния на коже вокруг рта и носа, потеря аппетита и отсутствие мотивации. Не­которые растворители токсичны для печени, почек или сердца, а другие могут вызвать нарушения мозга.



Лексика (сленг) наркоманов

Баш — доза гашиша, около 1 г.

Банка (салют, белое) — солутан, эфедриносодержащее ле­карство, из которого на дому получают опаснейшие наркотики.

Винт (айс) — первитин (метамфетамин).

Гера — героин.

Глюки — галлюцинации, вызванные использованием нарко­тических или токсических веществ.

Грибы — один из видов поганок, содержит сильнейшие гал­люциногены.

Джсф (мулька, космос, эфенди) — эфедрой.

Дима — димедрол.

Дороги — цепочки из “дыр”, .то есть следов от уколов, по ходу вен на руках (или ногах).

Дунуть — покурить коноплю в компании наркоманов.

Дурь (опилки, зимник, план) — гашиш.

Дыры — следы от уколов.

Кайф (волокуша, таска, нирвана) — основная фаза нарко­тического опьянения, состояние, ради которого и употребля­ются наркотики.

Кода (катюха, пурь) — кодеин.

Кокнар (кукнар) — маковая соломка.

Колеса (сидней, атом, цикла) — любые таблетки, способные воздействовать на сознание, в том числе “сиднокарб” (сидней), “этаминал натрия” (атом), “циклодол” (цикла).

Контроль — кровь в шприце, закачанная из вены для того, чтобы предотвратить попадание в нее воздуха из шприца.

Костыль — раскатанная пластина гашиша диаметром 1—3 см и толщиной 1—2 мм из расчета на 1—2 папиросы (может пере­сылаться в почтовом конверте).

Косяк — сигарета с гашишем (“забить косяк” — пригото­вить папиросу с гашишем).

Кропаль — продукт для приготовления гашиша (пластинка наркотика, как правило, в виде круга).

Литература (книжки, травка) — марихуана, конопля, кан-набис. (“Крутая тема” — трава с повышенным содержанием каннабиолов.)

Лошадка — метадон.

Ломка — крайне болезненное состояние, возникающее у нар­команов после продолжительного периода воздержания от упо­требления наркотика.

Мара — ткань, используемая в процессе приготовления га­шиша.

Мария — опий.

Марафет (кока, кокс, крэк) — кокаин.

Мойка — лезвие для снятия наркотического вещества с ка­кой-либо поверхности (стенки или дна посуды).

Метро — вена под мышкой. Используется теми, у кого руки должны быть “чистыми”.

Мулька (коктейль, джеф, космос, эфенди) — эфедрон.

Мультики — галлюцинации, возникающие при действии ин-галянтов (возникающие видения напоминают мультипликацион­ный фильм).

Опилки (зимник, чернушка, план, дурь) — гашиш (анаша, каннабис, чаре).

Определяться — иметь внешние признаки наркотического опьянения.

Отход, отходняк — конечная фаза воздействия наркотика на организм.

Париться — вдыхать пары ингалянтов.

Пласт — плантация конопли.

Пласт валит — период массового сбора конопли (август-сентябрь).

Пластилин (пласт) — разновидность гашиша высшего ка­чества, приготовляемая из пыльцы, снятой с макушек конопли.

Приход — эйфорическое состояние, возникающее сразу после приема наркотика (обычно внутривенно).

Пяточка — окурок папиросы с наркотиком.

Передок — слишком большая доза наркотика.

ПСП — продукт домашней переработки полиэтиленовых пакетов, обладающий сильнейшим психоделическим воздейст­вием. Употребляется как заменитель ЛСД.

Сидеть на игле — постоянная потребность в наркотиках, вводимых внутривенно с помощью шприца.

Симпляк (терьяк, опиюха, химканка, карахан) — опий и экстракт маковой соломы.

Смотреть стриптиз — галлюцинации, связанные с сексуаль­ным содержанием, возникающие у подростков при использо­вании ингалянтов.

Султыга — ацетилированный опий.

Торчать — испытывать эйфорию.

Травка (дурь, план, клевер, сено, божья травка, Мэри Джейн, нот, грае, хей, виид) — марихуана.

Флет — квартира, в которой можно собираться в отсутствие взрослых.

Химка — гашишное масло.

Химпласт — конечный продукт переработки гашишного мас­ла, приготовленного из пыльцы конопли.

Центряк — вена на локтевом сгибе.

Чифирь — крепкий чай (экстракт чайного листа).

Ширка — самодельный препарат, содержащий первитин.

Ширяться (шмыгаться) — вводить что-нибудь внутривенно.

Употребление сленга наркоманов, изменения во внешности и в поведении не всегда служат верным доказательством упо­требления ребенком наркотиков. Очень часто эти перемены могут иметь другое объяснение.




















Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.