Направление реформирования АПК России
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИЕТ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ АПК
РЕФЕРАТ
На тему:
Направление реформирования АПК России.
Выполнила: Федина А. ММ-31 ЭКФ
Проверила: Шарнина Н. М.
Йошкар-Ола
1999 год.
Содержание.
1. Введение………………………………………………………………3
2.
Направление реформирования АПК России.
2.1 Научное обеспечение рыночных преобразований в АПК…………………………………………………………………4
2.2 Рагосударствление и приватизация………………………..4
2.3 Субсидирование и госрегулирование……………………..9
2.4 Налогооблажение в условиях рыночной экономики…10
2.5 Создание системы маркетинга……………………………..11
2.6 Научно-технический уровень сельхозпроизводства, квалификация кадров……………………………………………….11
2.7 Социальная сфера и экологические проблемы…………13
3. Заключение……………………………………………………………14 4. Список литературы………………………………………………….15
Введение.
Осуществление преобразований в экономике страны после 1991 года
проходит на фоне нарастания кризисных явлений во всех производственных отраслях
хозяйства, при этом наиболее драматично ситуация складывается в
агропромышленном комплексе.
Поспешность, а зачастую и ошибочность выбора приоритетов в проведении
реформ привели к серьезнейшим диспропорциям в функционировании
сельскохозяйственных предприятий, отраслей переработки продукции, сферы
материально-технического обеспечения. (3)*
Разрушительное действие рынка усиливается в силу таких особенностей
сельского хозяйства как сезонность производства, существенная зависимость от
погодных условий, слабая материально-техническая база, неудовлетворительные
условия труда и быта. Кроме того, резкое сокращение государственного финансирования,
снижение покупательной способности потребителей сельскохозяйственной продукции,
удорожание кредитных ресурсов и другие экономические и социальные новации
рыночного механизма также явно дискредитировали аграрную реформу, привели к
потере к потере управляемости в аграрной сфере с точки зрения создания
нормальных условий для сельскохозяйственного производства. (1.4)
В основе реформ, проводимых сейчас в аграрном секторе,
лежат такие процессы, как разгосударствление и приватизация земли,
производственных фондов и других материальных ресурсов и создание на этой
основе многоукладной рыночной экономики и механизма рыночных отношений.
Аграрный сектор экономики является важной и специфической частью всей системы
экономических отношений в обществе. Аграрные отношения выражают собой всю
совокупность производственных, социальных, культурно-бытовых,
нравственно-этических отношений между людьми базирующихся на системе их
материальных и моральных интересов.
Конечной целью реформирования аграрного сектора экономики,
как прогнозируется сейчас большинством ученых и практиков, является не только и
не столько создание многоукладной рыночной экономики, сколько изменение форм и
методов хозяйствования на земле, осуществление демократизации хозяйственной
деятельности, разнообразных форм предпринимательства и на этой основе добиться
оптимального сочетания личных, коллективных и общенародных интересов, изменить
факторы мотивизации труда. (2)
* - Здесь и далее в скобках обозначен номер цитируемого
издания.
(Смотри список литературы).
2. Направление реформирования АПК России.
2.1 Научное обеспечение рыночных преобразований в АПК.
В условиях жесткой рыночной экономики,
нестабильности финансово-кредитной системы многие ныне функционирующие
коллективные предприятия в аграрной сфере оказались в исключительно трудном
положении. Во всех категориях хозяйств в 1996 г. по сравнению с 1990 г. валовая
продукция сельского хозяйства в сопоставленных ценах снизилась 13,4%,
производство зерна - 45%, мяса - 37%, молока - 11%, приобретение тракторов в
тот же период уменьшилось в 22,5 раза, комбайнов - 12,4 раза и грузовых автомобилей
в 19,4 раза. (1.7)
Среди всего комплекса причин, обусловивших сложившееся
кризисное состояние аграрного производства, одной из определяющих является
отсутствие соответствующего научного обеспечения рыночных преобразований в АПК.
К настоящему времени даже для самых ярких поборников и проповедников метода
"шоковой терапии" стало очевидно, что намерения решить аграрные
проблемы в обход объективных законов общества и природы, валюнтаристскими
методами, "с асфальта", под флагом перехода к рынку окончательно
провалились. В результате проведения непродуманных реформ с использованием
ошибочных методов в отрыве от какого бы то ни было научного их обоснования
сельскому хозяйству страны нанесен огромный урон, разрушительные последствия
которого даже при самом благоприятном стечении обстоятельств будут сказываться
еще долгие годы.
Сложившееся на сегодняшний день положение в
агропромышленном комплексе, во всем народном хозяйстве страны настолько
серьезно, что никакими экстраординарными мерами "лоскутного"
характера, на основе поспешно принимаемых центральным правительством
постановлений и указов, исправить его уже не представляется возможным. Для
успешного вывода экономики АПК из кризисного состояния, повышения действенности
методов ее государственного регулирования необходим комплексный подход, нужна
специально разработанная, глубоко продуманная, всесторонне обоснованная
программа антикризисных мер и последующего развития сельского хозяйства. Причем
речь теперь, к сожалению, должна идти в первую очередь уже не о программе
рыночных преобразований как таковой, о необходимости которой неоднократно говорилось
многими представителями аграрной науки, в том числе и нами еще на начальном
проведении реформ, а о национальной государственной программе спасения
отечественного сельского хозяйства, о первоочередных, неотложных мерах по
выводу его из кризисного состояния. И роль и значение научного обеспечения этих
проблем в связи с их чрезвычайной важностью и неимоверной сложностью
многократно возрастает. (1.3)
2.2 Разгосударствление и приватизация.
Проводимые реформы в аграрном секторе отличаются
специфическими особенностями, присущими отраслям АПК изначально, а так же
недостаточной отработкой ряда теоретических изложений. В частности,
разгосударствление и приватизацию в АПК, некоторые считают понятиями
идентичными, тогда как это далеко не так. В общем плане процесс
разгосударствления в аграрном секторе – это отказ государства от своих прав на
владение, распоряжение и пользование землей, другими средствами производства и
произведенной продукцией, отказ от контроля и вмешательства в
хозяйственно-произодственную деятельность товаропроизводителей, тогда как
приватизация – это передача государственной (общенародной) собственности в руки
частных лиц. (2)
Приватизация – одно из ключевых преобразований российской
экономики. Определяющей базой ее успешного старта в агропромышленном комплексе
стали принятые законы: “О социальном развитии села”; “О приоритетном
обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами”; “О
земельной реформе”; “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”; “Земельный кодекс
РСФСР”. Этими документами были узаконены важнейшие направления радикальных
преобразований в аграрном секторе: организационно-экономические, социальные,
земельные. Концепция приватизации предусматривала, что только в обязательной
увязке этих направлений можно получить работающий механизм, направленный на
рост эффективности предприятий.
Однако в декабре 1991 года были приняты указы Президента
Российской Федерации и постановления Правительства, которые вместо
комплексного, системного подхода к решению проблем реформирования определили
проведение в кратчайшие сроки приватизации и реорганизации сельскохозяйственных
предприятий. С 1992 года “централизованная приватизация” приобрела
форсированный, принудительный характер. Вся реформа, в конечном счете,
ограничилась указами и постановлениями, которые практически не работают в
интересах сельскохозяйственного производителя.
Как свидетельствует практика, приватизация была проведена
формально. Она сводилась в основном к подготовке и оформлению необходимых
документов лишь в правовом отношении изменяющих форму предприятий. Существенных
преобразований в организации хозяйственной деятельности, структуре производства
и управления не произошло. Приватизация сегодня изменила статус
сельскохозяйственного предприятия, но не сопровождалась при этом его внутренней
реорганизацией – изменением сути внутрихозяйственных отношений, появлением
новых движущих сил экономического развития деревни. (1.4)
Вместе с тем доля продукции, производимой фермерскими
хозяйствами, в общем объеме производства невелика. Кроме того, значительно
увеличились темпы ликвидации фермерских хозяйств.
Рост цен на материально-технические ресурсы, удорожание
кредитов, ухудшение финансового положения и ряд других причин обусловили
прекращение деятельности 27 тыс. фермерских хозяйств. В структуре производства
фермеров преобладает выращивание зерновых культур (5% общероссийского
производства), семян подсолнечника (10%) и сахарной свеклы (3,5%).
Продолжается процесс перераспределения земель в пользу
населения. Выделение земли для коллективного садоводства, ведения личного
хозяйства сельскими жителями, а также огородничества стало основной причиной
роста удельного веса хозяйств населения в стоимости валовой продукции, особенно
производстве картофеля и овощей. (3)
Цели приватизации фактически сводились к созданию
одновременно значительного слоя частных собственников. Однако аграрная реформа
не может быть единовременным актом, совершаемым путем форм хозяйствования и
собственности. Это длительный процесс создания среды (условий) ведения
сельскохозяйственного производства, позволяющий динамично развиваться различным
формам хозяйствования в соответствии с развитием рыночных отношений, это
последовательное, эволюционное изменение системы условий, необходимых для
успешного становления хозяйственных укладов в аграрной сфере.
В ходе реформирования производственных отношений на селе не
уделялось должного внимания факту, что сознание крестьян, их взаимоотношения,
психология трудовой деятельности формировались в колхозах и совхозах. Поэтому
призывы о восстановлении частной собственности на землю и средства производства
сталкиваются с привычной психологией коллективного хозяйствования. Крестьянство
во все времена оставалось наиболее консервативным, более болезненно, а порой и
отрицательно воспринимало перемены в образе жизни социально-экономических
потрясений. Игнорирование этого объективного фактора в действительности привело
к появлению безличного собственника, не готового отвечать за землю, за людей,
за результаты производства. Настоящий собственник еще не сформировался. Так
как, только преобразованием форм собственности, организационной перестройкой,
за которыми мало что стоит по существу, нельзя сформировать собственника,
готового к предпринимательству.
Необходимо создать условия для развития агробизнеса,
рыночной инфраструктуры на селе. А что же получилось у нас? Появился
собственник на землю, а вокруг него все те же монопольные, полугосударственные
структуры, признающие только свои узковедомственные интересы, диктующие
товаропроизводителям свои условия и цены. Механизм приватизации, реализация
принятых законов по аграрной реформе не были продуманны с точки зрения создания
социально-экономических условий для производителей сельхозпродукции, учета их
экономических интересов. Тем самым в ходе приватизации оказалась принципиально
невостребованной идея роста эффективности производства. Недооценка
экономических целей и задач приватизации проявилась в том, что планы
приватизации предприятий, как правило, не были обоснованны проведением
многовариантных экономических расчетов эффективности производства и реальный
эффект от приватизации не учитывался. А ведь главное при приватизации –
проведение глубокого экономического анализа хозяйственной ситуации. Это
позволяет выбрать, исходя из интересов эффективности производства, наиболее
рациональные направления реорганизации предприятия и разработать проект
дальнейшего хозяйствования. Причем, как показывает практика, эффективность
результатов приватизации зависит в первую очередь от проведения внутренней
реорганизации приватизируемого предприятия, то есть преобразования и развития
элементов (рычагов) организационно-производственного управления, которые давно
уже сконцентрированы на местах. Иное дело – ими не научились пользоваться.
Решение многих вопросов аграрной реформы упирается в
законодательство, регулирующее все направления аграрной сферы. Вся стратегия
аграрной реформы должна определяться именно системой аграрных законов. Однако
такой системы аграрного законодательства нет. Плохо отработана специфика
сельского хозяйства в банковском, таможенном законодательстве, не рассмотрен и
не принят закон о сельскохозяйственной кооперации. Коллективное
сельскохозяйственное предприятие согласно первой части Гражданского кодекса РФ,
действующего с 1996 года, не является легитимной формой хозяйствования.
Следовательно, нужна опять новая реорганизация. Весьма важно иметь закон о
сельском хозяйстве, как фундамент, стержень в системе аграрного
законодательства. Именно в этом законе необходимо закрепить приоритет аграрного
сектора экономики, установить жесткие механизмы его реализации. И тогда
ежегодный бюджет можно и нужно соизмерять с этим законом. В этом плане можно
обратиться к опыту США, имеющих такой закон – это своего рода пятилетний план,
который пересматривается каждые пять лет в значительной мере только в части
цифр, фиксирующих субсидии фермерам со стороны государства.
Представляется актуальным законодательно
расширить инвестиционное поле для привлечения капитала (частного, смешанного,
иностранного) в сферу агробизнеса. Для этого необходимо создание консалтинговых
центров, маркетинговых фирм, способных дать информацию о рынке, рекомендации по
стратегии бизнеса, которые занимались бы разработкой инвестиционных
предложений, экспертной оценкой готовых проектов, ориентированных на
конкурентоспособное и высокотехнологическое производство на селе.
Нынешний этап аграрной реформы проходит в сложной
социально-экономической ситуации, для которой характерны неустойчивость
производственно-хозяйственных связей, сокращение государственного
финансирования, удорожание кредитных ресурсов, рост неплатежей между предприятиями,
снижение покупательной способности потребителей и др. Все это привело к спаду
производства, сокращению посевных площадей, снижению поголовья скота, ухудшению
финансового положения сельскохозяйственных производителей и перерабатывающей
промышленности и другим негативным последствиям.
В настоящее время сельскохозяйственные товаропроизводители
оказались в правовом вакууме, фактическом беззаконии, когда потеряны полностью
рычаги управления, а экономические рычаги рыночной системы, на которые перешла
экономика с 1992 года без создания рыночной сферы, привели лишь к деградации
рыночного производства. Сегодня государство практически отказалось от помощи
всем формам сельскохозяйственных предприятий: коллективным, фермерским и
государственным. В результате сложилась ситуация производства и массового
банкротства предприятий всех форм собственности.
Преодоление экономического
кризиса в сельском хозяйстве России требует изыскания путей и средств,
обеспечивающих мощные стимулы для развертывания реформ “снизу”. Среди этих
средств следует отметить прежде всего формирование внутрихозяйственных
экономических отношений, адекватных выбранным формам хозяйствования. Как
свидетельствует настоящая практика, централизованная приватизация, носившая
форсированный и принудительный характер, изменила лишь статус
сельскохозяйственного предприятия, но не сопровождалась при этом его внутренней
реорганизацией, изменением сути внутрихозяйственных отношений, появлением новых
движущих сил экономического развития деревни. Существенных преобразований в
организации хозяйственной деятельности, структуре производства и управления не
произошло. Поэтому адаптация сельскохозяйственных предприятий к рыночным
условиям идет сложно. Значительная их часть утратила имеющийся опыт
хозяйственного расчета, подрядных форм организации и оплаты труда, чековой
формы контроля и учета затрат и др. В таких предприятиях разрушается производственный
потенциал, сокращаются объемы производства продукции, снижается эффективность
производства.
Страницы: 1, 2
|