Корректно де-факто освободить от
обязанности по уплате налога отдельные категории налогоплательщиков в отношении
всего или части (отдельных видов) имущества законодательные (представительные)
органы субъектов РФ могут лишь путем введения налогообложения по налоговой
ставке 0 процентов.
При этом, освобождение от
налогообложения для налогоплательщика существенно отличается от налогообложения
по налоговой ставке 0 процентов.
При освобождении от налогообложения
какого-либо лица это лицо не только освобождается от обязанности платить налог,
но может и не выполнять никаких иных обязанностей, связанных с конкретным
налогом (например, не вести учет объектов налогообложения, не представлять
налоговые декларации и налоговые расчеты).
Когда от налогообложения
освобождается отдельный вид имущества, то налогоплательщик не может быть
привлечен к ответственности за ошибки при учете такого имущества или за
представление искаженных данных о таком имуществе, если такие ошибки и
искажения не привели к занижению сумм налога, подлежащих уплате в бюджет.
Несомненно, что при освобождении от
налогообложения региональные власти (как законодательные, так и исполнительные
органы субъектов РФ) лишаются возможности на основе данных налоговой статистики
оценить размеры тех доходов, которые могли быть ими получены, если бы не
вводилось соответствующее освобождение (так называемые налоговые расходы
бюджетов).
В подавляющем большинстве субъектов
РФ, однако, законодательные (представительные) органы предпочли устанавливать
налоговые льготы в виде освобождения от налогообложения отдельных категорий
налогоплательщиков и отдельных видов доходов.
Исчисление
и уплата налога на имущество
Порядок исчисления налога – это
порядок определения сумм налоговых платежей по конкретному виду
налогообложения; один из основных элементов налогообложения, которые должны
быть определены в акте законодательства РФ о налогах и сборах для того, чтобы
налог считался установленным.
Налогоплательщик самостоятельно
исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из
налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст.52 НК РФ).
С введением в действие главы 30 НК РФ
существенно изменился порядок исчисления налога на имущество организаций.
В ст.382 НК РФ устанавливается:
- общий порядок исчисления налога на
имущество организаций (пункты 1-3);
- порядок исчисления сумм авансовых
платежей по налогу (пункты 4-6).
Сумма налога на имущество организаций
исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей
налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
В соответствии с п.1 ст.379 НК РФ,
налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный
год. В силу п.1 ст.55 НК РФ по окончании налогового периода определяется
налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате.
Положения п.1 ст.382 НК РФ
корреспондируют раскрытым правилам общей части налогового права и предписывают
исчислять сумму налога на имущество организаций по итогам налогового периода
путем умножения налоговой ставки, действующей на территории соответствующего
субъекта РФ, на величину налоговой базы.
Если законом субъекта РФ о введении
налога на имущество организаций были установлены отчетные периоды по налогу и
предусмотрены авансовые платежи, то согласно п.2 ст.382 НК РФ, сумма налога,
подлежащая уплате, определяется как разность между суммой налога, исчисленной
по итогам налогового периода, и суммой уплаченных в течение этого периода
авансовых платежей.
Сумма налога, подлежащая уплате в
бюджет российской организацией, исчисляется отдельно в отношении:
- имущества, подлежащего
налогообложению по местонахождению организации;
- имущества каждого обособленного
подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
- каждого объекта недвижимого
имущества, находящегося вне местонахождения организации, или обособленного
подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
- имущества, облагаемого по разным
налоговым ставкам.
Сумма налога, подлежащая уплате в
бюджет иностранной организацией, исчисляется отдельно в отношении:
- имущества, подлежащего
налогообложению месту постановки на учет в налоговых органах постоянного
представительства иностранной организации;
- каждого объекта недвижимого имущества,
находящегося вне местонахождения постоянного представительства иностранной
организации;
- имущества, облагаемого по разным
налоговым ставкам.
Кроме того, отдельно должны
исчисляться суммы налога по объекту недвижимого имущества, имеющему местонахождение
на территориях разных субъектов РФ и (или) на территории субъекта РФ и в
территориальном море (континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической
зоне РФ).
Сумма авансового платежа по налогу
исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой
произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества,
определенной за отчетный период в соответствии с п.4 ст.376 НК РФ.
Сумма авансового платежа по налогу
исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая
инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1
января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую
налоговую ставку в отношении:
- объектов недвижимого имущества
иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации
через постоянные представительства;
- объектов недвижимого имущества
иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в
Российской Федерации через постоянные представительства.
Законодательный (представительный)
орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть (в региональном
акте законодательства) для отдельных категорий налогоплательщиков право не
исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового
периода.
В ст.383 НК РФ устанавливаются:
- общий порядок уплаты налога и
авансовых платежей (особенности уплаты налога для российских организаций,
имеющих обособленные подразделения и объекты недвижимого имущества,
расположенные вне местонахождения организации, установлены в ст.ст.284 и 285 НК
РФ);
- сроки уплаты налога и авансовых
платежей по налогу на имущество организаций.
Порядок уплаты налога – это условия
внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет; один из основных
элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте
законодательства РФ о налогах и сборах для того, чтобы налог считался
установленным.
Уплата налога производится разовой
уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими
актами законодательства о налогах и сборах.
Подлежащая уплате сумма налога
уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в
установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной
форме.
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается
применительно к каждому налогу (ст.58 НК РФ).
Срок уплаты налогов (сборов) – это
календарная дата, установленная или определяемая в соответствии с актами
законодательства о налогах и сборах, являющаяся последним днем, когда должна
быть произведена уплата налога.
Сроки уплаты налогов являются одним
из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены для того,
чтобы налог считался установленным.
Правила определения сроков, в том
числе и для уплаты налогов, приведены в ст.57 НК РФ.
Сроки уплаты налогов и сборов
устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение
установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке,
предусмотренном НК РФ.
При уплате налога и сбора с
нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в
порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Для целей применения норм актов о
налогах и сборах пеня – это установленная ст.75 НК РФ денежная сумма, которую
налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в
случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или
сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу
РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и
сборах сроки.
Пеня представляет собой один из
способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Сумма
соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога
или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения
обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за
нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый
календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора,
начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня
уплаты налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается
равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты
таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет
денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного
имущества налогоплательщика в установленном порядке.
Налог на имущество организаций и
авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта
недвижимого имущества в отношении объектов недвижимого имущества иностранной
организации, указанных в п.2 ст.375 НК РФ:
- объектов недвижимого имущества
иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации
через постоянные представительства;
- объектов недвижимого имущества
иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в
Российской Федерации через постоянные представительства.
В соответствии с абз.1 п.1 ст.386 НК
РФ формами отчетности по налогу на имущество организаций выступают:
1) по истечении отчетных периодов,
если они установлены законом субъекта РФ, - налоговые расчеты по авансовым
платежам, подлежащие представлению не позднее 30 дней со дня окончания
соответствующего отчетного периода;
2) по истечении налогового периода –
налоговая декларация, подлежащая представлению не позднее 30 марта года,
следующего за истекшим налоговым периодом.
Законодатель субъекта РФ не вправе
установить по налогу на имущество организаций иные формы отчетности, а также
утверждать эти формы или делегировать право их утверждения другому органу
государственной власти: формы налоговых расчетов по авансовым платежам и
налоговой декларации по налогу на имущество должны быть утверждены Минфином
России.
Отчетность по налогу на имущество
организаций представляется:
а) в налоговый орган по месту
нахождения российской организации и ее каждого обособленного подразделения,
имеющего отдельный баланс, а также каждого объекта недвижимости, расположенного
вне места нахождения российской организации или каждого ее обособленного
подразделения, имеющего отдельный баланс;
б) в налоговый орган по месту
постановки на учет иностранной организации в лице ее постоянного
представительства в значении ст.306 НК РФ;
в) в налоговый орган по месту
нахождения объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности
иностранной организации, деятельность которой не образует признаков постоянного
представительства в значении ст.306 НК РФ или недвижимость которой не относится
к постоянному представительству.
Заключение
В данной работе были рассмотрены
особенности налогообложения имущества организаций в соответствии с нормами
действующего законодательства.
Среди основных налогов Российской
Федерации налог на имущество предприятий занимает далеко не последнее место,
так как практически всем юридическим лицам приходится иметь с ним дело.
Согласно нормам законодательства,
плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения (включая
банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными
инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ, филиалы и
другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и
организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
Максимальная ставка налога 2,2%
(конкретная ставка устанавливается на региональном уровне).
Объект имущественного налогообложения
– основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на
балансе у плательщика, учитываемые по остаточной стоимости.
Федеральным законодательством
предусматривается значительное количество льгот по налогу на имущество
предприятий, с помощью которых имущество предприятия можно классифицировать
следующим образом: необлагаемое налогом имущество и имущество, стоимость
которого уменьшает налогооблагаемую базу.
Необходимо также учитывать
особенности законодательства субъектов Российской Федерации, которые имеют
право самостоятельно устанавливать льготы по налогу на имущество юридических
лиц.
Нельзя не отметить ряд существенных
изменений в законодательстве об имущественном налогообложении организаций,
связанных со вступлением в законную силу с 1 января 2004 года главы 30 НК РФ.
Так, значительно сокращен состав
имущества, подлежащего обложению налогом на имущество.
Из числа объектов налогообложения, по
сравнению с ранее установленными правилами, исключены, в частности, следующие
виды имущества:
- нематериальные активы (счет 04);
- запасы и затраты (счета 10
«Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», счет 45 «Товары
отгруженные»);
- затраты на приобретение основных
средств и строительно-монтажные работы (счет 08 «Вложения во внеоборотные
активы»);
- расходы будущих периодов (счет 97).
Таким образом, в качестве объекта
налогообложения для российской организации законодатель определил только
имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в
соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Изменился порядок расчета налоговой
базы. Она определена как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого
объектом налогообложения».
Имущество, признаваемое для целей
налогообложения, учитывается при расчете налоговой базы по остаточной
стоимости, то есть в оценке, принятой правилами ведения бухгалтерского учета.
Согласно п.1 ст.375 НК РФ, стоимость
объектов, по которым не начисляется амортизация, налогоплательщики должны
определять, вычитая из первоначальной стоимости сумму износа. Величину износа
организация должна определять по нормам амортизационных отчислений в конце
каждого налогового (отчетного) периода.
Для иностранных фирм, которые не
образуют на российской территории постоянных представительств, в качестве
налоговой базы определена инвентаризационная стоимость объектов недвижимости.
Отменен ряд федеральных льгот. Но
региональным законодателям дано право устанавливать дополнительный перечень
организаций-льготников.
Следующее новшество связано с
увеличением предельного размера налоговой ставки. Как и раньше, размер ставки
фиксирован верхним пределом – теперь это 2,2%. Но теперь субъекты Российской
Федерации могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости
от категории налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
По сравнению с действующим порядком
верхний размер ставки налога увеличен на 0,2 пункта, то есть в абсолютном
выражении ставка повышена в 1,1 раза (на 10 процентов).
В отличие от прежнего порядка, по
окончании каждого отчетного периода организации будут уплачивать не налог, а
авансовые платежи по налогу. Естественно, если регион решит не устанавливать
отчетные периоды, то не будут подлежать уплате и авансовые платежи.
Что касается суммы авансового
платежа, то порядок его расчета принципиально отличается от действующего
порядка определения размера налогового обязательства по итогам каждого
квартала.
В отличие от действующего порядка, в
главе 30 НК РФ не прописаны сроки уплаты авансовых платежей и суммы налога на
имущество организаций. Они устанавливаются законами субъектов Российской
Федерации. Регионы также самостоятельно определяют форму отчетности по налогу.
Налоговые расчеты и налоговые
декларации налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по своему
местонахождению, местонахождению каждого обособленного подразделения, имеющего
отдельный баланс, местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, в
отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога.
В практической части работы были
рассмотрены вопросы оптимизации имущественного налогообложения и схемы
минимизации налога на имущество. Как показывает практика, сегодня такие схемы
достаточно популярны и пользуются успехом у юридических лиц. В то же время,
налицо две проблемы применения этих схем: во-первых, некоторые из них требуют
тщательной проработки с точки зрения налогового законодательства, за неимением
чего зачастую оказываются бесполезными; и, во-вторых, налоговые органы, обладая
определенным набором полномочий, вправе пресекать деятельность организаций в
некоторых случаях попыток оптимизации налога на имущество.
В перспективе ожидается, что налог на
имущество предприятий, а также вкупе с ним налог на имущество физических лиц и
налог на землю будут заменены единым региональным налогом – налогом на недвижимость.
Однако в настоящее время для этого пока не созданы необходимые экономические и
правовые условия.
[ii] Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 года «О налоге на
имущество предприятий»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс», архив.
[iii] Инструкция Госналогслужбы России от 8 июня 1995 года № 33 «О порядке
исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий»//Справочно-правовая
система «Консультант Плюс», архив.
[iv] Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 4-е изд., пепераб. и
доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.201.
[v] Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/Под
ред.Б.Х.Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С.269.
[vi] Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ//Справочно-правовая
система «Консультант Плюс».
[vii] Федеральный закон РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации»//Справочно-правовая
система «Консультант Плюс».
[viii] Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
[ix] Письмо МНС РФ от 11 мая 2001 года №
04-4-05/113-М905 «О налоге на имущество предприятий»//Справочно-правовая
система «Консультант Плюс».
[x] Письмо Минфина РФ от 6 ноября 2001 г. №
04-05-06/85//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
[xi] Толкушкин А.В. Комментарий к главе 30 Налогового
кодекса Российской Федерации «Налог на имущество организаций» - М.: Экономистъ,
2005. – С.26.
[xii] Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ//Справочно-правовая
система «Консультант Плюс».
[xiii] Федеральный закон РФ от2 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном
земельном кадастре»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
[xiv] Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 4-е изд., пепераб. и
доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.202.
[xv] Приказ МНС РФ по налогам и сборам от 23 марта 2004 года № САЭ-3-21/224
«Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций
(налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению»//Справочно-правовая
система «Консультант Плюс».
[xvi] Толкушкин А.В. Комментарий к главе 30 Налогового
кодекса Российской Федерации «Налог на имущество организаций» - М.: Экономистъ,
2005. – С.62-63.
Страницы: 1, 2, 3
|