Нормативно-правовое
регулирование деятельности служащих налоговых органов осуществляется согласно
действующему законодательству о государственной службе. Специфика государственной
службы в налоговых органах заключается в том, что данная деятельность
представляет собой вид федеральной государственной гражданской службы, с учетом
особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, приказами и указаниями ФНС
России, Минфина РФ. Так, на служащих налоговых органов распространяются особые
нормы по прохождению государственной службы, по присвоению классных чинов,
порядку проведения аттестации и т.п.
В соответствии с ФЗ №79 от
27.07.04, приказом Федеральной налоговой службой от 31 мая 2005 г. утверждены
квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы РФ
в территориальных органах ФНС России21 . В данном приказе установлены
требования к профессиональным знаниям и навыкам (образованию). В приложении к
приказу перечислены наименования структурных подразделений территориальных
органов ФНС России, разграниченных по численности работников, и соответствующие
им перечни укрупненных групп специальностей.
Также приказом установлено,
что руководители (исполняющие обязанности руководителей) управлений ФНС России
по субъектам РФ, межрегиональных инспекций ФНС России в соответствии с
утвержденными квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и
навыкам должны, исходя из укрупненных групп специальностей, обеспечить
разработку и утверждение квалификационных требований к профессиональным знаниям
и навыкам по конкретным специальностям высшего и среднего профессионального
образования, необходимым для исполнения должностных обязанностей, в
соответствии с основными направлениями деятельности структурных подразделений
территориальных налоговых органов.
Прием граждан Российской
Федерации на гражданскую службу для замещения должностей гражданской службы в
территориальных органах ФНС России или замещение государственным гражданским
служащим Российской Федерации другой должности гражданской службы должны
осуществляться в соответствии с квалификационными требованиями.
Управления ФНС России по
субъектам РФ разработали квалификационные требования к профессиональным знаниям
и навыкам по конкретным специальностям высшего и среднего профессионального
образования, в частности Управлением ФНС России по Челябинской области издан
приказ от 6 сентября 2005 г. №27222 .
Требования к стажу
гражданской службы или стажу работы по специальности для гражданских служащих
налоговых органов РФ определены приказом ФНС России от 18 июля 2005 г.
№САЭ-3-15/33223 . С учетом изменений, внесенных приказом ФНС России от 31
октября 2005 г. №САЭ-3-15/54924 , эти требования следующие:
· высшие должности федеральной
государственной гражданской службы - не менее шести лет стажа государственной
гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет
стажа работы по специальности;
· главные должности федеральной
государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной
гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет
стажа работы по специальности;
· ведущие должности федеральной
государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной
гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет
стажа работы по специальности;
· старшие должности федеральной
государственной гражданской службы - не менее трех лет стажа работы по
специальности;
· младшие должности федеральной
государственной гражданской службы - без предъявления требований к стажу.
Гражданские служащие
различаются не только по категориям и группам, но еще и по классным чинам.
Классные чины присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой
должностью гражданской службы в пределах групп должностей гражданской службы.
Согласно ст. 11 ФЗ №79 от 27.07.04, всего в гражданской службе имеется пять
классных чинов и по три класса в каждом классном чине.
Гражданским служащим,
замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий,
классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.
Каждой группе должностей
гражданской службы присваиваются определенные виды классных чинов.
В соответствии с п.12 ст. 11
ФЗ №79 от 27.07.04, Президент РФ Указом от 1 февраля 2005 г. №11325 утвердил
Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов гражданским служащим.
Согласно этому Положению, ранее присвоенные федеральным государственным
служащим в соответствии с Указом Президента РФ от 22 апреля 1996 г. №57826
квалификационные разряды считаются соответствующими классным чинам
государственной гражданской службы РФ и установлена таблица их соответствия.
Но классные чины служащим
налоговых органов были установлены другим Указом Президента РФ от 19 июля 2001
г. №87627:
· действительный государственный
советник налоговой службы РФ 1, 2, 3 ранга;
· государственный советник налоговой
службы РФ 1, 2, 3 ранга;
· советник налоговой службы РФ 1, 2, 3
ранга;
· советник налоговой службы 1, 2, 3
ранга;
· референт налоговой службы 1, 2, 3
ранга.
Также Указом определено
соответствие этих классных чинов государственным должностям федеральной
государственной службы в МНС России и его территориальных органов.
К сожалению, работа по
приведению существующего положения в соответствие с законодательством о
государственной гражданской службе в различных государственных органах
проводится недостаточно эффективно, именно поэтому в настоящее время государственные
служащие налоговых органов имеют прежние классные чины, а не те, что
предусмотрены ФЗ №79 от 27.07.04.
Федеральная налоговая служба
письмом №15-4-06/4370 от 29 ноября 2004 г. в связи с реорганизацией
Министерства РФ по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу и
отсутствием нормативно-правовой базы, регламентирующей присвоение классных
чинов служащим ФНС России, с 29 ноября 2004 г. приостановила прием документов и
присвоение классных чинов до особого распоряжения. Поэтому уже более года вновь
принятым государственным служащим в налоговых органах чины не присваиваются.
После установления соответствия чинов служащих налоговых органов чинам государственных
гражданских служащих по Указу №113 проблема будет решена, но пока этот вопрос
не урегулирован.
Планируется, что
принципиально изменятся оклады за классный чин. Если сейчас это фиксированная
сумма, то будет - процент от оклада (до 400%), причем право его устанавливать
будет у представителя нанимателя.
3.
ОТДЕЛ
КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК №1 ИФНС.
ПОЛНОМОЧИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
Принятие налоговой отчетности
производится лицами отдела работы с налогоплательщиками, специально
назначаемыми на конкретный отчетный период приказом руководителя налогового
органа (его заместителя). При этом указанные выше лица должны выполнять функции
принятия всего комплекта представляемых в налоговый орган форм налоговой
отчетности. Закрепление за этими лицами обязанностей по принятию деклараций по
отдельным видам налогов (кроме деклараций о доходах физических лиц), а также по
принятию налоговой отчетности от заведомо определенных налогоплательщиков не
допускается. При наличии возможности функции проведения камеральных проверок
налоговой отчетности возлагаются на лица, которые не осуществляли принятие
налоговой отчетности в данном отчетном периоде.
На стадии принятия налоговой
отчетности все представленные в ее составе документы подвергаются визуальному
контролю на предмет соответствия следующим требованиям:
· полнота представления налоговой
отчетности. На данной стадии работник налогового органа устанавливает
физическое наличие всех документов отчетности, установленных законодательными и
иными правовыми нормативными актами для соответствующей категории
налогоплательщиков. При этом лицо, принимающее налоговую отчетность, не вправе
отказать в ее принятии по причине отсутствия в составе этой отчетности
какого-либо предусмотренного действующими законодательными и иными нормативными
актами документа;
· наличие полного наименования (Ф.И.О.)
налогоплательщика, идентификационного номера налогоплательщика, периода, за
который составлена отчетность, подписи налогоплательщика (руководителя и
главного бухгалтера организации-налогоплательщика), а также полнота заполнения
иных предусмотренных в формах отчетности реквизитов. В случае отсутствия оснований
для заполнения какого-либо реквизита в соответствующей строке (графе) бланка
налоговой отчетности должен быть поставлен прочерк либо на этом бланке должна
быть сделана запись об отсутствии оснований для заполнения данных строк (граф),
заверенная подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера
организации-налогоплательщика);
· четкое заполнение реквизитов форм
отчетности: отсутствие символов, не поддающихся однозначному прочтению, не
оговоренных в установленном порядке исправлений, записей карандашом и т. п.
В соответствии с пунктом 2
статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговому органу запрещается
отказывать в принятии налоговых деклараций.
Не позднее следующего
рабочего дня с момента принятия налоговая отчетность подлежит регистрации
лицами, осуществляющими ее принятие, и передается в отделы, ответственные за
проведение камеральных налоговых проверок. При этом все документы заносятся в
реестр по форме, приведенной в приложении 1, с обязательным указанием
составителя, в двух экземплярах. Один передается вместе с отчетностью в отдел
камеральных проверок, второй экземпляр остается в отделе по работе с
налогоплательщиками.
Не позднее шести рабочих дней
с момента истечения срока представления в налоговый орган налоговой отчетности
отделы, ответственные за проведение камеральных проверок, должны осуществить
проверку списка стоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять
документы налоговой отчетности к соответствующему сроку с данными о ее фактическом
представлении. По результатам указанной сверки, а также с учетом конкретных обстоятельств,
связанных с нарушением срока представления налоговых деклараций и иных
документов, работники отделов, ответственных за проведение камеральных
проверок, составляют проекты постановлений о применении к налогоплательщику,
виновному в нарушении установленного срока представления налоговой отчетности,
мер ответственности, предусмотренных нормами Налогового кодекса Российской
Федерации, а также протоколы об административном правонарушении и проекты
постановлений о применении мер административной ответственности к виновным
лицам. Примерные формы решений и протоколов приведены в приложении 2 и 3
соответственно. При этом налоговый орган в соответствии с предоставленным ему,
согласно статье 31 Налогового кодекса Российской Федерации, правом может
вызвать на основании письменного уведомления в налоговый орган должностное лицо
организации-налогоплательщика или индивидуального предпринимателя для дачи
пояснений по обстоятельствам, имеющим значение для принятия решения в связи с
указанным налоговым правонарушением.
Порядок проведения
камеральных проверок налоговой отчетности можно разделить на следующие этапы:
· проверка полноты представления
налогоплательщиком налоговой отчетности, предусмотренной законодательством о
налогах и сборах;
· визуальная проверка правильности
оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых
реквизитов, четкости их заполнения и т. д.);
· проверка своевременности
представления налоговой отчетности;
· проверка правильности арифметического
подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;
· проверка обоснованности примененных
налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;
· проверка правильности исчисления
налогооблагаемой базы. На данном этапе камеральной проверки осуществляется
камеральный анализ, включающий в себя: проверку логической связи между
отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления
налогооблагаемой базы; проверку сопоставимости отчетных показателей с
аналогичными показателями предыдущего отчетного периода; взаимоувязку показателей
бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций; оценку бухгалтерской отчетности
и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом
органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика,
полученным из других источников.
При проведении камеральной
проверки налоговый орган вправе на основании статей 87, 88, 93 Налогового
кодекса Российской Федерации истребовать у налогоплательщика (иного обязанного
лица) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие
правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Производить истребование этой
информации необходимо при наличии оснований предполагать занижение в налоговой
декларации сумм, причитающихся к уплате налогов в случаях, не требующих назначения
выездной налоговой проверки (например, при необходимости подтверждения наличия
у налогоплательщика права на возмещение ему из бюджета сумм косвенных налогов,
применении льготных ставок по налогам, предоставлении заявленных льгот по
налогам и т. д.), а также в случаях, когда выездная налоговая проверка не может
быть назначена в связи с ограничениями, установленными частью третьей статьи 87
и частью второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации.
За непредставление налоговому
органу сведений о налогоплательщике или отказ от представления документов по
запросу налогового органа налогоплательщик (иное обязанное лицо) несет ответственность,
предусмотренную статьями 126, 127 Налогового кодекса Российской федерации. На
основании этого факта составляется решение о привлечении лица к ответственности
за налоговое правонарушение по форме, приведенной в Приложении 4.
Если камеральной проверкой
выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями,
содержащимися в представленных документах, то об этом не позднее трех рабочих
дней сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие
исправления в установленный налоговым органом срок, не превышающий пяти рабочих
дней.
Если налогоплательщик не внес
соответствующие исправления в установленный срок, то при наличии оснований
полагать, что налогоплательщиком допущены налоговые правонарушения, он должен
быть рекомендован для включения в план проведения выездных налоговых проверок.
Если проведенной камеральной
проверкой выявлены нарушения правил составления налоговых деклараций, которые
привели к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, и этот факт налогового
правонарушения достоверно установлен и не требует подтверждения при выездной
налоговой проверке (например, необоснованно заявленная льгота, неправильно
примененная ставка и т. д.), в десятидневный срок со дня проведения камеральной
проверки руководителем налогового органа (его заместителем) выносится решение,
которое оформляется в виде постановления о привлечении налогоплательщика к
налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в
соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом
обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину налогоплательщика в совершении
налогового правонарушения.
На основании вынесенного
постановления о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение
налогового правонарушения налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения
соответствующего постановления направляется требование об уплате недоимки по
налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных
нарушений по форме, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 07.09.98 №
БФ-3-10/228.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При
прохождении производственной преддипломной практики студент приобрел профессиональные
навыки работы в налоговых органах, используя полученные ранее теоретические
знания.
В
ходе прохождения преддипломной практики студент решил следующие задачи:
·
расширил
теоретические знания в области финансового контроля, закрепив их практическими
навыками;
·
познакомился
с организацией и постановкой бухгалтерского, налогового и финансового учета,
аккумулирующего данные для принятия финансово – управленческих решений,
экономической, организационной, информационно - аналитической и управленческой
работой на предприятии (в организации) и приобрести необходимые навыки
указанной работы;
·
приобрел
навыки работы по формированию, обработке и анализу экономической информации;
·
изучил
основные законодательные и нормативные документы и материалы, регулирующие и
определяющие деятельность предприятия (организации) в сфере финансового
контроля;
·
приобрел
навыки применения и использования в работе специалиста по финансовым вопросам
деятельности экономических субъектов нормативных и методических материалов с
учетом специфики того или иного предприятия (организации).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Отдел работы с налогоплательщиками
РЕЕСТР
документов переданных в отдел камеральных проверок
№
|
Наименование
|
ИНН
|
Год
|
Количество
|
|
|
|
|
|
Передал:
(Ф.И.О. должностного
лица) (подпись)
Страницы: 1, 2
|