Налоговая оптимизация — обычно под этим понимается деятельность,
реализуемая налогоплательщиком с целью снижения налоговых выплат.
Действия компании по определению оптимальных объемов называют
системой корпоративного налогового менеджмента. При этом на практике
минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, предприятие,
выделяющееся из общей массы слишком маленькими выплатами, рискует навлечь на
себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый
менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек
зрения.
Оптимизация налогов — это только часть более
крупной, главной задачи, стоящей перед финансовым менеджментом (финансовым
управлением предприятием). Главная задача финансового менеджмента — финансовая
оптимизация, т.е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами
предприятия, а также привлечение внешних источников финансирования.
Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни
один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишь
составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема позволяет достичь
намечаемого результата; напротив, некачественная схема налоговой оптимизации
может нанести компании ощутимый вред. Любая схема перед внедрением проверяется
на соответствие нескольким критериям: разумности, эффективности, соответствия
требованиям закона, автономности, надежности, безвредности.
Эффективность — это полпота
использования в схеме всех возможностей минимизации налогов. Соответствие требованиям
закона — учет всех возможных правовых последствий использования схемы,
продуманность механизмов реагирования на изменение действующего
законодательства или на действия налоговых органов. Автономность — схема
рассматривается с точки зрения сложности в управлении, подконтрольности в
применении и сложности в реализации. Надежность — это устойчивость схемы к
изменению внешних и внутренних факторов, в том числе к действиям партнеров по
бизнесу. Наконец, безвредность предполагает избежание возможных негативных
последствий от использования схемы внутри предприятия.
Как уже говорилось - любая коммерческая организация
при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с извлечением прибыли,
несет определенные затраты. Некоторые виды затрат, которые неизменно возникают
у субъектов хозяйственной деятельности могут иметь достаточно большие объемы в
определенные периоды времени. К таким заранее предвиденным расходам можно,
например, отнести затраты на ремонт основных средств у крупной производственной
организации. Для осуществления такого ремонта организация будет вынуждена
выделить большое количество денежных, материальных и трудовых ресурсов, что в
конечном итоге приведет к значительному росту себестоимости продукции в
определенный период, и может быть даже к отрицательному финансовому результату.
Чтобы
у организаций не возникало такого рода проблем, и в бухгалтерском, и в
налоговом законодательстве Российской Федерации, предусмотрена возможность
образования различных видов резервов, которые создаются в организации в целях
равномерного отнесения таких видов затрат на издержки производства и обращения
и на расходы по налогу на прибыль.
Так как целью данной главы является
оптимизация налоговых платежей, то естественно, что нас интересует создание
резервов именно с точки зрения оптимизации налогов, поэтому вопросы создания
резервов в бухгалтерском учете рассматриваться не будут.
Оптимизация налогообложения предполагает минимизацию налоговых
выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом выпуске) и недопущение
штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью
начисления и своевременностью уплаты налогов.
Минимизация
налогов — понятие, которое вводит в заблуждение. В действительности,
конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение
прибыли предприятия после налогообложения.
Цель минимизации налогов — не уменьшение
какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов
предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать
переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как
известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых
ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к
весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.
Ситуация, когда предприятие платит налоги «в лоб», т.е. следуя букве закона
формально, без привязки к особенностям собственного бизнеса, встречается все
реже и свидетельствует о том, что над налогами на предприятии никто не работал.
Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера
прибыли предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и
непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к
увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих
органов/Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является
не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления
предприятием; как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное
и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.
Государство предоставляет множество возможностей
для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в
законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок
налогообложения, и существованием пробелов или неясностей в законодательстве,
не только из-за низкой юридической квалификации законодателей, но и ввиду невозможности
учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного
налога.
Вкратце рассмотрим методы минимизации
налоговых платежей. Всегда необходимо помнить о существенной разнице между
тремя схожими методами оптимизации налогового «пресса»: налоговое планирование,
уклонение от налогов и избежание налогов. На первый взгляд разница не
существенна, однако пути реализации имеют существенную разницу.
Уклонение от уплаты налогов (tax evasion) – нелегальный
путь уменьшения своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное
на сознательном, уголовно наказуемом использовании методов сокрытия доходов и
имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также
намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.
Умышленное неупоминание в налоговой декларации дохода является незаконным
действием – это уклонение от налогов.
Налоговое планирование (tax planning) – легальный
путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании
возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки
своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета .
Избежание налогов (tax avoidance) – минимизация
налоговых обязательств законным использованием коллизий (противоположные
интересы, стремления по снижению) и недоработок нормативных законодательных
актов; при этом налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную
информацию налоговым органам. Этот метод позволяет в дальнейшем довольно
успешно оспаривать в арбитражном суде претензии налоговых органов к выбранной
налоговой политике, основываясь на принципе «что не запрещено законом, то
разрешено».
Для
налогового учета порядки формирования резервов, рассматриваемых в данной
работе, определены соответственно ст. 266, 267, 324.1 и 324 НК РФ. При этом
величины созданных резервов не могут превышать определенных предельных сумм
(за исключением резерва под обесценивание ценных бумаг).
Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете резервы по сомнительным
долгам создаются по результатам проведенной инвентаризации дебиторской
задолженности организации.
В налоговом учете существует ограничение по сумме создаваемого резерва
— не более 10% от выручки отчетного (налогового) периода. Сумма резерва
исчисляется в зависимости от срока возникновения сомнительной задолженности.
Если срок возникновения задолженности превышает 90 дней, то в величину
создаваемого резерва включается полная се сумма. Если срок возникновения
задолженности — от 45 до 90 дней (включительно), то в сумму резерва включается
половина от ее величины. Сомнительная задолженность, срок которой не превышает
45 дней, не учитывается.
В бухгалтерском учете величина резерва определяется отдельно по
каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности)
должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п. 70
Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).
Исходя
из приведенного выше включение в учетные политики пункта о создании резерва по
сомнительным долгам на первый взгляд приводит к возникновению разницы в данных
бухгалтерского и налогового учета. Однако правила налогового законодательства
вполне вписываются в понятие «в зависимости от финансового состояния
(платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга
установление». И тогда может быть достигнут желаемый результат (идентичность
данных в учетах). Остается лишь отразить налоговые правила создания резерва как
элемент бухгалтерской политики. Конечно, это может сказаться на достоверности
информации, что является одной из задач бухгалтерского учета (п. 3 ст. 1
Закона о бухучете).
В обоих учетах необходимо утвердить формы регистров учета.
Таковыми могут быть формы, приведенные в Приложениях.
При создании резерва на гарантийный ремонт и гарантийное
обслуживание для идентичности данных в обоих учетах необходимо применение в
бухгалтерском учете порядка расчета, установленного НК РФ.
Данный резерв создается в обоих учетах в отношении тех товаров и
работ, по которым согласно условиям заключенных договоров с покупателями
предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.
В налоговом учете определяется предельный размер отчислений в резерв.
Он исчисляется как произведение суммы выручки от реализации товаров (работ),
по которым предоставляется гарантия, за отчетный (налоговый) период на
отношение фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному
ремонту и обслуживанию к объему выручки от реализации указанных товаров (работ)
за предыдущие три года.
Налогоплательщики же, ранее не осуществлявшие реализацию таких товаров
(работ) имеют право создать резерв в размере ожидаемых расходов,
предусмотренных в плане на выполнение гарантийных обязательств с учетом срока
гарантии (п. 4 ст. 267 НК РФ). Расходами же признаются суммы отчислений в
резерв на дату реализации указанных товаров, работ (п. 3 ст. 267 НК РФ).
В бухгалтерском учете в обоснование создания резерва производится
соответствующий расчет исходя из предполагаемого объема реализации товаров
(работ) и срока гарантии. Если таковым будет расчет, произведенный в
соответствии с нормами НК РФ, то цель в идентичности данных вполне может быть
достигнута.
Правила
создания резервов на предстоящую оплату отпусков работникам и на выплату
ежегодного вознаграждения за выслугу лет в бухгалтерском и налоговом учетах
одинаковы. Для целей формирования данного резерва организация обязана
составить специальный расчет. Он может быть использован в обоих учетах. Исходя
из предполагаемых годовых сумм расходов на оплату отпусков и оплату труда
определяется ежемесячный процент отчислений в резерв. Его необходимо указать в
налоговой учетной политике, так же как и предельную сумму отчислений, и
принятый способ резервирования (п. 1 ст. 324.1 НК РФ).
Заключение
Действующая система резервов российских коммерческих организаций
находится пока в стадии становления. Эта система представляет собой довольно
сложный комплекс объектов бухгалтерского учета. Однако применяться эффективно в
работе хозяйствующих субъектов резервы полностью еще не могут, ибо порядок их
формирования и использования, а также контроль за их расходованием во многом
зависят не только от экономических условий и результатов деятельности коммерческих
организаций, но и от степени разработанности соответствующей
нормативно-правовой базы и ее применения на практике.
Деятельность организаций обусловлена не только внутрихозяйственными
факторами их функционирования, но и внешними факторами хозяйствования —
взаимодействием с партнерами, поставщиками и покупателями. Предотвращение
рисков, возникающих при совершении различного рода сделок, нейтрализация их
воздействия обусловливают создание системы резервов в виде эффективного
механизма повышения надежности функционирования хозяйствующих субъектов.
Поэтому главным источником формирования резервной системы организаций должны
стать их собственные средства.
В организациях России создание и использование как отдельных видов
резервов, так и системы резервов в целом пока не получили широкого
распространения. Это связано с тем, что порядок их образования и использования
в нормативных актах по бухгалтерскому учету регламентирован лишь в общих
чертах. Кроме того, организация должна самостоятельно разрабатывать методики
расчета оценочных резервов, и в частности резервов по сомнительным долгам,
основываясь на профессиональном суждении бухгалтеров компаний и на опыте
прошлых лет.
В настоящее время пока не разработано Положение по бухгалтерскому
учету (ПБУ) о резервах, в основу которого должен быть положен общий принцип,
заключающийся в том, что резерв признается только в случае существования
обязательства на отчетную дату.
Программа
реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами
финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства Российской
Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, определила в качестве цели нормативного
регулирования бухгалтерского учета обеспечение доступа всем заинтересованным
пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового
положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов.
Список используемой литературы:
1.
Абрамова Н.В., Налоговый
учет. – М.: ЗАО «Издательский дом «Главбух»», 2002.
2.
Анищенко А.В. «Основные
средства: расходы на ремонт» / М.: Налог-инфо. – 2005.
3.
Анищенко А.В. «Резервы:
бухгалтерский и налоговый учет» / М.: Статус-Кво 97. – 2006.
4.
Бетге Й. Балансоведение /
Пер. с нем. – М.: Бухгалтерский учет, 2000. – C. 288
5.
Гиляровская Л.Т., Мельникова
Л.А. «Бухгалтерский учет финансовых резервов предприятия» / М.: Питер. – 2003.
6.
Захарьин В.Р., Налоговый
учет, М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
7.
Сергеева Т.Ю. «Методы и
схемы оптимизации налогообложения» / М.: Экзамен. – 2006.
8.
Соколов Я.В. Основы теории
бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. – С. 288.
9.
Сотникова Л.В.
«Бухгалтерский и налоговый учет резервов предприятия» / М.: Налоговый вестник.
– 2005.
10. Черненок Т.М. «Учет резервов предстоящих расходов» /
Современные бизнес-технологии. – 2001. - №16 – с.9-15.
11. Бухгалтерский учет: Учебник для ВУЗов /Под ред. Проф.
Ю.А. БАБАЕВА. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 141
12. Журнал «Главбух». Резервы по сомнительным долгам. /
Бухгалтерский учет. – 2001. - № 20 – с. 80-82.
13. Методические указания по бухгалтерскому учету
основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20.07.98 г. № ЗЗн –
М.: «Проект-Н», 1999
14. Методические рекомендации о порядке формирования
показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом
Минфина России от 28.06.2000 № 60н – М.: «НИТАР АЛЬЯНС»,2001.
15. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от
31.07.98г., - М.: ИНФРА-М,1999.
16. План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Утвержден приказом Минфина РФ
от 31.10.2000 г. № 94н. – М.: «КноРус», 2000.
17. Положение по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина
России от 29.07.98 г. № 34н – М.: «Маркетинг»,1999.
18. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская
отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от
06.07.99 г. № 43н – М.: «НИТАР АЛЬЯНС», 2001.
19. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная
политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от
09.12.98г. № 60н – М.: «НИТАР АЛЬЯНС»,2001.
20. Информационно-справочная программа
«Консультант-Плюс».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|