- Использование налоговых льгот при исчислении
облагаемого чистого
дохода. Обычно по налоговым правилам исчисление облагаемого дохода ведется
раздельно по видам деятельности:
а) доходы от капитала (инвестированного);
б) доходы от коммерческой деятельности;
в) доходы от труда за свой счет (свободные профессии и т. д.);
г) прочие доходы (доходы от лотерей, случайные доходы спекулятивного
характера и др.).
По каждому виду дохода применяются свои правила и нормы
исчисления чистого дохода (прибыли). Важнейшее значение имеют правила расчета
прибыли от предпринимательской деятельности, которая понимается как
"деятельность, осуществляемая с применением наемного труда и имеющая
своей целью извлечение прибыли".
Валовой доход предприятия от различных видов его деятельности
подлежит затем уменьшению на сумму расходов, связанных с его получением, с тем
чтобы рассчитать чистую прибыль для целей налогообложения, или облагаемый
доход. Именно на этой части налогового процесса возникает наибольшее число
разногласий и конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами. Дело
в том, что для налоговых целей признаются вовсе не все расходы, понесенные
налогоплательщиком, а лишь "обычные и необходимые для выполнения данного
вида деятельности". Основываясь на этом критерии, налоговые органы могут
разрешить списание некоторого вида расхода в его полном размере или только
частично, или даже вовсе запретить его вычет, вынуждая тем самым восстановить
израсходованную сумму в составе облагаемого дохода.
Еще более сложные мероприятия приходится
проводить в случае обмена долгами (естественно, обмена
заслуживают не любые долги, а только долги, показываемые в налоговых отчетах и
признаваемые налоговым органом). Такая ситуация может иметь место,
когда предприятие с крупной прибылью (и соответственно с
высокими налоговыми обязательствами) заинтересовано в
приобретении другого предприятия, которое имеет крупные убытки
в своем балансе. Потенциально последнее предприятие может иметь высокую
стоимость (по его оснащенности, связям с клиентами и т.д.), но рыночная
его стоимость в связи с долгами оказывается очень низкой.
Решением в этом случае может быть
полное поглощение убыточного предприятия прибыльным (при выплате некоторой
согласованной компенсации бывшим владельцам) с последующим объединением их
балансов и погашением, таким образом, прибыльных статей одного
предприятия убытками другого. В конечном счете, обязательства по уплате налогов
уже нового объединенного предприятия при правильном проведении всей процедуры могут быть сведены
к нулю.
2.
Учетная
политика предприятия и налоговое планирование.
Вступление в силу ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации
существенным образом изменило систему налогообложения в нашей стране, что
привело к необходимости разрабатывать учетную политику для целей
налогообложения.
Многие бухгалтеры считают, что приказ об учетной политике - формальный
документ, который нужно быстро написать, сдать налоговикам и забыть о нем. А
между тем, грамотно ссылаясь на этот приказ, можно выиграть сложные, а порой и
практически безнадежные судебные дела. Кроме того, разъяснения чиновников,
посвященные учетной политике, позволяют сэкономить на налогах и сократить объем
бумажной работы.
Фактически учетная политика для целей налогообложения принималась
организацией и до вступления в силу ч. 2 НК РФ. Согласно п. 2 ПБУ 1/98
"Учетная политика организации", утвержденного приказом МФ РФ от
09.12.1998 г. N 60н (с изм. и доп. от 30.12.99), под учетной политикой
организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского
учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и
итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Еще до введения в действие ч. 2 НК РФ существовал комплекс предписаний
налогового законодательства, дающих организациям возможность выбора различных
вариантов порядка налогообложения хозяйственных операций Совокупность правил,
выбранных организаций, фактически составила ее налоговую политику, не оказывая
при этом влияния на порядок бухгалтерского учета. Формально же выбор
организации закрепляется в приказе об учетной политике.
Понятие налоговой политики организации - как самостоятельное по отношению
к учетной политике - впервые было нормативно определено в ст. 167 НК РФ; под
учетной политикой для целей налогообложения следовало понимать предлагаемый
налогоплательщику налоговым законодательством комплекс возможных решений по
выбору одного из режимов налогообложения совершаемых налогоплательщиком
хозяйственных операций.
Таким образом, налогоплательщики с 1.01.2001 г. должны формировать два
документа:
1) учетную политику для целей бухгалтерского учета;
2) учетную политику для целей налогообложения.
Конец каждого календарного года у бухгалтеров связан с уточнением учетной
политики, которую планируется применять в бухгалтерском учете и в целях
налогообложения в следующем году. Самое время подкорректировать или изменить
отдельные ее показатели. Напомним, что это обязательно для организаций, у
которых появляются новые виды деятельности или осуществляется структурные
преобразования (п. 4 ст. 7 Закона о бухучете, п.18 ПБУ 1/98 "Учетная
политика организации" (с изм. и доп от 30 декабря 1999 г.).
Закон обязывает организации самостоятельно сформировать учетную политику
для целей бухгалтерского учета (п. 3 ст. 5 Закона). В налоговом законодательстве
такая обязанность не закреплена, однако в главах 21, 25, 26 и 26.4 НК РФ
имеются отсылки к учетной политике в целях налогообложения (ст. 167, 248, 252,
339, 346.38 НК РФ и др.). В большинстве своем такое упоминание связано с тем,
что налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику несколько
вариантов учета элементов, используемых при формировании налоговой базы.
Выбранный способ указывается в налоговой учетной политике. Как известно,
налоговые базы по большинству налогов исчисляется организациями по итогам
каждого отчетного (налогового) периода на основе данных регистров
бухгалтерского учета. Только по налогу на прибыль база определяется на основе
данных налогового учета.
Рассмотрим основные элементы приказа об учетной политике организации для
целей налогообложения и содержание норм Налогового кодекса РФ, определяющих
порядок утверждения и последующего изменения приказа об учетной политике для
целей налогообложения организации.
Прежде всего следует отметить, что ч. 2 НК РФ не содержит единых норм об
учетной политике для целей налогообложения, которые касались бы вопросов,
связанных со всеми налогами, порядок начисления и уплаты которых определяется
НК РФ. Главы, посвященные отдельным налогам, содержат специальные нормы об
учетной политике для целей налогообложения, распространяющие свое действие
только в рамках соответствующей главы.
Так, гл. 21 содержит предписания об элементах учетной политики для целей
налогообложения, касающиеся только налога на добавленную стоимость, а гл. 25 -
нормы об элементах учетной политике для целей налогообложения только в части
налога на прибыль организаций.
Согласно ст. 167 НК РФ принятая учетная политика в целях налогообложения:
- утверждается соответствующим приказом, распоряжением руководителя
организации;
- применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения
приказом, распоряжением руководителя;
- является обязательной для всех обособленных подразделений данной
организации;
- для вновь созданных организаций утверждается не позднее окончания первого
налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.
При разработке учетной политики для целей бухгалтерского и налогового
учета организации зачастую стоят перед выбором между двумя целями:
минимизировать доходы и прибыли и, следовательно, налоги, либо максимизировать
финансовые результаты для повышения инвестиционной привлекательности. Лишь в
случае разработки самостоятельной налоговой и бухгалтерской учетной политики
возможно достижение этих двух целей.
Утверждение налоговой учетной политики не только необходимо для самой
организации-налогоплательщика в соответствии с требованиями налогового
законодательства, но и полезно для самой организации, так как ее отсутствие
может повлечь за собой санкции, а также упущенные выгоды. С помощью учетной
политики до налоговых органов доводятся сведения, необходимые для осуществления
налогового контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Кроме того,
учетная политика закрепляет в одном документе все методики, которые
организация-налогоплательщик применяет при исчислении налогов. И, наконец,
учетная политика в целях налогообложения, являясь действенным инструментом
налогового планирования, позволяет в определенных размерах корректировать
величину налоговых платежей организации. И хотя правила ведения налогового
учета едины, но в пределах единых норм существуют возможности для выбора
методов учета, дающих возможность регулировать финансовые потоки организации.
При разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо
учитывать возможные трудности, связанные с постановкой и ведением налогового
учета, зависят от ряда характеристик, например, таких, как:
- организационно-правовая форма;
- виды и объемы деятельности;
- отраслевая специфика;
- штат и квалификация сотрудников финансово-бухгалтерской службы;
- организация синтетического и аналитического учета;
- обеспечение учетного процесса средствами автоматизации.
При разработке соответствующей учетной политики необходимо одновременное
достижение двух целей: постановка оптимальной системы налогового учета и
закрепление в учетной политике таких элементов, которые бы не противоречили
законодательству и максимально соответствовали специфике деятельности
организации.
Ключевыми методами, влияющими на величину уплачиваемых налогов, являются
распределение доходов и расходов между отчетными (налоговыми) периодами и регулирование
оценки активов.
3.
Налоговое
планирование: отечественный и зарубежный опыт.
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий.
Действительно, в условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может
привести к весьма неблагоприятным финансовым последствиям или даже вызвать,
банкротство предприятия. В то же время правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот
и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых
накоплений, но и возможность финансирования
расширенной деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата
налоговых платежей из казны.
При налоговом планировании не следует
ориентироваться на размер налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых
ставок с точки зрения обложения коммерческой деятельности имеют
второстепенное значение. Иначе было бы трудно понять, почему в
условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать
в странах с уровнем корпорационного налога 40—50% и не перебираются в
так называемые "налоговые гавани"(налоговые убежища),
где ставки налога
2—5% или он вовсе не применяется. На самом деле и в странах с нормальными (не
пониженными) ставками налогов компании с
хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20—25%, а компании,
применяющие планирование в международном
масштабе, — не свыше 10—15%. И эти
ставки уже сравнимы, как мы видим, с уровнем налогообложения в странах — налоговых гаванях. Поэтому
выбор между странами с нормальными
налоговыми ставками и налоговыми
гаванями далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях те и другие играют на
равных.
Но даже и для "базовых" компаний, не осуществляющих
никакой деятельности в стране своего
местонахождения, а только
управляющих активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размешение в стране с нормальным уровнем налогообложения может
оказаться не менее выгодным, чем в стране — налоговой гавани. Дело в
том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т. д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения
доходов, полученных за рубежом, до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может
иногда длиться годами, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налога на 7—8 лет
равносильна полному освобождению от
налога. Кроме того, компании с международным масштабом деятельности могут
пользоваться весьма существенными льготами, предусмотренными налоговыми соглашениями.
Страны — налоговые гавани таких соглашений обычно не имеют.
Сущность налогового планирования в странах Запада состоит в общепризнанном за всяким
налогоплательщиком праве использовать
все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Кроме того,
необходимость налогового планирования обусловлена наличием в налоговом
праве западных стран весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной
точностью не определены либо допускают их неоднозначное толкование. В этой сфере выбор наиболее "налогоэкономных"
путей требует тщательного прогнозирования
возможной реакции налоговых властей и нередко вступления в прямой
контакт с налоговой администрацией с целью
получения ее предварительной санкции на те или иные действия.
За пределами этих легальных сфер
налогового планирования находится область противозаконного уклонения от
налогов, т.е.
злоупотреблений и различного рода махинаций, рассматриваемых законодательством как налоговые преступления. Границы
такого уклонения от налогов весьма неопределенны и различаются по странам. Так, если в некоторых
странах определенные злоупотребления
считаются преступлениями, то в других
они могут квалифицироваться как практика, хотя и не одобряемая, но допускаемая законом. Бизнес активно
использует и возможности нелегального уклонения от налогов, однако и здесь преимущественные позиции принадлежат
крупнейшим международным монополиям, которым характер их деятельности
позволяет практиковать налоговые злоупотребления и махинации в наиболее скрытой и недоступной для
расследования налоговыми властями форме.
Крупные компании в целях как легального
налогового планирования, так и нелегального уклонения от налогов,
содержат специальные службы, укомплектованные высококвалифицированными
налоговыми экспертами и юристами. Кроме того, они широко пользуются услугами десятков
тысяч частнопрактикующих консультантов,
банков и других финансовых учреждений, специализированных
юридических и бухгалтерских компаний и т. д.
Разумеется, экономия на налогах — не
самая главная задача предприятия. В обычных условиях предприятие просто
рассматривает налоги как некоторый внешний фактор, который, не
принося предприятию никакой видимой пользы, силой закона лишает его части
дохода (к примеру, как фактор холодного климата, который требует расходов
на отопление производственных помещений, без чего невозможна
нормальная деятельность
предприятия).
Если налоги грозят поглотить весь доход
предпринимателя, он для спасения предприятия вынужден принимать меры. В этом
случае минимизация налогов становится для него главной задачей, которую
необходимо решить для выживания предприятия. Разумеется, предприниматель не
может уволить государство, но он может заменить его, перебравшись в
другую страну. Но это — крайнее решение, и оно требует значительных
затрат, поэтому вначале предприниматель пытается сделать все
возможное с целью снижения своих налоговых платежей.
В большинстве стран власти реально
относятся к своим возможностям в сфере налогообложения. Они понимают,
что чрезмерные налоги угнетающе действуют на частную инициативу,
подрывают производство и в конечном счете доходную базу
государственного бюджета. Они знают, что если частному бизнесу не дать
некоторой свободы маневра в налоговых вопросах, то капиталы будут утекать за
границу, и страна лишится не только потенциальных налоговых поступлений, но и
рабочих мест (а значит, вырастут безработица и расходы бюджета на социальные пособия).
Поэтому, чтобы избежать депрессии и смягчить
периодически наступающие кризисы, правительства западных стран
вынуждены сдерживать рост налогов и время от времени проводят масштабные
снижения налоговых ставок.
Кроме того, в самой структуре налоговых
систем этих стран имеются своего рода стабилизаторы, которые
позволяют компенсировать ущерб частному бизнесу, приносимый общим ростом
налоговых ставок. Следует также иметь в виду, что одним из важнейших
условий нормального развития рыночной экономики является необложение капитала,
функционирующего в сфере торгово-промышленного оборота. При этом речь идет не только о
самом капитале, но и о доходах на капитал — при условии, что они не изымаются из дела и
не идут на непроизводительное потребление.
В России же создание собственных
подразделений по налоговому планированию еще не стало правилом даже для
крупнейших предприятий, многоотраслевых концернов и финансово-промышленных
групп. Собственные службы организуются только в редких продвинутых
банковских объединениях и на некоторых промышленных и торговых
предприятиях. Подавляющее же большинство предприятие Российской
Федерации ограничивается либо наймом одного двух специалистов,
либо налоговыми консультациями соответствующих подразделений
аудиторских фирм. Уровень подготовки многих специалистов,
занятых вопросами налогового планирования, остается пока низким.
Заключение.
Сущность
налогового планирования заключается в признании за каждым
налогоплательщиком права использовать все допустимым законом средства, приемы и
способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.
Право субъектов налогообложения на защиту своих прав, в том числе права
собственности, оправдано главе ной целью рыночной экономики и ее
основными принципами.
Налоговое планирование представляет
собой составную части управленческой деятельности. Налоговые платежи —
одна из самых больших статей расходов физических и юридических лиц; налоговое
планирование способствует сокращению издержек и повышению рентабельности
предпринимательства.
К основным видам деятельности по
налоговому планированию относятся:
• сбор и систематизация информации по
налогообложению;
• текущий
контроль за выполнением налоговых обязательств;
• экспертиза
экономических проектов, планов и управленческих решений с точки
зрения налогового законодательства в интересах повышения чистой
прибыли;
• разработка
и осуществление мероприятий по оптимизации налотовых обязательств в
соответствии с изменениями национального и зарубежного налогового права,
затрагивающих хозяйственную деятельность.
При уклонении от уплаты налогов
налогоплательщик уменьшает свои налоговые обязательства
запрещенными законом способами. Понятие «обход налогов» применяется в
ситуациях, когда предприятие не является налогоплательщиком, но
занимается деятельностью, по закону подлежащей налогообложению, либо
оно не зарегистрировано,
либо имеет место сокрытие дохода.
Крайними формами нарушения налогового
законодательства являются бегство от налогов — перевод
налогооблагаемых доходов или собственности за рубеж без уплаты
отечественных налогов, злостная неуплата налогов, деятельность в
теневой экономике.
Минимизация налоговых выплат - один из
главных инструментов государственной налоговой политики, позволяющих
мотивировать хозяйственное поведение собственников производственных ресурсов в
желательном для государства направлении.
Одной из важнейших целей налогового
планирования является нейтрализация налогового произвола государства,
заключающееся в отсутствии стабильной законодательной регламентации
взаимоотношений государства и налогоплательщиков. От налогового произвола государства
следует отличать произвол чиновников в налоговой сфере.
Первое направление налогового
планирования — это выбор оптимальной организационно-правовой формы
юридического лица с точки зрения налогообложения.
Одним из направлений действий по
уменьшению налоговых платежей является изменение и разделение объекта
налогообложения, изменение характера хозяйственной деятельности.
Еще одно направление - выбор места
размещения или регистрации с учетом налоговых льгот, предоставляемых
государством хозяйствующим субъектам в некоторых регионах. Все большее
развитие во всем мире получают различного рода «свободные зоны»,
предоставляющие льготный налоговый режим. Есть такие зоны ив
нашей стране.
Сократить налоговые платежи можно при
помощи выбора вариантов использования прибылей и резервного капитала,
инвестиционной политики, которые могут обеспечить дополнительные налоговые
льготы и даже возврат части уплаченных налогов.
Список используемой литературы
1. Бакаев А.С.,
Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия—М.: Бухгалтерский учет, 1994.
2. Козенова Т. С. Налоговое
планирование на предприятии – М.: АиН, 1997
3. Налоги и
налогообложение: Учебн. пособие для вузов/ И.Г.Русакова, В.А.Кашин,
А.В.Толкушкин и др.; Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. — М: ЮНИТИ, 2000.
4. Налоговое
право: Учебник / Под ред. С,Г. Пепеляева. — М.: Юристь, 2003.
5. Налоговый
кодекс Российской Федерации.
6. "Финансовая газета", N 50,
51, декабрь 2005 г.
7. Ходов Л.Г. Государственное
регулирование национальной экономики: учебник.— М. : Экономистъ, 2005.
Страницы: 1, 2
|