Налоговая система России. Причины периодического изменения налогового законодательства России и экон...
Темы курсовых работ по дисциплине "Экономическая теория"
Налоговая система России. Причины периодического
изменения налогового законодательства
России и экономические последствия налоговой нестабильности.
Введение.. 3
1. Юридические
основы налогообложения в России.. 5
2. Видовое
разнообразие российских налогов.. 10
3. Полномочия
законодательных органов власти по установлению налогов и сборов 13
4. Значение
субъективных факторов в изменении налогового законодательства и экономические
последствия налоговой нестабильности.. 14
Заключение.. 15
Список использованных источников.. 16
ПРИЛОЖЕНИЕ... 17
История государства немыслима без
истории налогов, такой ее составляющей, которая неотделима от самого феномена
существования такого рода образования как государство. В чем причины его
образования, какие силы лежали в основе этого безусловно содействующего
прогрессу и развитию общества процесса. Аппарат государства, собственно и
составляющий в некотором смысле государство, олицетворяющий его в лице
чиновников, облеченных властью, в своей основе опирающийся на некоторую
юридическую основу, базис в виде конституционного акта (Конституции, к примеру
в России, в Великобритании эти функции выполняет совокупность официальных
документов, годы принятия которых разведены на сотни лет) просто напросто не может
существовать т.е. немыслимы без ресурсного (в первую очередь финансового)
обеспечения.
Подданные государства должны по
возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании
правительства, т. е. соответственно доходу, каким они пользуются под
покровительством и защитой государства – такое замечание было сделано еще
Адамом Смитом в его знаменитом исследовании о природе и причинах богатства
народов.
Необходимость существования финансов,
которые в первую очередь представляют собой отношения по формирования доходной
части бюджета и его расходованию предопределило и такого рода отношения,
рассматриваемые обычно в рамках финансов, как отношения по сбору различного
рода платежей для нужд государственного механизма (как часто иначе именуют
аппарат государства). Не является исключением и современная Россия. Та
налоговая система, совокупность, обладающая таким свойством как целостность,
наделенность собственными законами, закономерностями развития, отличными от
развития их частей, элементы которой в настоящее время находятся в процессе в
эволюции, на эволюционном этапе своего развития, т.е. не связанном с резкими
скачками, пересмотром самих основ налогообложения в России, т.е. тот механизм,
задачей которого и является обеспечение нужд государства, финансирование
выполнения его функций, стоящих перед ним задач и стала объектом предстоящего
изучения собранного материала.
Т.е. целью настоящей работы является
изучение налоговой системы России, ее основ, находящейся в процессе обновления,
изменения. Детализируя её в конкретных задачах с иллюстрацией на конкретных
примерах оные как известно являют собой прекрасный способ познания нового,
создания ясной картины, образа теоретического либо практического можно сделать
попытку подступить к истине в этом вопросе . Во – первых, необходимо изучить
юридическую основу налогообложения в России, то видовое разнообразие, которое
установлено им, во – вторых, изучить установленные им полномочия
законотворческих органов по установлению новых налогов, изменению существующих
либо их отмены, что также важно, с распределением по уровням власти, третье –
определение факторов субъективных и объективных в изменении, периодическом
налогового законодательства России и экономических последствий возникающей вследствие
этого нестабильности. Нормативной базой работы послужили тексты Конституции РФ,
принятой 12 декабря 1993 года, Налогового Кодекса Российской Федерации, части
первой, определившей основы налоговой системы России и последующие, решений
правоприменительных органов.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в
1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о
налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской
Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на
добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92). К настоящему времени эти
законы были отменены. Теоретической
базой стали учебные источники, учебно – методические материалы, тексты
монографий, в том числе и ресурсы всемирной сети. Структура работы определена
логикой развития раскрытия темы и включает помимо введения основную часть,
основное содержание работы, краткие выводы. К работе приложен библиографический
список и приложения в количестве …
Приступив к
изучению вопросов юридического обоснования, иначе сказать юридического
обеспечения, гарантирования интересов сторон в такого рода деле как обложение
населения и различного рода их объединений (чаще именуемых юридическими лицами,
впрочем существуют в России также и договорные объединения, не признаваемые
официально таковыми) налогами необходимо обратиться к таким терминам как право,
налогообложение, его юридическое оформление в российском законодательстве.
Право, назначение
которого в первую очередь предполагает придание общественным отношениям
некоторой упорядоченности, стабильности, рассматривается в многочисленных
источниках чаще всего как объективным феномен, исторически сформировавшийся и
получивший отражение в ряде документов в виде норм, как необходимость,
получившая чаще всего осознание и закрепление в специальных нормах законов и
подзаконных актов, не обошло стороной и вопросы обложение населения и
организаций налогами, уплата которых признана обязательной.
Законодательство,
категория скорее субъективная, отражающая в первую очередь волю законодателя,
обладающего собственными воззрениями в вопросах регулирования общественных
отношений, природы права и не всегда выполняющего наказы, веления народа, в
такого рода делах как налогообложение возможно и проявляет свою регулирующую
роль особо, устанавливая в большинстве своем императивные, обязательные для
исполнения правила (в отличие от гражданского законодательства, где значение и
количество диспозитивных, предоставляющих на выбор и усмотрение сторон многие
вопросы, значительно).
Конституция РФ
1993 года[1]
играет при этом определяющую роль, наделена высшей юридической силой и
представляет своего рода костяк всего законодательства России. Определяет
важнейшие ориентиры, принципы в том числе и в вопросах налогообложения. Каждый
обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие
новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не
имеют – предписание статьи 57 Конституции тому пример.
Данная конституционная
обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой
(гражданско-правовой), характер, что обусловлено публично-правовой природой
государства и государственной власти, исходя из смысла статей 1 (ч.1), 3, 4 и
7 Конституции РФ. Налог - необходимое условие существования государства,
поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст.57 Конституции РФ,
распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования
государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той
частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит
взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства,
так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц,
а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное
лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие
части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
Немаловажное
значение имеют и вопросы установления налогов. Так, статья 71 Конституции РФ
определяет, что федеральные налоги и сборы относятся к предметам ведения
Федерации, тогда как установление общих принципов налогообложения и сборов в
Российской Федерации – предмет совместного ведения.
Принципы
налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями
Конституции Российской Федерации, в соответствии с ее статьей 71 (пункт
"а") находятся в ведении Российской Федерации. К ним относятся
обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую
политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление
налоговых изъятий только на основании закона.
Принцип единой
финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены
в ряде статей Конституции Российской Федерации, прежде всего в ее статье 114
(пункт "б" части 1), согласно которой Правительство Российской
Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной
политики.
Эти положения
развивают одну из основ конституционного строя Российской Федерации - принцип
единства экономического пространства (статья 8, часть 1), означающий в том
числе, что на территории Российской Федерации не допускается установление
таможенных границ, пошлин[2],
сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг
и финансовых средств (статья 74, часть 1), а ограничения перемещения товаров и
услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо
для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и
культурных ценностей (статья 74, часть 2).
Из приведенных
конституционных норм следует, в частности, что не допускается установление
налогов, нарушающее единство экономического пространства Российской Федерации.
С этой точки зрения недопустимо как введение региональных налогов, которое
может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг,
финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и
введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних
территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату
налогов на налогоплательщиков других регионов.
Единство
экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы
обеспечиваются единой системой федеральных налоговых органов. Налоговые органы,
как относящиеся к федеральным экономическим службам, в соответствии с
Конституцией Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации
(статья 71, пункт "ж"); налоговые органы в субъектах Российской
Федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной
власти (статья 78, часть 1), а не органами субъектов Российской Федерации[3] (в их число входят налоговые
органы, органы федеральной налоговой службы, финансовые органы, таможенные
органы и их должностные лица).
Налоговые органы
составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства
о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и
сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в
бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную
систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по
контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Т.е. положения
основного документа страны предполагают установление налогов не только на
уровне федерального центра, но и в субъектах Федерации, а исходя из смысла
статьи 132 и в муниципальных образованиях - органы местного самоуправления
самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и
исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют
охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
(Статья 132)
Система налогов,
взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в
Российской Федерации устанавливаются федеральным законом – другое положение
акта установило обязательность и немедленность его принятия, с целью предотвращения
возможных коллизионных ситуаций на местах.
Конституция РФ
установила и другие гарантии в этих целях. Так, установлено правило о том, что
законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о
выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств
государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за
счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения
Правительства Российской Федерации.
Законодательство
Российской Федерации о налогах и сборах детализируется в нормах Налогового
Кодекса России[4]
– специализированного кодифицированного нормативного акта, и принятых в
соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Он был принят
Государственной Думой Федерального Собрания России 16.07.1998. этот кодекс
установил систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и
сборов в Российской Федерации, в том числе: (в ред. Федеральных законов от
09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
1) понятие и виды
налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
Под налогом
понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с
организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных
средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)
муниципальных образований.
В Российской
Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные,
региональные и местные.
Федеральными
налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и
обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное им не
предусмотрено. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим
Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к
уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное
не предусмотрено.
Местными налогами
признаются налоги, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к
уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не
предусмотрено.
2) основания
возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по
уплате налогов и сборов;
3) принципы
установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных
налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
Местные налоги
вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных
образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований о налогах.
4) права и
обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы
налогового контроля;
6)
ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок
обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных
лиц.
К другим
источникам налогового права относятся акты исполнительных органов:
-Указы Президента
РФ.
-Постановления
Правительства РФ.
-Приказы и
инструкции министерств и других центральных органов.
-Решения органов
местного самоуправления, имеющие нормативное значение другие.
Кроме нормативных
актов в правоприменительной практике в области управления налогами используются
акты ненормативного характера. К ним относятся акты, которые не содержат
правовых норм общего характера, т.е. являются актами индивидуального применения.[5]
Страницы: 1, 2, 3
|