Плательщиками налога
признаются организации и физические лица, которые являются собственниками
недвижимости, выступающей в качестве объектов налогообложения. Объектами
налогообложения признаются находящиеся на территории субъекта РФ земельные
участки, здания, строения, сооружения (в том числе подземные), жилые и нежилые
помещения, а также доли в таких объектах недвижимости, находящихся в долевой
собственности, а также объекты незавершенного строительства. Порядок включения
объектов незавершенного строительства в состав налогооблагаемой недвижимости
определяется органами власти субъектов РФ, ответственными за проведение
политики в области строительства, архитектуры, градостроительства и
жилищно-коммунального хозяйства.
Не относятся к объектам
налогообложения следующие виды недвижимости:
1)
недвижимость органов государственной власти и управления, ЦБ РФ и его
учреждений, органов местного самоуправления, бюджетных организаций;
2)
недвижимость, находящаяся в собственности, пользовании или на ином законном
основании у религиозных организаций или организаций инвалидов;
3)
недвижимость, находящаяся в собственности иностранных государств или
международных организаций в соответствии с действующими международными
договорами, одной из сторон которых является РФ;
4)
недвижимость мобилизационного назначения, испытательные полигоны, снаряжательные
базы, аэродромы и иные объекты особого назначения;
5)
недвижимость предприятий (организаций) государственного резерва.
Налоговая база
в отношении каждого объекта налогообложения определяется исходя из оценки его
рыночной стоимости, которая производится ежегодно на подведомственной
территории специальной организацией по оценке и налоговому учету недвижимости,
создаваемой органом власти субъекта РФ.
Проектом Налогового кодекса
предусмотрена налоговая льгота в отношении объектов жилого назначения:
налогооблагаемая база на недвижимость жилого назначения должна составлять не
более 10 % от оценки рыночной стоимости. Вместо данной налоговой льготы
законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе установить
иные налоговые льготы, обеспечивающие социальные гарантии для населения.
Налог на недвижимость
рассчитывается по ставкам, определяемым документами законодательных
(представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. В то же
время, согласно проекту Налогового кодекса, максимальная ставка налога не может
превышать 2 %. При этом допускается установление дифференцированных налоговых
ставок в зависимости от использования недвижимости, категорий
налогоплательщиков или иных обстоятельств, предусмотренных законом о налоге,
принимаемом законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ.
Однако установление индивидуальных налоговых ставок для отдельных
налогоплательщиков не допускается.
Сумма налога определяется
ежегодно в отношении каждого объекта налогообложения исходя из налоговой базы,
исчисленной по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода.
Сумма налога определяется налоговыми органами по месту нахождения объекта
налогообложения.
При переходе права
собственности, владения или пользования объектом налогообложения от одного
лица к другому, приводящем к смене налогоплательщика в отношении этого объекта,
в течение календарного года налог уплачивается первоначальным и последующим
налогоплательщиками в долях, пропорциональных налоговым периодам. При
получении объекта налогообложения в порядке наследования либо дарения
обязанность по исполнению налогового обязательства в отношении полученного объекта
в части, не исполненной первоначальным налогоплательщиком, возлагается на
нового собственника.
В отношении вновь созданных
либо уничтоженных (полностью разрушенных) объектов налогообложения налог
уплачивается в доле, пропорциональной продолжительности соответствующего налогового
периода в отношении указанного объекта. При этом первым днем налогового периода
в отношении вновь созданного объекта признается день регистрации права
собственности на него. Извещение об уплате налога вручается каждому
налогоплательщику налоговым органом не позднее 31 марта текущего налогового
периода. Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются законом о налоге,
принимаемым законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ.
3. Способы
проведения налоговой реформы
В последние предреформенные
годы состояние системы государственных финансов России и Советского Союза
характеризовалось стабилизацией поступлений по основным бюджетным источникам:
платежам из прибыли предприятий и налогу с оборота. В то же время продолжал
увеличиваться объем бюджетных расходов. Финансовое положение государства резко
ухудшилось в 1990 г., что было связано с эскалацией социальных выплат, а также
с ростом правительственных субсидий после централизованного повышения
закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию (осень 1990 г.) и оптовых цен
на промышленную продукцию (январь 1991 г.) при неизменных розничных ценах. Поэтому
в конце 1990-начале 1991 г. союзное и республиканские правительства в процессе
бюджетного планирования старались увеличить долю государственных доходов в
ВВП. Попытка сбалансировать доходы и расходы бюджета была осуществлена за счет
введения дополнительных налогов: налога с продаж; налога на фонд заработной
платы, поступающего в фонд стабилизации экономики; за счет повышения ставки
отчислений на социальное страхование до 26%; изъятия части (20%) амортизационных
отчислений предприятий; обязательной продажи части валютной выручки
предприятий-экспортеров по завышенной обменной ставке рубля. Эти меры должны
были повысить норму обязательных налоговых изъятий, которая в Советском Союзе в
предшествующие годы колебалась от 42 до 48% ВВП до примерно 55% ВВП.
В новых условиях согласно
бюджетным расчетам должен был резко снизиться удельный вес налогов на доходы
предприятий и граждан, а обложение фонда заработной платы и имущества
предприятий (отчислений от амортизации) предусматривалось увеличить. Причем
сокращение доли традиционно наиболее значимых для советского бюджета статей
предполагалось компенсировать за счет роста доходов внебюджетных фондов:
пенсионного фонда и фонда стабилизации экономики.
Как и можно было ожидать, эти
проекты не были реализованы. Политическая ситуация к началу 1991 г.
характеризовалась «войной законов» между Союзом ССР и составлявшими его
республиками. В ходе этих дезорганизующих экономическую жизнь процессов
законодательные органы и правительства всех уровней принимали решения, идущие
вразрез с первоначальными бюджетными проектировками. Были снижены ставки
налогообложения физических лиц, ставки налога на прибыль, налог на продажи
превратился из кумулятивного адвалорного налога (что предполагалось в
проектах) в аналог налога на добавленную стоимость, для многих товаров была
установлена нулевая ставка налога на продажи.
Поступления налога на прибыль
за 1992 г. составили 29,5% общего объема доходов консолидированного бюджета.
На величину реального изъятия прибыли предприятий в настоящее время воздействуют,
с одной стороны, налоговые льготы, составившие за девять месяцев около 110
млрд. руб., с другой–темпы роста заработной платы по сравнению с изменениями
законодательно регулируемой величины оплаты труда, включаемой в себестоимость.
Взаимодействие указанных факторов привело к тому, что норма изъятия балансовой
прибыли увеличилась с 17% в I квартале того же года до почти 33% за первое полугодие
1992 г. В III квартале фактическая ставка налога на прибыль составила 35,3%, за
девять месяцев–37,6%. Следует отметить, что величина налоговых льгот,
используемых предприятиями, равняется примерно 1\3 намечавшихся бюджетом[10].
На налог на добавленную
стоимость в январе-декабре приходилось 37,6% общего объема поступлений в
бюджет, на акцизы – около 4%. Эластичность поступлений налога на добавленную
стоимость и акцизов по ВВП в I квартале 1992 г. была достаточно высокой. Это
объясняется низкими объемами их поступлений в начале года и быстрым ростом в
феврале и марте, что связано с устранением организационных трудностей при
установлении новых для хозяйства налогов. Во II квартале резкое снижение темпов
роста поступлений акцизов и НДС было вызвано развитием кризиса
неплатежеспособности предприятий и до некоторой степени – накоплением запасов
готовой продукции.
На 1 января 1992г. просроченная
взаимная задолженность предприятий и организаций достигала 34 млрд. руб., на 1
апреля – 780 млрд. руб., на 1 июля –3004 млрд. руб. За январь-май реализованная
продукция составила около 55% общего объема выпуска, а 38% отгруженной
продукции осталось неоплаченной. Следует иметь в виду, что на подавляющем
большинстве предприятий организация бухгалтерского учета предполагает учет
реализации (соответственно и определение прибыли) не по отгрузке продукции, а
по ее оплате. В результате отгруженная, но неоплаченная продукция не
учитывается при исчислении облагаемого оборота при уплате НДС так же, как и
при определении налогооблагаемой прибыли.
Ускорение темпов роста
поступлений НДС в июне по сравнению с динамикой ВВП объясняется изменениями,
внесенными в порядок его взимания. Плательщики, чьи платежи превышали 300 тыс.
руб., должны были начиная с мая уплачивать подекадно не авансовые платежи,
которые ранее занижались, а платежи, установленные на основе фактических
оборотов. Кроме того, в конце мая было запрещено вычитать из обязательств предприятия
по НДС суммы налога по поступившим материальным ценностям (кредит по НДС) в
случае неоплаты соответствующих счетов. Значительный (в 2,6 раза) рост поступлений
НДС в июле по сравнению с июнем объясняется установлением авансовых платежей по
НДС для крупных плательщиков. Сумма авансовых платежей определялась исходя из
фактических платежей в I квартале, увеличенных в 2,5 раза.
Резкий рост поступлений НДС и
налога па прибыль в октябре объясняется как значительным увеличением
номинального объема ВВП в связи с инфляционными процессами, так и особенностями
техники налогообложения. В частности, в октябре поступили средства, начисленные
по НДС в связи с разрешением включать в кредит по НДС лишь налог по списанным
на издержки производства материальным ресурсам, а также в связи с учетом в
налогооблагаемом обороте всех средств, полученных от поставщиков (до
соответствующего изменения порядка исчисления налога распространенным методом
уклонения от него было занижение цен и перечисление поставщику средств в
целевые фонды). По оценке Государственной налоговой службы, первая мера дала
бюджету около 100 млрд. руб. Учет в налогооблагаемой базе средств, полученных
от поставщиков формально в виде финансовой помощи, а не как оплата продукции,
увеличил поступления налога на прибыль на 40-50 млрд. руб. Доначисления налога
на прибыль и налога на добавленную стоимость по фактическим результатам по
сравнению с авансовыми платежами составили, по данным Госналогслужбы, около
200 млрд. руб.
Серьезное воздействие на рост
налоговых поступлений в октябре оказало окончание процесса зачета задолженности
предприятий, при котором средства с 725-го счета направлялись на погашение задолженности
предприятий перед бюджетом. Погашение задолженности по НДС, согласно данным ЦБ
России, составило около 220 млрд. руб.
С октября был ужесточен порядок
уплаты авансовых платежей по налогу на добавленную стоимость. Плательщики с
оборотом более 100 тыс. руб. в месяц должны уплачивать НДС ежедекадно по фактическим
объемам реализации. При этом окончательные размеры налога с учетом кредита по
НДС, уплаченного за использованные материальные ресурсы, определяются по
результатам месяца в целом.
Подоходный налог с физических
лиц составил в 1992 г. около 8% поступлений в бюджетную систему России, и его
сбор отличается высокой стабильностью. Эластичность поступлений этого налога по
ВВП близка к единице, что объясняется одинаковыми темпами роста заработной
платы и ВВП при линейной шкале налога. По сравнению с 1991 г. в связи с
увеличением необлагаемого налогом минимума денежных доходов налоговое изъятие
по отношению к фонду оплаты труда уменьшилось с 12 до 8%[11].
В ноябре 1992 г. поступление
налогов в бюджеты России сократилось по сравнению с октябрем примерно на
¼. Это объясняется отсутствием таких факторов, действовавших в октябре,
как перерасчет НДС и налога на прибыль по фактическим результатам и завершение
зачета задолженности предприятий. В декабре 1992 г. продолжалось увеличение
объема налоговых поступлений, составившего по итогам года около 33,6% ВВП.
Усиление жесткости бюджетной
(как и кредитно-денежной) политики осенью 1992 г. привело к декабрю месяцу к
определенному снижению темпов роста цен и стабилизации обменной ставки рубля.
Однако произошедшее в декабре существенное увеличение денежной массы вследствие
расширения кредита и роста дефицита федерального бюджета на 336 млрд. руб.
(1,5% ВВП) по сравнению с ноябрем месяцем вызвало новый виток роста цен уже со
второй декады декабря и резкое падение обменной ставки рубля в конце января
1993 г. Каковы же перспективы бюджетной политики на 1993 г.? Совершенно
очевидно, что в первую очередь они зависят от политических факторов. Смена Е.
Гайдара на посту главы правительства В. Черномырдиным вызывает серьезные
опасения за последовательное осуществление политики финансовой стабилизации.
Заявления последнего, касающиеся актуальных макроэкономических задач,
свидетельствуют о популистских настроениях нового премьер-министра. С другой
стороны, сохранение большей части состава старого правительства в новом
кабинете дает возможность обеспечить преемственность в проводимой экономической
политике.
Основные направления изменений
налоговой системы в 1993 г. заложены в июльских (1992 г.) постановлениях
Верховного Совета РФ, касающихся вопросов налогообложения, Законе «О внесении
изменений и дополнении в налоговую систему России» и Законе «О внесении изменений
и дополнений в отдельные законы РФ о налогах», принятом 22 декабря 1992 г. В
соответствии с этими решениями существенно изменился порядок исчисления и
взимания налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, подоходного
налога.
В области налогообложения
прибыли изменения произошли в основном в части предоставляемых предприятиям
льгот. С 1 июля 1992 г. ко всех отраслях разрешено уменьшать налогооблагаемую
прибыль на величину затрат, направляемых на техническое перевооружение производства,
с 1 октября – на строительство объектов социальной инфраструктуры.
Освобождается от налогообложения прибыль государственных предприятий,
направляемая на погашение государственного целевого кредита, используемого для
пополнения оборотных средств. Для предприятий с участием иностранного капитала,
действующих в сфере материального производства и зарегистрированных до 01.01 1992
г., сохраняются «налоговые каникулы» в отношении налога на прибыль в течение
первых двух лет с момента получения балансовой прибыли.
В августе 1992 г. принято
решение о переоценке основных фондов в связи с инфляцией, позволяющее
обеспечить нормальные условия их воспроизводства. Для этого переоценку основных
фондов проводят все предприятия и организации на территории России, независимо
от форм собственности. Порядок переоценки предусматривает определение восстановительной
стоимости основных фондов исходя из балансовой стоимости, увеличенной на
установленный коэффициент пересчета, который дифференцирован в зависимости от
вида фондов и даты их приобретения. Для основных фондов, приобретенных до 1991
г., коэффициент колеблется от 4,5 до 46; приобретенных в 1991 г. – от 3 до 20.
Фонды, приобретенные в 1992 г., переоценке не подлежат.
С 1993 г. при условии полного
использования на реновацию амортизационных отчислений налогом на прибыль не
облагаются все производственные и непроизводственные капиталовложения. Внесено
изменение в механизм регулирования расходования средств на потребление. Сумма
превышения расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой величиной
облагается по основным ставкам налога на прибыль, а при превышении удвоенной
нормируемой величины–по ставке 50%. В целях противодействия занижению авансовых
платежей разница между величиной, подлежащей взносу в бюджет по фактической
прибыли, и авансовыми взносами индексируется исходя из ставки процента, устанавливаемой
в истекшем квартале ЦБ России.
С 1 января 1993 г. снижены
ставки налога на добавленную стоимость: до 10% по продовольственным товарам
(кроме подакцизных) и товарам для детей; до 20% –по остальным товарам, что,
безусловно, ухудшит положение с исполнением бюджета в 1993 г. К тому же предварительное
оповещение о данном шаге привело к определенному снижению объемов реализации в
IV квартале 1992 г. Вряд ли можно ожидать антиинфляционного эффекта от снижения
ставок НДС. Это подтверждается опытом прошлого года: в феврале 1992 г. были
снижены до 15 % ставки налога на добавленную стоимость на молочные продукты,
растительное масло, муку и др. Данная мера не оказала на цены никакого воздействия,
она привела лишь к росту прибыли предприятий–производителей указанной
продукции и предприятий торговли.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|