|
Литература
Основная литература:1. Конституция Российской Федерации. // Российская газета. 1993. № 27. 2. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легалазация преступных доходов. СПб., 2003. 3. Макаров Д.Г. Теневая экономика и уголовный закон. М., 2003. 4. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М., 2005. Дополнительная литература:1. Подольный Н., Подольная Н. Теневая экономика и организованная преступность: проблемы определения размеров и динамики развития // Уголовное право. 2006. № 1. 2. Завельский М.Г. Теневая экономика и трансформационные процессы. М., 2003. № 1. 3. Яковлева Р.Р. Офшорные зоны и теневая экономическая деятельность // Банковское право. 2005. № 3. 4. Трунцевский Ю.В., Козлов А.А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М., 2006. Введение Материальной основой национальной безопасности России является ее экономический потенциал, обеспечивающий должный уровень обороноспособности страны, ее территориальную целостность, защиту интересов России за рубежом как великой державы, социально-экономическую стабильность российского общества, физическое и духовное развитие нации. Все это диктует необходимость разработки государственной стратегии в области экономической безопасности России. Среди угроз экономическому положению страны все большее значение приобретает расширяющаяся криминализация экономических отношений, приобретение экономикой черт криминальной системы. Как следствие сложившихся отношений является возникновение тенденции подчинения экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур, что, в свою очередь, исключает реформирование материально-технической базы производства в направлении формирования современной техноструктуры и ведет к соответствующим негативным социально-политическим последствиям для общества в целом. В этой связи проблема преодоления криминализации экономики становится одной из ключевых проблем современной экономической политики, требующих неотложных мер по ее решению. Вопрос № 1. Деформации экономических отношений и их криминализация в период построения рыночной структуры. В процессе осуществления перехода к рыночной экономике в системе экономических отношений страны произошли существенные изменения, значительная доля которых была деформирована, не отвечала назначению эффективного народного хозяйства. Под деформациями экономических отношений понимается их отклонение от той нормы, которая должна быть в соответствии с требованиями экономических законов, состоянием уровня развития хозяйства, потребностями населения. Деформированная экономика не способна к расширенному воспроизводству, она создает условия, способствующие развитию теневой и криминальной экономической деятельности: в хозяйстве имеют место диспропорции, нестабильность, значительные потери материальных и трудовых ресурсов, аморальное и криминальное поведение (в том числе и экономическое), размывается и трансформируется этика бизнеса и многое другое. Деформации экономических отношений вызвали серьезные изменения в хозяйстве общества. Возникла система внутренних и внешних угроз экономической безопасности, преодоление которых должно стать важнейшим элементом государственной экономической политики. Во-первых, сложившуюся за многие годы структурную деформированность экономики с выбытием ряда жизнеобеспечивающих отраслей производства дальше сохранять нельзя. Во-вторых, необходим решительный поворот к наиболее эффективным конкурентоспособным производствам, которые могут вывести отсталую технологическую базу большинства отраслей с высокой энерго- и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства к новым технологиям. В-третьих, необходимо принять меры, чтобы остановить спад и стабилизировать производство, не доводя его до уровня, нарушающего нормальный воспроизводственный процесс, вызывающего высокую безработицу, низкий уровень жизни. В-четвертых, достигнутый достаточно низкий уровень инфляции стоил стране дорого, появились негативные явления, оказывающие более тяжелое воздействие на экономические отношения, вызвавшие новые деформации в экономике, что потребует дополнительной эмиссии (ориентировочно 300-350 трлн. руб.) и появления нового витка инфляции с его спутниками - обострением социальных проблем, низкой инвестиционной активностью, вложением капиталов не в производство, а в посредническую деятельность. В-пятых, наглядно идет процесс старения производственного потенциала из-за осуществления текущих расходов в ущерб капитальным вложениям ("проедание основного капитала") и изношенность коммуникационных систем, их высокая аварийная опасность. В-шестых, отстает прирост разведанных запасов полезных ископаемых от масштабов их извлечения из недр, что не позволяет расширить экспорт сырья как основного источника пополнения валютных запасов страны. В-седьмых, резко ухудшается состояние научно-технических кадров, идет потеря позиций на отдельных направлениях научно-технического раз-вития, утрата престижности интеллектуального труда. В-восьмых, усиливается имущественное расслоение населения, деградация учреждений социальной сферы, ограничение доступа малообеспеченных людей к системе охраны здоровья, образования и культуры, ухудшение физического и духовного здоровья населения, усиление дифференциации по территориальному признаку экономического и социального развития регионов, особенно областей Крайнего севера. В-девятых, реально проявилась слабость институтов власти, приводящая к низкой правовой, финансовой, исполнительной дисциплине, массовому сокрытию доходов и уклонению от уплаты налогов, криминализации экономики и широкомасштабной коррупции в области управления экономикой. Помимо перечисленного, деформации экономических отношений вызвали ряд внешних угроз экономике России, ее национальной безопасности. Среди них важнейшими являются следующие: - импортная экспансия на российский рынок товаров и усиление зависимости в удовлетворении внутренних потребностей, в том числе стратегическими, продовольственными (на 3/4) товарами и наукоемким оборудованием, от мирового рынка; - дискриминационные меры зарубежных стран и их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией (например, по вопросу поставки криогенных двигателей для ракет в Индию), высокий уровень внешнего долга (более 150 млрд. долл. США, ежегодное получение кредитов Запада в размере 10 млрд. долл. и выплата процентов по долгам на такую же сумму); - недостаточный экспортный и валютный контроль, не замкнутость таможенной границы приводят к ввозу огромного количества заграничных товаров, минуя таможенный контроль либо, осуществляя ввоз товаров на территорию России через продажных чиновников таможенных служб (только 2% автомобилей растаможивается в соответствии с установленным порядком, еще больше сырья вывозится из страны, минуя таможню либо осуществляя с ней фиктивные сделки - пример, реэкспорт автомобилей, водки и других товаров); - неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций тормозит расширение товарооборота, прежде всего со странами, являющимися исторически партнерами во внешнеэкономической деятельности. Деформации экономических отношений вызвали ослабление трудовой мотивации работников. Утрата квалификации и трудовых навыков, усиление дискомфортности в положении людей стали питательной средой для расширения масштабов ТЭ и криминального экономического поведения. Нарушена структура доходов населения по источникам их образования (например, доля заработной платы в доходах населения страны в среднем составляет 30-40%). Это ведет к возникновению конфликтных ситуаций в обществе, подрывает стимулы к труду: работать эффективно и производительно становится невыгодно и малопривлекательные, криминальные экономические отношения все более доминируют в хозяйственной жизни страны. В деформированной экономике все большей угрозой становится криминализация хозяйства и общественной жизни страны. Криминальными стали практически все ведущие сферы экономики, что наносит серьезный экономический ущерб и оказывает крайне негативное влияние на реформирование экономики, деловую активность субъектов хозяйственных отношений и привлечение зарубежных партнеров. В настоящее время осуществляется переход от локальных форм преступности к криминализации экономической системы российского общества. Все больший контроль над механизмами регулирования воспроизводственных процессов не только на микро-, но и на макро-уровне сосредоточивается в руках организованных в масштабах страны криминальных структур. Деформации экономических отношений вызывают угрозу экономической безопасности в период перехода к рынку, порождая такие явления как высокий уровень монополизации хозяйственных структур, "беловоротничковой" преступности и другие. Любое явление, в том числе экономическое, способно проявлять свои как позитивные, так и негативные черты. Так, угрозу экономической безопасности личности, общества и государства представляет организованная преступность, паразитирующая на общественных институтах, создавшая собственную экономическую базу, надстройку, а в союзе с коррумпированными чиновниками - мафию. Преступные сообщества, используя физическое и психологическое насилие, шантаж, установили контроль более чем над 40 тыс. субъектов хозяйствования, среди которых более 500 банков, около 500 бирж, почти 1,5 тыс. предприятий государственного сектора экономики. Количество выявленных преступлений экономической направленности в настоящее время выросло, причем каждое десятое из них - посягательство в крупных и особо крупных размерах. Усилилась борьба с должностными преступлениями, незаконными валютными операциями. В то же время ослаблена работа по выявлению фактов присвоения вверенного имущества в целом по стране и особенно в ряде регионов. Крайне неэффективным оставалось реагирование на факты фальшивомонетничества, количество которых возросло более чем в два раза. Из оборота изъято поддельных денежных знаков на миллиарды рублей, но раскрываемость этих преступлений остается на крайне низком уровне. Многие подразделения МВД еще слабо реагируют на негативные экономические процессы, занимаясь выявлением очевидных малозначительных правонарушений, утрачивают оперативные позиции в традиционных и медленно укрепляют их в новых секторах экономики. Существует позиция, согласно которой основным условием возникновения и функционирования преступных организаций являются потенциальные источники прибылей, значительно превышающие среднее. Только сверхприбыли способны вызвать интерес и привлечь серьезных представителей криминального бизнеса. И это не их прихоть, а экономическая необходимость. Поэтому наилучший способ борьбы с организованной преступностью - нанести удар по ее доходам, по экономической основе. Криминальная экономика - это система экономических отношений, в основе которой лежит обеспечение небольшой группы (структуры) людей сверхдоходами, поступающими от преступной деятельности, возникающей в связи с наличием "белых пятен" в законодательстве. Организованная преступная деятельность является зоной повышенного риска, требует дополнительных затрат. Средний доход можно получить легальным путем, не опасаясь за свою жизнь, здоровье и свободу. Для содержания преступной организации требуются значительные расходы. Издержки на коррумпированных чиновников, безопасность, разведку и контрразведку можно компенсировать только за счет сверхприбыли. Получение сверхприбылей преступными организациями является необходимым и достаточным условием их существования. Высокодоходность и сложность организации незаконного бизнеса исключают занятие им в одиночку, обусловливают необходимость согласования личных и групповых корыстных интересов его участников, их соподчинение, специализацию и кооперацию в рамках незаконного промысла, что закономерно приводит к созданию преступных организаций, их объединению в сообщества. В экономически стабильных странах организованная преступность эксплуатирует главным образом криминальные источники (наркобизнес, незаконная торговля оружием, игорный бизнес, проституция и т.п.). В то же время, сильное и стабильное государство жестко контролирует законные источники сверхприбылей. Подводя итог сказанному, отметим, что деформации экономических отношений вызывают серьезную тревогу за экономическую безопасность страны. В перечне причин, подрывающих экономический потенциал государства, на ведущие позиции выдвигается преступность и ее наиболее разрушительная форма - организованная преступность. Борьба с криминальными явлениями становится политической задачей е сохранении экономики страны, ее развития на путях рыночных отношений. Вопрос № 2. Взаимосвязь незаконного предпринимательства и коррупции на современном этапе экономических преобразований в России. На предыдущих лекциях подчеркивалась прямая связь между социально-экономическими преобразованиями, происходящими во время реформ 90-х годов, с зарождением и формированием организованной экономической преступности, а вместе с ней - различных сегментов теневой экономики. Следует отметить, что незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая в рамках теневой экономики, объективно нуждается в «поддержке» определенных лиц, обладающих властными полномочиями. Заметим: в немалой степени рост экономической преступности был связан с всевозрастающей коррупцией среди государственных служащих. В погоне за материальными благами государственные люди забывали о своем профессиональном предназначении. Страна была захлестнута волной «дикой приватизации». Разложению чиновников способствовало создание совместных предприятий, ослабление контроля за экспортом, крах советской финансовой системы, запутанная система налоговых льгот и освобождений, но, прежде всего - колоссальные масштабы перераспределения собственности. На страницах журналов часто приводятся цифры, характеризующие состояние того или иного отечественного олигарха. Нередко появляются публикации о том, сколько сил и знаний было затрачено тем или иным известным лицом, чтобы заработать свой первый миллиард долларов. Все это напоминает известную притчу о человеке, который торговал яблоками. Сначала он купил одно яблоко, потом его продал и купил уже два яблока. И торговал бы он яблоками всю свою жизнь, если бы не получил наследство от богатого родственника. В чем суть данной притчи? Первоначальный российский капитал не был заработан или нажит. Он был полностью сформирован на государственной собственности, из бюджетных средств и прав на обслуживание этих средств. Коррупция многолика, пронизывает все слои общества, проявляется в разных формах. В коррупцию на бытовом уровне вовлечено не менее половины населения страны. В рамках бытовых поборов есть свои лидеры. Так, эксперты приводят следующие цифры. Медицинская бесплатная помощь -600 млн. долларов в год, поступление в учебное заведение - 520 млн.. По данным МВД России, за 2005 год сумма доказанных взяток при поступлении в учебные заведения составила 450 тысяч рублей, что составляет 0,0008%. Взаимоотношения с правоохранительными органами - 465 млн., восстановление справедливости в суде - 275 млн., получение или оформление жилых помещений - 123 млн., уклонение от службы в армии - 13 млн. Минимальные затраты населения России на бытовые взятки около 3 млрд. долларов в год. На самом деле сумма может быть выше в 3-5 раз. После публикаций данных о масштабах коррупции в стране, Президенту РФ В. Путину было доложено о них. Первая реакция В. Путина: «Не может быть! Нет ли ошибки в расчетах?» У него были иные цифры о масштабах коррупции в стране — в два раза ниже. Фонду ИНДЕМ было предложено от администрации президента разработать рекомендации о снижении масштабов коррупции. Рекомендации были разработаны и представлены. |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.