Меню
Поиск



рефераты скачать Метод и основные приемы методики экономического анализа

          Оборотные активы

Ко/в = --------------------------------- .

          Внеоборотные активы

         Пример анализа структуры активов приводится в табл.1. В ней представлены абсолютные величины по видам активов, их удельные веса в общей величине активов, изменения абсолютных величин и удельных весов, значения и изменения коэффициента соотношения оборотных и внеоборотных активов за отчетный период.

Таблица 1.

Анализ структуры активов (в тыс.руб.)

Показатели

Абсолютные величины

Удельные веса (%) в общей величине активов

Изменения


На начало периода


На конец периода


На начало периода


На конец периода


В абсолютных величинах


В удельных весах

В % к изменению общей величины активов

1.Внеоборотные активы

2.Оборотные активы


1137


800


1304


943


58,7


41,3


58,0


42,0


+167


+143


-0,7


+0,7


+53,9


+46,1

ИТОГО активов

1937

2247

100

100

+310

0

+100

Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов



0,70



0,72



х



х



+0,02



х



х

         Более конкретный анализ структуры активов и ее изменения проводится отдельно в отношении каждого укрупненного вида активов.

         Важную характеристику структуры средств предприятия дает коэффициент имущества производственного назначения, равный отношению суммы стоимостей производственных основных средств и незавершенного строительства, а также производственных запасов и незавершенного производства (основные средства и МБП принимаются в расчет по остаточной стоимости) к общей стоимости всех активов организации. Нормальным для промышленных предприятий считается Кп.им. > или = 0,5.

         Структуру пассивов характеризует коэффициент автономии, равный доле собственных средств в общей величине источников средств предприятия

                     Реальный собственный капитал

Ка = --------------------------------------------------------------------- ,

Общая величина источников средств организации

и коэффициент соотношения заемных и собственных средств, вычисляемый по формуле

    скорректированные               скорректированные

 долгосрочные пассивы             +  краткосрочные пассивы

Кз/с = -------------------------------------------------------------------------- .

Реальный собственный капитал

         Учитывая, что долгосрочные кредиты и займы способствуют финансовой устойчивости организации, полезно рассматривать также коэффициент соотношения краткосрочных пассивов и перманентного капитала, вычисляемый по формуле:

     Скорректированные краткосрочные пассивы

Кк.п./п.к. = -------------------------------------------------------------------------.

   реальный                                               скорректированные

   собственный капитал                +                  долгосрочные пассивы

         Кз/с > 1 допустимо, если Кк.п./п.к. < или = 1.

         Платежеспособность предприятия выступает в качестве внешнего проявления финансовой устойчивости, сущностью которой является обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками формирования.

         Мгновенную платежеспособность предприятия характеризует коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий, какую часть краткосрочной задолженности может покрыть организация за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности. Краткосрочные обязательства включают: краткосрочные кредиты банков и прочие краткосрочные займы; краткосрочную кредиторскую задолженность, включая задолженность по дивидендам, резервы предстоящих расходов и платежей, прочие краткосрочные пассивы. Показатель рассчитывается по формуле

  Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

(стр.250, 260 разд. II баланса)

Ка.л. = ---------------------------------------------------------------------------------.

Краткосрочные обязательства

(стр.610, 620, 630, 660, 670 разд. VI баланса)

Нормальное ограничение Ка.л. > или = 0,2 означает, что каждый день подлежат погашению 20% краткосрочных обязательств предприятия.

Для определения рейтинга предприятий предлагается использовать несколько показателей, наиболее часто применяемых и наиболее полно характеризующих финансовое состояние предприятия.

1.коэффициент рыночной устойчивости, который показывает обеспеченность предприятия собственными средствами, определяется по формуле

    IVП – IА

КО = ------------------- ,

        IIА

где    IVП – итог раздела IV пассива баланса;

         IА – итог раздела I актива баланса;

                IIА – итог раздела I актива баланса.

         Нормативное требование: КО > или = 0,1.

         2.прибыльность (рентабельность) предприятия, которая характеризует объем прибыли, приходящейся на 1 руб. собственного капитала, определяется по формуле

                                                   Ф №2, стр.140                         365

КР = --------------------------------------------- х -------- ,

Ф №1, стр. (490нач. + 490кон.) х 0,5         Т

где 490нач., 490кон. – строки раздела IV пассива баланса, соответствующие началу и концу исследуемого периода.

         Нормативное требование: КР > или = 2,0.

         3.коэфиициент эффективности управления предприятием (менеджмент), который характеризуется соотношением величины прибыли от реализации и величины выручки от реализации, определяется по формуле

  Ф №2, стр. 050

КМ = ------------------------ .

 Ф №2, стр. 010

Нормативное требование косвенно обусловлено уровнем учетной ставки Центрального банка России.

Система финансовых коэффициентов должна удовлетворять следующим требованиям:

1.Коэффициенты должны быть максимально информативными и давать целостную картину устойчивости финансового состояния предприятия.

2.В экономическом смысле коэффициенты должны иметь одинаковую направленность (рост коэффициента означает улучшение финансового состояния).

3.Для всех коэффициентов должны быть указаны числовые нормативы минимального удовлетворительного уровня или диапазона изменений.

4.Финансовые коэффициенты должны рассчитываться только по данным публичной бухгалтерской отчетности предприятий.

5.Коэффициенты должны давать возможность проводить рейтинговую оценку предприятия как в пространстве (в сравнении с другими предприятиями), так и во времени (за ряд периодов).

ЗАДАЧА 1

Составьте баланс товарной продукции, определите влияние факторов на изменение объема реализации.

Оцените выполнение плана по выпуску и реализации продукции.

Объясните причины расхождений.

Таблица 2.

Сведения о выпуске и реализации продукции

(тыс.руб.)

Показатели

План

Факт

1.Выпуск продукции

2.Остатки нереализованной продукции на начало года

3.Остатки нереализованной продукции на конец года

4.Выявленные недостачи продукции

30000


1800


1600

-

35000


2000


2800

5



РЕШЕНИЕ:

Факторы, связанные с товарными фондами, влияют на объем товарооборота через изменение величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов товаров на конец отчетного периода. Между этими величинами имеется определенная балансовая связь. Она выражается формулой товарного баланса:

NзапН + NП  =  NР + Nвыб + NзапК ,

где    NзапН  - запас товаров на начало отчетного периода,

         NП – поступление товаров,

         NР – реализация товаров,

         Nвыб – прочее выбытие товаров,

         NзапК – запас товаров на конец отчетного периода.   

Используя формулу товарного баланса, можно определить величину реализации продукции:

NР = NзапН + NП  - Nвыб - NзапК


Товарный баланс реализованной продукции

Таблица 3.

(тыс.руб.)

Слагаемые товарного баланса

План

Факт

Остатки нереализованной продукции на начало года (NзапН)


Выпуск продукции за год (NП)


1800

 

30000


2000


35000

ВСЕГО в приходе с остатком (NзапН + NП)

31800

37000

Реализация товаров (NР)


Прочее выбытие продукции (Nвыб)

1800+30000-600=

=30200


-

2000+35000-5-2800=

=34195


5

ИТОГО в расходе (NР + Nвыб)

30200

34200

Остатки нереализованной продукции  на конец года  (NзапК)


1600


2800

ВСЕГО в расходе с остатком (NР + Nвыб + NзапК)

31800

37000


Реализация товаров фактическая превысила реализацию товаров плановую. Исходя из формулы товарного баланса методом цепных подстановок определяем влияние факторов на изменение объема реализованной продукции.

Таблица 4.

(тыс.руб.)

№ расче

та

Обозначение

Числовое значение алгебраической составляющей объема реализованной продукции

NзапН

NП

Nвыб

NзапК

NР

1

NРплан = NзапН + NП  - Nвыб - NзапК (все показатели плановые)



1800



30000



-



1600



30200

2

NР1 = NзапНфакт + NП  - Nвыб - NзапК


2000


30000


-


1600


30400

3

NР2 = NзапНфакт + NПфакт  - Nвыб - NзапК


2000


35000


-


1600


35400

4

NР3 = NзапНфакт + NПфакт  - Nвыбфакт - NзапК


2000


35000


5


1600


35395

5

NРфакт = NзапНфакт + NПфакт  - Nвыбфакт - NзапКфакт


2000


35000


5


2800


34195

Посредством последовательного вычитания результатов первого расчета из второго, результатов второго расчета из третьего и т.д., определяем влияние каждого фактора на объем реализованной продукции.

Изменение остатков нереализованной продукции на начало года повлияло следующим образом:   NР1  - NРплан = 30400 – 30200 = + 200.

Изменение выпуска продукции повлияло следующим образом:

                            NР2 – NР1 = 35400 – 30400 = + 5000.

Изменение выявленной недостачи продукции повлияло следующим образом:      NР3 – NР2 = 35395 – 35400 = -5.

Изменение остатков нереализованной продукции на конец периода повлияло следующим образом:   NРфакт – NР3 = 34195 – 35395 = -1200.

Общее отклонение       NРфакт - NРплан = 34195 – 30200 = + 3995.

Величина отклонения должна получиться и в результате алгебраического сложения отклонений по каждой позиции (+ 200 + 5000 – 5 – 1200 = + 3995).

Сделанные расчеты показывают, что остатки нереализованной продукции на начало периода и выпуск продукции повлияли на изменение объема реализованной продукции положительно, а выявленные недостачи продукции и остатки нереализованной продукции на конец периода повлияли на реализацию продукции отрицательно.

Выявленные отклонения показывают, что на увеличение фактического объема реализованной продукции по сравнению с плановым в большей степени повлияло увеличение фактического выпуска продукции по сравнению с плановым (+ 5000).

Причины расхождений могут быть следующими: занижение плановых показателей;         повышение производительности труда; успешная рекламная кампания; автоматизация процесса производства; ввод прогрессивных технологических процессов; техническая перевооруженность труда; экономия затрат на производство; привлечение новых клиентов; принятие правильных управленческих решений и др.

ЗАДАЧА 2

         Используя прием разниц в процентах определите влияние на изменение объема выпуска продукции факторов:

1)изменения численности работающих;

2)изменения структуры персонала;

3)изменения количества отработанных дней;

4)изменения продолжительности рабочего дня;

5)изменение уровня среднечасовой выработки 1 рабочего.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.