Место туризма на мировой арене
«Социально-культурная деятельность»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Место туризма на мировой арене
Санкт-Петербург
2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1.
Анализ мировых тенденций развития туризма.. 5
3.
Экономическое воздействие туризма.. 9
3.
Состояние и перспективы российского туристского рынка в структуре мирового
рынка.. 10
4.
Проблемы развития петербургской индустрии туризма.. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 19
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ... 20
Туризм
играет все более заметную роль в мировой экономике, поэтому во многих странах
мира эта отрасль бурно развивается. По мнению экспертов, уровень международного
туризма по прибытиям в 1999-2010 гг. может составить более 1 трлн. туристов[1], однако отдельные
ученые считают, что он будет составлять не более 937 млн. Это, впрочем,
свидетельствует, что количество прибытий к 2010 году существенно возрастет. На
сферу туризма приходится сегодня около 6% мирового валового национального
продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых
потребительских расходов[2].
В
связи с тем, что туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей
не только средства размещения, но и транспорт, связь, индустрию питания,
развлечений и многое другое, эта сфера влияет на каждый континент, государство
или город. Значение туризма для экономик разных стран связано прежде всего с теми
преимуществами, которые он приносит при условии успешного развития. Прежде
всего - это рост рабочих мест в гостиницах и других средствах размещения, в
ресторанах и иных предприятиях индустрии питания, на транспорте и в смежных
обслуживающих отраслях. Другим важным преимуществом является мультипликативный
эффект от туризма, т.е. его влияние на развитие смежных отраслей экономики.
Третье преимущество - рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме
этого, туризм оказывает экономическое влияние на местную экономику, стимулируя
экспорт местных продуктов.
Однако
в России же в силу ряда причин сфера туристской деятельности в сравнении со
многими другими странами еще не получила должного развития. На долю России вместе
со всеми странами СНГ приходится лишь 2% мирового туристского потока[3].
Современное
состояние туризма в России проанализировано в Концепции развития туризма в
Российской Федерации на период до 2005 года[4],
в которой, в частности, указывается, что на долю России приходится около 1%
мирового туристического потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможности
России позволяют при соответствующем уровне развития туристической
инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на
сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми,
туристическими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не
соответствует ее туристическому потенциалу.
В
качестве основных факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, в Концепции,
в частности, названы: образ России как страны, неблагоприятной для туризма,
создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств,
безопасных в миграционном отношении; неразвитая туристическая инфраструктура;
несоответствие цены и качества размещения в гостиницах и др.
Вместе
с тем, с каждым годом растет число российских граждан, желающих совершить
туристическую поездку, особенно в зарубежные страны. Так, в последние годы
среднее количество российских туристов, выезжающих в страны дальнего и ближнего
зарубежья, составляет около 13 миллионов человек[5].
Это свидетельствует о том, что туристская деятельность, пережив период
хаотичного развития, проходит этап становления качественного.
Цель
данной работы состоит в определении места туризма на мировой арене и перспектив
развития туристской отрасли в России и Санкт-Петербурге в период становления
открытого общества.
Современная
экономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую
систему, в которой многоотраслевой производственный комплекс, называемый
туристической индустрией, является лишь одним из составных компонентов. Экономические
проблемы анализируются в контексте общественного и экологического аспекта
жизнедеятельности туризма.
Туризм
(от фр. Torisme < Тоuг - прогулка, поездка) возник в тот период развития
общества, когда потребность человека в получении информации о новых местах, в
путешествии как средстве получения этой информации явилась объективным законом
развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и
дает возможность отдохнуть.
На
определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко
возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию
товара особого типа - туризма, который можно купить и продать на
потребительском рынке.
Производители
услуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей),
объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости,
поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном
уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.
В
настоящее время выделяют внутренний и международный туризм, причем внутренний
туризм по степени охвата доминирует над международным. На долю внутреннего
туризма приходится 75-80% общего числа туристов в мире, соответственно по
финансовым результатам во многих странах он значительно превосходит иностранный.
Исследования
современных экспертов показывают, что состояние мировой индустрии туризма, несмотря
на объективные трудности последних лет, в целом демонстрирует стабильность и
сохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося сектора
мировой экономики. Этим объясняется повышенный интерес к сфере туризма со
стороны правительств большинства стран мира, имеющих влиятельные структуры исполнительной
власти для обеспечения эффективной государственной политики его развития. В ближайшие
годы туристские рынки развитых индустриальных стран будут стабильно расти
вследствие увеличения доступности туризма для более широких слоев общества и
частоты туристских поездок. Для новых и развивающихся туристских рынков
характерны тенденции сохранения динамичного роста и соответствующего увеличения
бюджетных доходов в ближайшее десятилетие. Ожидается постепенное смещение
акцентов в развитии туризма от традиционных рынков Западной Европы, США, Японии
и Канады к альтернативным рынкам, таким как Центральная и Восточная Европа, включая
Россию, Китай, Южная Корея, Мексика, а также некоторые страны Ближнего Востока
(табл.1)
Таблица 1
Прогноз
распределения объемов въездного туризма по регионам мира
(международные туристские прибытия, млн.чел.)[6]
Регионы мира
|
Прибытия
|
Прогноз
|
1985
|
1990
|
1995
|
2000
|
2010
|
2020
|
Всего
|
327,1
|
457,2
|
565,4
|
667,7
|
1006,4
|
1561,1
|
Африка
|
9,7
|
15,0
|
20,2
|
27,4
|
47,0
|
77,3
|
Америка
(Сев. и Юж.)
|
64,3
|
92,8
|
108,9
|
130,2
|
190,4
|
282,3
|
Восточная
Азия
(Тихоокеанский
регион)
|
31,1
|
54,6
|
81,4
|
92,9
|
195,2
|
397,2
|
Европа
|
212,0
|
282,7
|
338,4
|
393,4
|
527,3
|
717,0
|
Ближний
Восток
|
7,5
|
9,0
|
12,4
|
18,3
|
35,9
|
68,5
|
Южная
Азия
|
2,5
|
3,2
|
4,2
|
5,5
|
10,6
|
18,8
|
На
диаграмме 1 изображена доля регионов в общемировом рынке.
Одной
из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое
усиление конкуренции на рынке туристического предложения как следствие
появления все большего числа растущих стран с амбициозными планами привлечения
туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения. В
результате этого страны, стремящиеся сохранить, либо упрочить свои позиции на
международном рынке, осуществляют планирование туризма на основе принципов
устойчивого развития, предусматривают долгосрочные инвестиции в данную сферу и
имеют четкие государственные стратегии развития туризма. Соответственно, повышается
роль государственной политики развития туризма страны в целом, а также целевого
продвижения отдельных туристских продуктов на отечественном и международном рынках
(диаграмма 2)[7]
Основные
составляющие стратегий, которые используются в мировой практике: детальный
анализ собственных рынков с оценкой соотношения традиционных и перспективных направлений,
учет общемировых тенденций и мультипликативного эффекта от развития туризма,
проведение ежегодных международных кампаний под определенными запоминающимися
девизами, а также широкое использование возможностей передовых информационных
технологий как базовой платформы общения с потребителями туристских услуг.
Сфера
туризма при успешном развитии может стать одним из ключевых элементов,
позволяющих создать условия для достижения стратегических целей развития
страны, а именно, повышения благосостояния населения на основе динамичного и
устойчивого экономического роста, обеспечения занятости населения, повышения
уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, создания потенциала
для будущего развития государства и укрепления международных позиций России.
При условии проведения эффективной государственной политики туристская индустрия
обеспечивает рост качества услуг, стимулирует развитие человеческого капитала, повышает
качество жизни, создает и совершенствует инфраструктуру.
Обмен услугами международного туризма
между странами является частью международной торговли и оказывает значительное
влияние на показатели экспорта и импорта страны. Доля поступлений от
международного туризма составляет 9% всех поступлений мирового экспорта (диаграмма
3)[8]
Диаграмма
3. Место туризма в структуре
мирового
экспорта в 1980-1991 гг.
Туризм охватывает
множество секторов экономики, что усложняет оценку количества работающих в
данной сфере. Однако, очевидно, что туризм оказывает большое воздействие на
занятость в экономике. В некоторых (особенно небольших) странах до 50% трудоспособного
населения прямо или косвенно вовлечено в сферу туризма. По данным Международного
бюро труда, примерно 100 млн. человек во всем мире заняты в туризме.
Численность занятых в некоторых странах представлена на диаграмме 4[9].
Из диаграммы
видно, что наибольшее число занятых в данной сфере в: Канаде (768 тыс. чел.),
Германии (692,7 тыс. чел.) и Великобритании (603,7 тыс. чел.).
Таким образом, влияние
туризма на развитие мировой экономики сложно переоценить и оно постоянно
увеличивается. Однако в России экономическое воздействие туризма остается в
целом незначительным. Проанализируем причины сложившегося положения.
Несмотря на
относительно стабильное развитие внутреннего отечественного туристского рынка в
СССР, должного внимания развитию международного туризма не уделялось. Страна
неэффективно использовала огромный ресурсный потенциал, что в значительной мере
объясняется преобладанием в социально-экономической политике идеологических
установок. В основном из СССР выезжали дипломаты, граждане, уезжающие по
частным приглашениям к родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным
причинам, спортсмены, а также ограниченное число людей, выезжающих в составе
туристских групп, как правило, в социалистические страны. В СССР прибывало также
ограниченное число зарубежных гостей в составе организованных туристских групп.
Капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были низкими, хотя
государство субсидировало развитие внутреннего туризма как части всей
социальной политики.
Самое большое
число иностранцев, посетивших страну, было зафиксировано в 1989 году. Затем оно
медленно пошло на спад из-за политической и экономической нестабильности.
После распада СССР к образования СНГ самый низкий уровень в регионе за весь
период с начала перестройки был зафиксирован в 1992 году, около 3 млн. человек.
Но постепенно число туристов начало расти.[10]
В целом туризм являлся одной из немногих сфер хозяйства, которая во
многих российских регионах достаточно активно и устойчиво развивалась в 90-е
годы - годы глубокого социально-экономического кризиса в стране. Получили
значительное развитие различные виды туризма, международного выездного и
въездного. Этому способствовали многие благоприятные факторы, в том числе
высокая эффективность туризма, относительно небольшие сроки организации
туристического бизнеса, небольшие объемы первоначальных вложений капитала и
быстрая их окупаемость.
Вопросы
международного сотрудничества в сфере туризма очерчены в главе VIII Закона РФ о туристской деятельности.
В статье 18 записано, что правовую основу международного сотрудничества в сфере
туризма составляют международные договоры РФ, заключаемые в соответствии с
Федеральным законом «О международных договорах РФ».
Страницы: 1, 2
|