Меню
Поиск



рефераты скачать Местные налоги. Их роль в формировании местных бюджетов

Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам Центрального банка, а так же государственным займам.

Последние годы Федеральный бюджет принимается с профицитом, т.е. с превышением доходов над расходами. В структуре доходов Федерального бюджета наибольший удельный вес занимают налоговые доходы – 93,4%.


1.2. Местные бюджеты. Утверждение и исполнение местных бюджетов


Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Понятие местного бюджета нуждается в некоторых уточнениях.

Местный бюджет рассматривается в качестве одного из признаков самоуправляющейся территории, которая при условии наделения ее другими установленными законодательством признаками получает статус муниципального образования. К муниципальным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением органы МСУ осуществляют самостоятельно. В местных бюджетах могут быть предусмотрены – в качестве составной части – сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Термины "муниципальный" и "местный", а также словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

На уровне штатов земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

Несмотря на вторичную роль местных финансов в обществе (после государственного бюджета), их доля в финансовых системах всех государств составляет от 30 до 60%.

В современных условиях во всех странах наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти, как в экономических, так и в политических процессах общества.

Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.

Местный бюджет имеет такую же структуру, как и государственный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали. Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, части прибыли предприятий, являющих собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов. Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета: налог на землю, налоги на автомобили, на потребление газа и электричества, и ряд других. А вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. В одной стране они используется для формирования доходной части бюджета, в другой – нет.

Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и на выдачу лицензий.

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет. Во всех странах они отдают землю в аренду, иногда ее продают, предоставляют населению возможность пользоваться за определенную плату муниципальными бассейнами, дорогами. В доходную часть бюджета поступают также штрафы, судебные пошлины, различные сборы (на уборку улиц, содержание кладбищ). Значительный процент в бюджете составляет плата за коммунальные услуги и за проезд в городском транспорте

В доходы муниципального бюджета зачисляются муниципальные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов Удмуртской Республики в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Удмуртской Республики и закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законодательством и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

Средства от указанных источников зачисляются непосредственно в муниципальный бюджет. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами муниципального бюджета.

Основой доходной части любого местного бюджета всегда являются собственные доходы:

а) местные налоги и сборы; другие местные доходы;

б) часть федеральных и региональных налогов, закрепленных за местными бюджетами в фиксированных долях на постоянной основе.

Сумма превышения доходов над расходами муниципального бюджета по результатам отчетного года не подлежит изъятию органами государственной власти Российской Федерации и Удмуртской Республики. Органы государственной власти не вмешиваются в формирование, утверждение и исполнение муниципального бюджета, за исключением случаев целевого финансирования через муниципальный бюджет планов и программ, реализуемых на территории муниципального образования.

Расходование дотируемых средств подконтрольно органам государственной власти.

Как правило, доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности связана не только с выполнением местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь виде субсидий или субвенций. И субсидия, и субвенция – это государственная дотация местному бюджету. Их различие заключается в том, что субсидия – это дотация общего назначения (местные органы власти имеют право использовать ее по своему усмотрению, а субвенция – это дотация специального назначения, ее можно использовать только для финансирования строго определенного вида деятельности (например, строительства моста, здания, школы). Доля субсидий в доходах местных бюджетов составляет от 20 до 40%.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей так же может выступать одним из критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность, по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а так же по контролю за их исполнением.

Участниками бюджетного процесса являются представительные и исполнительные органы местного самоуправления.

Что касается исполнительных органов местного самоуправления, то в бюджетном процессе они могут быть представлены местной администрацией, являющейся органом общей компетенции, финансовым отделом или управлением, муниципальным казначейством, отраслевыми муниципальными службами, муниципальной налоговой инспекцией.

Наличие таких органов вполне реально только для крупных муниципальных образований на уровне района или города значения субъекта Российской Федерации. Все эти органы вступают в отношения при подготовке проекта бюджета на очередной год. Эти отношения можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют отношения, возникающие между представительным и исполнительным органами местного самоуправления общей компетенции.

Вторую группу составляют отношения, возникающие между представительным органом местного самоуправления общей компетенции и финансовым органом этого исполнительного органа. То есть между администрацией района или города и ее финансовым управлением или отделом.

Третью группу составляют отношения, складывающиеся между финансовым органом и отраслевыми подразделениями при согласовании показателей для составления проекта местного бюджета.

Четвертую группу составляют отношения, складывающиеся между муниципальным казначейством, обслуживающим местный бюджет, и представительными, а также исполнительными органами местного самоуправления общей компетенции (администрацией).

Пятую группу составляют отношения представительного органа местного самоуправления одного уровня с представительными органами других уровней местного самоуправления. Например, при составлении бюджета района возникает необходимость согласования показателей районного бюджета с сельскими муниципальными органами.

Шестую группу составляют отношения представительных органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Это связано с субсидиями, субвенциями, дотациями, поступающими в местные бюджеты от субъектов Российской Федерации, а так же с необходимостью представления органами местного самоуправления органам государственной власти субъектов РФ показателей местного бюджета для составления консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Седьмую группу составляют отношения представительного органа местного самоуправления, складывающиеся с получателями бюджетных средств, при осуществлении контрольных проверок, проводимых комитетами и комиссиями представительного органа на предмет правильности расходования бюджетных средств.

Данные группы отношений вытекают из Бюджетного кодекса Российской Федерации, а так же из нормативных актов, принимаемых на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

Таким образом, бюджетный процесс представляет собой нечто иное, как совокупность отношений между определенными группами участников. Отношения эти регулируются нормами права, содержащимися в Федеральном законодательстве, законодательстве субъектов РФ и нормативных актах органов местного самоуправления.

Исходя из этого, понятие бюджетного процесса можно определить следующим образом.

Бюджетный процесс на уровне местного самоуправления представляет собой совокупность регулируемых нормами процессуального права отношений, складывающихся между органами местного самоуправления и другими участниками бюджетного процесса по поводу составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета.

Данное определение понятия бюджетного процесса отражает реальное положение вещей. Бюджетный процесс это целая система отношений с широким кругом участников. Бюджетный процесс на уровне местного самоуправления строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а также на основании нормативных актов, принимаемых самими органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.9 Бюджетного кодекса РФ принятие нормативных правовых актов об установлении порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об их исполнении отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Это означает, что органы местного самоуправления вправе разрабатывать и утверждать положения о бюджетном процессе.

Изучение нормативных актов органов местного самоуправления свидетельствует, что такие документы приняты и действуют в ряде муниципальных образований.

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

- составление проектов бюджетов

-  рассмотрение и утверждение бюджетов

-  исполнение бюджетов

-  исполнение отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение

  Основные задачи бюджетного процесса:

-    выявление материальных и финансовых резервов государства;

- максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;

-    максимально точный расчет расходов бюджетов;

-    согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

-    осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

Решение о начале работы по составлению проекта бюджета принимает исполнительный орган местного самоуправления за шесть месяцев до начала следующего финансового года. Постановлением главы администрации утверждается план организационных мероприятий по разработке проекта бюджета, устанавливаются сроки и конкретные исполнители по направлениям.

На основании этого решения финансовый орган организует разработку проекта местного бюджета. Для этого он собирает предложения от всех служб хозяйственной и бюджетной сферы по основным показателям местного бюджета. Для этого он собирает предложения от всех служб хозяйственной и бюджетной сферы по основным показателям местного бюджета, согласовывает их и составляет проект бюджета по доходам и расходам.

Составление проекта бюджета осуществляется на основе прогноза экономического и социального развития муниципального образования и его административно-территориальных образований, основных направлений бюджетно-финансовой политики и бюджетной классификации.

Финансовый орган представляет разработанный проект бюджета исполнительному органу местного самоуправления. Исполнительный орган, как правило, проводит согласование показателей статей бюджета с отраслевыми хозяйственными и бюджетными организациями, а затем обсуждает проект бюджета на своем заседании. На заседание исполнительного органа приглашаются руководители муниципальных учреждений, предприятий, организаций.

После рассмотрения проекта бюджета исполнительным органом местного самоуправления глава исполнительного органа готовит бюджетное послание с проектом бюджет направляет его на рассмотрение представительному органу местного самоуправления.

Бюджетное послание главы исполнительного органа местного самоуправления включает:

· сведения об исполнении бюджета муниципального образования за соответствующий период текущего года и предполагаемые результаты исполнения бюджета за год;

· предварительные итоги социально-экономического развития муниципального образования за текущий год;

· основные направления бюджетной политики на следующий год;

· прогноз бюджета на следующий год;

· проект нормативного правового акта представительного органа «О бюджете муниципального образования на соответствующий год»;

· программы социально-экономического развития, предусмотренные к финансированию в следующем году за счет средств муниципального образования, бюджетных фондов и других источников финансирования;

· затраты и обоснования по доходам и расходам бюджета муниципального образования на планируемый год, в том числе по каждому бюджетному фонду;

· протоколы разногласий.

Этот пакет документов должен предусматривать взаимосвязанный механизм, обеспечивающий нормальное функционирование местных финансов.

Комиссии (комитеты) представительного органа рассматривают на своих заседаниях бюджетное послание и проект бюджета. В заседаниях комиссии при необходимости могут участвовать представители исполнительного органа местного самоуправления.

Согласительная комиссия проводит согласительные процедуры и принимает окончательное решение.

Бюджетное планирование – важнейшая составная часть финансового планирования, подчинения требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно правовую базу и организационную основу, а так же вопросы теории и методологии составления бюджетов государств. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.