Местное самоуправление как форма местной публичной власти
Министерство образования Российской Федерации
Поморский государственный университет
им. М.В. Ломоносова
Факультет управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по основам муниципального управления
Тема: "Местное самоуправление как форма местной
публичной власти"
Выполнил
студент 4 курса, отделения государственное и муниципальное управление
Бусин Алексей Михайлович
Научный руководитель
Константинов
Александр Сергеевич
кандидат исторических наук, доцент
Архангельск 2003
Содержание
Введение. 3
1 Местное самоуправление как
форма местной публичной власти. 6
1.1 Основные понятия. 6
1.2 Становление местного
самоуправления. 8
1.3 Организация власти на
местах. 11
1.4 Ответственность местного
самоуправления. 13
1.4.1 Ответственность перед
населением. 14
1.4.2 Ответственность перед
государством. 15
1.4.2 Ответственность перед
физическими и юридическими лицами. 16
2 Местное самоуправление в
Архангельской области. 17
2.1 Состояние местного
самоуправления в области. 17
2.2 Организация местной
власти в г. Архангельске. 19
2.2.1 Основные положения и
вопросы ведения. 20
2.2.2 Финансово-экономическая
основа местного самоуправления. 22
2.2.3 Органы и должностные
лица местного самоуправления. 23
2.2.4 Ответственность
местного самоуправления. 26
2.3 «Плюсы» и «минусы»
местного самоуправления. 28
2.4 Пути решения существующих
проблем. 29
Заключение. 30
Список использованной
литературы.. 32
«В Российской
Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление» (Конституция РФ,
ст. 12)[1].
В данной статье также говорится, что местное самоуправление не является частью
системы государственной власти и «в пределах своих полномочий» самостоятельно.
Таким образом,
видно, что местное самоуправление в Российской Федерации довольно интересно в
качестве объекта изучения ввиду того, что является вполне самостоятельной
сферой. К тому же современное самоуправление в России находится на стадии
становления. И этот процесс шёл на протяжении, по меньшей мере, десяти лет
довольно динамично и продолжается сегодня.
Предметом данной
курсовой работы является местное самоуправление как институт публичной власти
на местах, его организация и функционирование.
Несмотря на
десятилетний срок действия Конституции Российской Федерации тема становления
местного самоуправления не утратила своей актуальности. Об этом из года в год в
своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент
Российской Федерации. В послании 2002 года Президент России В.В. Путин
подчеркивает, что “в течение длительного времени федеральная власть практически
не уделяла внимания проблемам местного самоуправления”[2]. Рассмотрение вопросов местного
самоуправления актуально сегодня также в свете планируемой реформы местного
самоуправления. Для организации местного самоуправления должны быть «единые
правила, поскольку Россия - единая страна»[3],
отметил Президент. Вместе с тем, глава государства подчеркнул, что «должно быть
учтено «все многообразие» регионов и территорий»[4].
Начать реформу предполагается 1 января 2006 года, «а при условии напряженной
работы на местах – возможно, уже в 2005 году»[5].
К тому же, как заявляет РИА «Новости», «Владимир Путин считает, что реализация
закона об общих принципах организации местного самоуправления должна быть
начата в 2005 году»[6].
При рассмотрении
актуальности темы данной курсовой работы нельзя не обратить внимание на
конституционные права граждан на осуществление местного самоуправления[7]:
1. право осуществлять местное
самоуправление путем прямого волеизъявления и через избираемые ими органы (ст.
3, 32, 130);
2. право участвовать в
референдумах, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст.
32);
3. право самостоятельно
определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131);
4. право на участие в решении
вопросов об изменении границ муниципальных образований (ст. 131);
5. право владеть, пользоваться и
распоряжаться муниципальной собственностью (ст. 130).
То есть здесь мы
видим довольно широкий спектр конституционных прав граждан Российской
Федерации, которые служат основой для законодательства в данной сфере. Это
особенно показательно в рамках заявленного постперестроечными реформаторами
курса к демократическому государству и гражданскому обществу.
Одной из задач
данной работы является показать, какие же гарантии и ответственность со стороны
органов и должностных лиц местного самоуправления существуют в отношении, в том
числе, и населения муниципального образования.
Также среди задач
курсовой работы можно выделить следующие:
1. Ознакомиться с сутью понятия
и явления местного самоуправления в целом;
2. Дать общую характеристику
местного самоуправления в России сегодня в историко-сравнительном аспекте;
3. Ознакомиться с организацией
местной власти на местах в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
4. Рассмотреть деятельность
местной власти в Архангельской области, при этом выявить существенные
недостатки системы местного самоуправления в области;
5. Изучить организацию местного
самоуправления муниципального образования "Город Архангельск" на
основе его устава;
6. Сформулировать пути решения
имеющихся проблем, препятствующих эффективному функционированию местных властей
города Архангельска (и других муниципальных образований области).
Целью данной
курсовой работы является ознакомиться с деятельностью и организацией местной
публичной власти, рассмотреть различные аспекты местного самоуправления.
При изучении темы курсовой работы
были использованы различные источники. Прежде всего, были рассмотрены законы,
обладающие различной юридической силой: Конституция Российской Федерации,
федеральные законы, Устав муниципального образования «Город Архангельск», а
также было использовано законодательство советского периода, ныне утратившее
свое действие. Также среди источников Большая Советская Энциклопедия,
позволившая «оттолкнуться» от понятий «самоуправление» и «местное
самоуправление». Кроме этого, были использованы некоторые Интернет-издания и
прочая аналитическая литература.
Основными
понятиями данной работы являются понятия «местное самоуправление» и «публичная
власть». Понятие «местное самоуправление» (самоуправление) встречается в разных
источниках. Большая Советская Энциклопедия определяет самоуправление как
«управление делами территориальной общности, организации или коллектива,
самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы либо
непосредственно (с помощью собраний, референдумов и т.п.)»[8]. Но в то же время здесь мы
встречаем следующее определение понятия «местное самоуправление». Во-первых,
оно рассматривается как «один из видов государственного управления на местах»,
а уже потом говорится, что при этом «население административно-территориальной
единицы самостоятельно управляет местными делами (через выборные органы или
непосредственно) в пределах прав, установленных государством». Действительно, в
СССР как такового местного самоуправления в современном понимании, то есть
самостоятельного, не было: оно было в системе строгой управленческой вертикали
государственного управления. Отсюда и определение в Большой Советской
Энциклопедии, отличное от встречаемых во многих других источниках, на которые
сегодня целесообразно опираться. Например, в Конституции Российской Федерации
(ст. 130) говорится, что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное
решение населением вопросов местного значения»[9].
Интересным
является трактовка понятия местного самоуправления в Европейской хартии
местного самоуправления (ст. 3). Здесь «под местным самоуправлением понимается
право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать
значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках
закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»[10]. Таким образом, Европейская
хартия местного самоуправления не предусматривает градацию вопросов ведения на
вопросы местного значения и государственные дела. Скорее хартией определяется,
что вопросы местного значения являются частью «государственных дел». В этом
особенность понятия местного самоуправления, даваемого в настоящем документе.
Отметим также, что Европейская хартия местного самоуправления «в свое время
послужила ориентиром формирования национального законодательства в этой сфере,
включая и проблемы юридической защиты местного самоуправления»[11].
20 декабря 2001
года в Москве состоялось очередное заседание Сессии Конгресса муниципальных
образований Российской Федерации. Председатель Комитета по вопросам местного
самоуправления Владимир Мокрый отметил, что «органы местного самоуправления
входят в систему публичной власти»[12].
А также Большая Советская Энциклопедия среди основных признаков самоуправления
называет «принадлежность публичной власти населению или избирателям
соответствующей территории, членам общественной организации, коллектива»[13]. Вышесказанное свидетельствует
о том, что понятия «местное самоуправление» и «публичная власть» не просто
близкие, но и взаимосвязанные и – более того – «местное самоуправление»
неотъемлемо от «политической власти».
Местное
самоуправление в России имеет давнюю историю. Земские учреждения существовали с
середины XIX века. В их ведении находились управление имуществом, капиталами,
денежными сборами и благотворительными заведениями земств, устройство и
содержание земских зданий, путей сообщения, обеспечение продовольствием,
развитие местной торговли и промышленности, попечительство народного
образования и здравоохранения, воинское и гражданское управление. "Земским
положением" (1864 г.) земская и городская власть была отделена от
государственной.
Это в царской
России. А в советский период нашей истории столь явной автономии власти на
местах не было. Как уже было сказано выше, в Союзе ССР власть в городах,
районах городов и прочих населённых пунктах была частью государственной власти.
Статья 1 закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики
«О городском, районном в городе Совете депутатов трудящихся РСФСР» гласит, что
«городской, районный в городе Совет народных депутатов как орган
государственной власти в городе, городском районе решает все вопросы местного
значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан,
проживающих на территории Совета»[14].
Отметим также, что «Советы рабочих и солдатских депутатов, родившиеся в ходе
Февральской революции, были выборными органами трудящихся масс»[15]. То есть они изначально были
своеобразными органами публичной власти на местах. Это особенно соответствует
марксистско-ленинскому определению публичной власти как «политической власти
господствующего класса»[16].
Особенность Советов народных депутатов в данном случае состояла в том, что
руководствовались они в своей деятельности помимо законов, действующих на
территории СССР, «постановлениями и иными актами Верховного Совета СССР и
Верховного Совета РСФСР, указами и постановлениями Президиума Верховного Совета
СССР и Президиума Верховного Совета РСФСР, постановлениями и распоряжениями
Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР, решениями вышестоящих Советов
народных депутатов и их исполнительных комитетов» (Закон РСФСР от 29 июля 1971
года «О городском, районном в городе Совете депутатов трудящихся РСФСР», ст. 3)[17].
Таким образом,
статья 3 выше упомянутого закона подтверждает, что Советы народных депутатов
местного уровня были частью системы государственных органов управления страной.
Сегодня подходы к
определению и реализации местного самоуправления несколько изменились. «Местное
самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая
Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность
деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного
самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его
исторических и иных местных традиций» (ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28 августа 1995г.,
ст. 2)[18].
Таким образом, здесь прослеживаются следующие отличия от принципов советского
законодательства в вопросе определения власти на местах:
1. В новом законодательстве
говорится о самостоятельности деятельности местных властей;
2. В основу этой деятельности
ложатся не «государственные интересы» (помимо интересов граждан), но
«исторические и иные местные традиции».
Очевидно, что
такие изменения в законодательстве кардинально меняют не просто подходы к
управлению всеми сферами жизни муниципального образования, но и позволяют
(руководствуясь в первую очередь не «государственными интересами», а
«историческими и иными местными традициями») наиболее полно учитывать местные
особенности и, соответственно, наиболее эффективно их использовать. При этом
нельзя не отметить, что использовать специфику местности руководство
соответствующей территории будет в интересах (на основе нового
законодательства) местного сообщества и самого муниципального образования. А
это, в свою очередь, должно способствовать экономическому росту на местах.
В.С. Вобленко в
учебном пособии «Основы местного самоуправления» выделяет четыре этапа
становления самоуправления в России 90-х годов. Исходя из основного содержания
событий рассматриваемого периода, по Вобленко, можно выделить следующие этапы:
1. «Юридическое признание
самоуправления и его специфической роли в государстве с многоукладной
экономикой»[19],
2. «Политическое признание
самоуправления и начало формирования его экономических предпосылок»[20],
3. «Реформа представительной
власти мест и субъектов Федерации»[21],
борьба центра и мест за экономическую самостоятельность,
4. «Местные органы власти
перешли к экономической работе по формированию собственного муниципального
хозяйства»[22].
Страницы: 1, 2, 3
|