Меры пресечения по уголовному праву
Министерство
образования и науки РФ
Федеральное
агентство по образованию
Алтайский
Государственный Технический Университет
Имени
И.И. Ползунова
Факультет
Социально-Культурного Сервиса и Туризма
Кафедра
правоведения и политологии
Реферат на тему:
«Меры
пресечения по уголовному праву»
Выполнил:
Безмельницина
С.В.,
Гр.
СКС-31
Проверил:
Улезько
В.В.
Профессор
Барнаул
2005
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Виды мер пресечения…………………………………………………....5
1.1. Порядок
избрания мер пресечения…………………………………...5
1.2.
Характеристики мер пресечения…………………………….………8
1.2.1. Подписка о
невыезде………………………………………..……….8
1.2.2. Личное
поручительство. Поручительство общественной организации ………………………………………………………..……….9
1.2.3. Наблюдение
командования воинской части……………..……….11
1.2.4. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или
обвиняемым……………………………………………………..………12
1.2.5.
Залог………………………………………………………….……..13
1.2.6. Домашний
арест……………………………………………….…...14
1.2.7. Заключение
под стражу…………………………………….……..14
1.2.7.1. Обжалование в суд ареста или продления срока содержания под
стражей…………………………………………………………………...18
2. Отмена или
изменение мер пресечения…………………….………..22
Заключение……………………………………………………….……….24
Список
литературы……………………………………………….………26
Приложение
1…………………………………………………….……….27
Введение
Все производство
по уголовному делу слагается из принимаемых органом дознания, следователем,
прокурором и судом разного рода процессуальных решений и совершаемых в
соответствии с этими решениями процессуальных действий. Эти решения и действия
всегда так или иначе затрагивают чьи-либо права и интересы (граждан,
учреждений, предприятий, организаций). Они нередко бывают связаны с
определёнными ограничениями (иногда весьма существенными) возможностей граждан
пользоваться принадлежащими им правами и свободами.
Необходимость
такого рода ограничений обусловливается самим ходом решаемых по уголовному делу
задач уголовного судопроизводства (необходимостью раскрыть преступление,
изобличить виновного или виновных, привлечь изобличённых к ответственности и
т.д.). Далеко не все и не всегда при этом готовы добровольно претерпевать
вызываемые самой логикой уголовно-процессуальной деятельности ограничения и
требования. В связи с этим органы государства, осуществляющие
уголовно-процессуальную деятельность, наделяются достаточно широкими
полномочиями применять различные меры
принуждения.
Все меры
процессуального принуждения принято подразделять на две группы: меры пресечения
и иные меры процессуального принуждения. Перечень мер пресечения, основания,
условия и порядок их применения, изменения и отмены определены в законе (гл. VII УПК РСФСР). Но, так как тема моего
реферата «Меры пресечения в уголовном праве», то речь дальше пойдёт
исключительно о мерах пресечения.
Меры пресечения,
будучи чисто принудительными средствами, занимают особое место в системе норм
уголовно-процессуального права.
Под мерами
пресечения понимаются меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые
при наличии оснований и в порядке, установленном законом, уполномоченными на то
должностными лицами к обвиняемому, подсудимому, а в исключительных случаях – к
подозреваемому с целью помешать им скрыться от дознания, следствия и суда,
воспрепятствовать установлению истины по делу, продолжать преступную
деятельность, а также для обеспе6чения исполнения приговора.
От всех остальных
мер процессуального принуждения меры пресечения отличает ряд специфических
признаков:
во-первых, это
цели их применения – лишение обвиняемого (а в исключительных случаях –
подозреваемого) возможности совершать действия, препятствующие производству по
конкретному уголовному делу;
во-вторых, это
особые основания их применения (достаточно обоснованные предположения, что без
таких мер вполне реальна возможность наступления тех последствий, которые нужно
предотвратить);
в-третьих, названные меры имеют личный характер: они
представляют собой ограничения личной свободы конкретного обвиняемого или
подозреваемого. Степень строгости таких ограничений зависит от основательности
опасений ненадлежащего поведения обвиняемого, подозреваемого (скроется,
совершит побег, воспрепятствует установлению истины и т.п.), а также от
некоторых других обстоятельств, учитываемых при избрании конкретной меры
пресечения (ст. 91 УПК).
Далее мною будут
рассмотрены подробно виды мер пресечения, цели применения, порядок из избрания,
изменения и их отмены.
1.
Виды
мер пресечения.
Закон
предусматривает следующие виды мер пресечения:
1)
подписка
о невыезде (ст. 93 УПК);
2)
личное
поручительство (ст. 94 УПК);
3)
наблюдение
командования воинской части (ст. 100 УПК);
4)
присмотр
за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 394 УПК);
5)
залог
(ст. 99 УПК);
6)
домашний
арест;
7)
заключение
под стражу (ст. 96 УПК).
См. Приложение 1.
1.1.
Порядок
избрания мер пресечения.
В виде общего
правила меры пресечения применяются только к обвиняемому (ст. 89 УПК). Лишь в
исключительных случаях меры пресечения могут быть применены и в отношении лица,
подозреваемого в совершении преступления, на срок не более десяти дней. До
истечения этого срока подозреваемому должно быть предъявленного обвинение либо
мера пресечения отменяется. Статья 89 УПК устанавливает, что лицо, производящее
дознание, следователь, прокурор и суд вправе применить одну из мер пресечения
при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от
дознания, предварительного следствия или суда; или воспрепятствует установлению
истины по уголовному делу; или будет заниматься преступной деятельностью; меры
пресечения могут применяться в целях обеспечения исполнения приговора. Эти
обстоятельства, подтверждённые доказательствами, и образуют основания для
избрания меры пресечения. Поскольку обстоятельства, названные в ст. 89 УПК, как
правило, носят прогностический характер, применение мер пресечения возможно при
вероятности наступления указанных обстоятельств – предположения о том, что обвиняемый
скроется, могут служить достоверно установленные путем доказывания сведения об
увольнении его с работы, выписка его с места жительства или вообще отсутствие
такового и т.п. Основанием для предположения, что обвиняемый будет продолжать
преступную деятельность, может служить наличие у него преступных связей,
отношение к содеянному, данные о прошлых судимостях и т.п. Основанием полагать,
что обвиняемый помешает установлению истины, могут служит данные о его попытке
подкупить, подговорить, запугать свидетелей, потерпевших, воздействовать на
экспертов, уничтожить или сфальсифицировать вещественные доказательства и т.п.
Таким образом,
основаниями избрания мер пресечения являются указанные в законе обстоятельства
(ст. 89 УПК), подтвержденные такой совокупностью доказательств, которая дает
возможность обоснованно предположить, что лицо, находясь без воздействия меры
пресечения, может совершить одно из указанных в законе действий.
Важное значение
при избрании меры пресечения имеет учёт обстоятельств, перечисленных в ст. 91
УПК. Данная норма помимо обстоятельств, названных в ст. 89 УК, указывает также
на тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого,
род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие
обстоятельства.
Следовательно,
при решении вопроса об избрании меры пресечения обстоятельства, указанные в ст.
91 УПК, имеют значение данных, которые могут подтвердить основания избрания
меры пресечения или вызвать сомнения в их наличии. В частности, в совокупности
с другими данными состояние здоровья, преклонный возраст обвиняемого, наличие
семьи, постоянного места жительства и работы может свидетельствовать о том, что
нет основания опасаться уклонения его от следствия. При решении вопроса о том,
какую меру пресечения следует избрать обвиняемому, также учитываются указанные
выше обстоятельства.
Большое значение
имеет то, что при избрании меры пресечения закон предоставляет право выбора
решения. Избрание меры пресечения является правом, а не обязанностью лица,
ведущего судопроизводство. Исходя из конкретных обстоятельств дела и личности
обвиняемого, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор или суд могут
вообще не избирать меру пресечения или избрать менее строгую.
Важно, чтобы не
только обеспечивалось выполнение целей мер пресечения, но и чтобы допущенное
ограничение прав гражданина соответствовало действительно необходимому его
ограничению.
По смыслу закона
меры пресечения применяются с целью воспрепятствовать обвиняемому совершить
действия, указанные в ст. 89 УПК.
В большинстве
своём меры пресечения применяются главным образом на предварительном
расследовании и в судебном разбирательстве. Мера пресечения может быть
применена к осужденному, в отношении которого вынесен обвинительный приговор,
до вступления его в законную силу, чтобы обеспечить возможность его исполнения.
Меры пресечения могут применяться по решению уполномоченного на то в законе
органа или должностного лица: лица, производящего дознание, следователя,
прокурора и суда (ст. 89 УПК). О применении меры пресечения лицо, производящее
дознание, следователь, прокурор и судья выносят мотивированное постановление, а
суд – мотивированное определение. В этом постановлении (определении)
указывается преступление, в котором подозревается или обвиняется данное лицо, а
также основания для избрания меры пресечения и выбор её вида.
Постановление
или определение объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено. Ему
вручаются копии этих документов.
При разрешении
вопроса о необходимости применить меру пресечения, а также избрании той или
иной из них лицо, производящее дознание, следователь, прокурор, суд (судья)
учитывают помимо обстоятельств, которые могут послужить основанием для решения
о применении меры пресечения (ст. 89 УПК), также тяжесть предъявленного обвинения,
личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние
здоровья, семейное положение и другие обстоятельства (ст. 91 УПК).
Избранная мера пресечения должна быть соразмерна тем
целям, которые ставятся при избрании меры пресечения конкретному подозреваемому
или обвиняемому. Поэтому закон даёт возможность выбора мер пресечения, указывая
их виды от менее к более строгим.
1.2.
Характеристики
мер пресечения
1.2.1. Подписка о невыезде.
Подписка о
невыезде состоит в отобрании у обвиняемого (подозреваемого) письменного
обязательства не отлучаться с места жительства или временного нахождения без
разрешения лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда (ст. 93
УПК). Местом временного нахождения лица будет пункт его пребывания вне
постоянного места жительства (нахождение в длительной командировке, на учёбе,
лечении и т.д.).
Эта мера
пресечения может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого при
отсутствии оснований опасаться, что, оставаясь на свободе, он скроется от
органов, ведущих расследование, суда или воспрепятствует установлению истины. В
самой подписке указывается место жительства или временного пребывания, с
которого обвиняемый не может отлучаться без разрешения.
Условием
правильного оформления подписки о невыезде является то, что в ней должно быть
указано время, на которое она избирается, как правило, в общей формулировке:
«на период предварительного следствия и суда», либо «до окончания
предварительного следствия». Если подписка о невыезде отбирается на время
предварительного расследования, то по его окончании она утрачивает силу.
Нарушение
подписки может при определённых условиях повлечь более строгую меру пресечения,
о чём обвиняемый ставится в известность.
Нецелесообразно
применение этой меры пресечения в отношении лиц, трудовая деятельность которых
связана с длительными разъездами (шофёр на загранрейсах, проводник поездов
дальнего следования, дипкурьер и т.п.). Подписка о невыезде практически
неприменима к военнослужащим срочной службы, находящимся на казарменном
положении. Они не имеют возможности оставить воинскую часть без разрешения
командования, а стало быть, и самостоятельно явиться по вызову. Подписка о
невыезде – одна из наиболее часто применяемых мер пресечения.
Подписку о невыезде следует отличать от обязательства
о явке к следователю или в суд, которое мерой пресечения не является, а
заключается лишь в обязательстве обвиняемого являться по вызову и сообщать о
перемене места жительства (ч. 4 ст. 89 УПК).
1.2.2. Личное поручительство.
Поручительство общественной организации.
Личное поручительство состоит в принятии на себя
заслуживающими доверия лицами (не менее двух) письменного обязательства о том,
что они ручаются за надлежащее поведение и явку обвиняемого (подозреваемого) по
вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда (ст. 94
УПК).
Эта мера
пресечения применяется по ходатайству поручителей или с их согласия. Они могут
и отказаться от поручительства.
Избирая эту меру
пресечения, следователь или суд должны доверять поручителям, а те в свою
очередь – тому, за кого ручаются. Они должны быть уверены, что смогут
обеспечить его надлежащее поведение и его явку по вызовам следователя, суда.
Поручителям сообщается о сущности дела, по которому избрана данная мера
пресечения, и об ответственности в случае совершения обвиняемым действий, для
предупреждения которых избрана эта мера пресечения. В этом случае на каждого
поручителя по судебному решению может быть наложено денежное взыскание (ст. 323
УПК) до одного минимального размера оплаты труда. К ним могут быть применены и
меры общественного воздействия. Вопрос о направлении материалов в отношении
поручителей в суд или на рассмотрение общественности решает орган, в
производстве которого находится уголовное дело, с учётом конкретных
обстоятельств, личности поручителей, тяжести последствий, которые наступили
ввиду невыполнения поручителями своих обязательств.
Поручительство
общественной организации состоит в выдаче ею письменного обязательства в том,
что общественная организация (профсоюзная, кооперативная либо трудовой
коллектив) ручается за надлежащее поведение и явку обвиняемого (подозреваемого)
по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда (ст. 95
УПК).
По своей сущности
общественное поручительство не отличается от личного. Разница лишь в том, что в
этом случае в качестве поручителей выступают общественная организация или
трудовой коллектив. Решение о поручительстве принимается на правомочном
собрании членов организации или трудового коллектива (не менее 2/3 членов
общественной организации), если за поручительство голосовало большинство
участников собрания. Такое решение вправе принять и выборный орган общественной
организации. Правовым документом, подтверждающим решение коллектива,
общественной организации, является протокол общего собрания (заседания
выборного органа). Протокол проверяется следователем и приобщается к уголовному
делу. Об удовлетворении или отклонении ходатайства выносится мотивированное
постановление, о чём сообщается общественному поручителю.
Общественная
организация, дающая поручительство, должна быть поставлена в известность о
существе дела, по которому избрана данная мера пресечения. Она вправе
отказаться от своего поручительства.
Общественная
организация не несёт ответственности, если обвиняемый (подозреваемый) совершит
действия, для предотвращения которых избрана эта мера пресечения. Но каждый
факт нарушения общественного поручительства должен быть предметом общественного
обсуждения.
Страницы: 1, 2
|