Залог (ст. 106 УПК РФ) состоит во внесении
подозреваемым или обвиняемым либо другим лицом на депозитный счет органа,
избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей в целях
обеспечения явки к дознавателю, следователю, прокурору или в суд подозреваемого,
обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений. Залог относится
к категории одной из наиболее строгих мер, поскольку существует угроза утраты
личных или принадлежащих залогодателю ценностей, поскольку внесенный залог
может быть обращен в доход государства по судебному решению (ч. 4 ст. 106).
Залог как мера пресечения возможен только на добровольных началах. Залогодатель
вправе отказаться от примененной меры пресечения при наличии определенных
условий, например стечение тяжелых обстоятельств и т.д.
Вид и размер залога определяются органом или
лицом, его избравшим, с учетом характера совершенного преступления, данных о
личности подозреваемого (обвиняемого) и имущественного положения залогодателя.
Залог в качестве меры пресечения может быть
избран судом, прокурором, а также следователем и дознавателем с согласия
прокурора. Если внесение залога применяется вместо ранее избранных мер
пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый
(обвиняемый) остается под стражей или домашним арестом до внесения на
депозитный счет суда залога, который был определен органом или лицом, избравшим
эту меру пресечения.
О принятии залога составляется протокол, копия
которого вручается залогодателю. Если залог вносится лицом, не являющимся
подозреваемым или обвиняемым по делу, то такому лицу в обязательном порядке
разъясняются существо обвинения, в связи с которым избирается мера пресечения в
виде залога, а также обязательства и санкции, которые наступают в случае
невыполнения или нарушения обязательств подозреваемым (обвиняемым).
В случае надлежащего поведения лица, в отношении
которого был применен залог в качестве меры пресечения, суд при вынесении
приговора, а также определения, постановления о прекращении уголовного дела
решает вопрос о возвращении залога. При прекращении уголовного дела прокурором,
следователем, дознавателем залог возвращается залогодателю, о чем указывается в
постановлении о прекращении уголовного дела.
Заключение под стражу (ст. 108 УПК) является
наиболее строгой и наиболее распространенной мерой пресечения. Применение этой
меры пресечения значительно ограничивает конституционные права обвиняемого
(подозреваемого) на свободу, личную неприкосновенность и другие права и
свободы. Сущность меры пресечения заключается в лишении обвиняемого
(подозреваемого) свободы и в содержании в местах предварительного заключения до
начала фактического исполнения обвинительного приговора к лишению свободы, если
мера пресечения не будет отменена либо изменена. Правовые основы заключения под
стражу установлены Конституцией РФ (ч. 2 ст. 22, п. 6 разд. 2); ст. ст. 10, 97
- 101, 108 - 110, 255, 228, 423 УПК РФ; Федеральным законом "О содержании
под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений";
Международным пактом о гражданских и политических правах и иными
соответствующими нормами международного права и международными договорами
России. Заключение под стражу носит предварительный характер, поскольку оно не
является уголовным наказанием и не предрешает вид и размер наказания, а
является определенной гарантией, преследующей специальные цели до постановления
приговора и вступления его в законную силу. Оно выполняет роль принудительного
акта по устранению неправомерных действий обвиняемого (подозреваемого),
представляющих угрозу правосудию, и таким способом выступает как средство
пресечения .
Заключение под стражу в качестве меры пресечения
применяется по судебному решению в отношении подозреваемого (обвиняемого) в
совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в
виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной,
более мягкой меры пресечения. Для решения вопроса о содержании под стражей
лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое уголовный
закон предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет,
суду надлежит в каждом конкретном случае устанавливать, имеются ли иные
обстоятельства, кроме указанных в ч. 1 ст. 108 УПК РФ, свидетельствующие о
необходимости изоляции лица от общества. К таким обстоятельствам могут быть
отнесены данные о том, что подозреваемый, обвиняемый может скрыться от органов
предварительного расследования или суда, фальсифицировать доказательства,
оказать давление на потерпевшего, свидетелей и т.п.
Рассматривая ходатайство об избрании
подозреваемому, обвиняемому в качестве меры пресечения заключение под стражу,
судья не вправе входить в обсуждение вопроса о виновности лица в
инкриминируемом ему преступлении. При вынесении решения об удовлетворении ходатайства
и применении в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде
заключения под стражу судья в постановлении должен указать на конкретные,
фактические обстоятельства, послужившие основанием для избрания меры
пресечения, связанной с изоляцией от общества.
Только в исключительных случаях эта мера
пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в
совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения
свободы на срок до двух лет. Вынесение судебного решения об избрании меры
пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается
только в случаях объявления обвиняемого в международный розыск.
К исключительным случаям относятся: отсутствие
постоянного места жительства на территории РФ; если личность подозреваемого
(обвиняемого) не установлена, если им нарушена ранее избранная менее строгая
мера пресечения; если он скрылся от органов предварительного следствия и суда.
Данный перечень не имеет законодательного ограничения. К несовершеннолетнему
подозреваемому (обвиняемому) заключение под стражу в качестве меры пресечения
может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в
совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта
мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего
подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления средней тяжести.
Поскольку ст. 97 УПК РФ предусматривает такие
основания избрания меры пресечения, как продолжение занятием преступной
деятельностью, угрозы свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства,
уничтожение, фальсификация доказательств и иное воспрепятствование производству
по уголовному делу, а также необходимость обеспечения приговора, следует
понимать, что нарушение данных положений также может привести к избранию иной
или изменению более мягкой меры пресечения на заключение под стражей. Например,
М. был задержан по подозрению в совершении преступления по заявлению
потерпевшей. На следующие сутки после задержания ему была избрана мера
пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. М. был
предупрежден о недопустимости неправомерного поведения, необходимости являться
по первому же вызову органа предварительного следствия или суда и других
правилах его поведения. Однако сразу после освобождения М. направился к
потерпевшей, где сначала начал уговаривать ее забрать заявление о возбуждении
уголовного дела, а после того как потерпевшая отказалась это сделать, причинил
ей телесные повреждения, с которыми потерпевшая попала в больницу. Напуганная
женщина побоялась позвонить следователю или в дежурную часть и сообщить о
случившемся, и только в связи с телефонограммой приемного отделения больницы о
криминальной травме сотрудниками органов внутренних дел было установлено
неправомерное поведение обвиняемого. Следователь принял решение об изменении
меры пресечения, суд удовлетворил ходатайство и избрал меру пресечения в виде
заключения под стражу.
Право каждого на свободу и личную
неприкосновенность при заключении под стражу обеспечивается системой
государственно-правовых и уголовно-процессуальных гарантий. К их числу
относятся: строгая регламентация законодателем обоснованности заключения под
стражу и продления его сроков; обязанность строгого соблюдения продления сроков
содержания под стражей; строгое соблюдение законности и процессуального порядка
заключения под стражу; соблюдение сроков содержания под стражей; принцип
презумпции невиновности; соблюдение принципа состязательности сторон и
равенства участников процесса.
Мера пресечения в виде наблюдения командования
воинской части (ст. 104 УПК РФ) применяется лишь в отношении военнослужащих и
граждан, проходящих военные сборы, и состоит в том, что в отношении этих лиц
применяются меры, предусмотренные уставами Вооруженных Сил РФ: временный запрет
на право ношения оружия, запрет на увольнение из расположения воинской части,
постоянное наблюдение суточного наряда или непосредственных начальников, запрет
на работу вне военной части, заступление в караул и другие ответственные наряды
и т.д. .
Цель - обеспечение явки в назначенный срок по
вызовам дознавателя, следователя, прокурора и суда, а также непрепятствование
производству по уголовному делу.
Избрание меры пресечения в виде наблюдения
командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого
(обвиняемого). Об избрании данной меры пресечения составляется постановление в
порядке ст. 101 УПК РФ и направляется командованию воинской части, которому
разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по выполнению
данной меры пресечения. Причем согласия воинской части для избрания данной меры
пресечения не требуется.
Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или
обвиняемым (ст. 105 УПК РФ) состоит в принятии на себя родителями, опекунами,
попечителями или иными заслуживающими доверия лицами, а также должностными
лицами специализированных детских учреждений, в которых находятся
несовершеннолетние, письменного обязательства в том, что подозреваемый
(обвиняемый) не покинет постоянного или временного места жительства без
разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в назначенный срок
будет являться по их вызовам, иным путем не будет препятствовать производству
по уголовному делу, т.е. обязуется соблюдать требования ст. 102 УПК РФ.
Указанная мера пресечения применяется по ходатайству или с согласия родителей,
опекунов, попечителей. От должностных лиц специализированного детского
учреждения такого согласия не требуется, они не вправе отказаться от поручения.
Должностные лица детских воспитательных учреждений принимают меры присмотра,
следующие из правил их внутреннего распорядка, например поручают одному из
воспитателей наблюдение за несовершеннолетним, ограничивают его выход за
пределы учреждения и встречи с посторонними лицами и т.д.
В случае невыполнения лицами, которым
несовершеннолетний был передан под присмотр, принятого обязательства к ним
могут быть применены меры денежного взыскания в размере до 100 минимальных
размеров оплаты труда.
Среди факторов, негативно сказывающихся на
применении данной меры пресечения, могут быть указаны:
а) недооценка этой меры пресечения
дознавателями, следователями, прокурорами и судьями;
б) затруднения в практическом применении меры
пресечения в соответствии с требованием закона (сложность процессуального
порядка применения меры пресечения; трудности с разъяснением родителям и другим
субъектам их прав и обязанностей в связи с применением меры пресечения);
в) неспособность родителей, опекунов и других
субъектов путем присмотра (надзора) за несовершеннолетними пресечь и
предупредить их ненадлежащее поведение;
г) антиобщественная настроенность родителей,
опекунов, попечителей, что не позволяет органам следствия, прокурору и суду
доверять им присмотр за несовершеннолетними.
3. Основания и условия применения мер
пресечения
Применение мер пресечения в отношении
подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления строго урегулировано
уголовно-процессуальным законодательством. Необходимо отметить, что применение
мер пресечения не является обязательной категорией в уголовном судопроизводстве,
при отсутствии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый:
скроется от дознания, предварительного следствия и суда; продолжит заниматься
преступной деятельностью; может угрожать свидетелям, потерпевшим, иным
участникам уголовного судопроизводства, уничтожит доказательства или другими
способами будет препятствовать производству по уголовному делу; может
препятствовать исполнению приговора. Применение в отношении подозреваемого или
обвиняемого меры пресечения осуществляется независимо от его воли и желания.
Основными критериями применения меры пресечения являются поведение
подозреваемого, обвиняемого, его личность, тяжесть предъявленного обвинения,
иные заслуживающие внимания обстоятельства. Возможность применения меры
пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого, однако, не всегда должна
превращаться в действительность, т.к. граждане нередко не только не
препятствуют должностному лицу исполнять свои обязанности, но добровольно,
сознательно выполняют предписание норм права. В то же время сама возможность
принудительного исполнения этих мер придает им объективно-принудительный
характер .
Меры пресечения как меры
уголовно-процессуального принуждения - это предусмотренные
уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного
характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства уполномоченными на
то должностными лицами и государственными органами, при наличии оснований и в
порядке, установленном законом в отношении подозреваемых и обвиняемых, для
предупреждения и пресечения неправомерных действий этих лиц в целях успешного
расследования и разрешения уголовного дела и выполнения иных задач уголовного
судопроизводства.
Цели применения мер пресечения - это
предупреждение попыток подозреваемого или обвиняемого скрыться от дознания,
предварительного следствия, суда или от мер обеспечения будущего приговора,
продолжать занятие преступной деятельностью, угрожать кому-либо из участников
уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства по уголовному делу. Эти
цели являются общими для всех видов мер пресечения. Не всякая мера пресечения
преследует общие цели, это могут быть отдельные цели, как единичные, так и
множественные. Например, подписка о невыезде, залог применяются только в целях
обеспечения явки подозреваемого и обвиняемого к дознавателю, следователю,
прокурору и в суд, а также обеспечения надлежащего поведения под угрозой
применения более строгой меры пресечения в виде содержания под стражей.
Основания для применения мер пресечения в самом
общем виде представляют собой доказательства, указывающие на необходимость
ограничения свободы и личной неприкосновенности подозреваемого или обвиняемого
в совершении преступления. Как следует из ст. 97 УПК РФ, общими основаниями
применения любой из мер пресечения являются такие "достаточные
данные", имеющиеся в материалах уголовного дела, которые неопровержимо
указывают на необходимость ограничения и личной неприкосновенности обвиняемого
(подозреваемого).
Законность, обоснованность, индивидуализация
применения мер пресечения, своевременность их избрания, отмены или изменения,
обеспечение прав личности в их тесной связи с уголовно-процессуальными
принципами определяют основания деятельности органов уголовной юстиции в
указанной области и основания применения в отношении подозреваемого или
обвиняемого в совершении преступления меры пресечения.
Упомянутая ст. 97 УПК РФ предписывает применение
меры пресечения лишь при наличии "достаточных оснований".
Достаточность оснований должна определяться по двум параметрам - с точки зрения
достаточности доказательств и достаточности круга фактических обстоятельств,
делающих необходимым применение мер пресечения. Достаточность доказательств,
подтверждающих определенные фактические обстоятельства, на основании которых
делается вывод о необходимости правоограничений свободы и личной
неприкосновенности граждан, должна означать достоверное установление этих
обстоятельств. Что касается достаточности фактических обстоятельств, можно
сказать, что общие основания предусматривают лишь те обстоятельства, которые в
принципе делают необходимым применение ограничений свободы и личной
неприкосновенности безотносительно к виду правоограничений .
Основаниями для применения меры пресечения
являются: 1) доказанность деяния, в отношении которого в предусмотренной законом
форме вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, или
протокол о задержании подозреваемого; 2) установление конкретного лица, в
отношении которого в определенной законом форме вынесено постановление о
привлечении в качестве обвиняемого, или протокол задержания подозреваемого; 3)
другие основания, указанные в ст. 97 УПК РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|