Международные стандарты по планированию аудита
Федеральное
агентство по науке и образованию
Профессиональный
институт управления
Бухгалтерский
учет, анализ, аудит
Курсовая работа по дисциплине «Международные
стандарты аудита»
На тему:
Международные
стандарты по планированию аудита (МСА 300,310,320)
Москва 2007
План.
1. Введение
3
2. Международные
стандарты по планированию аудита
2.1. Планирование
аудита 4
2.2. Знание
бизнеса 9
2.3.
Существенность в аудите 14
3. Заключение 28
4. Список
использованной литературы
29
1.
Введение.
Аудиторские
организации России сегодня уже в достаточной степени укрепили свои позиции на
рынке. Однако для повышения конкурентоспособности отечественного аудита
предстоит решить еще немало задач. Одна из них – стандартизация аудиторской
деятельности. При решении этой задачи важную роль играют международные стандарты
аудита. (МСА).
Профессиональные
аудиторские организации стран с достаточно высоким уровнем развития аудита
(Канады, Великобритании, Ирландии) лишь принимают к сведению положения
международных стандартов аудита. Аудиторы ряда стран, в том числе Австралии,
Бразилии, Индии, используют МСА для разработки национальных стандартов аудита.
Страны, не разрабатывающие собственные стандарты аудита (Малайзия, Нигерия,
Фиджи), применяют МСА в качестве отечественных стандартов. Россия избрала путь
самостоятельной разработки правил (стандартов), подготовленных на базе
международных стандартов аудита.
Применять
международные стандарты аудита в качестве национальных могут только те страны,
которые являются членами Международной федерации бухгалтеров – МФБ (International Federation of Accountants – IFAC). Для этого они должны
заявить о своем решении принять международные стандарты аудита в качестве
основы для утвержденных стандартов аудита и сопутствующих услуг в своей стране.
Организации – члены Международной федерации бухгалтеров получают право на
перевод данных документов после получения надлежащего разрешения МФБ.
Международные
стандарты аудита предназначены для применения при аудите финансовой отчетности,
а также при аудите иной финансовой информации и предоставлении сопутствующих
аудиту услуг. Аудитор может отходить от требований МСА, но только обязательно
аргументируя причины такого отхода. МСА следует применять только к вопросам,
имеющим существенное значение.
2.
Международные стандарты по планированию аудита.
2.1.
Планирование аудита.
Планирование
аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выборе процедур и
методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели. –
подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности. Рекомендации по планированию
аудита финансовой отчетности приведены в МСА 300 «Планирование».
В разделе «Планирование
работы» указано, что объем планирования аудита в основном зависит от размеров
экономического субъекта, сложности аудиторской проверки, уровня квалификации
лиц, принимающих участие в аудите. Важной частью планирования является
приобретение информации о бизнесе клиента, способствующей выявлению событий и
операций, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую
отчетность.
Согласно разделу «Общий
план аудита» аудитор в ходе планирования должен разработать общий план аудита и
задокументировать его, описав при этом предполагаемый объем и ведение
аудиторской проверки, с отражением вопросов, касающихся знания бизнеса,
понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риска и
существенности, характера, сроков, объема процедур, координации направления
работы, надзора за ней и анализа, а также прочих аспектов.
В этом разделе
термин «знание бизнеса» определен как получение информации об общих экономических
факторах и условиях в отрасли, влияющих на бизнес клиента, о важных
показателях, характеризующих результаты бизнеса, об общем уровне компетентности
руководства.
При составлении
общего плана аудитор должен указывать ожидаемые оценки неотъемлемого риска и
риска системы внутреннего контроля, устанавливать уровни существенности для
целей аудита, определять возможность существенных искажений в финансовой
отчетности и выявлять сложные области бухгалтерского учета, а также указывать
на необходимость учитывать при планировании привлечение других аудиторов для
аудита филиалов и дочерних подразделений клиента, привлечение экспертов и
потребность в персонале для проведения аудита.
К прочим аспектам
аудита, которые следует учесть при разработке общего плана аудита, в МСА 300
отнесено выявление обстоятельств, требующих особого внимания (существование
связанных сторон, возможность банкротства и т. д.).
В разделе «Программа
аудита» указывается, что наряду с общим планом аудитор должен разработать и
документировать программу аудита, которая определяет характер, сроки и объем
запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего
плана аудита, и одновременно служит набором инструкций для ассистентов
аудитора, так и средством надлежащего контроля за выполнением ими работ.
В разделе «Изменения
в общем плане и программе аудита» допускается возможность того, что в ходе
аудита по мере необходимости общий план аудита и программа аудита могут быть
пересмотрены. В этом разделе говорится, что планирование осуществляется непрерывно
на протяжении всего сорка аудита с учетом меняющихся обстоятельств и
неожиданных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур, с
документированием причин внесения различных изменений.
Российским
аналогом МСА 300 является ПСАД № 3 «Планирование аудита», которым
устанавливаются единые требования к планированию аудита финансовой
(бухгалтерской) отчетности и который применяется в первую очередь к проверкам,
проводимым аудитором не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для
проведения аудиторской проверки в течении первого года аудитору требуется
расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые
указаны в стандарте.
Получение
информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования
работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности,
которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую)
отчетность.
При планировании
аудита (рис. 1) целесообразно выделить следующие основные этапы:
предварительное планирование аудита; подготовка и составление общего плана
аудита; подготовка и составление программы аудита, - как это было установлено
старым вариантом отечественного стандарта, хотя этап предварительного
планирования не указан ни в МСА 300, ни в новом ПСАД № 3.
Целесообразно
также предусмотреть в составе внутрифирменных стандартов аудиторской
деятельности раздел о предварительном планировании аудита.
Планирование
аудита (рис. 1).
|
|
Письмо-предложение
экономического субъекта
|
|
После официально
обращения экономического субъекта с просьбой об оказании ему аудиторских услуг
(письмо-предложение) аудиторская организация составляет и направляет клиенту
письмо о проведении аудита.
К письму о
проведении аудита можно приложить предварительный план аудита для согласования
его с руководством клиента. В этом документе нужно отразить предлагаемые виды
аудиторских услуг, планируемые виды работ, источники информации, необходимые
для проведения аудита общий план аудита. После получения субъектом письма о
проведении аудита следует приступить к определению аудируемости бухгалтерской
отчетности. Данный процесс называется предварительным планированием. На стадии
предварительного планирования происходит знакомство потенциальных партнеров
(аудиторской организации и экономического субъекта) и обмен информацией, что
позволяет каждой из сторон принять решение о принципиальной возможности и
целесообразности дальнейшего сотрудничества в области аудита. Серьезность
последствий принимаемых по завершении этой стадии решений требует изучения
большого количества информации (данные о состоянии внешней среды экономического
субъекта и его индивидуальных особенностях). Для получения такой информации
аудитор должен иметь доступ ко многим источникам информации, в число которых
входят учредительные документы; протоколы заседаний совета директоров, собраний
акционеров и иных аналогичных органов управления; документы, регулирующие
учетную политику; бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность и т.д.
На практике
экономические субъекты иногда отказываются предоставлять информации, пока не
будет заключен договор оказания аудиторских услуг. Если аудитор заинтересован в
клиенте, то не следует отказываться от проведения проверки, но необходимо
отметить даны факт в договоре, а также письменно оговорить возможность
пересмотра по этой причине плана проверки отдельных, ранее составленных
соглашений и принятых условий и обязательств.
В случае принятия
положительного решения об аудируемости отчетности клиента с ним заключается
договор оказания аудиторских услуг. После его подписания составляется общий
план аудита, объем и содержание которого зависят от размеров экономического
субъекта, сложности проверки, а также конкретных методик и технологий,
применяемых аудитором.
Ведущий аудитор
должен пересматривать общий план аудита по мере необходимости. Пересмотр может
быть осуществлен, например, в следующих (и аналогичных им) ситуациях:
♠ при
выявлении аудитором значительного объема договоров о совместной деятельности
(если в плане проверка по данному направлению не была зарегистрирована);
♠ в
результате применения аналитической процедуры выявлено неверное отражение
фактов хозяйственной деятельности (например, арифметический расчет входного
сальдо по балансу на начало отчетного периода не подтвержден регистрами
бухгалтерского учета по статье «прочие активы»). В это случае аудитор имеет
право включить в план проверку данного направления по предыдущему отчетному
периоду за дополнительную плату.
В тех случаях,
когда пересмотр общего плана приводит к значительному росту объема работ,
изменения в план должны быть внесены исключительно по согласованию с
руководством организации. Если пересмотр общего плана увеличивает работу в
незначительной степени, изменения в план могут вноситься ведущим аудитором без
сообщения руководству экономического субъекта.
Процесс
планирования завершается составлением программы аудита, в которой определяют
характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для
реализации общего плана аудита, и которую руководители аудиторской группы
используют как для инструктирования ассистентов аудитора, так и для контроля
качества их работы. Программа аудита должна пересматриваться в процессе аудита
по мере необходимости. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской
программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим
материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения.
2.2.
Знание бизнеса.
Понятие «знание
бизнеса» и его значение для сотрудников аудиторских организаций, участвующих в
проведении аудита, определяются в МСА 310 «Знание бизнеса». Согласно
требованиям данного МСА при проведении аудита финансовой отчетности аудитор
обязан обладать знаниями о бизнесе клиента в объеме, достаточном для выявления
и понимания событий, операций, методов работы, существенно влияющих на
финансовую отчетность, проверку или аудиторское заключение. Подобные знания
важны для оценки неотъемлемого риска, риска системы контроля и позволяют
аудитору правильно определить характер, сроки и объем аудиторских проверок.
В разделе «Получение
знаний» приведен порядок получения информации о бизнесе клиента, согласно
которому еще до заключения договора на оказание аудиторских услуг аудитор
должен получить предварительные сведения об отрасли, структуре собственности и
деятельности предполагаемого клиента, а также определить возможность
обеспечения адекватного уровня знаний о бизнесе для поведения аудита.
В качестве
основных источников получения информации о бизнесе клиента названы:
♠
предыдущий опыт работы с этим субъектом и его отраслью;
♠ беседы с
сотрудниками субъекта, внутренними аудиторами, другими аудиторами, юристами,
консультантами, компетентными людьми – отраслевыми экономистами, заказчиками,
поставщиками и конкурентами;
♠
публикации, относящиеся к отрасли, законодательные и нормативные акты;
♠
документы, подготовленные субъектом;
♠ посещение
производственных помещений и административных зданий субъекта;
♠
документы, подготовленные субъектом (протоколы заседаний; материалы,
рассылавшиеся акционерам или представленные органам регулирования; рекламные
материалы; годовые и финансовые отчеты за предыдущие годы; сметы и т. д.).
В разделе «Применение
знаний» указаны пути рационального использования сведений о бизнесе клиента,
позволяющие аудитору эффективно провести аудиторскую проверку и способствующие:
- правильной
оценке рисков;
- планированию
аудита;
- определению
уровня существенности;
- оценке
заявлений руководства и оценочных значений;
- установлению
связанных сторон;
- выявлению
мошенничества и существенных ошибок;
- сбору
аудиторских доказательств;
- анализу
соответствия учетной политики и сведений, раскрываемых в финансовой отчетности.
Приложение «Знание
бизнеса – аспекты для рассмотрения» к МСА 310 содержит перечень вопросов
широкого круга. Вопросы объединены в три группы:
- А «Общие
экономические факторы» (общий уровень экономической деятельности, наличие финансовых ресурсов,
инфляция, ревальвация валюты, тарифы, торговые ограничения, курс иностранной
валюты, политика правительства, в том числе денежная, налоговая);
- В «Отрасль –
важные отраслевые условия, влияющие на бизнес клиента» (рынок и конкуренция,
изменения в технологии производства, экологические проблемы,
нормативно-правовая база, специфика практической стороны деятельности и др.);
- С «Субъект»
(управление и структура собственности, хозяйственная деятельность субъекта,
финансовые показатели, условия, в которых подготавливается финансовая
отчетность, законодательство, укомплектованность бухгалтерии кадрами, текучесть
кадров и др.).
На основе данного
МСА разработано ПСАД № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», которым
установлены требования, предъявляемые к аудитору в вопросах получения знаний о
деятельности проверяемого экономического субъекта и их дальнейшего
использования при проведении аудита.
Понимание
деятельности экономического субъекта, необходимое для работы, предполагает, в
том числе понимание экономической ситуации в стране и в отрасли, в которой
действует экономический субъект, а также более подробное знание того, как он
действует. У аудитора оно может быть менее глубоким, чем это необходимо для
управления экономическим субъектом. Понимание деятельности экономического
субъекта и надлежащее использование информации о деятельности аудируемого лица
помогают аудитору оценить риски и выявить проблемные области, эффективно
планировать и проводить аудит, оценивать аудиторские доказательства,
обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.
Аудитор
вырабатывает профессиональные суждения по вопросам, для решения которых важно
знание деятельности аудируемого лица, на таких стадиях аудита, как:
Страницы: 1, 2, 3
|