Меню
Поиск



рефераты скачать Международные банковский бизнес

Международные банковский бизнес

Федеральное Агентство по Образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

Московский государственный университет леса

 

 

Кафедра экономики и организации внешних связей предприятий лесного комплекса

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Основы внешнеэкономической деятельности»

на тему: Международный банковский бизнес

 

 

 

Выполнила студентка

Г. К.Р.

Группа ЭЛ – 34

Проверила и приняла

 Обоимова И.В.

 

 

 

Москва 2007г.


Содержание


Введение

1. Сущность интернационализации банковского дела и банковских систем

2. Современные организационно – правовые формы международной банковской деятельности     

3. Виды услуг и операций в международном банковском бизнесе 

4. Регулирование международной банковской деятельности

5. Оффшорный банковский бизнес

Заключение 

Список использованной литературы  

Введение


Процесс интернационализации затронул большинство сфер хозяйст­венной жизни в странах мира. Одной из таких областей является банков­ское дело: национальные банки все активнее осуществляют операции за рубежом, иностранные наращивают объемы банковских операций в национальных хозяйствах.

Банковский бизнес с каждым годом расширяется, захватывая и осваивая всё новые и новые географические размещения. Представляя интересы своих клиентов, но и не забывают про свои выгоды.

 До сих пор существует немало банков, которые рассматри­вают диверсификацию направлений своего бизнеса как неоправданное «распыление» ресурсов. Рост конкуренции на мировых рынках финансо­вых услуг сопровождается таким масштабным процессом международных слияний и поглощений банков, что в ряде случаев ведет к снижению кон­куренции и даже монополизации рынков банковских услуг. Либерализа­ция национальных банковских законодательств нередко происходит одно­сторонне — в отношении международной деятельности национальных банков, но при этом ужесточаются требования и контроль за деятельно­стью иностранных на своей территории.


МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ БИЗНЕС


1. Сущность интернационализации банковского дела и банковских систем


Наивысшей ступенью интернационализации банковской деятельности являются растущие прямые иностранные инвестиции банков, позволяющие оказывать весь спектр услуг через банковские офисы в принимающих стра­нах. Крупнейшие международно оперирующие банки превращаются в транснациональные (ТНБ), если объем зарубежных активов и количество стран, в которых банк имеет свои зарубежные подразделения, позволяет ему занять существенную нишу на мировых рынках конкретных банков­ских услуг.

Можно указать на существенные различия транснациональных кор­пораций (ТНК) и ТНБ. Так, в деятельности первых часто прослеживается ступенчатость технологического процесса: в одних странах филиалы ТНК выполняют первичную обработку продукции, в других — следующую стадию обработки, в третьих — окончательную сборку изделий, в четвер­тых — их реализацию. Напротив, в оказании банковских услуг разорван­ность целостного процесса наблюдается редко, так как такого рода услуги требуют одномоментности действия и непосредственного контакта произ­водителя и конечного потребителя. Вместе с тем в деятельности ТНБ тоже можно обнаружить различный характер международного предпринима­тельства. Так, банки в кредитовании клиентов в одних странах могут использовать привлеченные ими средства на депозитных или фондовых рынках других стран.

Иногда проводят параллели между транснациональными корпора­циями и финансово-промышленными группами, имея в виду, что любая ТНК имеет финансовое подразделение. Такой подход не совсем верен, поскольку у большинства ТНК мира прослеживается узкая отраслевая или смежная промышленная и сервисная специализация. Не случайно в этой связи в статистических обзорах международных организаций проводят грань между финансовыми и нефинансовыми ТНК, четко разделяя финан­совый и нефинансовый бизнес.

Степень открытости национальных банковских систем и участия национальных банков в обслуживании внешнеэкономических связей и международном предпринимательстве в разных странах весьма различна. Это объясняется целым рядом факторов:

— ситуацией в реальном и финансовом секторах национальной эко­номики, определяющими спрос и предложение банковских услуг в стране,
в том числе потребность в импорте и экспорте этих услуг;

— общим состоянием внешнеэкономических связей, ролью страны
в общей системе мирохозяйственных связей;

— характером действующего регулирования банковской деятель­ности центральным банком страны и другими специализированными
органами;

— уровнем развития национального банковского дела, в частности,
численностью банковских институтов и разветвленностью их филиальных
сетей, плотностью размещения банковских институтов по территории
страны, объемом и качеством операций, квалификацией банковских специалистов и использованием передовых финансовых технологий.

Хотя процесс интернационализации банковских систем и между­народные стратегии банков разных стран различны, международный биз­нес в общем и целом осуществляется банковскими учреждениями по еди­ным общепризнанным правилам, направлениям, в определенных формах. Можно назвать общие, характерные для международного банковского бизнеса тенденции развития. К ним относятся следующие:

Универсализация банковской деятельности. Отвечая растущим потребностям клиента, банки постепенно расширяют число предоставля­емых услуг и даже активно осваивают нетрадиционные для них виды дея­тельности (консалтинг, операции с недвижимостью, страхование и пр.). Инвестиционные банки занимаются коммерческим банковским бизнесом, коммерческие банки — инвестиционным. Превращение банков в финан­совые «супермаркеты» выгодно клиентам, поскольку в своем банке они получают весь набор требующихся им финансовых услуг.

Кроме того, сами банки в условиях ужесточения конкуренции, снижения рентабельности традиционных видов банковских операций, а также под «давлением» быстро расширяющегося фондового рынка ищут  новые источники дохода. Давление фондового рынка выражается прежде всего в повышении роли операций с долговыми ценными бумагами по сравнению с обычными банковскими кредитами. На рынках ценных бумаг  финансовые ресурсы привлечь относительно легче. Иногда даже не требуется обеспечения таких займов, сами займы по срокам длиннее, плата  за кредит, как правило, ниже, чем аналогичные условия в банковском кредитовании.

Рост конкуренции. Следует помнить, что на зарубежных рынках международные банки конкурируют с большим числом других участни­ков финансовых сделок, в частности, с местными депозитными учрежде­ниями, а также с другими международными банками, которых привлек данный рынок. Отмеченное выше расширение спектра банковских услуг и операций не сокращает, а увеличивает число конкурентов на смежных рынках.

Либерализация банковских операций. Она выражается в снижении и даже отмене ряда государственных ограничений. Волна либерализации прокатилась по национальным законодательствам ведущих развитых стран в 80-х годах XX в. и до сих пор этот процесс не закончен. Его развитие связано с поиском новых элементов конкурентоспособности национальных банковских учреждений. Эта потребность стала особенно остро ощущаться с дальнейшим развитием интернационализации хозяйственной деятель­ности и возникновением мирохозяйственной глобализации, следствием чего в ведущих развитых странах были кардинально пересмотрены нацио­нальные банковские законодательства. К примеру, в 1999 г. в США был пересмотрен Закон Гласса — Стиголла 1933 г., содержавший множество запретов американским банкам в отношении совмещения направлений их деятельности.

Возрастание инновационной активности банков. Появляются новые банковские продукты и технологии, банковский бизнес внедряется в гло­бальную сеть (интернет-банкинг). Регулярно обновляются технологии кар­точного бизнеса банков: чиповые карты сменяют устаревшие банковские карты с магнитной полосой, а банкоматы по выдачи наличности дополня­ются банкоматами по приему и зачислению денег на счет. Банки ищут новые, более эффективные варианты функционирования филиальных сетей, открывают специализированные офисы в супермаркетах, создают совместные офисы, действующие в интересах нескольких банков-учреди­телей. Даже вариант франчайзинга постепенно осваивается международ­ными банками'. Скажем, американский ТНБ «Ситибанк» в одном из своих последних годовых отчетов указал на рост клиентской базы в Брюсселе на 26% благодаря именно франчайзинговой схеме своего прихода на бель­гийский рынок.

Эти и другие названные выше тенденции имеют некоторые контр­тенденции. Так, до сих пор существует немало банков, которые рассматри­вают диверсификацию направлений своего бизнеса как неоправданное «распыление» ресурсов. Рост конкуренции на мировых рынках финансо­вых услуг сопровождается таким масштабным процессом международных слияний и поглощений банков, что в ряде случаев ведет к снижению кон­куренции и даже монополизации рынков банковских услуг. Либерализа­ция национальных банковских законодательств нередко происходит одно­сторонне — в отношении международной деятельности национальных банков, но при этом ужесточаются требования и контроль за деятельно­стью иностранных на своей территории.

1 Франчайзинг — деятельность под «чужим», хорошо известным потребите­лю брендом, в банковский бизнес пришел в 1994 г., когда австралийский банк «Colonial» впервые выдал разрешение использовать стороннему банку свой имидж и свои технологии.


По целям и содержанию процесс интернационализации банковского дела необходимо рассматривать, имея в виду двойственную природу бан­ковской деятельности: банк как посредник в деятельности своих клиентов и банк как субъект предпринимательства, размещающий капитал за рубе­жом в своих собственных интересах. Изначально выход национальных банков за рубеж был вызван интернационализацией промышленного и тор­гового капитала, или, иными словами, банки следовали в зарубежные стра­ны за своими клиентами. К примеру, географическое размещение фили­альной сети голландского банка «ABN AMRO» не случайно совпадает с географией зарубежных производственных, сбытовых, сборочных пред­приятий его главного клиента у себя на родине — концерна «Philips». Инте­ресы своих клиентов, их потребности в расчетно-кредитной поддержке в зарубежных странах явились основными факторами широкомасштабно­го процесса интернационализации банковского бизнеса развитых стран в 60—70-х годах XX столетия. Вместе с тем не следует забывать и о собственных интересах банков входе их географической экспансии. Часто более дешевые источники финансирования самих банков в принимающих странах, высокая доход­ность по отдельным операциям, вывод в зарубежную страну морально устаревшего в своей стране банковского продукта, динамичность эконо­мического развития отдельных стран и регионов, привлекательность ми­ровых финансовых центров,— все это следует считать дополнительными факторами, способствующими интернационализации банковского капи­тала и банковских операций.

Эти факторы привели к глобальной активности крупнейших банков мира, представленных в табл. 1.1. Основными показателями, которые используются в составлении рейтингов и свидетельствуют о величине таких банков, являются размер собственного капитала2, объем активов, размер прибыли до или после уплаты налогов.

2 Точнее, размер капитала первого порядка, учитывающего по методологии Базельского комитета по банковскому надзору только исходные средства, без ряда дополнительных фондов банка, формируемых из прибыли и видов акционерного капитала.

Таблица 1.1.

Крупнейшие транснациональные банки мира

Позиция в 2002 г

Позиция в 2001 г.

Наименование банка

Капитал I порядка, млрд дол.

Активы, млрд дол.

Пози­ция по акти­вам

Прибыль до уплаты налогов, млрд дол.

1

1

Citigroup, США

58,4

1 051,450

2

21,897

2

3

Bank of America, США

41,9

621,764

11

10,117

3

2

Mizuho Financial Group, Япония

40,4

1 178,285

1

-11,477

4

4

JP Morgan Chase, США

37,7

693,575

9

2,566

5

5

HSBC Holdings, Великобритания

35,0

696,381

8

8,064

6


Sumitomo Mitsui Banking Corp., Япония

29,9

840,281

3

^1,867

7

6

Credit Agricole Groupe, Франция

28,8

496,421

13

2,271

8

Mitsubishi Tokyo Bank, Япония

25,6

751,480

5

-2,392

9

UFJ Holding, Япония

23,8

616,485

17

-13,194

10

7

Industrial and Commercial Bank of China, Китай

23,1

524,235

15

740

11

18

Bank of China, Китай

22,0

406,150

23

1,319

12

8

Deutsche Bank, Германия

21,86

809,220

4

1,589

13

16

Royal Bank of Scotland, Великобритания

21,83

519,991

16

6,200

14

11

Bank One Corp., США

21,74

268,954

42

3,800

15

14

BNP Paribas, Франция

21,74

727,325

7

5,780

16

12

HypoVereinsbank, Германия

19,15

641,728

10

1,365

17

68

Wachovia Corporation, США

18,99

130,452

30

2,289

18

20

Wells Fargo, США

18,24

307,465

35

5,485

19


HBOS, Великобритания

18,08

401,268

24

3,814

20

23

Barclays Bank, Великобритания

18,04

505,409

11

5,233

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.