В большинстве стран новая технология защищается одним или несколькими
правовыми инструментами – патентами, лицензиями, копирайтом, товарным знаком.
Патент (patent) - свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным
органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование
єтого изобретение.
Действие патента
означает, что только его владелец имеет право распоряжаться изобретением и
решать, каким образом оно будет использовано: на собственном предприятии, на
совместном предприятии или на него будет продана лицензия. Кроме того,
обладатель патента имеет право запретить противоправные действия третьего лица,
нарушающие патент. Если объектом патента является изделие, то третьему лицу не
разрешается: изготавливать его, предлагать к продаже, применять, вводить в
оборот. Если объектом патента является способ, то третьему лицу не разрешается:
применять этот способ самому, предлагать его к использованию, предлагать к
продаже продукт, непосредственно изготовленный по этому способу, применять
продукт, непосредственно изготовленный по этому способу, вводить такой продукт
в оборот, импортировать его.
Практически все товары, выпускаемые на рынок, являются
запатентованными. Срок действия патента обычно ограничивается 15-20 годами, и
он действует только на территории той страны, где был выдан.
Однако далеко не
каждое изобретение может быть защищено патентом. Патентоспособность изделия
означает, что оно предлагает техническое решение задачи через создание новых
машин или технологических процессов, обладает новизной. Превышает уровень
обычного инженерного решения технической задачи и может быть применено
практически.
Для поддержания
патента в силе законодательно требуется периодическая уплата довольно высоких
патентных пошлин. Поэтому владелец патента очень часто предпочитает
переуступить права на его использование той стороне, которая сможет коммерчески
использовать изобретение.
Значение
патентной охраны для реализации продукции состоит в том, что патент позволяет:
1) расширить выбор средств
конкурентной борьбы;
2) устранить с рынка или
ослабить конкурента;
3) получить исключительное право
на коммерческое использование продукта;
4) стимулировать спрос на
продукт, поскольку ссылка в этих целях на патент оказывается более
эффективной, чем простое описание;
5) получить базу для
предоставления лицензии. {5}
Основными
причинами, побуждавшими фирмы в последние годы подавать заявки на патенты в
Европейское патентное ведомство, были (по мере убывания их важности):
сохранение технического и технологического лидерства, долговременная охрана
важнейших внешних рынков сбыта, охрана новых инвестиций, необходимых для коммерческой
реализации изобретений, создание основы для лицензии, содействие продаже
продукции и маркетингу.
Лицензия (license) – разрешение, выдаваемое владельцем
технологии (лицензиаром), защищенное или незащищенное патентом,
заинтересованной стороне (лицензиару) на использование этой технологии в
течение определенного времени и за определенную плату.
Копирайт (право воспроизведения)
(copyright) – эксклюзивное право автора литературного, аудио- или
видео-произведения на показ и воспроизведение своей работы.
Товарная
марка (trademark) – символ определенной организации,
который используется для индивидуализации производителя товара и который не
может быть использован другими организациями без официального разрешения
владельца. Обычно это рисунок, графическое изображение, сочетание букв. Имя
основателя или владельца корпорации. В своей стране товарный знак может
использоваться, если его принадлежность никем не оспорена в течение
установленного законодательством срока. В случае экспорта товара товарная марка
обычно регистрируется в странах экспорта. {5}
3. Лицензионная торговля
Лицензионная
торговля (license
trade) - форма международной торговли технологией, включающая сделки с
"ноу-хау", патентами и лицензиями на изобретения. Предметом
лицензионной торговли являются лицензии на использование технологического
опыта, изобретений, промышленных секретов, товарных знаков и др. т.д.
«Ноу-хау» (know-how) - знания и
практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и
иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в
производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой.
Ноу-хау включает в себя техническую документацию (чертежи, проекты, схемы, методики,
инструкции и т.д.), образцы изделий, сведения коммерческого характера, данные
об организации производства, подготовке персонала и использовании информации в
производстве.
Передача
на коммерческой основе, обмен, распространение “ноу-хау” осуществляется, прежде
всего, путем заключения лицензионных соглашений, предусматривающий не только
передачу соответствующей документации, но также и подготовку персонала, участие
специалистов в налаживании производства, оказание другой технической помощи
импортеру.
Продажу
за границу лицензий на использование изобретений, технических знаний, опыта, а
также товарных знаков принято называть заграничным лицензированием.
В
современных условиях в развитых странах практически все изобретения и новые
товары патентуются. Патентные лицензии, т.е. разрешения на передачу прав
использования патентов без соответствующего "ноу-хау", играют
относительно скромную роль в лицензионной торговле. Это объясняется
необходимостью проведения дополнительных НИОКР и расходов на внедрение, оптимизацией
технологического процесса, а также риском, что данное изобретение окажется
экономически нерентабельным и технологически неприемлемым.
Наибольшее
распространение в международной торговле получили лицензионные соглашения,
предусматривающие комплексную передачу одного или нескольких патентов и
связанного с ними "ноу-хау".
По
характеру и объему прав на использование технологии, предоставляемой
соглашением лицензиату, различают неисключительные (простые), исключительные и
полные лицензии.
Неисключительная
лицензия
дает лицензиару право самостоятельного использования лицензии и выдачи
аналогичных лицензий любым заинтересованным лицам.
Исключительная
лицензия
предусматривает монопольное право лицензиата использовать изобретение или
секрет производства на данной территории, при этом лицензиар отказывается от
самостоятельного использования лицензии и ее продажи.
Полная
лицензия
предоставляет лицензиату исключительное право на ее использование в течение
всего срока действия лицензионного соглашения.
Лицензионное
соглашение - соглашение о передаче прав на использование лицензий,
"ноу-хау", товарных знаков и др. Лицензионное соглашение может
предусматривать передачу патентной лицензии; комплексную передачу нескольких
патентов и связанного с ними "ноу-хау"; растет также число
лицензионных соглашений на использование "ноу-хау" без патентов на
изобретение. Лицензионные соглашения последних двух типов предусматривают
помимо передачи технических знаний оказание лицензиаром (владельцем патента)
сопутствующих инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, а
также соответствующие поставки оборудования, исходного сырья, отдельных узлов и
т.п.
Лицензионные соглашения различаются в зависимости от ряда
признаков:
1)
разрешают
они экспорт лицензионной продукции, полностью исключают его или частично
ограничивают;
2)
наличие
или отсутствие в них обязательства лицензиара в течение срока действия
соглашения предоставлять лицензиату (покупателю лицензии) информацию о новых
усовершенствованиях лицензионной техники;
3)
способ
передачи технологии, т.е. лицензия предоставляется независимо или одновременно
с заключением контракта на строительство объекта, поставку комплектного
оборудования и оказание инжиниринговых услуг (самостоятельные или сопутствующие
лицензионные соглашения).
Ежегодная
стоимость продукции, производимой в мире на основе лицензионных соглашений,
составляет в среднем 330-350 млрд. долларов. Крупнейший в мире экспортер
лицензий – США, на долю которых приходится две трети от всех продаж лицензий. К
экспортерам относятся Великобритания, Япония, Аргентина, Бразилия, Россия. {6}
Например,
доля ФРГ в мировом экспорте лицензий составляет 13%, Великобритании – 8%.
Япония пока остается нетто-импортером лицензий и патентов, но ее доля в мировом
экспорте достаточно большая – 19% и имеет тенденцию росту.
По
данным Европейского патентного ведомства (ЕРО), стоимость патентования в Европе
к концу 90-х годов стала выше, чем в США или Японии, так как последние получают
правительственные субсидии. Доля расходов по оплате услуг ЕРО в цене минимальна
(15%), а самые высокие издержки (30%) связаны с переводом патента. Это
несколько уменьшило объемы торговли в отдельных отраслях. {4)
Лицензионный
договор
- договор, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет право на
использование изобретения или иного технического достижения (лицензию), а
другая сторона (лицензиат) выплачивает за это определенное вознаграждение.
Объектом
лицензионного договора являются технические решения, признаваемые изобретениями
по закону страны, гражданином которой является приобретатель лицензии; ими
могут быть также иные технические достижения, в т.ч. секреты производства,
"ноу-хау" и т.п.
Условия лицензионного договора, как правило, устанавливают:
1)
территорию
применения лицензии (часть государства, одно или несколько государств);
2)
форму
использования объекта лицензии (производство изделий и (или) их продажа,
применение технологии и т.д.);
3)
его объем
в количественном отношении;
4)
срок
применения (обычно от пяти до десяти лет) и т.д.
Лицензионное
вознаграждение - возмещение за предоставление прав на использование лицензий,
"ноу-хау" и др., являющихся предметом лицензионного соглашения. На
практике используют несколько видов расчетов за лицензии: роялти и паушальные
платежи.
Паушальный
платеж
- определенная твердо зафиксированная в соглашениях сумма лицензионного
вознаграждения, устанавливаемая исходя из оценок возможного экономического
эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии.
Паушальный
платеж может производиться как единовременное, в разовом порядке, так и в
рассрочку. Преимуществом этого вида лицензионного вознаграждения является
получение лицензиаром (владельцем лицензии) всей суммы вознаграждения в
относительно короткий срок и без какого либо риска в виде взаимного обмена
лицензиями или путем передачи ценных бумаг и технической документации.
В
соответствии с законодательством всех промышленно-развитых стран передача
технологий и имущественных прав на них в рамках международного обмена требует “разумной
компенсации” или “разумных роялти” в качестве вознаграждения за использование
интеллектуальной собственности.
Роялти (royalty) - периодические
отчисления в виде фиксированных ставок, которые выплачиваются
организацией-лицензиатом через согласованные промежутки времени в течение
действия лицензионного соглашения.
В
международной практике размер роялти определяют эмпирически — путем
установленных для различных отраслей промышленности неких усредненных (так
называемых стандартных) роялти. В отечественной практике достоверной статистики
на этот счет не существует, и поэтому используют зарубежные ставки роялти. В
связи с этим возникает, например, проблема обоснования отдельных экономических
показателей при расчете цены лицензии применительно к нашим рыночным условиям.
Важность
и актуальность решения практических проблем ценообразования при реализации
научно-технических разработок и коммерциализации интеллектуальной собственности
и судебной защите их прав обусловлена неоднозначностью позиций специалистов по
вопросам определения обоснованного размера упущенной выгоды или ущерба от
нарушения прав интеллектуальной собственности, а также и обоснования
“справедливых” размеров лицензионных выплат.
Особенно
остро проблемы оценки и ценообразования в настоящее время проявляются в связи с
рассмотрением судебных дел по искам о возмещении ущерба от противоправного
использования интеллектуальной собственности, при судебном определении величины
возмещения на основе так называемого “разумного” роялти и при определении стоимости
предусмотренных законодательством принудительных лицензий.
В
соответствии с законодательством всех промышленно-развитых стран передача
технологий и имущественных прав на них в рамках международного обмена требует
“разумной компенсации” или “разумных роялти” в качестве вознаграждения за
использование интеллектуальной собственности.
Один
из наиболее общих способов, которым оценивается компенсация - это “разумные
роялти”, которые, как определяет суд, должны быть уплачены ответчиком
патентовладельцу, как если бы тот первоначально представил добровольную
лицензию. При этом специалисты считают, что не существует каких либо
определенных формул или точных правил, в соответствии с которыми патентное
ведомство или суд могли бы принять справедливое решение о том, какое
вознаграждение “разумно”. {7}
В международной практике лицензионной
торговли под ценой лицензии обычно понимают сумму выплат покупателя лицензии в
пользу продавца лицензии. Наиболее широко используются два основных метода
расчета цены лицензии: на основе размера прибыли лицензиата; на базе роялти.
При расчете цены
лицензии на основе размера прибыли лицензиата исходят из того,
что размер выплат лицензиару определяется как часть (доля) прибыли, получаемой
лицензиатом от изготовления и реализации продукции по лицензии. При этом доля
лицензиара колеблется в довольно широких пределах от 10 до 50% прибыли
лицензиата и зависит от целого ряда ценообразующих факторов, основными из
которых являются объем передаваемых прав, наличие и действительность патентной
охраны и размер прибыли.
При этом считается, что если объект лицензии
еще не готов к промышленному или коммерческому использованию, а основную
ценность представляют передаваемые по лицензионному соглашению патентные права,
то тогда доля лицензиара в прибыли лицензиата составляет 20%. Если объектом
является промышленно освоенное изделие или технологический процесс, то, при
исключительной лицензии (при передаче всех прав), доля лицензиара может
составлять 35 - 50 %, а при неисключительной лицензии (лицензиату передается
только право на использование с сохранением прав у
лицензиара) 20 - 30 %.
При расчете цены
лицензии на базе роялти расчетную цену лицензии и,
соответственно, размер выплат владельцу интеллектуальной собственности
(лицензиару) традиционно определяют как определенный процент отчислений в
зависимости от стоимости произведенной и реализованной продукции по лицензии. {7}
В лицензионных соглашениях ставка роялти
устанавливается в процентах от стоимости чистых продаж лицензионной продукции,
ее себестоимости, валовой прибыли или определяется в расчете на единицу
выпускаемой продукции. Как правило, она исчисляется по формуле:
, (1)
где
Ср -ставка роялти;
R -
годовая сумма роялти;
S -
годовая стоимость чистых продаж за вычетом косвенных налогов, сборов и пошлин
(2-10%).
Тогда цена лицензии определяется по формуле:
, (2)
где Vi –
объем
выпуска продукции;
Zi – цена
единицы продукции;
Ri – размер роялти;
Т
– расчетный срок заключаемого соглашения.
В
практике международной торговли лицензиями размер роялти обычно определяют не
расчетным путем, а эмпирически - путем установленных в мировой практике для
различных отраслей промышленности усредненных размеров роялти - так называемых
“стандартных” роялти. Размер известных из литературных источников “стандартных” ставок роялти
чаще всего составляет от 0,5 до 14%. {7}
Страницы: 1, 2, 3
|