Стандарт
состоит из двух частей. Часть 1 "Общие положения" содержит основные
принципы по управлению документацией в государственных и негосударственных
организациях, создающих документы. К этим принципам относятся установление и
документальное закрепление: основных правил и стандартов работы с документами в
организации, распределения ответственности и полномочий в области работы с
документацией между сотрудниками организации, делопроизводственных процедур и
технологий. Кроме того, управление документацией в организации должно включать
создание, применение и администрирование специальных систем для управления
документами, интегрированных с системой управления и управленческими
процессами.
Часть
2 "Руководящие указания" содержит описание процедур, помогающих
обеспечивать управление документацией в соответствии с принципами, описанными в
части первой стандарта. Под процедурами в данном случае понимаются такие
делопроизводственные операции, как регистрация, контроль, классификация,
хранение документов и др.
Часть
1 предназначена для использования менеджерами в организациях, специалистами по
управлению документацией, информацией и технологиями, а также для всех других
работников организаций и частных лиц, обязанных создавать и использовать
документы в своей деятельности. Часть 2 предназначена для использования
специалистами по управлению документацией и работниками, в обязанности которых
входит управление документацией в организации. Часть 2 обеспечивает единую
методологию применения части 1 стандарта во всех организациях, желающих
наладить процесс управления документацией в соответствии с требованиями ИСО.
Кроме того, разработчики отмечают, что стандарт предназначен и для высшего
руководства организаций.
В
стандарте, в частности, определяется ответственность (responsibilities)
организаций за документы и правильную работу с ними: основные правила работы с
документами (policy) в организации должны быть определены и документально
зафиксированы, подписаны высшим руководством организации. Обязанности должны
быть распределены между всеми сотрудниками организации, которые в процессе
своей деятельности создают документы, что должно отражаться в должностных
инструкциях сотрудников.[12]
4.Международные стандарты на метаданные
4.1.
Характеристика метаданных
Метаданные
– структурированные данные о данных – это информация, которая позволяет идентифицировать
информационные ресурсы, управлять ими, осуществлять поиск и хранение. Стандарт
ИСО 15483-2001 «Информация и документация. Управление документацией»[13]
определяет метаданные как данные, описывающие контекст, контент и структуру документов, а также управление
документацией в течение времени.
Из этого
определения следует, что делопроизводственные метаданные используются, прежде
всего, для описания различных свойств документов. Они образуются не только в
момент создания (или получения и регистрации) документа в документационной
системе организации, но и добавляются с течением времени.
За
рубежом действуют различные стандарты метаданных, в том числе разработанные для
целей делопроизводства и архивного дела.
Ряд
стандартов устанавливает требования к элементам информации. Например, для
элемента «дата» используется стандарт ИСО 8601-2000[14]
, который устанавливает формат представления для дат (ГГГГ – ММ - ДД) и времени (чч:мм:сс). Элемент «предмет/тема» может
стандартизироваться, например, тезаурусом ЮНЕСКО[15]
- словарем с контрольными терминами, применяемыми для предметного анализа и поиска
документов и публикаций в сфере компетенции ЮНЕСКО, то есть в сфере
образования, культуры, естественных наук, социальных и гуманитарных наук,
коммуникации и информации.
4.2.
Дублинское ядро
Существуют также стандарты, устанавливающие требования к составу
(набору) элементов метаданных. Универсальный набор метаданных содержит так
называемое Дублинское ядро (Dublin Core) - применимый для любых информационных ресурсов
международный стандарт ИСО 15836.[16]
Задача Дублинского ядра состоит в том, чтобы поддержать широкий
поиск информации по небольшому количеству общеиспользуемых элементов описания
ресурсов.
Дублинское ядро содержит набор из 15 элементов описания информации:
1.
Заголовок (Title) – название
ресурса.
2.
Автор (Creator) – создатель (персона, организация,
служба), несущий первичную ответственность за создание содержания ресурса.
3.
Предмет (Subject) – тема, которая обычно выражается при помощи
ключевых слов, ключевых фраз или классификационных кодов, которые описывают
тему ресурса.
4.
Описание (Description) – изложение
содержания ресурса.
5.
Издатель (Publisher) – физическое
или юридическое лицо, ответственное за публикацию ресурса, ввод его в
обращение.
6.
Соисполнитель (Contributor) – кто-либо,
кроме издателя, внесший значительный вклад в публикацию ресурса.
7.
Дата (Data) – дата, связанная с событием в жизненном
цикле ресурса.
8.
Тип ресурса (Type) – категория (жанр) содержимого
ресурса.
9.
Формат (Format) – размер или продолжительность ресурса,
материал или физический носитель ресурса, программное, техническое обеспечение
и другое оборудование, необходимое для воспроизведения или работы с ресурсом.
10.
Идентификатор ресурса (Identifier) – текстовое
или цифровое уникальное обозначение ресурса, однозначная ссылка на ресурс в
пределах данного контекста.
11.
Источник (Source) – ссылка на
ресурс, из которого целиком или частично извлечен настоящий ресурс
12.
Язык (Language) – язык интеллектуального содержания ресурса.
13.
Связи (Relation) – отношение, ссылка на родственный
ресурс.
14.
Охват (Coverage) – пространственные и временные
характеристики интеллектуального содержимого ресурса.
15.
Права (Rights) – право на копирование и использование
информации данного источника (положение о правовых нормах, регулирующих
функционирование ресурса, или ссылка на службу, предоставляющую эту
информацию).
Во многих развитых странах приняты государственные стандарты
метаданных. Работа над ними обычно ведется в рамках создания «электронного
правительства», то есть при внедрении информационно-коммуникационных технологий
во взаимодействие органов власти разных уровней друг с другом, населением и
бизнесом.
Так, в Канаде, которая по независимым оценкам занимает первое
место в деле реальной реализации электронного правительства, программ
«Онлайновое правительство» (Government On-Line) включает стандарт метаданных, адаптирующий Дублинское
ядро для сетевой информации и документации государственных органов Канады.[17]
В Великобритании развитие и применение стандарта метаданных
является частью модели межведомственного взаимодействия в электронном
правительстве. Британский стандарт метаданных[18]
содержит перечень элементов метаданных для государственных информационных
ресурсов и информационных систем.
В Австралии стратегия электронного правительства требует обязательного
использования государственными органами стандарта метаданных AGLS, принятого в
2002 году и предназначенного в основном для описания сетевых информационных
ресурсов в любой сфере.[19]
Cтандарты
делопроизводственных метаданных – особый тип стандартов метаданных – призваны
обеспечить значимость, управляемость и длительность существования документации
организации.[20]
Международный
стандарт ИСО 23081 «Информация и документация – Процессы управления документами
– Метаданные документов» посвящен делопроизводственным метаданным в
управленческой деятельности, их типам, функциям по обеспечению управленческих и
делопроизводственных процессов, а также управлению метаданными. Первая часть
стандарта (ISO/TS 23081-1:2004 Information and documentation - Records management processes – Metadata for records – Part 1: Principles) содержит определение
сущности делопроизводственных метаданных, их роли в управленческой
деятельности, описание процессов управления метаданными. В ней установлены требования
к различным категориям метаданных.
Международный
стандарт ИСО/ТО 15801:2004 «Электронный имиджинг – Информация, хранящаяся в
электронном виде – Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности» (ISO/TR 15801 Electronic imaging – Information stored
electronically – Recommendations for trustworthiness and reliability) регламентирует внедрение и
эксплуатацию систем управления информацией, которые хранят информацию в
электронном виде и для которых важны достоверность, надежность, аутентичность и
целостность информации. Он охватывает полный жизненный цикл электронных
документов, от включения документов в систему до уничтожения.[21]
5. Информационные технологии в Российской Федерации как
объект стандартизации
5.1
Информационные технологии
Развитие информационных
технологий обусловило объективную необходимость их регламентации. Требуется
привести к единообразию технологию: процессы, средства, методы, продукты
производства и т.д. Кроме того, как и любая деятельность, сфера библиотечных и
информационных технологий должна располагать собственной четкой и
непротиворечивой терминосистемой.
Первые
отечественные стандарты в области библиотечно-информационных технологий были
разработаны и утверждены Госстандартом в 1969-1977 гг. Их разработкой были
заняты крупнейшие библиотеки и органы научно-технической информации.
На первых этапах
стандартизации сферы библиотечных и информационных технологий принятым
регламентам уделялось достаточное внимание
со стороны разработчиков: их пересматривали, вносили изменения и приводили в
соответствие с международными стандартами.
В течение
1967-1978 гг. указанные стандарты были пересмотрены с учетом требований
международной и отечественной практики стандартизации и опыта работы библиотек
и информационных учреждений.[22]
В настоящее время
сроки пересмотра действующих стандартов (раз в пять лет) не соблюдаются
разработчиками. Многие библиотечно-информационные процессы опережают развитие
стандартизации, и регламенты не в силе их регулировать (ГОСТ 26525-85 Системы
обработки данных. Показатели использования; ГОСТ 22771-77 Автоматизированное
проектирование. Требования к информационному обеспечению; ГОСТ 7.52-85 СИБИД.
Коммуникативный формат для обмена библиографическими данными и на магнитной
ленте. Поисковый образ документа и др.). В результате многие стандарты утратили
свой статус обязательных и выполняют рекомендательную функцию.
За основу классификации
взята структура, предложенная И.С. Пилко.[23] Автор выделяет
такие компоненты технологии, как: процесс, методы, ресурсы, средства,
информационные продукты и услуги, качество и др.
Рисунок
1 – Количественное распределение стандартов по признаку объект регламентации
5.2.
Информационные процессы
Главным
компонентом любой технологии являются процессы. Установлено, что 24%
регламентов посвящены информационным процессам: передача данных (ГОСТ 22731-77 Системы передачи данных. Процедуры управления
звеном передачи для данных в основном режиме для полудуплексного обмена
информацией; ГОСТ Р ИСО/МЭК 2593-98 Информационная технология. Передача данных и обмен информацией между системами. 34-контактный соединитель стыка ООД/АКД. Стыковочные
размеры и распределение контактов); обмен информацией (ГОСТ Р ИСО/МЭК 7809-98 Информационная
технология. Передача данных и обмен
информацией между системами. Процедуры управления
звеном данных верхнего уровня. Классы процедур; ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 10735-2000. Информационная
технология. Передача данных и обмен
информацией между системами. Стандартные групповые адреса на подуровне
управления доступом к среде); защита
информации (ГОСТ Р 50739-95 Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические
требования; ГОСТ 34.311-95 ГОСТ Р 34.11-94 Информационная технология.
Криптографическая защита информации. Функция
кэширования); запись информации (ГОСТ 13699-91 Запись и воспроизведение информации. Термины и
определения); кодирование штриховое (ГОСТ ИСО/МЭК 15420-2001 Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое.
Спецификация символики EAN/UPC (ЕАН/ЮПиСи);
ГОСТ 30742-2001 (ИСО/МЭК 16388-99) Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Code 39
(Код 39)) и др.
5.3. Информационные продукты и услуги
Результатами
информационных процессов являются информационные продукты и услуги. 9,5%
проанализированных стандартов, посвященны информационным продуктам и услугам.
Объектом регламентации послужили следующие информационные продукты и услуги:
издания (ГОСТ 7.5-98 СИБИД. Журналы, сборники, информационные издания.
Издательское оформление публикуемых материалов; ГОСТ 7.23-96 СИБИД. Издания
информационные. Структура и оформление); каталоги промышленные (ГОСТ 7.22-80 СИБИД.
Промышленные каталоги. Общие требования, ГОСТ
7.51-98 СИБИД. Карточки для каталогов и картотек. Каталогизация в
издании. Состав, структура данных и издательское
оформление ); аннотации (ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76)СИБИД. Реферат и аннотация. Общие требования) и
др.
Таким образом,
регламентирована лишь незначительная часть разнообразного ассортимента
информационных продуктов и услуг.
5.4.
Обеспечивающие средства
Обязательным
компонентом производства информационных продуктов и услуг являются
обеспечивающие средства В результате анализа было выявлено, что 31% стандартов
исследованного массива имеют объектом стандартизации обеспечивающие средства.
Среди них: лингвистические (ГОСТ 21551-76 Язык программирования АЛГАНС; ГОСТ Р 50754-95 Язык описания аппаратуры цифровых систем VHDL. Описание языка); программные (ГОСТ
Р ИСО/МЭК ТО 12182-2002 Информационные технологии. Классификация программных
средств); технические (ГОСТ Р 50739-95 Средства вычислительной техники. Защита
от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования; ГОСТ 27587-88 Средства технические аналоговой вычислительной техники. Общие
технические условия) и др.
5.5. Качество информационных продуктов и услуг
Следующим
атрибутом технологии является качество информационных продуктов и услуг.
Качество определяет, насколько полученные продукты и услуги соответствуют
предъявляемым к ним требованиям. К сожалению, стандартов, регламентирующих
качество в области библиотечных и информационных технологий, всего 6% от общего
количества проанализированных стандартов. К ним относятся: ГОСТ 28195-89 Оценка
качества программных средств. Общие положения. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000
Информационная технология. Пакеты программ. Требования к качеству и
тестированию и другие
Именно стандарты
на качество и эффективность определяют критерии информационной деятельности.
В области
библиотечных и информационных технологий выявлен лишь один стандарт, что
составляет 0,2% экспериментального массива, определяющий эффективность
деятельности. Найденный стандарт регламентирует эффективность
автоматизированных систем управления (ГОСТ 24.702-85 Единая система стандартов
АСУ. Эффективность АСУ. Основные положения.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|